Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как над индивидом, так и на личном уровне. От этого зависит и субъективное воспитание человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, водимо, от темперамента и некоторых других характеристических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меры гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит от, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться, различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индицирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные квазирелигиозные). Индуцированные лидерами этих организаций своих последователей ведёт к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения учитель - ученик превращаются в отношения господин - раб.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность - интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, которые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мировой жизни и не страдали синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерналами.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для неё потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е.на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит её способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять своё существование, обретать благодаря переоценке ценностей осмысленности существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человекам себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношение и поведение. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами - девиантными часть из них считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношение ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями.

Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно - двигательными дефектами показало следующие. Дошкольники, начиная с четырёх лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и потому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведение. В семь - восемь лет осознают, это можно специфически проявляться в их поведение и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое - либо приятое занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие не приятно или от них хотят чего - то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнять поручение ссылаются на свой дефект (т. е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потере жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т. е. юноша осознаёт свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

 

12. Сущность, задачи, функции социального воспитания. Семейное, религиозное и социальное
воспитание. Их различия.

Сущность. Социальное воспитание - это процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе; 2) это система целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп.

В научный обиход последних лет вошел термин "социальное воспитание", осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

По сути, социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание), связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ей.

 

Задачи социального воспитания:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

 2 вариант.
Задачи социального воспитания сводятся к следующему:

1. Оказание подросткам помощи в процессе социальной адаптации, стремление к одновременной безболезненной интеграции и автономизации личности в коллективе.

2. Помощь детям при возникновении кризисных ситуаций в школе или семье. Педагог должен способствовать сохранению физического, психического здоровья ребенка при любых обстоятельствах.

3. Защита интересов детей, их профессиональная ориентация, помощь при попытках найти достойное место в обществе.

4. Организация познавательной, творческой деятельности, помощь в реализации способностей, талантов.

5. Содействие организации учебы, досуга, благожелательное участие в собственном выборе жизненного пути.

ФУНКЦИИ. Социальные функции образования и воспитания в современном обществе

Гуманистическая функция проявляется практически во всех сферах общественного сознания. От того, какое место в общественном сознании отведено человеку и детству как социальным ценностям, зависят цель, содержание, методы и средства, суть государственного подхода к воспитанию и образованию. Н. А. Бердяев писал о том, что судьба человека, которая лежит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель, сверхисторический процесс, сверхисторическое разрешение судьбы истории в ином, вечном времени. Иными словами, отбор германизирующего сознание подрастающего поколения содержания передаваемой культуры, гуманность формируемых в процессе воспитания и обучения отношений человека к самому себе и другим людям — залог гуманизации всех сфер жизни человека.

Культурологическая функция вытекает из самого определения воспитания как способа передачи культуры и ее ценностей от поколения к поколению. Именно благодаря воспитанию и образованию накопленные культурные ценности сохраняются, передаются, обогащаются и пополняются. Образование и воспитание — путь вхождения человека в мир науки и культуры. "Образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей" (Х.-Г. Гадамер).

Функция духовного воспроизводства. Происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений. Образование и воспитание обеспечивают формирование мировоззрения человека, его ценностных ориентации и моральных принципов.

Профессионально-экономическая функция, обеспечивающая подрастающее и взрослое поколения возможностью получения определенной профессии и переквалификации в связи с изменениями на рынке труда и отсюда решение вопросов личного благосостояния и участия в развитии экономики и благосостояния всей страны. Кроме того, от уровня образованности и грамотности населения во многом зависит, насколько каждый человек может освоить современные информационные и иные технологии, что напрямую определяет уровень развития экономики страны, ее мирового престижа как сильной и надежной в экономическом смысле державы.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 490.