Типология национальных моделей экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ООН выделила три группы стран:

- развитые страны с рыночной экономикой;

- развивающиеся страны с рыночной экономикой;

- страны с переходной экономикой ( от административно- командной к рыночной ).

Другой критерий- «уровень доходов на душу населения» - взял на вооружение Всемирный банк. Он группирует все страны по доходам – по ВВП на душу населения.

 -страны с низким доходом;

-страны с уровнем дохода ниже среднего;

-страны с уровнем дохода выше среднего;

-страны с высоким доходом.

Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень производительных сил. По этому критерию различают: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) экономики.

По способам регулирования хозяйственной деятельности различают рыночные и нерыночные экономики.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

- рыночная экономика свободной конкуренции;

- рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора:

- рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

 Нерыночные типы национальных экономик подразделяют на традиционные и командно-административные.

Основные типы национальных моделей экономики в современном мире.

- либеральная (американская) рыночная модель;

- регулируемая рыночная экономика (западноевропейская модель);

- социально-ориентированная рыночная модель, направленная на поддержание социальной гармонии в обществе;

- японская модель, опирающуюся на сильную структурную политику государства, подчинённую экспортной ориентации;

- олигархическая модель. Она наблюдается при подчинении интересов государства выгодам господствующим в стране финансово-промышленных групп;

- догоняющая рыночная модель. Её используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперёд в промышленной трансформации.

Лекция №2

Тема 2. Особенности макроэкономического планирования и прогнозирования в условиях командной экономики. Основные этапы возникновения институтов рынка в постсоветской России.

1.Становление командной экономики. Планирование на базе отраслевых проектировок. Этапы составления и реализации планов.

2. Административные монополии. Дефицит и его формы. Переход к комплексному многовариантному планированию.

3. Этапы развития и реформирования командной системы, причины её кризиса и краха. Этапы реформирования прав собственности.

4. Перспективы эволюции институтов. Особенности планирования и прогнозирования в переходный период.

 

Особенности макроэкономического планирования и прогнозирования в условиях командной экономики

 

Становление командной экономики. Планирование на базе отраслевых проектировок

 

Становление командной экономики проходило в четыре этапа:

Ноябрь 1917 г. – весна 1918 г. – захват большевиками политической власти в Петрограде и Москве, национализация земли, банков, транспорта, отделение национальных окраин бывшей Российской империи, начало гражданской войны.

Лето 1918г. – весна 1921г. гражданская война и иностранная интервенция, политика «военного коммунизма».

Весна 1921г. – 1928г. – период однопартийной диктатуры и НЭПа (новая экономическая политика).

1928г. – 1941г. «сталинские пятилетки» и репрессивный режим личности власти. 

Для командно-административной системы характерна крайняя негибкость в принятии и исполнении решений. Механизм адаптации к новым условиям крайне несовершенен, быстрая реакция возможна только в условиях крайней опасности.

В довоенные и первые послевоенные пятилетки планирование осуществлялось на основе отраслевых проектировок. Определялись задания по важнейшим отраслям тяжелой промышленности (производству чугуна, стали, проката, электроэнергии и т.д.), и для их развития выделялись основные имеющиеся ресурсы. На удовлетворение нужд других отраслей шло то, что оставалось после решения первоочередных задач. Логика планирования полностью соответствовала возможностям и задачам периода индустриализации СССР и послевоенного восстановления разрушенного народного хозяйства.

Основными чертами, характеризующими планирование как метод управления социалистическим хозяйством, являются:

– во-первых, это централизованность, т.е. распределение заданий центральным государственным органом – Госпланом – или другими уполномоченными органами;

– во-вторых, – директивность, или обязательность для исполнения;

– в-третьих, – адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали социалистическому планированию «научность» как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хотя на самом деле план был инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций.

 

Административные монополии

 

Административная монополия – это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить или продавать какую-либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы, обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах.

С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Дефицит и его формы

 

Нормальным явлением для ресурсоограниченной экономики является дефицит. Дефицит – не признак кризиса командной экономики, а именно ее обычное состояние. Каковы же те условия, которые постоянно воспроизводят дефицит? Это огосударствление экономики, управление хозяйственной жизнью при помощи неценовых сигналов. Дефицит – следствие особой системы отношений между предприятием и государством, существующей в командной экономике. Это отношения вертикальной зависимости, получившие название патернализма. Патернализм – это всесторонняя регламентация и опека предприятия со стороны государства. Предприятие никогда не находится на полном самообеспечении. Государство, как строгий отец, постоянно следит за действиями своих «детей» - социалистических предприятий. У них нет свободы выбора, но им не дадут и пропасть, то есть обанкротиться. Именно патернализм обусловливает мягкое бюджетное ограничение. Оно, в свою очередь, порождает ненасыщаемый спрос и, как результат, хронический дефицит.

Дефицит означает, что потребители не могут приобрести нужную им продукцию, несмотря на наличие денег. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производства.

Дефицит является результатом абсолютизации политики ускоренного экономического роста, когда главной целью было «догнать и перегнать» развитые капиталистические страны (прежде всего в сфере военного производства). Такая ориентация экономического развития способствовала глубокой деформации общественных потребностей, постоянному недопроизводству тех или иных товаров народного потребления. К тому же по мере разрастания авторитарно-бюрократической системы и усложнения хозяйственных связей практически невозможно учесть из центра все потребности в отраслевом и региональном аспектах. К этому следует добавить недостатки директивного планирования, замедленность его «реакции» на изменение научно-технического прогресса, моды и других обстоятельств нашей быстротекущей жизни. К тому же удобная для директивного планирования государственная система постоянных цен лишала их необходимой гибкости. Существующие цены уже фактически не отражают ни величину общественно необходимых затрат, ни величину общественной потребности.

Формы дефицита в условиях административно-командной системы многообразны. Существует товарный дефицит на предметы потребления и средства производства. Ликвидация дефицита какого-либо товара обычно порождает целую вереницу других. Рыночная экономика, как известно, быстро реагирует на возникновение дефицита ростом цен. Повышение цен делает более рентабельным, более прибыльным производство данного товара, что способствует переливу капитала и труда в эту отрасль. Такой автоматический перелив факторов производства в условиях жестко централизованной системы огосударствленной экономики невозможен, так как все ресурсы распланированы заранее и распределены «сверху». Пока административно-командная система перераспределит ресурсы, пройдет значительное время и, возможно, острая потребность в этом товаре уже исчезнет. Однако возникнет новая, для удовлетворения которой снова потребуется значительный временный лаг.

Другой стороной дефицита является дефицит трудовых ресурсов, связанный с нерациональностью использования рабочей силы, отсутствием действенных стимулов к производительному труду, его низкой эффективностью и недостаточной мобильностью.

Наконец, существует дефицит финансовых ресурсов. Его причинами являются как неоптимальное финансирование, так и нерациональное использование выделенных госбюджетом финансовых средств, невозможность использовать их для финансирования других программ. Целевой характер финансирования и строгий контроль за использованием выделенных средств не позволяют гибко использовать имеющиеся ресурсы. Существовавшая система финансирования фактически не стимулировала и экономию уже выделенных средств. Значительная экономия в данном году могла стать основанием для сокращения финансовых средств в будущем году.

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 486.