Основные особенности ДРЛ. Жанровая система ДРЛ. Периодизация ДРЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные особенности ДРЛ. Жанровая система ДРЛ. Периодизация ДРЛ.

Особенности:

 

1). Патриотическое содержание, служение русской земле.

2). Главная тема – мировая история и смысл человеческой жизни.

3). Слава русской красота, тождество добра и зла.

4). Историзм, факты.

5). «Литературный этикет» = установление норм, правил.

6). Появляется с возникновением государства.

7). Своеобразие зависит от стиля и жанра.

8). У каждого произведения есть ЦЕЛЬ = для чего написано.

9). Традиции ДРЛ дошли до литературы 19-20 вв.

 

ЖАНРЫ (заимствованы у Византии):

 

А). Первичные:

 

1). Житие – канонизирование человека после смерти (воспитательная функция),

2). Красноречие – политические, дидактические и торжественные,

3). Поучение – идеальная модель поведения человека,

4). Слово («Слово о полку Игореве»),

5). Повесть – текст эпического характера, повествующий о княжеских преступлениях.

 

Б). Объединяющие:

 

1). Летопись – исторические события,

2). Хронограф – тексты 15-16 вв.,

3). Четьи-минеи – о святых,

4). Патерик – описание жизни святых отцов.

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

 

1). Литература Киевской Руси (11-13 вв):

- появление 1-х церковно-служебных и историческо-повествовательных произведений

-

- 2). Литература феодальной раздробленности и борьбы за объединение северно-восточной Руси (13-15):

- Интерес к психологии отдельного человека.

-

3). Литература периода создания и развития центр. Русского государства (16-17):

- официальный характер литературы,

- Преображение средневековой литературы в литературу нового времени.

Определение жития. Эволюция жанра жития в ДРЛ (основные тексты 11-17 вв.)

 

Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

 

Каноны жития

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.

Святой рождался святым, а не становился им.

Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.

Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

Святой не боялся смерти.

Заканчивалось житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Основные особенности ДРЛ. Жанровая система ДРЛ. Периодизация ДРЛ.

Особенности:

 

1). Патриотическое содержание, служение русской земле.

2). Главная тема – мировая история и смысл человеческой жизни.

3). Слава русской красота, тождество добра и зла.

4). Историзм, факты.

5). «Литературный этикет» = установление норм, правил.

6). Появляется с возникновением государства.

7). Своеобразие зависит от стиля и жанра.

8). У каждого произведения есть ЦЕЛЬ = для чего написано.

9). Традиции ДРЛ дошли до литературы 19-20 вв.

 

ЖАНРЫ (заимствованы у Византии):

 

А). Первичные:

 

1). Житие – канонизирование человека после смерти (воспитательная функция),

2). Красноречие – политические, дидактические и торжественные,

3). Поучение – идеальная модель поведения человека,

4). Слово («Слово о полку Игореве»),

5). Повесть – текст эпического характера, повествующий о княжеских преступлениях.

 

Б). Объединяющие:

 

1). Летопись – исторические события,

2). Хронограф – тексты 15-16 вв.,

3). Четьи-минеи – о святых,

4). Патерик – описание жизни святых отцов.

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

 

1). Литература Киевской Руси (11-13 вв):

- появление 1-х церковно-служебных и историческо-повествовательных произведений

-

- 2). Литература феодальной раздробленности и борьбы за объединение северно-восточной Руси (13-15):

- Интерес к психологии отдельного человека.

-

3). Литература периода создания и развития центр. Русского государства (16-17):

- официальный характер литературы,

- Преображение средневековой литературы в литературу нового времени.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 598.