Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»

 

Уровень высшего образования магистратура
   
   
   

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2017


Рабочая программа дисциплины «Управление образовательными системами». Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2017. 38 с.

 

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

  Авторы:   к. пед. н., доцент                                                    Е.Ю. Зимина  
     
Рецензенты: д. пед. наук, профессор, УГПУ Л.В. Моисеева
  д. филос. наук, профессор, РГППУ А.Г. Кислов

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол №___ от ________ 2017 г. 

 

Заведующий кафедрой    С.А. Днепров

 

Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол №___ от ________ 2017 г. 

Председатель научно-методического совета          М.В. Чапаева

     

Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № ____ от  _______2017 г.

 

Председатель методической комиссии Института ППО       Н.О. Садовникова
     
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
     
Зам. директора Научной библиотеки РГППУ                                                                                                     Е.Н. Билева  
     

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017

©   Зимина Е.Ю., 2017



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоение дисциплины……………………………       4

2. Место дисциплины структуре образовательной программы…        4

3. Результаты освоения дисциплины………………………………        5

4. Структура и содержание дисциплины……………………………    6

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы…………………………………………………………………………    7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины……….   8

5. Образовательные технологии………………………………………   12

6. Учебно-методические материалы…………………………………    13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………………………………………….         13

6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)…………………..   25

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента………………………………………………………………   32

6.4. Иные материалы…………………………………………………      32

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение………      33

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………      36

9. Приложение                                                                                      37

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Управление образовательными системами» является вооружение студентов знаниями по управлению образовательными системами, формирование у будущего магистра профессионального обучения готовности успешно применять управленческие решения в организации в целом и в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Обеспечить обучаемых знаниями особенностей сферы образования, общих основ теории социального управления как методологической основы управленческой концепции в сфере образования.

2. Познакомить с сущностью системного подхода в управлении, понятием «образовательная система» с присущими ей системными характеристиками.

3. Вооружить студентов знаниями о разновидностях образовательных систем и их особенностями.

4.  Формировать навыки управления разными видами образовательных систем и педагогическим персоналом.

5. Вооружить умением соотносить управленческую теорию с социально-педагогической практикой.

6. Развивать умение использовать в практике различные стили и методы управления образовательными системами.

7. Научить применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе психолого-педагогического знания.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление образовательными системами» входит в раздел учебного плана «базовая/вариативная часть» федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

Изучение курса рассчитано на 2-ой семестр.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Методология научного исследования, Психология профессионализма.

Дисциплина «Управление образовательными системами» играет важную роль в формировании управленческих умений магистранта, её изучение основывается на предшествующем профессиональном образовании и опытом работы в образовательном учреждении.

Требования к «входным» знаниям, умениям и владениям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин следующие. Магистрант должен:

Знать:

· современные подходы к исследованию и решению психолого-педагогических проблем;

· основные методы и категории социально-психологической и педагогической наук;

· основные понятия теории управления;

· принципы организации государственного управления социальными и педагогическими системами в Российской федерации;

· методологические основы управленческой деятельности;

· правовые основы управленческой деятельности;

· функции, формы, методы и технологии управления.

Уметь:

· выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;

· уметь осуществлять прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертную оценку процессов социального воспитания, социального развития и социализации;

· грамотно оперировать понятиями теории управления; анализировать международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по проблемам управления;

· построить организационную структуру управления любой социальной системы;

· давать оценку управленческой деятельности любого уровня.

Владеть:

·  основными методами и методиками исследования социально-психологических и педагогических феноменов;

· функциями, формами, методами и технологиями управления.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми магистрантом компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Таблица 1

Компетенции

Код компетенций по направлениям подготовки

Перечень планируемых

результатов

44.04.04 44.04.02 44.04.01
готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения   ОК-2   ОК-2   ОК-2 З3; У1; У2 В1; В2; В3
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности   ОПК-2   ОПК-10   ОПК-1 З1; З2; З3 У1; У2 В1; В3
готовность взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиальные и культурные различия     ОПК-8     ОПК-11     ОПК-3   З2; З3 У2; У3 В1; В2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

З1 сущность системного подхода к управлению образовательными явлениями и процессами;

З2 образовательные системы как компонент научного знания; 

З3 особенности и закономерности управления образовательными системами.

Уметь:

У1 выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;

У2 соотносить управленческую теорию с педагогической практикой;

У3 применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе социально-педагогического знания.

Владеть:

В1 основами управленческих знаний, необходимых для организации деятельности профессиональной образовательной организации;

В2 способами анализа образовательных систем с присущими им системными характеристиками;

В3 методами управления социально-педагогическими системами. 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

– самостоятельной работы обучающегося – 76 часов.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Таблица 2

Вид работы

Форма обучения

Очная Заочная

Семестр изучения

2-й 2-й
Кол-во часов Кол-во часов  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108 3/108
Контактная работа, в том числе: 32 10
Лекции 8 2
Практические занятия 24 8
Самостоятельная работа, в том числе: 76 88
Изучение теоретического курса 20 22
Самоподготовка к текущему контролю знаний 10 10
Подготовка и защита реферата 2 10
Подготовка к защите работ 4 10
Контрольная работа - 10
Подготовка к зачету 10 10

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематическое планирование

Таблица 3

Наименование разделов дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час

Самост. работа, час

Тема 12. Планирование персонала, отбор, набор персонала

Принципы и методы планирования.

Анализ информации о состоянии персонала. Оценка релевантной информации. Методика расчета эффективности персонала. Потребности образовательной организации в персонале. Разработка программы удовлетворения потребности образовательной организации в персонале.

Методы отбора, набора персонала. Проведение собеседований.

Тема 13. Деловая оценка персонала, мотивация и адаптация персонала

Сущность деловой оценки. Виды оценки персонала. Критерии оценки персонала. Методики оценки персонала, процедуры оценки, оценочные листы.

Теории мотивации. Основные мотивационные факторы. Структура мотивационного климата. Пути повышения мотивации.

Сущность понятий «адаптация персонала» и «профориентация профессионала». Виды адаптации; методы функциональной адаптации; формы адаптации. Принципы организации продвижения персонала; планирование трудовой карьеры.

Тема 14. Обучение персонала, развитие персонала

Цели и задачи форм подготовки и переподготовки персонала. Виды обучения. Методы обучения. Обучение на рабочем месте. Виды образовательных программ. Основы кадрового маркетинга. Способы достижения рациональной степени мобильности персонала. Развитие персонала.

Раздел 5. Социально-педагогические функции управления образовательной организацией

Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Управление образовательными системами». Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и научно-методической литературой. На практических занятиях магистрант под руководством преподавателя выполняет задания, упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студента.

 

База заданий в тестовой форме для входного контроля:

1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЕГО ПОНИМАНИИ КАК {вида профессиональной деятельности**; хозяйственной деятельности*, определения целей деятельности ***, рационального использования трудовых ресурсов*****, наличие собственного экономического механизма****} СО СЛЕДУЮЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

1) получение прибыли (предпринимательского дохода)*

2) поиск новых возможностей*

3) умение привлекать и использовать ресурсы из разных источников*

4) менеджер независим от собственности организации**

5) объединение работников различных специальностей**

6) связь и единство всего производственного процесса**

7) учет потенциальных возможностей организации***

8) обеспечение организации ресурсами***

9) обусловленность осуществлением хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений****

10)результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена****

11)цели достигаются при минимуме затрат*****

12)цели достигаются при максимуме эффективности*****

13)не учитывается мотивация труда

14)не учитывается стиль работы, в основе которого лежит поиск новых возможностей

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» КАК {наука и практика управления*; организация управления образовательным учреждением**, процесс принятия решений***} ВКЛЮЧАЕТ

1) достижение организацией определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности**

2) использование научного анализа*

3) отбор работников и их обучение*

4) обеспечение работников соответствующими ресурсами*

5) построение рациональной организационной структуры**

6) наличие релевантной информации***

7) выбор мер воздействия и контроля***

8) доведение решений до исполнителей***

9) наличие установок от выше стоящих инстанций

3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА {внутрифирменного управления*; управления производством**; управления персоналом***}

1) принципы*

2) инновационный менеджмент**

3) функции*

4) экономические методы*

5) регулирование и обеспечение процесса производства**

6) разработка и проведение кадровой политики***

7) обеспечение сбыта**

8) оплата и стимулирование труда**

9) организация структуры управления развитием производства**

10)групповое управление***

11)социально-психологические аспекты***

12)приказы выше стоящих инстанций

4. ОСОБЕННОСТЯМИ КОНЦЕПЦИИ {научного управления*; административного управления**; управления с позиции психологии и человеческих отношений***, управления с позиций науки о поведении****} ЯВЛЯЮТСЯ

1) разработка универсальных принципов управления организацией в целом**

2) самостоятельная область научных исследований*

3) определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»***

4) сосредоточенность группы работников на том, что она делает успешнее всего*

5) формулирование понятия «организационная структура»**

6) мотивами поступков людей являются различные потребности***

7) зависимость производительности труда от взаимоотношений между работниками и менеджерами***

8) рассмотрение управления как универсальный процесс**

9) выделение основных функций менеджмента: планирование, организация, контроль**

10) повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов****

11)стремление оказать работнику помощь в создании своих собственных возможностей****

12)нормативное регулирование

5. СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ {системы*; системы менеджмента**} ЯВЛЯЮТСЯ

1) совокупность элементов*

2) целостность*

3) совокупность объектов как единое целое**

4) наличие материальных, финансовых, трудовых и др. ресурсов**

5) интегративные характеристики, не содержащиеся в элементах системы*

6) наличие закономерных связей*

7) наличие выше стоящих инстанций

Задание входного контроля:

Определите взаимосвязь моделей организационного поведения (ОП) и типа господствующей организационной культуры. Определите и охарактеризуйте набор властных инструментов, способствующий реализации целей системы ОП в зависимости от типа организационной культуры. Ответ поясните на конкретном примере.

Типы организационных культур:

• органическая;

• предпринимательская;

• бюрократическая;

• партиципативная (система представительства групп и участия коллектива).

Тема 1. Система образования РФ как объект исследования

Контрольные вопросы:

Дать определение понятия «система».

На какие основные идеи согласно закону РФ «Об образовании в РФ» опирается система образования РФ?

Задание:

Привести пример любой системы и описать ее.

Тема 2. Структура системы образования РФ

Контрольные вопросы:

1. Какие структурные компоненты образуют систему образования РФ?

2. Дайте определения структурным компонентам, образующих систему образования РФ.

Задание: Составить терминологический словарь из 20 понятий по темам 1,  2.

Тема 3. Сущность менеджмента профессионального образования

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности менеджмента образовательной организации?

2. Охарактеризуйте стабильный и инновационный режимы функционирования образовательной организации.

3. Основные функции управления образовательным учреждением.

 4. Типы организационных структур.

 5.Сущность маркетинговой модели управления образовательным учреждением.

Задание:

Найти и обосновать управленческие аспекты в профессионально-педагогической деятельности. Построить модель управленческой деятельности профессионального педагога, используя различные подходы.

Тема 12. Планирование персонала, отбор, набор персонала

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «планирование персонала».

2. Назовите цель и задачи планирования персонала.

3. Назовите этапы планирования персонала.

4. Охарактеризуйте виды планирования персонала.

5. Дайте характеристику мероприятиям набора персонала.

6. Дайте характеристику этапам отбора персонала.

7. Сущность и содержание процедуры собеседования.

Задание.

Составьте план процедуры собеседования, анкету, оценочные материалы, бланк протокола собеседования.

Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)

Практическое занятие № 1.

Тема « История развития концепций менеджмента в образовании. Научные школы менеджмента»

Возникновение менеджмента как естественное следствие социально-экономического развития общества. Школа научного управления Ф.У. Тейлора. Генезис формирования и основные принципы. Школа административного управления А. Файоля. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Школа науки управления. Основные подходы, которые внесли значительный вклад в развитие менеджмента.

Задания:

Подготовить презентацию (реферат) по одной из предлагаемых тем:

1.Американский тип менеджмента

2. Японский тип менеджмента

3. Западноевропейский тип менеджмента

4. Основные характеристики школы научного управления Ф. Тейлора

5. Основные характеристики школы административного управления А. Файоля

6. Основные характеристики школы человеческих отношений Э. Мэйо, А. Маслоу, двухфакторной модели Ф. Герцберга

8. Количественный подход Портера-Лоулера

9. Теория человеческих отношений Д. Мак-Грегора

10.Сравнительная характеристика концепций менеджмента США и Японии

Практическое занятие № 2.

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Стратегия развития образовательной организации

Рассматриваются вопросы, касающиеся основ стратегического менеджмента, варианты типовых стратегии, понятие «Стратегическое планирование», процесс стратегического планирования, оценка конкурентного положения и сегментация образовательных услуг и т.д.

Задание:

1. Изучите литературу по теме и ответьте на вопросы:

1. Что такое стратегическое управление?

2. Каковы основные этапы стратегического управления?

3. Какие группы стратегий Вы знаете?

4. Какие основные разделы должен включать стратегический план образовательной организации

2. На основе теоретического материала выполните следующие задания:

1. Ранжирование глобальных проблем развития учебного заведения.

Необходимо проанализировать глобальные проблемы (система управления, управление учебной деятельностью, управление научной деятельностью, управление экономикой, управление хозяйственной деятельностью, управление маркетингом) и проставить ранги важности. Первый ранг (1) получает наиболее важная проблема, а последний ранг (6) – наименее важная. Затем необходимо проставить ранги важности локальных проблем внутри каждой глобальной проблемы. В графе "Комментарии" нужно обосновать результаты ранжирования.

2. Матрица STEP-анализа внешней среды учебного заведения. Разрабатывается по факторам внешней среды организации (социальные, технологические, экономические и политические – строки матрицы). В трех графах матрицы дается экспертная характеристика возможных вариантов развития национальной экономики России (пессимистичный, реалистичный, оптимистичный).

Матрица SWOT-анализа внутренней среды учебного заведения. Содержит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в развитии организации. Перечень факторов по каждому разделу матрицы должен быть не менее пяти и не содержать взаимоисключающих факторов. Например, "высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав" в сильных сторонах и "низкая квалификация кадров" – в слабых.    Матрица SWOT-анализа заполняется в табличной форме.

Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению

Цель контрольной работы:

- систематизация знаний;

- формирование умения по проведению анализа научных источников;

- обоснование управленческого решения по конкретной проблеме.

Основу работы составляют исследования и анализ практической ситуации в конкретном образовательном учреждении.

Описание конкретных ситуаций дается преподавателем. На практических занятиях по дисциплине «Управление образовательными системами» отрабатываются некоторые элементы исследований.

Для выполнения контрольной работы магистрантам рекомендуется основная литература. Библиографический список приведен в конце.

Для успешной защиты контрольной работы магистранты должны включить в нее теоретическую часть по обозначенной проблеме и на основе теории дать практические рекомендации для конкретного образовательного учреждения.

Методические указания включают 25 вариантов контрольных заданий. Номер варианта выбирается в соответствии с номером магистранта по списку группы. Магистрант под номером 26 выбирает вариант №1 и т.д.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении.

В случае отсутствия контрольной работы студент не допускается к зачету по дисциплине «Управление образовательными системами».

После выполнения задания следует составить публичное выступление с презентацией в соответствии с требованиями к этому виду устной коммуникации.

Требования к оформлению контрольной работы. Оформление работы является не менее важным элементом работы, чем содержание. Придание соответствующей формы тексту имеет принципиальное значение.

Текст проектировочной работы выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4. в текстовом редакторе microsoft Word, Times New Roman, 14 кегль, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см. Отступы с красной строки – 1,25 см. Переносы по тексту не расставляются.

Объем работы составляет 15-20 страниц машинописного текста, введение составляет до 2 страниц объема работы, заключение – 1-2 страницы. Приложения и список источников к работе не учитываются в объеме исследования.

Структура контрольной работы.

Контрольная работа включает в себя следующие элементы:

· введение;

· основная часть, состоящая из 2-х разделов;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Иные материалы

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие «система». Привести пример любой системы и описать ее.

2. Идея гуманизации профессионального образования. Сущность этой идеи. Основные принципы идеи гуманизации.

3. Идея демократизации профессионального образования. Ее принципы.

4. Структура системы образования РФ.

5. Субординационные и координационные связи.

6. Субъектная и объектная позиции, с которых рассматривается структура управления.

7. Организационный компонент структуры системы образования РФ.

8. Управленческий цикл. Функции менеджмента.

9. Коммуникации менеджмента.

10. Основные элементы организации системы менеджмента в образовательной организации.

11. Основные этапы создания учебного заведения.

12. Учредительные документы.

13. Содержание Устава образовательной организации.

14. Миссия и философия образовательной организации.

15. Организационная структура.

16. Функциональная структура управления.

17. Ролевая структура.

18. Социальная структура.

19. Понятие «рациональная структура управления».

20. Регламенты управления. Виды регламентов. Привести примеры.

21. Научная организация труда. Понятие, принципы, направления, элементы.

22. Организация рабочего места преподавателя и руководителя образовательной организации.

23. Техника личной работы.

24. Понятие «персонал». Категории персонала в образовательной организации.

25. Система управления персоналом. Ее элементы.

26. Сущность планирования персонала.

27. Функции управления персоналом.

28. Оценивание персонала как функция управления персоналом.

29. Сущность процедуры по отбору персонала.

30. Обучение персонала как функция управления персоналом. Методы обучения.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
 

1. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для бакалавров гуманитарных специальностей [Гриф Минобрнауки РФ] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – Москва: Юрайт, 2014. 314 с.

2. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие [для вузов] / В.М. Кожухар. Москва: Дашков и  К°, 2014. 290 с. Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань (1).

3. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие [для учителей, руководителей образовательных учреждений и методистов] / [С. С. Татарченкова и др.]; под общ. ред. С. С. Татарченковой. – Санкт-Петербург: КАРО, 2012. 119 с

Дополнительная литература

4.Абазов Ф.Ф. Управление предпринимательской деятельностью общеобразовательных учреждений / Ф.Ф. Абазов. М.: Акад., 2006. 368 с.

5.Башмаков В. И. Управление социальным развитием персонала: учебник для вузов по направлению подготовки "Управление персоналом" [Гриф УМО] / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. 2-е изд., стер. Москва: Академия. 2014. 238 с. (Высшее профессиональное образование). Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1).

6.Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов [Гриф СПбГПУ] / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. М.: Юрайт, 2012. 679 с.

7.Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В.А. Гольдберг. М.: Новая школа, 2001. 176 с.

8. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании / М.А. Гончаров. М.: Изд-во КноРус, 2008. 480 с.

9. Егоршин А.П. Управление российским образованием [Текст]: [монография] / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2012. 374 с.

10. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы: опытно-ориентированная монография, пособие для руководителей различных типов образовательных учреждений / Л.П. Ильенко. М.: АРКТИ, 2001. 128 с.

11. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Пед. об-во России. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. 256 с.

12.  Караковский В.А. Воспитательная система обычной школы / В.А. Караковский // Народное образование. № 4. 2001. С. 77 – 87.

13. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. - Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002. с.69.

14. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / И.А. Колесникова. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. 285 с.

15. Комаров Е.И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие [для вузов] / Е.И. Комаров, Н.Н. Стрельникова, И.В. Малофеев. Москва: Дашков и К°, 2014. 301 с. Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань(1).

16. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. М.: Пед. поиск, 2000. 182 с.

17.  Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г.Г. Корзникова. М.: Академия, 2008. 288 с.

18. Левин Я.Н. Общешкольный коллектив не миф, а реальность / Я.Н. Левин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. 215 с.

19. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций для вузов            [Гриф Минобразования РФ] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2009. 288 с. (ЕЭМК ЧЗ(1).

20. Мижериков В. Управление общеобразовательным учреждением: словарь-справочник  / В. Мижериков // под ред. П. Пидкасистого. М.: Академия, 2011. 384 с.

21. Музыченко В.В. Управление персоналом: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. М.: Акад., 2003. 756 с.

22.  Муниров Р.Р. Менеджмент общеобразовательного учреждения: учеб пособие / Р.Р. Муниров. Уфа: Вагант, 2006. 140 с.

23.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. 269 с.

24.Олейникова, О.Н., Муравьева, А. А., Коновалова, Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учеб. пособие – М.: Альфа-М, 2005. 288 с.

25. Панферова Н. Управление в системе образования / Н. Панферова. М.: Феникс, 2012. 256 с.

26. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / под ред. А.М. Моисеева; Пед. об-во России. М., 2001. 256 с.

27. Резник С.Д. Персональный менеджмент: практикум: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко,                     С.Н. Соколов. 2-е изд. доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 255 с. (ЧЗ(1).

28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации».

29. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский дом «Академия», 2008. 384 с.

30. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. 2010. №9. С.3-9.

31. Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. 463 с. (ЭБС Лань).

32.Эрганова, Н.Е. Ведение в технологии профессионального обучения: монография / Н.Е. Эрганова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. 151 с.

32. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. 2008. №1. С.15-22.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

          по теме «…………………………………………….»

 

 

                                                                         

 

                                                                     Выполнил: ФИО

                                                                     Магистрант  группы …

                                                                         

                                                                     Проверил: ФИО

                                                                     канд. пед. наук, доцент

                                                                         

 

Екатеринбург 20__


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Управление образовательными системами»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»

 

Уровень высшего образования магистратура
   
   
   

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2017


Рабочая программа дисциплины «Управление образовательными системами». Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2017. 38 с.

 

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

  Авторы:   к. пед. н., доцент                                                    Е.Ю. Зимина  
     
Рецензенты: д. пед. наук, профессор, УГПУ Л.В. Моисеева
  д. филос. наук, профессор, РГППУ А.Г. Кислов

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол №___ от ________ 2017 г. 

 

Заведующий кафедрой    С.А. Днепров

 

Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол №___ от ________ 2017 г. 

Председатель научно-методического совета          М.В. Чапаева

     

Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № ____ от  _______2017 г.

 

Председатель методической комиссии Института ППО       Н.О. Садовникова
     
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
     
Зам. директора Научной библиотеки РГППУ                                                                                                     Е.Н. Билева  
     

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017

©   Зимина Е.Ю., 2017



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоение дисциплины……………………………       4

2. Место дисциплины структуре образовательной программы…        4

3. Результаты освоения дисциплины………………………………        5

4. Структура и содержание дисциплины……………………………    6

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы…………………………………………………………………………    7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины……….   8

5. Образовательные технологии………………………………………   12

6. Учебно-методические материалы…………………………………    13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………………………………………….         13

6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)…………………..   25

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента………………………………………………………………   32

6.4. Иные материалы…………………………………………………      32

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение………      33

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………      36

9. Приложение                                                                                      37

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Управление образовательными системами» является вооружение студентов знаниями по управлению образовательными системами, формирование у будущего магистра профессионального обучения готовности успешно применять управленческие решения в организации в целом и в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Обеспечить обучаемых знаниями особенностей сферы образования, общих основ теории социального управления как методологической основы управленческой концепции в сфере образования.

2. Познакомить с сущностью системного подхода в управлении, понятием «образовательная система» с присущими ей системными характеристиками.

3. Вооружить студентов знаниями о разновидностях образовательных систем и их особенностями.

4.  Формировать навыки управления разными видами образовательных систем и педагогическим персоналом.

5. Вооружить умением соотносить управленческую теорию с социально-педагогической практикой.

6. Развивать умение использовать в практике различные стили и методы управления образовательными системами.

7. Научить применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе психолого-педагогического знания.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление образовательными системами» входит в раздел учебного плана «базовая/вариативная часть» федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

Изучение курса рассчитано на 2-ой семестр.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Методология научного исследования, Психология профессионализма.

Дисциплина «Управление образовательными системами» играет важную роль в формировании управленческих умений магистранта, её изучение основывается на предшествующем профессиональном образовании и опытом работы в образовательном учреждении.

Требования к «входным» знаниям, умениям и владениям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин следующие. Магистрант должен:

Знать:

· современные подходы к исследованию и решению психолого-педагогических проблем;

· основные методы и категории социально-психологической и педагогической наук;

· основные понятия теории управления;

· принципы организации государственного управления социальными и педагогическими системами в Российской федерации;

· методологические основы управленческой деятельности;

· правовые основы управленческой деятельности;

· функции, формы, методы и технологии управления.

Уметь:

· выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;

· уметь осуществлять прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертную оценку процессов социального воспитания, социального развития и социализации;

· грамотно оперировать понятиями теории управления; анализировать международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по проблемам управления;

· построить организационную структуру управления любой социальной системы;

· давать оценку управленческой деятельности любого уровня.

Владеть:

·  основными методами и методиками исследования социально-психологических и педагогических феноменов;

· функциями, формами, методами и технологиями управления.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми магистрантом компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Таблица 1

Компетенции

Код компетенций по направлениям подготовки

Перечень планируемых

результатов

44.04.04 44.04.02 44.04.01
готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения   ОК-2   ОК-2   ОК-2 З3; У1; У2 В1; В2; В3
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности   ОПК-2   ОПК-10   ОПК-1 З1; З2; З3 У1; У2 В1; В3
готовность взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиальные и культурные различия     ОПК-8     ОПК-11     ОПК-3   З2; З3 У2; У3 В1; В2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

З1 сущность системного подхода к управлению образовательными явлениями и процессами;

З2 образовательные системы как компонент научного знания; 

З3 особенности и закономерности управления образовательными системами.

Уметь:

У1 выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;

У2 соотносить управленческую теорию с педагогической практикой;

У3 применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе социально-педагогического знания.

Владеть:

В1 основами управленческих знаний, необходимых для организации деятельности профессиональной образовательной организации;

В2 способами анализа образовательных систем с присущими им системными характеристиками;

В3 методами управления социально-педагогическими системами. 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

– самостоятельной работы обучающегося – 76 часов.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Таблица 2

Вид работы

Форма обучения

Очная Заочная

Семестр изучения

2-й 2-й
Кол-во часов Кол-во часов  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108 3/108
Контактная работа, в том числе: 32 10
Лекции 8 2
Практические занятия 24 8
Самостоятельная работа, в том числе: 76 88
Изучение теоретического курса 20 22
Самоподготовка к текущему контролю знаний 10 10
Подготовка и защита реферата 2 10
Подготовка к защите работ 4 10
Контрольная работа - 10
Подготовка к зачету 10 10

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематическое планирование

Таблица 3

Наименование разделов дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час

Самост. работа, час

Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практич. занятия Лаб. работы Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме Построение системы образования в РФ 2 16 2 4 – – – 10 Составление терминологического словаря по теме Методологические и технологические основы управления образовательным учреждением как образовательной системой 2 24 – 4 – –   20 Теоретическая модель образовательной системы Организация системы менеджмента в профессиональной образовательной организации 2 34 2 6 – – – 26 Построение рациональной структуры типовой образовательной организации. Проект рабочего места руководителя и преподавателя. Промежуточное тестирование Основы управления персоналом   2 18 2 2 – – 4 10 Деловая игра Социально-педагогические функции управления образовательной организацией   2 16 2 4 – – – 10 Разработка технологии поддержки личностного роста педагога ПО. Итоговый проект. Тестирование Итого по дисциплине   108 8 20 – – 4 76 Зачет

 

Практические работы

Таблица 4

№ темы Наименование практических работ Количество ауд часов
1 История развития концепций менеджмента в образовании. Научные школы менеджмента 2
2 Руководство: власть и личное влияние 2
3 Коммуникации и принятие решений 2
4 Проектирование системы управления 6
5 Регулятивные модели поведения 2
6 Основы управления персоналом 4
7 Стратегия развития образовательной организации 6

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплины

Раздел 1. Построение системы образования в РФ

Тема 1. Система образования РФ как объект исследования

Понятие «система». Понятийный аппарат исследования системы образования: понятие «местное самоуправление», признаки этого социального явления. Понятия «муниципальная система образовании», «муниципальное образовательное учреждение», «региональная система образования».

Тема 2. Структура системы образования РФ

Основные идеи построения системы образования (гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывности образования) и их принципы (гуманитаризации, фундаметализации, деятельностной напрвленности, национального характера, равных возможностей, сотрудничества, многообразия, открытости, регионализации, общественно-государственного управления, самоорганизации).

Организационный компонент системы образования и его структурные элементы: дошкольные и общеобразовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования. Учреждения среднего и высшего образования. Дополнительное профессиональное образование.

Управленческий компонент системы образования. Основные направления управленческой деятельности в области образования государственных органов управления и органов местного самоуправления. Отношения на уровнях государственной власти и уровне местного самоуправления (первичность и вторичность между управлением и отношением). Субординационные и координационные связи. Субъектная и объектная позиции в организационной структуре.

Содержательный компонент системы образования. Программы обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Рынок образовательных услуг.

Раздел 2. Методологические и технологические основы управления образовательным учреждением как образовательной системой

Тема 3. Сущность менеджмента профессионального образования

Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система. Рассмотрение образовательного учреждения с позиции теории организаций.

Природа организационных структур. Деятельность образовательного учреждения как процесс. Факторы, влияющие на организационную структуру образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения и ее составляющие.

Менеджмент в образовательном учреждении. Основные функции менеджмента, уровни, формы реализации. Маркетинговая модель управления. Управленческие функции образовательным учреждением. Распределение полномочий.

Режим стабильного функционирования. Инновационный режим функционирования образовательного учреждения.

Система информационного обеспечения управления образовательным учреждением. Роль информации в менеджменте. Сущность понятия информации. Коммуникации как связующий процесс в менеджменте. Структура коммуникаций. Эффективные коммуникации – основа принятия решений.

Тема 4. Руководство и лидерство в коллективе

Проблема лидерства. Концепции лидерства в отечественной и зарубежной психологии. Сущность понятий «руководство», «лидерство», «власть». Различные точки зрения на соотношение понятий лидерства и руководства.

Понятие «стиль руководства». Классификации стилей руководства.

Личность руководителя ученическим и педагогическим коллективами. Социально-психологические характеристики личности руководителя. «Менеджерские» характеристики руководителя. «Японская» и «финская» модели.

Имидж руководителя. Восприятие руководителя подчиненными. Функции имиджа личности, механизмы его формирования. Структура имиджа руководителя (концепция В.М. Шепеля). Критерии имиджа личности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 3619.