Экологическая культура россиян
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для нашего общества характерен тип эко-культуры, при котором окружающая среда воспринимается не как самостоятельная ценность, а лишь как условие комфортного образа жизни[1].

Москва, 20 января 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвящённого оценке реализуемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ экологических мероприятий, работы общественных экологических организациях, а также тому, какой является сегодня экологическая культура населения.

Каждый пятый россиянин считает эффективными экологические мероприятия, реализуемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ (19%). Наиболее позитивные оценки волжане (23%), сибиряки (22%), жители средних, малых городов и сел (20-24%), молодёжь 18-24 лет (24%). В разрезе субъектов федерации наиболее высокую оценку деятельность ведомства получила в Свердловской области (41% опрошенных жителей считают эффективной реализацию экологических мероприятий).

О деятельности экологических организаций знает сегодня почти треть россиян (29%). Самый высокий уровень информированности демонстрируют жители Свердловской (46%) и Самарской областей (42%), а также Московского региона (42%).

Большинство россиян поддерживают деятельность экологических организаций. Самый высокий уровень одобрения – в Кемеровской и Иркутской областях: по 60% опрошенных в этих субъектах поддерживают деятельность таких организаций. В остальных регионах этот показатель составляет не менее 51% (исключением является Тюменская область, где этот показатель составляет 34%).

Наиболее высокую оценку эффективности мероприятий, реализуемых общественными организациями, дают жители Иркутской области: более трети опрошенных (37%) в этом регионе считают их результативными. Высок этот показатель и в Свердловской области (31%). В остальных субъектах доля таких респондентов колеблется в пределах 24-29%. Исключение – Тюменская область, где этот показатель составляет 7%, однако, на фоне низкого уровня информированности жителей региона об общественных экологических организациях, такой результат выглядит закономерно.

Проведённое качественное исследование позволило выявить два типа экологической культуры (т.е. совокупности норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе): 1) воспроизводящий – направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры; 2) развивающий - направленный на развитие экологической культуры.

Преобладающим в данный момент является именно воспроизводящий тип эко-культуры. Данный тип проявляется, прежде всего, в приспособлении экологического поведения к современным условиям жизни, без их значимой коррекции. В ходе качественных исследований были выявлены следующие особенности воспроизводящего типа: окружающая среда воспринимается населением не как самостоятельная ценность, а как условие для определённого образа жизни; состояние окружающей среды тесно увязывается с состоянием здоровья; требования к внешней среде исходят из личных интересов человека; природное многообразие не воспринимается как обязательный фактор повседневной жизни; восприятие экологии имеет схематический характер.

Развивающий тип эко-культуры характерен для небольшой части населения (не более 2%). Для данного типа эко-культуры свойственна способность человека осмыслить и отрефлексировать поступающую экологическую информацию, выработать набор поведенческих стандартов.

Экологическое сознание населения (т.е. совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней) может быть охарактеризовано по трём ключевым параметрам:

1) Психологическая «противопоставленность/включенность» (человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть природы);

2) «Объектное/субъектное» восприятие природы (человек воспринимает природу как лишённый всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия);

 3) «Прагматический/непрагматический» характер взаимодействия (взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических потребностей человека или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей).

Результаты социологического исследования

 Результаты продемонстрировали доминирование потребительских установок по отношению к сфере экологии и охраны окружающей среды. Потребительство определяет содержание всех трёх уровней сознания. Основными характеристиками сегодняшнего состояния экологического сознания является экологическое иждивенчество и личное дистанцирование большей части населения от участия в решении проблем.

Региональные особенности экологического сознания характеризуются двумя факторами: структурой экологических проблем территории и поселенческая структура. Исследование выявило, что более положительно оценивают экологическую ситуацию жители небольших населённых пунктов и сельской местности, в то время, как жители крупных городов, и, прежде всего, мегаполисов выражают наивысшую степень недовольства экологической ситуацией. Наблюдаются различия и в определении проблемного поля экологической ситуации: жители города оценивают, прежде всего, состояние воздуха, состояние воды и наличие бытового мусора, а жители села говорят в основном о вырубке лесов, окружающей их территории, проблеме бытовых отходов и только затем – о влиянии промышленных предприятий.

В ходе качественных исследований было определено, что отношение населения к вопросам экологии, природоохранной деятельности структурируется через определение отношения, актуализации проблемного поля в отношении следующих объектов: физиологические программы, программы питания, программы образа жизни, программы поиска информации, программы организации территориального сообщества, программы самосохранения. Несмотря на выраженность данных оснований паттернов экологического поведения, следует признать, что они лишь фрагментарно выступают детерминантами, а экологическое поведение в большинстве случаев определяется через призму комфорта и экономического благополучия, что ослабляет содержание выделенных ранее оснований.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 декабря 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Региональные опросы проведены в декабре 2010 г. в Москве, Московской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Брянской областях. В каждом регионе опрашивалось по 600 респондентов в возрасте 18 лет и старше.

Качественное исследование (14 фокус-групп – по 2 в каждом регионе изучения) проведено в декабре 2010 г.

№1670 | 20 Января 2011

Результаты опроса в кратком виде представлены в таблицах.

 (Приложение 2: Таблица 1; Таблица 2)

Данное исследование помогает понять отношение населения к экологии (экологическое сознание населения), проблемное поле экологической ситуации в г. Москва, а также в других различных регионах.

 

Заключение

Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что диалектика взаимодействия природы и культуры такова: по мере развития культуры непосредственная зависимость уменьшается, а опосредованная – усиливается. Ведь познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней, а вместе с тем общество вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

   Сейчас, когда стремительно возросли темпы научно-технического прогресса, производственная деятельность людей достигла крупнейших масштабов. Увеличиваются темпы конструктивной деятельности человека, меняется облик нашей планеты, новые силы природы находятся под контролем людей, умножая ценности человеческой культуры, и поэтому, вопрос о соотношении культуры и природы становится особо актуальным.

Главная проблема взаимодействия с природой – это проблема экологии. Решение данной проблемы в XXI веке требует новых идей и подходов, а значит, не только уменьшение видов деятельности, угрожающих окружающей среде, но и формирование новых ценностных ориентаций людей, уклон от потребительства к осознанию и уважению всего живого.

Тенденции и темы, которые возникают в современном искусстве, являются показателем будущего современных городов. Работы художников замечают незначительные изменения реальности и преподносят их жёстко и бескомпромиссно, делая детали видимыми, реальными. Искусство сближается с наукой, экономикой, политикой и способно поглотить все происходящее в реальности, высказать точные диагнозы будущего, принимая во внимание наибольшее количество внешних факторов. Экология же является одной из самых актуальных тем, но в то же время и одной из самых сложных и нераспознанных. За очевидностью своей проблематики скрывает множество различных структурных проблем, которые сложно обнаружить. Озабоченность проблемами окружающей среды возникает как реакция на отчуждение человека от мира, природы и самого себя. Настоятельность экологической проблематики требует внимания, так как она запустила серию трансформаций существования человека и природы.

 

 

                                                                                          


 


Список используемой литературы и источников

1.Давыдов Ю.Н., Социология искусства // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 526-527.

2.Кукрак О.Н., Искусство // Социология. Энциклопедия. Минск. 2003. С. 397—400.

3. Глазачев С.Н., Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты \\ Зелёный мир. №9-10. 2003. С. 17

4.Маркс К., Энгельс Ф., Собрание сочинений. Т. 42. М.: Издательство политической литературы. 1974, 893с.

5.Николаева Н., Сохраним природу сообща: Опыт информационно-экологического центра «Жизнь - в руках, живущих». \\ Библиополе. 2008. № 1. С. 58-61.

6.Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя. 2008, 352с.

7.Хайдеггер Мартин., Исток художественного творения. / Пер. с немецкого Михайлова А.В. – Москва: Академический Проект, 2008

8.Morton Timothy. Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. New York: Columbia University Press, 2016.

9.Невлютов М.Р., Экологическое искусство как стратегия трансформации города / М.Р. Невлютов // Артикульт. 2016. 22(2). С. 61-70.

10. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

11. Мечников Л. И., Цивилизации и великие исторические реки// Географическая теория развития современных обществ. М., 1995.

12. Круть И. В., Забелин И. М., Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.

13. Воронков Н.А., Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.

14. Гиренок Ф.И.. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987

15. Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самарский Дом печати,1995. – с. 5-9.

16. Кошелева В., Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160

17. Глебов В.В., Формирование экологического сознания: философский анализ // Автореф. дисс. к.филос. н. М., 2002. - 26 с.

18. Захлебный, А. Н., На экологической тропе: опыт экологического воспитания М., 1990. - 54 с.

19. Кутырев В.А., Экологический кризис: постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 26-31.

20. Маккензи Р.Д. Область человеческой экологии // Личность, Культура, Общество. 2003. - Т. 5 вып. - С. 174-189.

21. Мамедов Н. М., Проблемы экологии-М., 1989. 72 с.

22. Новиков Ю.Б., Экология, окружающая среда и человек-М., 1998.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 4320.