Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить определять род слов- названий предметов; формировать умение выписывать из обратно­го словаря слова-названия предметов разного рода.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять род слов-названий предметов, находить инфор­мацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре, ана­лизировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.


 

- Сравните оба слова.

- На какие вопросы они отвечают?


II. Актуализация опорных знаний.

- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? Како­го рода могут быть эти слова? Как определить женский род, муж­ской род, средний род?

- Прочитайте в упражнении 28 стихотворение М. Грозов- ского «Снегирь». Выпишите слова-названия предметов, выделен­ные жирным шрифтом, столбиком. Укажите, какого они рода. (Пустырь-м. р., снегирь-м. р., гость —м. р., гроздь - ж. р.)

- Как слова на цветном фоне помогают подтвердить, что вы правильно указали род слов-названий предметов? (С помощью окончаний: заснеженн\ый\пустырь, сел[} снегирь, важн \ыи\гость, рябинов\ая\гроздь.)


- Докажите письменно, что каждое выписанное слово может изменяться по числам. (Пустырь^- пустырей], снегирь Q - снегир\й\, гостъ\Ц\ - гост\й\, гроздь Q - грозд\й\.)

- Найдите слово «снегирь» в словаре происхождения слов. Ка­кое слово дало ему жизнь? (Снег.)

- Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?

Снегирь - снег.

- Спишите предложения вупражнении 29, выбрав нужные окончания слов-названий действий.

- В скобках укажите род слов-названий предметов.

1) Дедушка (м. р.) читал [Ц(м. р.).

2) Мышь (ж. р.) побежал[а] (ж. р.).

3) Чучело (ср. р.) стоял[о] (ср. р.) на огороде.

4) Стекло (ср. р.) блестел[о] (ср. р.) на солнце.

5) Скворушка (м. р.) пелЦ (м. р.) песню.

6) Это был(а](ж. р.) шинель (ж. р.) отца.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: исполь­зуют и схемы, и таблицы для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме.)

- Рассмотрите схемы на доске:

D ВВШЕЕВ- 2 > ЕЗЕЗ-

- Какая схема соответствует первому предложению? Какая схема соответствует четвертому предложению? Сравните оконча­ния слов-названий предметов и окончания слов-названий действий, которые обозначают прошедшее время. Какой вывод можно сде­лать? (Окончания у слов-названий действий прошедшего времени становится таким же, как и у слов-названий предметов.)

Мам(а] - пел[а]                     ж. р.

лет[о1 - пелГо]                     ср. р.

мальчикЦ- пелЦ                   м. р.

- Замените слова-названия действий прошедшего времени на слова-названия действий настоящего времени. Сравните окон­чания этих слов.

Мама - по ет ж. р.

лето - по ет

ср. р.
мальчик - по|ет| м. р.
    57

 

- Какой вывод можно сделать? (По окончанию слов-названий действий настоящего времени нельзя определить род, так как все окончания одинаковые.)

- Выполните упражнение 30, работая в парах.

- Откройте обратный словарь на -ь. Найдите слова с основой на -ль. Устно по цепочке определите род каждого из этих слов.



М. р.

Лежал[а] деталь, был[а] сталь, был[а] печаль, лежал[а] шаль, стоял[а] ель.

- Запишите пять слов-названий предметов мужского рода вместе с любым из предлагаемых слов-названий действий: был (1 L -а, -о), лежал (1 L -а, -о), стоял (1 |, -а, -о). А сосед выполнит это же за­дание, но только со словами-названиями предметов женского рода.

Ж. р.

Был □февраль, стоял О корабль, лежал □ рубль, стоял О журавль, лежал Q щавель.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какие звуки поменя­лись со сменой буквы? Четко произнесите их. (Булки - белки, Гбулк 'и] - [б'элк 'и].)

- Изменился не только гласный звук (был звук [у], стал звук [э]). Изменился и согласный звук (был твердый звук [б], стал мяг­кий звук [б']).

- Спишите предложение с нужным словом. Подчеркните все трудные написания.

Посмотрите, тут и там белки скачут по ветвям!

Задание «Произноси правильно».

- Прочитайте стихотворение М. Высотской. Проверьте по сло­варю «Произноси правильно» произношение выделенного слова. (Скворечник - скворе[ш]ник.)

- Произнесите это слово несколько раз.

IV. Решение кроссворда.

По горизонтали:

2. Эти люди любят труд. Их крестьянами зовут. Назовите-ка скорее место, где они живут!

3. Это слово очень скромно, а зна­чение огромно: предприятие большое и станки промышленные.

По вертикали:

1. Зверь огромный, косолапый, он сосет в берлоге лапу.

Ответы: 2. Деревня. 3. Завод. 1. Медведь.

- Прочитайте выразительно стихо­творение М. Мревлишвили «Март».

Март хотя и плакса,               Глаз один в слезинках,

Но хитрец большой:               А в лучах другой.

- Расскажите все о слове «плакса». Какую особенность замети­ли? Какие еще знаете имена существительные, которые могут быть отнесены к мужскому роду? (Он соня - она соня, он растеря - она растеря, он невежа - она невежа.)

V. Итог. (Коммуникативные: строят понятные речевые выска­зывания, формулируют ответы на вопросы; регулятивные: прини­мают инструкцию педагога и четко следуют ей, адекватно воспри­нимают оценку учителя.)

- В пустые клетки впишите буквы. Что вы скажете о получив­шихся словах?

Отгадки:

а) Барабан, сарафан, караван, банан, сазан.

б) Кролик, коржик, коврик, козлик, ключик.

  а   а   а  
  а   а   а  
  а   а   а  
  а   а   а  
  а   а   а  

в)

  а   а   а н

б)

к       и к
  а   а   а н к       и к
  а   а   а н к       и к

 

  а   а н к       и к
  а   а н к       и к

а)

Урок 25


Дата: 2019-02-19, просмотров: 726.