Житие протопопа Аввакума» как новаторское житие. Несоответствие/соответствие житийному канону, новизна тем, критическая направленность произведения. Образ Аввакума
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Своеобразие идейного содержания и формы произведения. Протопоп Аввакум (1620-1681) был не только самым видным вождем, но и наиболее талантливым писателем старообрядчества. Он оставил более 60 сочинений, из которых для характеристики его личности, убеждений и литературной манеры особенно важно «Житие, им самим написанное», дошедшее до нас в трех редакциях. Отсюда же можно узнать и о его своеобразно героической жизни. В литературном отношении «Житие» Аввакума своеобразно сочетанием традиции и новаторства. Аввакум как герой «Жития» близок к типичными христианским подвижникам-аскетам, героям старинной житийной литературы. Подобно апостолам, ревностно проповедует о «слово божие» и обличает «безбожную лесть», принося в жертву своей истине все личное и «земное». Везде, где представляется случай, защищает он слабых и угнетенных от несправедливости и жестокости сильных. Принимая мучения с подобающим христианским смирением, он преследователей своих ведет к покаянию. Но в одном отношении Аввакум резко отличается от апостолов и подвижников: по его собственному признанию, он готов удержать свою веру насилием. Упрекая своих противников в религиозной нетерпимости, сам он ждет не дождется расправы над ними. С традиционными житиями произведение Аввакума сближается также описанием чудес, которыми автор подкрепляет истинность защищаемого им «божьего дела». В темнице Андрониевского монастыря к нему чудесно явился некто «не вем ангел, не вем человек», пищаль начальника не стреляет в протопопа; сам он исцеляет от болезней, изгоняет бесов; по его молитве в минуту жажды расступился лет на озере, и он напился. В «Житии» Аввакума резко проявилось и литературное новаторство. Традиционное житие он превратил в автобиографию, насыщенную острой полемикой. Автобиография Аввакума, первый в русской литературе опыт цельного рассказа о самом себе, развернута на широком бытовом и общественном фоне. Аввакум рассказывает не только о себе, но и о многих людях, друзьях и врагах, с которыми ему приходилось встречаться. Живо очерчен автором образ воеводы Пашкова, мучителя своих подчиненных и самого Аввакума. В сценах расправ со староверами неоднократно описывается и гл. враг Аввакума, не уступающий ему в силе воли, Никон. Перед читателями проходят и царь Алексей Михайлович и «духовные дщери» Аввакума (боярыня Морозова, Урусова и Данилова). Произведение в целом дает яркую картину русской жизни в момент острого религиозно-культурного перелома. Оригинальное по жанру «Житие» Аввакума занимает в древнерусской литературе видное место и по своей стилистической выразительности. Как в «Житии», так и в других своих произведениях, Аввакум выступает страстным агитатором и пропагандистом. Обращаясь к широкой и не особенно просвещенной аудитории, Аввакум резко упрощает все ему известные ему религиозные представления. Поэтому в его передаче, как раньше в апокрифах, библейские события и лица приобретают часто грубоватые бытовые черты. Например, «господь-бог» в представлении Аввакума оказывается «старым чудотворцем», «благохитрым» существо. Обличая корыстолюбие, жадность и обжорство официальных церковников, своих врагов, Аввакум часто пользуется сарказмом и иронией. По адресу Никона и его сторонников Аввакум изощренно и энергично мечет всевозможные браные эпитеты. Никона называет он «носатым и брюхатым борзым кобелем», «овчеобразным волком» и т.п. Для посланий же и писем друзьям-единоверцам он находит совершенно другие, ласковые обращения: «светы мои», «горемыки», «миленькие» и т.п. Язык сочинений Аввакума замечателен своим просторечием. Это живая русская речь, преимущественно посадская, иногда сохраняющая особенности сельского говора. Уважение к родному языку было положительной, прогрессивной стороной во взглядах Аввакума. Еще Тургенев восхищался «живой речью» Аввакума, который, по его мнению, «писал таким языком, что каждому писателю непременно следует изучать его. Высокую оценку мастерству Аввакума дал М.Горький, считавший Аввакума человеком «исключительной физической и духовной силы». По словам Горького, «язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остаются непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 117.