ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источником психодинамического направления является психоанализ.

Основные проблемы – социально-психологические проблемы групповых процессов; эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей. Групповое поведение строится по тем же законам, что и индивидуальное, группа – коллективный субъект, имеющий сознание и бессознательное.

Теории:

1. Теория группового функционирования (В.Байон)

По аналогии с сознанием и бессознательным у отдельной личности, существуют два плана группового функционирования:

- решение задачи групповой деятельности – осознанный;

- групповая культура – неосознанный (коллективные защитные механизмы группы).

Чаще всего проблемы группы заключаются в недостатках неосознаваемой групповой культуры.

2. Теория группового развития (В.Беннис , Г.Шепард)

Две стадии развития группы:

- решение вопроса о власти (прежде всего, определяется лидер);

- решение вопроса о взаимозависимости (после решения вопроса о лидерстве регламентируются отношения между остальными членами группы).

3. Трехмерная теория интерперсонального поведения (В.Шутц)

Социальное поведение человека определяется тремя межличностными потребностями: потребность во включенности в группу, потребность в контроле, потребность в любви. В зависимости от того, насколько эти потребности были реализованы в детстве (недостаточно, нормально или избыточно), человек соответствующим образом ведет себя в группе. В группе важна совместимость ее представителей, она может быть основана на обмене, на дополнительных потребностях или на реципрокных отношениях.

Этапы развития группы: включенность, контроль, любовь.

 

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Источником данного направления является социология.

Основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок, социальная роль, референтная группа, процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия.

Теории:

1. Теория символического интеракционизма (Дж.Мид)

Люди действуют на основе значений предметов и явлений окружающего мира. Значения формируются в процессе социального взаимодействия. Взаимодействие осуществляется на основе значений – символов. Поведение человека – результат приянтия установок других людей в единую общую установку «обобщенного другого».

Структура личности:

- I – «Я действующее», активное, импульсивное, творческое;

- Me – «Я рефлексивное», наблюдающее, нормативное, контролирующее;

- Self – самость, результат взаимодействия «I» и «me».

2. Ролевые теории (Р.Линтон , Р.Мертон, Т.Сарбин)

Социальная роль (Р.Линтон):

- система социальных ожиданий от поведения человека в соответствии с его статусом (положением в обществе и группе);

- система собственных ожиданий человека от самого себя (модель собственного поведения в соответствии со статусом);

- открытое наблюдаемое поведение.

Классификация ролей (Т.Сарбин):

предписанные и достигнутые,

активные и латентные.

Ролевые конфликты (Р.Мертон):

- внутриролевые (противоположные требования к человеку в рамках одной роли);

- межролевые (различные роли – различные, часто несовместимые требования).

3. Теория референтных групп (Г.Хайманн , М.Шериф, Т.Шибутани)

Референтная группа (Г.Хайманн) – группа, нормы и ценности которой человек полностью и безусловно разделяет.

Необязательно человек является членом референтной группы: группы членства и референтные группы могут не совпадать (М.Шериф).

Функции референтных групп:

- нормативная;

- сравнительно-оценочная;

- побудительная.

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 2794.