Жанр летописи. «Повесть временных лет»: основные идеи, сюжеты, герои. Принципы написания «ПВЛ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Летопись – один из первых оригинальных жанров литературы Древней Руси. Это систематическая, из года в год ведущаяся хроника. Летопись принадлежит к числу так называемых «объединяющих» жанров, поэтому в состав «Повести временных лет» вошли практически все основные жанры этого времени: воинская и историческая повести, житие, похвальное слово, поучение и др. Составление летописи заключалось в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слышали. Эти записи вместе с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах и событиях были сведены в отдельные своды, в дальнейшем попол-нявшиеся и видоизменявшиеся до тех пор, пока не составился тот первый, дошедший до нас свод, ко-торый носит заглавие: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». «Повесть временных лет» – выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший ста-новление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Создана повесть в первые десятилетия 12 в. В первоначальном виде «Повесть временных лет» до нашего времени не дошла, сохранилась лишь в более поздних копиях. Известны три редакции «П.в.л.». Первая редакция составлялась в начале 12 в. (ок. 1113 г., авторство приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору). Вторая редакция составлена игуме-ном Сильвестром в Выдубицком монастыре в 1116 г. (сохранилась в Лаврентьевской летописи), тре-тья – в Киево-Печерском монастыре около 1118 г. (сохранилась в Ипатьевской летописи»). События и факты, рассказанные в летописи, освещались летописцем с точки зрения класса феодалов, с позиции, угодной княжеской власти. Летописец — редактор сводов — неизменно оставался княже-ским публицистом.

Первые летописцы не просто фиксировали события, а являлись, по сути, исследователями. Они при-водили разные версии одного и того же события, обосновывали свой выбор в пользу той или иной версии, работали с документами, привлекали хроники других государств, тексты церковных записей, договоров, опирались на устные предания и родовые легенды. По словам академика Д.С.Лихачева: «В целом «Повесть временных лет» представляла для своего времени своеобразную историческую энциклопедию. Из нее можно было узнать и о происхождении славянской азбуки, об основах христи-анской религии, о происхождении рода русских князей и о многом другом». «Повесть временных лет» оказала значительное влияние на все последующие исторические сочине-ния. Сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов 15-16 вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая собою историю Нов-города, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и Московского государства. В литературе 18-19 вв. «Повесть временных лет» служила источником поэтических сюжетов и образов. Так, создавая свои произведения, обращались к материалам летописи А.П.Сумароков, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин и др.

Жанр, род летописи

Летопись — это один из жанров средневековой литературы. В Западной Европе он назывался «хро-ники». Обычно это описание легендарных и реальных событий, мифологических представлений. Академик Д.С. Лихачев по этому поводу говорил, что у древнерусской литературы был один сюжет — «мировая история» и одна тема — «смысл человеческой жизни». Летописцы не заносили в свои записи события частного характера, не интересовались жизнью простых людей. Как отмечал Д.С. Лихачев, «попасть в летописные записи — само по себе событие значительное». Русские летописцы не только записывали события в хронологической последовательности, но и создавали свод письмен-ных источников и устных преданий, а затем на основе собранного материала делали свои обобщения. Итогом работы становилось некое поучение. Летописный свод включает в себя как краткие погодные записи (то есть записи о событиях, проис-шедших в определенный год), так и другие тексты различных жанров (повести, поучения, притчи, предания, легенды, библейские сказания, договоры). Основным в летописи становится рассказ о ка-ком-либо событии, имеющий законченный сюжет. Прослеживается тесная связь с устным народным творчеством. «Повесть временных лет» содержит изложение древнейшей истории славян, а затем и Руси от первых

киевских князей и до начала XII в. «Повесть временных лет» не только историческая хроника, но од-новременно и выдающийся памятник литературы. Благодаря государственному взгляду, широте кру-гозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет», по словам Д.С. Лихачева, яви-лась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочине-нием, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, ли-тературно изложенной историей Руси». Тематика «Повесть временных лет» — первый общерусский летописный свод. В ней собраны исторические сведения о жизни Древней Руси, записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Дне-пру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь. Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, вещего Олега не встречаются в других источниках того времени, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князь-ями. Роль первых русских князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира) в борьбе с врагами, станов-ление Киевского княжества — основополагающая тема «Повести временных лет». Среди летописных текстов: рассказ о мести Ольги древлянам (945-946 гг.); рассказ о юноше и печенеге (992 г.); осада печенегами Белгорода (997 г.) — рассказ о смерти Олега от коня (912 г.) занимает особое место.

Идея анализируемого произведения

Основной идеей «Повести...» является осуждение автором распрей между князьями, призыв к объ-единению. Русский народ представлен летописцем как равный среди других христианских народов. Интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, чтобы «поучить» князей — современников политической государственной мудрости, разумному управле-нию государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками. Таким об-разом, древнерусская литература выполняла задачу по нравственному воспитанию общества, форми-рованию национального самосознания, выступала носителем гражданских идеалов.

Основные герои Повести временных лет

Героями летописей являлись в первую очередь князья. В «Повести временных лет» рассказывается о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневеко-вой Руси. Например, в центре внимания одной из редакций повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о визан-тийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи. И это не случайно. Как известно, Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу как пат-риот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государствен-ным деятелем, но и писателем. В частности, он написал «Поучение детям».

Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег. Князь Олег (? — 912) — первый киев-ский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родствен-нику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание. По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 г. (год смерти Рюрика) по 912-й. Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и преду-смотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летопи-сец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и не-веголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть... и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.

Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчи-вого.

Сюжет, композиция Повести временных лет

Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые до-ждями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».

Художественное своеобразие произведения

«Повесть временных лет», рассказывая о месте русского народа среди других народов мира, об исто-рии его становления, вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. В «Повести временных лет» наличествует как эпическое изображение, так и поэтическое отношение к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» — это не только произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве. Перед нами литературное произведение, созданное на основе устных расска-зов. Именно устным источникам «Повесть временных лет» обязана и своим великолепным, сжатым и выразительным языком. Историзм, лежащий в основе древнерусской литературы, предполагал некую идеализацию изображаемого. Отсюда художественное обобщение, отсутствие изображения внутрен-ней психологии героя, его характера. Вместе с тем в летописи явно прослеживается авторская оценка.

Особенностью «Повести временных лет» является необычайно для того времени поэтический слог. Стиль летописи лаконичен. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к посло-вицам и поговоркам. В основном летопись содержит церковнославянскую лексику, которая тесно пе-реплетается с разговорным русским языком. Отражая действительность, летопись отражает и язык этой действительности, передает речи, которые были на самом деле произнесены. В первую очередь это влияние устного языка сказывается в прямой речи летописей, но и речь косвенная, повествова-ние, ведущееся от лица самого летописца, в немалой степени зависит от живого устного языка своего времени — прежде всего в терминологии: военной, охотничьей, феодальной, юридической и т.д. Та-ковы были те устные основы, на которых зиждилось своеобразие «Повести временных лет» как па-мятника русской исторической мысли, русской литературы и русского языка. Значение произведения «Повесть временных лет»

Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с ис-торией восточноевропейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь со всемирной историей. «Повесть временных лет» — это не только образец древнерусской литературы, но и памятник куль-турной жизни народа. Сюжеты летописи широко использовали в своем творчестве многие поэты. Особое место принадлежит знаменитой «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Поэт рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба бе-регла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении зву-чит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня: «Из мертвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала». Рассказанная А.С. Пушкиным ле-генда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Формирование летописи:

Гипотеза А.А.Шахмaтова: В 1039 г. в Киеве учредили митрополию -самостоятельную церковную организацию. При дворе мит-рополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе "Древнейшего Киев-ского свода" в 1050 г. возникает "Древний Новгородский свод". В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя "Древнейший Киевский свод", составил "Первый Киево-Пе-черский свод", куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Яро-слава Мудрого (1054). На основании "Первого Киево-Печерского свода" и "Древнего Новгородского свода" 1050 г. созда-ется в 1095 г. "Второй Киево-Печерский свод", или, как его сначала назвал Шахматов, "Начальный свод". Автор "Второго Киево-Печерского свода" дополнил свои источники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. "Вто-рой Киево-Печерский свод" и послужил основой "Повести временных лет", первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и третья - неизвестным автором - духовником князя Мстислава Владимировича. Гипотеза Д. С. Лихачева: Д. С. Лихачев сделал нтересные уточнения гипотезы Шахматова. Он отверг возможность существо-вания в 1039 г. "Древнейшего Киевского свода" и связал историю возникновения летописания с кон-кретной борьбой, которую пришлось вести Киевскому государству в 30-50-е годы XI столетия про-тив политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превра-тить русскую церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности древнерус-ского государства. Исследователь предполагает, что в 30-40-е годы XI в. по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет "Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси". Д. С. Лихачев предполагает, что "Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси" были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константи-нополь не был согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим грека Ефрема), и "Сказания", носившие антивизантийский характер, не получили здесь дальнейшего развития. Центром русского просвещения, оппозиционно настроенным против митро-полита-грека, с середины XI в. становится Киевско-Печесрский монастырь. Здесь в 70-х годах XI в. происходит оформление русской летописи. Составитель летописи - Никон Великий. Он использовал "Сказания о распространении христианства", дополнил их рядом устных исторических преданий, рассказами очевидцев, в частности воеводы Вышаты, историческими сведениями о событиях совре-менности и недавних дней. Гипотеза Б. А. Рыбакова: Б. А. Рыбаков, анализируя текст начальной русской летописи, предполагает, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства (с 867 г.) при княжении Ас-кольда. В конце X столетия, в 996-997 гг., был создан "Первый Киевский летописный свод", обоб-щивший разнородный материал кратких погодных записей, устных сказаний. Свод этот был создан при Десятинной церкви, в его составлении приняли участие Анастас Корсунянин - настоятель со-бора, епископ Белгородский и дядя Владимира, Добрыня. Свод давал первое историческое обобще-ние полуторавековой жизни Киевской Руси и завершался прославлением Владимира. В это же время, предполагает Б. А. Рыбаков, оформляется и Владимиров цикл былин, в котором давалась народная оценка событий и лиц, тогда как летопись знакомила с придворными оценками, с книжной культу-рой, дружинным эпосом, а также с народными сказаниями. Разделяя точку зрения А. А. Шахматова о существовании Новгородского свода 1050 г., Б. А. Рыбаков считает, что летопись была создана при деятельном участии новгородского посадника Остромира и эту "Остромирову летопись" следует датировать 1054-1060 гг. Она была направлена против Ярослава Мудрого и варягов-наемников. В ней подчеркивалась героическая история Новгорода и прославля-лась деятельность Владимира Святославича и Владимира Ярославича, князя новгородского. Лето-пись носила чисто светский характер и выражала интересы новгородского боярства. Б. А. Рыбаков предлагает интересную реконструкцию текста "Повести временных лет" Нестора. Выдвигает гипо-

тезу об активном личном участии Владимира Мономаха в создании второй, Сильвестровой, редак-ции. Третью редакцию "Повести временных лет" исследователь связывает с деятельностью сына Мо-номаха Мстислава Владимировича, который пытался противопоставить Киеву Новгород. Таким об-разом, вопрос о начальном этапе русского летописания, о составе, источниках "Повести временных лет" является весьма сложным и далеко не решенным. Несомненно, однако, то, что "Повесть времен-ных лет" - результат большой сводческой редакторской работы, обобщивший труд нескольких поко-лений летописцев

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 270.