III. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Сравните вупражнении 37 слова в парах: мел - мель, пыл - пыль. Что означает слово «пыл»? Проверьте себя по толко­вому словарю. Какого рода первое слово в каждой паре? (Мужско­го рода.) Докажите, что у этих слов нулевое окончание.

- Какого рода второе слово в каждой паре? (Женского рода.) Докажите, что у этих слов нулевое окончание.


ме[л] □ мел[а] мел[у] мел|ом|

ме[л'] □ мелГй! мел 0 мель[ю1

Есть

нет

дам

любуюсь


- Почему последние буквы в словах «мел» и «мель» записаны звуками?

- Какое «открытие» мы сделали, работая над упражнением? (У слов женского рода могут быть нулевые окончания.)

- Запишите первые 8 слов с основой на -ль в 2 столбика по ро­дам. Что получилось? (Одинаковое количество слов - по 4.)

- Докажите, что у двух слов разного рода нулевые окончания. Например: дета[л'], февра[л'];

детал/и, феврал/я; детал/и, феврал/ю; деталь/ю, феврал/ем.

Логика рассуждения такова: поскольку в других формах у слов деталь и февраль окончания появляются, значит, в самой первой форме у этих слов окончания есть - нулевые окончания, что можно показать дважды, как об этом просит учебник: дета[л'11 I, фев- ра[л'0; деталь| I, февраль|~].

- Поработайте в упражнение 39 еще со словами мужского и женского рода, имеющими мягкую основу. Распределите первые 10 слов с основой на -нь в 2 столбика по родам. (Получили одинако­вое количество слов - по 5 слов. Все эти слова - с нулевыми окон­чаниями, и возле каждого выписанного слова поставили пустые квадратики нулевых окончаний.)

Слова тюлень и сирень должны записать так: тюле[н'], си- ре[н'], а затем письменно доказать, что у этих слов - нулевые окончания: тюле[н'], сире[н'];

тюлен/я, сирен/и; тюлен/ю, сирен/и; тюлен/ем, сирень/ю.

Поскольку в других формах у слов тюлень и сирень окончания появляются, значит, в самой первой форме у этих слов окончания есть - нулевые окончания, что можно показать так: тюле[н'll I, си- ре[н'0; или так: тюлень| |, сирень| |.

- Возвращаемся к плакату Летучей Мыши на с. 59, перечитайте пункт 2. Чем пополнили только что полученные знания? (У слов

женского рода могут быть не только окончания -а, -я, но и нуле­вые окончания.)

- Запишите по три разных примера на данное утверждение.


Красавиц [а], сказкЦ], радуг[а].

Тет{я], фантази[я], яблон[я].


 


 









IV. Итог.

- Отгадайте загадки. Определите род слов-отгадок.

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел - м. р.)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро - ср. р.)

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка - ж. р.)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка - ж. р.)

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух - м. р.)

Я молча смотрю на всех и смотрят все на меня. Веселые видят смех, с печальными плачу я. Глубокое, как река, я дома на вашей стене. Увидит старик - старика, ребенок - ребенка во мне.

(Зеркало - ср. р.)

Урок 27

Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

Цели деятельности учителя: учить определять род слов- названий предметов типа «хор» и «хорь»; формировать умение вы­делять окончания слов с ь на конце.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять окончания слов-названий предметов с ъ на конце.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­
ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - ис­пользуют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать по­зицию партнера (оппонента); личностные осознают свои возмож­ности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо­любием.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 630.