Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ ВИДНО НА ПИСЬМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: учить работать с обратным словарем, находить слова на -жка.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить информацию (текстовую, графическую) в словаре и учебнике, ана­лизировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.

ZEBSZ.

- Какое слово здесь «спряталось»'/ (Чередование.) Какие чере­дования звуков на письме вы знаете?

II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск необходимой информации для выпол­нения учебных заданий с использованием учебника и словаря; ло­гические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о чередовании согласных в корне.)

- Какие чередования мы называем видимыми на письме?

- В корне слова могут чередоваться и другие звуки.

- Откройте обратный словарь на букву х. Среди слов с основой на х найдите такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпишите эти слова парами.

^апа^ — запашок,                горох1—горошек,

смех - смешок,                      слух - слушок,

орех^- орешек,                     "петух - петушок,

сти21 - стишок,                     пастух - (тастущок.

- Подчеркните чередующиеся согласные в корне.

ILL Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: прини­мают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуника­тивные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

-В упражнении 105 образуйте родственные слова-назва­ния признаков от данных слов, (воздух - воздушный, снег - /снеж- ный, книга - книжный.)

- Запишите слова парами. Выделите корни. Подчеркните бук­вы, которые обозначают чередующиеся звуки.

- Какие звуки чередуются во 2-й паре слов? ([к] / [ж].) Какие звуки чередуются в 3-й паре слов? ([г] / [ж].)

- Прочитайте диалог Маши и Миши. Кто из них прав?

- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -жка. Какая трудность есть в написании этих слов? (На месте буквы «ж» слышим звук [ш].)

- Как можно проверить эти слова? Выпишите пять любых слов вместе с проверкой по образцу.

Бума[ш]ка - бума[ж]ечка,                 кни[ш]ка - кни[ж]ечка,

теле[ш]ка - теле[ж]ечка,                    коври[ш]ка - коври[ж]ечка,

засте[ш]ка - засте[ж]ечка,                 но[ш]ка - но[ж]енька.

- Какие звуки чередуются в корнях этих слов? ([ш /ж], [ш /г].)

- Это разные звуки? Какими буквами они обозначены? Это разные буквы или одинаковые? Это чередование звуков видно на письме? По­чему в первом слове каждой пары можно сделать ошибку?

IV. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, из словаря и учебника; логические - осуществляют анализ че­редующихся звуков в корне слова. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно восприни­мают оценку учителя.)

- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны. Какую бук­ву писать в корне слова, если на месте парного согласного слышит­ся глухой звук?

- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -шка. Какую ошибку можно сделать в написании этих слов? Как можно поверить?

- Выпишите слова по образцу.

Руба[ш]ка - руба[ш]ечка,                  пта[ш]ка - пта[ш]ечка,

бука[ш]ка - бука[ш]ечка,                  ча[ш]ка - ча[ш]ечка.

рома[ш]ка - рома[ш]ечка,

- Есть ли чередование звуков в корнях этих слов? (Нет.) Поче­му они тем не менее требуют проверки? (Парные согласные необ­ходимо проверять.)

- С какими словами их можно спутать?

- Прочитайте пары слов на плакате Летучей Мыши. Какие зву­ки чередуются в корнях этих слов? ([ui] / [г].)

- Какие буквы мы пишем на месте чередующихся звуков: оди­наковые или разные? (Разные буквы.) Это чередование видно на письме? (Видно.)

- Откройте обратный словарь на -жка. Выберите пять слов, чтобы показать чередование звуков [ш] и [г], которое видно на письме.

Стри[ш]ка - стри[г]у,                          фля[ш]ка - фля[г]а,

подру[ш]ка - иодру[г]а,                     дворня[ш]ка - дворня[г]а.

пичу[ш]ка- пичу[г]а,

V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 59, 61.

Задание 59.

На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

Задание 61.

Родственные слова: заяц - зайчиха, зайчонок;

еж - ежиха - ежонок; слон - слониха - слоненок.

Неродственные слова: конь - лошадь - жеребенок;

бык - корова - теленок; петух - курица - цыпленок.

Урок 59

Дата: 2019-02-19, просмотров: 538.