Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с ро­дом этого слова; формировать умение выполнять работу с обрат­ным словарем, выписывать слова, основы которых оканчиваются на и -шь.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно находить информацию (текстовую, 1рафическую, изобрази­тельную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­
вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией


 

- Сравните обе записи. Чем они различаются? Чем похожи?

II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучеб­ные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах определения рода; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)

- Как определить род слов-названий предметов?

- Откройте обратный словарь на букву ч. Есть ли среди слов- названий предметов, основа которых оканчивается на ч, слова жен­ского рода? (Нет.) Среднего рода? (Нет.) Какого рода эти слова? (Мужскогорода.) Выпишите пять любых слов.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще- учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказы­вания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Откройте обратный словарь на букву ь. Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -чь. Выпишите пять любых слов. Какого рода все эти слова? (Женскогорода.)




М. р.

Трубач

бО!ЛЧ тягач циркач ткзч

Ж. р.

Печь

речь течь

ДОЧЬ


- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны слова «печь» и «течь», а другие слова написаны по одному разу? (Эти слова обозначают слова-названия действий и слова-названия пред­метов.)

- Какой вывод вы можете сделать о работе ь? (Ь показывает, что все слова-названия женского рода.)

- Какой вывод вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на или -чь! (Слова мужского рода, основа которых оканчивается на шипящий звук, пишутся без ь, слова женского рода - с ь.)

- На какие две группы можно поделить слова-названия предме­тов вупражнении 118? Запишите их правильно.




М. р.

Плач,

трубач,

мяч,

москвич

Ж. р.

Печь, мелочь, речь, ночь.


 


 


- Откройте обратный словарь на букву ш. Предположите, како­го рода слова. Зачитайте список слов полностью. (Все слова муж­ского рода.)

- Откройте словарь на -ь, на -шь, прочитайте список слов и пять из них запишите. Вывод о работе: ь - указывает, что сло- ва-названия предметов женского рода; о написании слов мужского и женского рода с основой на шипящий + ь.






М. р.

Шалаш, ковш,

Финиш,

марш, фарш.

Ж. р.

Гуашь.

вошь.

брошь.

ветошь,

глушь.


 


 


IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Диктант-загадки.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Стоит баба в углу, а рот - в боку. Летом спит, зимой ест; Тело тепло, а крови нет.

(Печь.)

Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь.)

Махнула птица крылом и накрыла весь свет одним пером.

(Ночь.)

При виде еды не считают ворон, Бросаются дружно с обеих сторон: Один - разрезает, другая - цепляет, Обоим работы в тарелке хватает.

(Нож и вилка.)

Кинешь в речку - не утонет. Бьешь о стенку - он не стонет. Будешь оземь кидать - Станет кверху летать.

(Мяч.)

Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш.)

Урок 64





Дата: 2019-02-19, просмотров: 567.