Тема: СЛОВА, У КОТОРЫХ НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель деятельности учителя: учить выделять в слове корень, подбирая родственные слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся понимать и объяснять несколько значений одного слова, самостоятельно дифференцировать различные формы слова, находить и графиче­ски обозначать корень слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (ме- тапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - исполь­зуют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать сущест­вование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оп­понента); личностные - осознают свои возможности в учении, спо­собны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.




Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 


 


- Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложе­ние.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: осоз­нанно строят речевое высказывание в устной форме о много­значных словах, осуществляют поиск необходимой информации.)

- Какие слова называются многозначными?

- Прочитайте вупражнении 74 стихотворение А. Шибаева по очереди каждую строку, комментируя ее. (Норка вылезла из норки: первое слово «норка» - зверек, второе - жилище зверька. «И пошла к знакомой норке»: слово «норка» - зверек. «В норку норкину зашла»: слово «норка» (здесь форма «в норку») — жилище. «Норку в норке не нашла»: первое слово - зверек, второе - жили­ще. «Если в норке нету норки»: первое слово - жилище, второе - зверек. «Может, норка возле норки?»: первое - зверек, второе - жилище. Последнее предложение: «Норка - здесь, А норки нет»: первое слово — жилище, второе - зверек.)

- Спишите два первых предложения и подчеркните слово «норка» в значении «зверек» одной чертой, а слово «норка» в зна­чении «жилище зверька» - волнистой линией.

Норка вылезла из норки.

И пошла к знакомой норке.

- Вам пришлось задавать вопросы, чтобы узнать, где «норка» - зверек, а где - жилище? А что помогло догадаться в последнем предложении?

- К какому слову из двух имеет отношение слово «нора»: нор­ка1 - зверек; норка2 - жилище зверька? (Норка2 - жилище зверька.)

III. Изучение нового материала. (Коммуникативные: учас­твуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют и аргу­ментируют собственное мнение.)

- Запишите предложение вупражнении 75.

- Выпишите сначала основу, а затем все словосочетания. Сколько их в предложении? (Два.)

Норка нашла норку в норке.

кого?

нашла норку;                       нашла в норке.

- Прочитайте скороговорку В. Борисова. Проверьте, правильно ли записаны согласные звуки.

- Сколько твердых согласных во всех словах? (2 звука - [н], [ц].) Прочитайте диалог Миши и Маши. Кто из них прав?

- Прочитайте слова в упражнении 77. Выпишите только родственные слова, то есть разные однокоренные слова. Разные (jyyMbi одного слова не выписывайте. Выделите корень слова: домашний, домовой, Зом

- Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово. (Лишнее слово - «Игорь».)

- Запишите родственные слова столбиком. Выделите корень. (Играть, игра, игрушка, игрушечный, Игровой.)

-Прочитайте задание в упражнении 78. Вернитесь к уп­ражнению 56 на с. 84. Перечитайте первые два вопроса.

- Как вы думаете: листок (бумага) и листок (дерева) - это раз­ные слова или одно слово с разными значениями? Есть ли какое- нибудь сходство между листком дерева и листком бумаги? Слу­чайно ли то и другое названы словом «листок» или это не случай­но? Проверьте по толковому словарю. Как вы думаете, какое зна­чение появилось раньше? (Листок с дерева.)

- Прочитайте вупражнении 79 стихотворение Э. Мошков- ской. Что именно в небе поэтесса называет барашками? (Кудрявые облака.) А в море? (Волны.) Почему горы поэтесса тоже называет барашками? Чем все эти ненастоящие барашки похожи на бараш­ков-животных?

- Как же появляются многозначные слова?

- Прочитайте в упражнении 80 отрывок из стихотворения Т. Крюковой. Что означает первое выделенное слово? Это голов­ной убор? Или это то, что покрывает верхушку горы? (Это снег на вершине горы.)

- Есть два разных слова «шапка» или это одно слово с разными значениями? (Это одно слово с разными значениями.)

- Елочки действительно кутаются «в шали» (большие платки)? Правда ли, что лес покрыт «пуховым одеялом»?

- Чем же лес покрыт в действительности? (Снегом.)

- Поэты и писатели часто используют то, что у слова может быть несколько значений. Иногда поэты сами придают слову новое значение.

IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 40. (Регуля­тивные: осмысливают текстовый материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и по­шаговый контроль.)

- Вам предлагаются слова, у которых корни пишутся и произ­носятся одинаково (омонимичные корни -вод- (вода       ) и -вод- (во­дить), распределить на две группы родственных слов. В первый «домик» надо записать слова с корнем -вод-, которые по смыслу связаны со словом «вода». Во второй «домик» - слова с корнем -вод-, по смыслу связанные со словом «водить». (Нельзя говорить: «образованы от слов "вода" или "водить"»!)

-вод-                                        -вод-

1. Вода.                                  1. Водить.

2. Водица.                             2. Поводок.

3. Наводнение.                     3. Проводы.

4. Водяной.                           4. Проводница.

5. Паводок.                            5. Поводырь.

6. Водник.                              6. Водитель.

Ребус, слово «магазин» (маяк-газин).

- Новые словарные слова: корова, молоко, посуда - вставьте в отрывок из стихотворения С. Черного.

Пришла во двор корова: «Му! Я здорова, Раздуты бока, - кому молока?»

- В задании 41 не допускайте ошибок. Слова должны быть од- нокоренными.

Куры - в курятнике. Конь - в конюшне. Скворец - в сквореч­нике. Свинья - в свинарнике. Голуби - в голубятне. Корова - в ко­ровнике. Муравей - в муравейнике.

Записи: корова - хлев, куры - птичник, муравей - в лесу и т. д. - ошибочны.






Урок 44

Дата: 2019-02-19, просмотров: 509.