МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

 

Направленность: Психолого-педагогическое сопровождение лиц c нарушениями речи

(заочная форма обучения)

 

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................4

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................6

3.СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.................................10

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................11

5.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ................................12

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................25

7.ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...............................26

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ........................26

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ...........................................27





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы, трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» относится к обязательным дисциплинам базовой части учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕТ), из них аудиторные занятия – 24 часа, самостоятельная работа – 44 часа. Аудиторные занятия включают: лекции (6 часов) и практические занятия (18 часов). Итоговая форма контроля – зачет.

1.2 Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки: знание современных методов и технологий обучения и диагностики; умение проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития; умение использовать систематизированные теоретические и практические задания для постановки и решения исследовательских задач в области образования; навыки самоорганизации и самообразования.

1.3 Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. Дисциплина «Методология психолого-педагогических исследований» являет основой для изучения дисциплин «Основы организации научно-исследовательской работы», «Научный семинар», научно-исследовательская практика, подготовка магистерской диссертации.

1.4 Цель изучения дисциплины: формирование системы знаний о содержании психолого-педагогического исследования, процедурах его организации, методологии и методах осуществления, становление исследовательской компетенции магистрантов; развитие способности: к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; руководить исследовательской работой обучающихся; анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование.

1.5 Задачи изучения дисциплины:

 – формировать систему знаний об особенностях научных исследований, об основах теории и практики научно-педагогической исследовательской деятельности и о системе методологических знаний и методах в этой области;

– развивать методологические и исследовательские умения и навыки, необходимые для осуществления научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности магистра;

– формировать практические умения и навыки анализа и оценки теории и практики образования, выявления общего и специфического, прогнозирования его развития;

– мотивировать магистрантов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических умений для анализа данных, полученных в результате самостоятельного научного поиска, развивать у них творческое мышление;

– организовать деятельность, обеспечивающую формирование готовности к взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса.

1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОК-2 - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность З.1- способы профессионального и личностного самообразования посредством научно-исследовательской деятельности У.1.-уметь проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру посредством научно-исследовательской деятельности В.1.-способами организации научно-исследовательской работы
2 ОПК-3- готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования З.2.- принципы и приемы организации научно-исследовательской деятельности;   У.2- организовывать научно-исследовательскую деятельность;     В.2 технологиями организации и проведения исследования;  
3 ПК-6 -способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии     З.3 этапы проведения научно-исследовательской работы с целью комплексного изучения особенностей развития детей с ОВЗ   У.3-  корректно применять эмпирические и теоретические методы исследования нарушений развития;     В.3 способами корректного использования методов научного исследования;  
4 ПК-10 -способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы З.4- стратегию осуществления научно-исследовательской работы У.4.- определять структуру научно-исследовательской работы В.4 –процедурой осуществления научно-исследовательской работы
5 ПК-11 - готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности З.5 –особенности систематизации, интерпретации и анализа результатов исследования У.5 – использовать результаты исследования в профессиональной деятельности В.5 – способами анализа, систематизации результатов исследования, а также подготовки отчетов, публикаций, презентаций
6 ПК-12 -готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий З.6 –особенности психолого-педагогических технологий при организации научного исследования У.6.- проектировать научно-обоснованные психолого-педагогические технологии В. 6 -способами проектирования психолого-педагогических технологий при реализации научно-исследовательской деятельности
7 ПК-14 -готовность к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий З.7 – этапы и методы научно-исследовательской деятельности У.7-  научно обосновывать психолого-педагогические технологи в решении профессиональных задач; В.7. -навыками решения исследовательских задач в процессе преподавания в образовательных организациях

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (заочная форма обучения)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таблица 4

Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методическое обеспечение Форма отчетности

1. Теоретико-методологические основания научного исследования

Наука в современном мире   - подготовка эссе по предложенным преподавателем темам; -подготовка письменного сообщения о достижениях науки XXI века - подготовка реферата по предложенным преподавателем темам 4 1,2,3, 4, 5, 8 Письменное задание (эссе, сообщение), реферат
Методологические аспекты психолого-педагогических исследований   - анализ раздела диссертации; -определение основных компонентов исследования; -разработка проекта исследовательской работы; -представление структуры исследования по предложенным темам; - создание схемы понятий; - составление «дерева целей»; - конкретизация тем исследования; -подготовка к практическому занятию 6 1, 2, 3, 4, 7, 11, 12, 13,14, 16 Письменное задание, проект, схема
Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию и педагогические модели   - прогнозирование подходов: -подготовка доклада и выступления с презентацией; - приведение примеров; -подготовка к практическому занятию 8 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14 Текст доклада и выступления, мультимедийная презентация, письменное задание
Методы психолого-педагогического исследования   - анализ авторефератов диссертаций; -прогнозирование методов: -составление плана наблюдения; -составление учебного портфолио; -подготовка к практическому занятию 10 1, 2, 3, 15, 17  Письменное задание, план наблюдения, учебное портфолио
Методологическая культура исследователя   - составление ресурсной карты; -подготовка сообщения; -решение кейсовых задач; -подготовка к практическому занятию 8 1, 2, 4, 16 Текст сообщения, ресурсная карта, письменное задание (кейсы)
Интерпретация, апробация и представление результатов исследования - составление аннотации на монографию; -подготовка к практическому занятию   8 1, 2, 4, 10, 16, 17 Аннотация

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 5

10.

Напишите рецензию статьи: Захаров А.В., Комарова Д.В. . Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста // Молодой ученый.- № 1, 2014.- С. 526-528.   Методические рекомендации Понятие рецензии. Рецензия – письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации) План рецензии включает в себя: 1. Предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы). 2. Актуальность темы статьи. 3. Краткое содержание рецензируемой статьи, её основные положения. 4. Общая оценка работы рецензентом. 5. Недостатки, недочеты работы.  

11.

Вам предлагается следующая тема исследования «Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов». Продумайте и предложите программу констатирующего и формирующего этапов эксперимента по данной теме.   Методические рекомендации Обоснуйте свою позицию, опираясь на основные методологические характеристики исследования (объект, предмет, цель и задачи, гипотезу исследования). Постройте свой ответ на следующих вопросах: 1. В чём заключается специфика метода эксперимента? 2.  Почему эксперимент называют комплексным методом? 3. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента? 4. На решение каких задач исследования направлен педагогический эксперимент? 5.  Какие виды экспериментов в сфере образования можно выделить? 6. Каковы особенности каждого вида эксперимента? 7. Охарактеризуйте основные этапы проведения эксперимента. 8.  Чем определяется эффективность опытно-экспериментальной работы? 9.  Что важнее в эксперименте: подробно разработанная методика или обеспечение условий реализации предлагаемой экспериментатором программы преобразования объекта исследования?

 

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12: 20 : 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

5.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Первый этап

Студент допущен к зачету если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания:

1. Дайте определение понятию «методологический подход»___________________________

__________________________________________________________________________________

2. Дайте определение понятию «метод»_____________________________________________

3. В чем отличие методологического подхода от метода? ______________________________

__________________________________________________________________________________

4. Дайте характеристику следующих подходов общенаучного уровня методологии:

Системный подход __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Деятельностный подход _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Квалиметрический подход ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Дайте характеристику следующих подходов конкретно-научного уровня методологии:

Личностно-ориентироованный подход _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дифференцированный подход ________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Компетентностный подход ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Аксиологический подход ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Культурологический подход ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________

 


Второй этап - зачет.

Зачет принимается в традиционной форме (ответ по билетам, содержащим два вопроса) или в форме зачетных заданий (выполняется письменно).

Вопросы к зачету (в традиционной форме)

1. Наука в системе общественных отношений.

2. Функции науки.

3. Научная картина мира и ее эволюция.

4. Современная классификация наук.

5. Уровни научного знания (философский, общенаучный, конкретно-научный).

6. Понятие методологии науки. Функции методологии.

7. Методологические принципы, их сущность.

8. Характеристические параметры психолого-педагогического исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи).

9. Структура психолого-педагогического исследования.

10. Понятие методологического подхода, его функции и значение для психолого-педагогического исследования.

11. Классификация методологических подходов.

12. Системный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

13. Деятельностный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

14. Информационный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

15. Синергетический подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

16. Процессный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

17. Квалиметрический подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

18. Личностно-ориентированный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

19. Дифференцированный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

20. Интегративный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

21. Компетентностный подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

22. Культурологический подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

23. Аксиологический подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

24. Программно-целевой подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

25. Технологический подход (сущность, характеристика, специфика результата реализации).

26. Понятие метода исследования.

27. Классификация методов исследования.

28. Выбор, модификация и разработка методики.

29. Теоретические методы исследования, их характеристика и условия реализации: моделирование, анализ, синтез, формализация, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция.

30. Эмпирические методы исследования, их характеристика и условия реализации: наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертиза.

31. Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования.

32. Требования надежности, валидности применяемых методик.

33. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Способы представления данных.

34. Оформление результатов психолого-педагогического исследования.

Перечень тем для подготовки к письменному зачету:

1. Понятие «научное исследование в образовании».

2. Принципы организации научного исследования.

3. Логика организации научного исследования.

4. Понятие «методология». Уровни методологического знания.

5. Методологические подходы общенаучного и конкретно-научного уровня методологии.

6. Теоретические и эмпирические методы исследования.

7. Методологическая культура исследователя.

8. Интерпретация, апробация и представление результатов исследования.

Таблица 9

5.7  Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете

 «зачтено» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий или возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
 «не зачтено» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 10

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям «научное исследование в образовании», «методология», «методологический подход», «метод», «методологическая культура», «интерпретация», «апробация», «представление результатов исследования»
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстами авторефератов.
Индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, методические материалы преподавателя, представленные на сайте в разделе «Облачный ЮУрГГПУ» и на личном блоге преподавателя в сети Интернет

Таблица 11

Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, %

Промежуточная аттестация, %

min

max

min

max

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
Не устанавливается 60 10 10 20 20

Таблица 12

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

· Чтение лекций с использованием элементов проблемного обучения, проблемных дискуссий.

· Проведение практических занятий с элементами научного исследования.

· Использование кейс-технологий.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД «Методология психолого-педагогического исследования»

утверждена «26» июня 2017 г. протокол № 10а.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1 В список литературы внесены изменения из ЭБС  
2 Актуализировано содержание лекций  
3 Актуализировано содержание практических занятий  
4 Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
5 Дополнен фонд оценочных средств  
6 Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
7      

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

 

Направленность: Психолого-педагогическое сопровождение лиц c нарушениями речи

(заочная форма обучения)

 

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................4

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................6

3.СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.................................10

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................11

5.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ................................12

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................25

7.ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...............................26

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ........................26

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ...........................................27





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Указание места дисциплины в структуре образовательной программы, трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» относится к обязательным дисциплинам базовой части учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕТ), из них аудиторные занятия – 24 часа, самостоятельная работа – 44 часа. Аудиторные занятия включают: лекции (6 часов) и практические занятия (18 часов). Итоговая форма контроля – зачет.

1.2 Необходимые для дисциплин знания, умения и навыки: знание современных методов и технологий обучения и диагностики; умение проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития; умение использовать систематизированные теоретические и практические задания для постановки и решения исследовательских задач в области образования; навыки самоорганизации и самообразования.

1.3 Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. Дисциплина «Методология психолого-педагогических исследований» являет основой для изучения дисциплин «Основы организации научно-исследовательской работы», «Научный семинар», научно-исследовательская практика, подготовка магистерской диссертации.

1.4 Цель изучения дисциплины: формирование системы знаний о содержании психолого-педагогического исследования, процедурах его организации, методологии и методах осуществления, становление исследовательской компетенции магистрантов; развитие способности: к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; руководить исследовательской работой обучающихся; анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование.

1.5 Задачи изучения дисциплины:

 – формировать систему знаний об особенностях научных исследований, об основах теории и практики научно-педагогической исследовательской деятельности и о системе методологических знаний и методах в этой области;

– развивать методологические и исследовательские умения и навыки, необходимые для осуществления научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности магистра;

– формировать практические умения и навыки анализа и оценки теории и практики образования, выявления общего и специфического, прогнозирования его развития;

– мотивировать магистрантов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических умений для анализа данных, полученных в результате самостоятельного научного поиска, развивать у них творческое мышление;

– организовать деятельность, обеспечивающую формирование готовности к взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса.

1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОК-2 - готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность З.1- способы профессионального и личностного самообразования посредством научно-исследовательской деятельности У.1.-уметь проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру посредством научно-исследовательской деятельности В.1.-способами организации научно-исследовательской работы
2 ОПК-3- готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования З.2.- принципы и приемы организации научно-исследовательской деятельности;   У.2- организовывать научно-исследовательскую деятельность;     В.2 технологиями организации и проведения исследования;  
3 ПК-6 -способность к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии     З.3 этапы проведения научно-исследовательской работы с целью комплексного изучения особенностей развития детей с ОВЗ   У.3-  корректно применять эмпирические и теоретические методы исследования нарушений развития;     В.3 способами корректного использования методов научного исследования;  
4 ПК-10 -способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы З.4- стратегию осуществления научно-исследовательской работы У.4.- определять структуру научно-исследовательской работы В.4 –процедурой осуществления научно-исследовательской работы
5 ПК-11 - готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности З.5 –особенности систематизации, интерпретации и анализа результатов исследования У.5 – использовать результаты исследования в профессиональной деятельности В.5 – способами анализа, систематизации результатов исследования, а также подготовки отчетов, публикаций, презентаций
6 ПК-12 -готовность к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий З.6 –особенности психолого-педагогических технологий при организации научного исследования У.6.- проектировать научно-обоснованные психолого-педагогические технологии В. 6 -способами проектирования психолого-педагогических технологий при реализации научно-исследовательской деятельности
7 ПК-14 -готовность к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий З.7 – этапы и методы научно-исследовательской деятельности У.7-  научно обосновывать психолого-педагогические технологи в решении профессиональных задач; В.7. -навыками решения исследовательских задач в процессе преподавания в образовательных организациях

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (заочная форма обучения)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1

Дата: 2019-02-18, просмотров: 516.