Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г.Картрайт: сплоченность – та степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе. Исследования групповой сплоченности опирались на понимание группы, прежде всего, как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Социометрия предложила рассмотреть индекс гр. сплоченности как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов.

Л.Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.

Т.Ньюком: интерпретация сплоченности через понятие согласия.

А.Бейвелас: групповое единство в достижении целей. Операциональные цели группы – построение оптимальной системы коммуникаций, а символические – цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы.

Главные переменные групповой сплоченности:

1. Мотивационная основа привлекательности группы.

2. Побудительные свойства группы.

3. Ожидание благоприятных последствий от членства в группе.

4. Субъективный эталон привлекательности отношений.

Факторы сплоченности: сходство ориентаций и ценностей и пространственная близость.

А.В.Петровский: теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Отношения в группе строятся на основе сходства ценностных ориентаций.

Слой В – непосредственные эмоциональные контакты

Слой Б – ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство), отношения опосредуются совместной деятельностью.

Слой А – ядро, совместная групповая деятельность и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

 

Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, кот. и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер м. выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.

В западной психологии руководство и лидерство – тождественные понятия, в отечественной – различные (Б.Д.Парыгин)

Лидерство Руководство
Регуляция межличностных отношений Регуляция официальных отношений
Микросреда Макросреда – связь со всей системой общественных отношений
Стихийно возникает Назначается, выбирается и т.п.
Нестабильно Стабильно
Нет права на применение санкций Есть санкции
Непосредственное принятие решения Сложный процесс принятия решения
Малая сфера действия Широкая сфера действия.

Теории происхождения лидерства.

1. Теория черт (К. Бэрд) – лидер обладает определенным набором привлекательных черт.

2. Ситуативная теория лидерства: лидер может лучше других актуализировать присущие ему черты в данной ситуации; у кого оказались качества, наиболее подходящие для ситуации, тот и лидер.

3. Системная теория лидерства – лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включает в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением.

4. Р.Л.Кричевский – концепция ценностного обмена: ценностные характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

5. Когнитивисты рассматривали лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа – внешним.

6. Интеракционисты рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер – группа, а лидера с каждым отдельно

Дата: 2019-02-18, просмотров: 2314.