ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА ТРАНСПОРТИРОВКИ РАЗНЫХ СОРТОВ НЕФТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система магистральных нефтепроводов Транснефти создана в 60-х - 80-х гг. в соответствии с требованиями централизованного планового управления народным хозяйством. Основной технологией нефтепроводного транспорта была принята перекачка смеси нефти различного качества, что обеспечивало потребности отечественной нефтепереработки: малосернистые нефти направлялись на НПЗ, ориентированные на специальные производства (например, электродный кокс); высокосернистые - на те немногие модернизированные НПЗ, которые обладали развитыми процессами гидроочистки и могли эффективно перерабатывать высокосернистые нефти. Такое распределение потоков нефти различного качества по направлениям закреплено нормативным документом, «Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти»,

Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти

"..."схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти" - документ, утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации, нормирующий технологические направления грузопотоков нефти и массовую долю серы в них с учетом технологической возможности транспортировки нефти от пунктов приема до пунктов сдачи нефти и технологических процессов переработки нефти на заводе и требований к качеству экспортных поставок..."

В соответствии с нормами, заданными Схемой, технология формирования потоков нефти осуществляется в системе по двум вариантам: «в чистом виде» и «в смеси».

Формирование потоков «в чистом виде» подразумевает выбор нефти строго определенного класса и ее дальнейшую транспортировку по специально выделенному транспортному коридору.

 Формирование потока по типу «в смеси» осуществляют путем простого или многократного смешения нефти различных классов, вовлекаемых в конкретный транспортный поток. Такая технология формирования потоков доминирует в Схеме. В то же время она наиболее сложная по организационной структуре, так как требует координации не только качества, но и количества нефти конкретного класса, участвующей в смешении.

Процесс формирования качества нефти в транспортных потоках выполняется на станциях смешения нефти, где в строго заданных долевых соотношениях смешивают нефти с различным содержанием серы. С целью обеспечения норм качества, установленных Схемой для потоков, выходящих из узла смешения нефти, определено количество высокосернистой нефти, которое можно принять в конкретный транспортный поток.

Современное состояние Схемы находится на пределе возможности, когда еще сохраняется ее устойчивая работа, однако уже нет демпфирующей способности, что не позволяет разместить больший объем высокосернистой нефти из района Башкирии. Вот почему компания Транснефть требует жесткой исполнительной дисциплины от поставщиков, введя ограничения по некоторым направлениям поставок с целью соблюдения норм качества, установленных Схемой.

 На фоне естественного старения изменяется структура добычи нефти, сдвигаясь в сторону месторождений с тяжелыми, высокосернистыми нефтями. Реакцией на возмущения, вызванные изменением структуры добычи, является ухудшение качества нефти в транспортных потоках.

Транснефтью была разработана технология, получившая название «компаундирование» - «управляемое смешение». При простом, неуправляемом смешении значения показателей качества нефти в потоке нестабильны во времени и варьируются в некотором диапазоне вследствие реализации разных режимов перекачки. При компаундировании, т.е. управляемом смешении, характерную нестабильность потока сглаживают путем дозированной подкачки подготовленной к компаундированию высокосернистой нефти в поток нефти лучшего качества на тех направлениях поставки, где в данный момент, в соответствии с конкретной оперативной обстановкой, имеется запас качества.

На регулируемых потоках установлены заслонки-регуляторы.
Регулирование производится в несколько этапов, например в три:

· регулирование по отношению расходов регулируемых потоков,

· регулирование по давлению на входе одного из потоков,

· регулирование по содержанию серы в выходном потоке.

Для обеспечения данного режима регулирования контролируются следующие параметры параметры:

· плотность нефти в потоке,

· температура нефти в потоке,

· расход нефти в потоке.

Сравнение качества нефти после неуправляемого и управляемого смешения показывает, что в последнем случае значительно сокращается дисперсия (выбросы) содержания серы в потоке. Стабильность параметров качества в результате управляемого смешения заметно возрастает, т.е. неравномерность качества нефти, характерная для транспортного потока при неуправляемом смешении, значительно сглаживается, что позволяет обеспечить стабильные, гарантированные по качеству поставки потребителям.

Возможность приема высокосернистой нефти для компаундирования определяется расчетом, в котором для конкретного пункта компаундирования и конкретного планируемого маршрута транспортировки оценивается комплекс показателей: значение показателей качества, их количество, «запас» по качеству, технические возможности системы. Прием высокосернистой нефти для компаундирования ограничен соответствующими ресурсными возможностями и техническими средствами транспортировки. Компаундирование - это не локальная операция, ограниченная одним ОАО МН, а операция, распределенная по всему маршруту транспортировки от пункта приема до пункта сдачи нефти потребителям, она требует согласованности действий, информационной поддержки и диспетчеризации.

Компаундирование проводится на специальных пунктах, не задействованных непосредственно в технологическом процессе транспортировки нефти. Такие пункты оснащены приборами контроля качества (поточными и лабораторными), резервуарными емкостями и системой регулирования расхода. Поскольку компаундирование сопряжено с дополнительными капитальными и эксплуатационными затратами, не включенными в состав тарифной выручки, то осуществляется за отдельную плату по договору, заключенному Транснефтью и грузоотправителем. А так как операция компаундирования фактически осуществляется по всему потоку, то грузоотправители заключают договоры на эти услуги не с отдельным ОАО МН, а непосредственно с Транснефтью, которая координирует весь сложный комплекс вопросов технологии компаундирования. Средства, полученные по договорам за компаундирование, распределяются на основе долевого участия каждого ОАО МН в технологическом процессе. Долевое участие оценивается по специально разработанным критериям (в баллах): ответственность (за обеспечение сдачи нефти конечному потребителю), контрастность (определяется ресурсами ОАО МН, сложностью управления технологией и возможностью варьировать ресурсами), трудоемкость (отношение совокупного объема компаундированной смеси к объему полезной емкости резервуарных парков данного ОАО МН). По совокупности баллов определяется доля (вклад) каждого ОАО МН в процесс компаундирования.


Банк качества нефти

Банк качества нефти функционирует в системе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) с 2002 года. В разработке концепции и ее практической реализации принимали участие независимые международные консультанты, имеющие значительный опыт в данной сфере. Банк качества нефти представляет собой механизм штрафных и компенсационных выплат нефтедобывающим компаниям в зависимости от качества поставляемого ими в систему нефтепроводов сырья.

Магистральный нефтепровод принимает смеси нефтей с различных месторождений и усреднение в потоке в результате такого смешения затрудняет адекватный учет специфических индикаторов качества сырья (содержание парафина, высокопотенциальных фракций для производства масел и специальных топлив и т. д.). Банк качества позволяет использовать в расчетах два наиболее общих показателя - плотность в градусах API и удельное содержание серы, которые являются определяющими для экономики переработки и ценообразования на рынке.

Фактические данные принятых в систему и отгруженных партий нефти, а также показатели ее качества являются основанием для вычисления коэффициентов, которые используются при взаиморасчетах с грузоотправителями. Финансовые взаиморасчеты между участниками Банка качества нефти проводятся через ABN Amro Bank, который аккумулирует денежные средства, вносимые Грузоотправителями в качестве предоплаты транспортировки заявленных объемов. За изменение показателей качества нефти участники получают из банка или производят в банк платежи при приеме сырья в систему нефтепровода и при сдаче в конечном пункте транспортировки, таким образом, изменение значений показателей качества (улучшение или ухудшение) оценивается в денежном выражении.

Нефть, перекачиваемая в общем потоке по системе Каспийского Трубопроводного Консорциума, называется смесью КТК. Образцом для определения ее качества служит корзина эталонных нефтей, сформированная из 11-ти сортов нефти. Оценка стоимости качества нефти, сдаваемой Грузоотправителями в систему КТК и выгружаемой из нее, производится КТК каждые две недели. Таким образом, Банк качества нефти позволяет грузоотправителям получать справедливую цену за поставленное в систему КТК сырье.

Дата: 2019-02-18, просмотров: 566.