Характеристики транса по данным различных авторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристики транса по данным различных авторов.

 

Феноменологические характеристики транса.

1. Поглощенность переживаниями.

2. Спонтанное самопроявление.

3. Восприятие без осмысления и концептуализирования.

4. Готовность экспериментировать.

5. Гибкость пространственно-временных отношений.

6. Изменение сенсорных ощущений.

7. Изменение степени вовлеченности.

8. Моторно-вербальная заторможенность.

9. Логика транса.

10. Метафорическая обработка информации.

11. Искажение времени.

12. Амнезия.

 

Поведенческие индикаторы транса.

1. Ослабление или утрата рефлекса моргания, дрожание век, фиксация взгляда, расширение зрачков, самопроизвольное закрывание глаз.

2. Малая подвижность.

3. Заторможенность речи.

4. Расслабление мышц.

5. Изменение дыхания.

6. Замедление пульса.

7. Расслабление лицевых мышц.

8. Снижение или утрата ориентировочных реакций.

9. Изменение цвета лица.

10. Задержка реакции при разговоре или движении.

11. Самопроизвольные движения.

 

 

Раздел 2: Наведение транса.

 

В целом, эриксоновский метод использования гипноза может быть описан тремя словами: присоединение, ведение, утилизация.

 

Присоединение и ведение.

Присоединяясь мы объединяемся с клиентом в его восприятии мира и поведении в нем. Тем самым граница между клиентом и терапевтом становится более тонкой. Условно присоединение может быть разделено на невербальное, вербальное и присоединение по репрезентативным системам.

 

Невербальное присоединение.

Невербальное присоединение – отражение терапевтом основных телесных параметров клиента своим телом. С. Гиллиген выделяет полное прямое отражение, частичное прямое отражение и частичное косвенное. Полное прямое отражение – наиболее заметно для клиента и используется чаще в учебных целях. Частичное косвенное – наиболее сложный вариант для выполнения и , несмотря на свою эффективность, практически незаметно.

 

 

Полное прямое отражение

Гипнотизер                                            Клиент

Ритм дыхания                                                    Ритм дыхания

Темп речи                                                Темп речи

Интонации                                              Интонации

Громкость голоса                                  Громкость голоса

Выражение лица                                               Выражение лица   

Движения тела                                                  Движения тела

Частота моргания                                 Частота моргания

 

Частичное прямое отражение

Гипнотизер                                            Клиент

Ритм дыхания                                                    Ритм дыхания

Темп речи                                                Темп речи

Интонации                                         Интонации

Громкость голоса                                  Громкость голоса

Выражение лица                                               Выражение лица   

Движения тела                                                  Движения тела

Частота моргания                                 Частота моргания

 

Частичное косвенное отражение

Другие дополнительные минимальные ключи доступа

Ключи

Репрезентативная система

Визуальная Аудиальная Кинестетическая Напряжение мышц Напряжение, особенно в шее, плечах и животе Ровное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движения Расслабление мышц и движений Дыхание Неглубокое дыхание Ровное диафрагмальное или грудное, обычно с долгим выдохом Глубокое д. Низом живота Цвет кожи Бледный Промежуточный Румянец Тембр Высокий тон, напряжение голоса Четкий резонирующий голос Низкий, глубокий грудной голос Темп речи Быстрый, торопливый Ровный, ритмичный Медленный с паузами Жестикуляция Живая, показывающая, на уровне лица или груди Телефонные позы На уровне пояса Дистанция Максимальная Промежуточная Минимальная

 

 

Репрезентативная система используемая для вывода информации может оцениваться по «предикатам», т.е. по словам, которые использует человек для описания своих переживаний.

Милтон-модель.

1 шаг: Предложите партнеру принять удобную позу.

2 шаг: Сконцентрируйте внимание партнер на каком-то объекте (на любом визуальном, аудиальном, или кинестетическом устойчивом стимуле).

3 шаг: Организуйте свою речь так, что бы развести сознание и подсознание.

 

Ваше сознание Слово-связка Ваше подсознание
1. Прислушивается к тому, что я говорю

И

В то время как

По мере того как

Но

Пока

Когда

1. Может начать вызывать транс нужной глубины.
2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше. 2. Может начать вспоминать те события, которые наиболее важны для вас.
3. Может быть сосредоточено на той или иной мысли. 3. Может начать путешествие в мир особенных, отличающихся от обычных переживаний
4. Может сомневаться в том, возникнет ли состояние транса. 4. Научилось многому и вы можете впоследствии это использовать.
5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения вы сейчас испытываете. 5. Может иметь свои собственные представления о том, что вы хотите.
6. Озабочено тем, что бы все сделать правильно. 6. Может создавать образы, которые покажутся вам удивительными.
7. Может отдавать себе отчет о том, что происходит здесь и сейчас. 7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости.
8. Занято некоторой мыслью. 8. Входит в еще более глубокий транс.
9. Стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю. 9. Начинает понимать что-то очень важное для вас.

 

4 шаг: Сообщите партнеру о тех признаках транса, которые вы у него наблюдаете (см. признаки транса).

5 шаг: Дайте установку на ничегонеделание.

«не обязательно слушать мой голос»

«не обязательно думать о чем-то»

«не обязательно испытывать желание узнать, что сейчас надо делать»

«ваше сознание может слушать меня или нет, он может запоминать все что вы делаете или вообще ничего не запоминать, оно может сомневаться в том, находитесь ли вы трансе или быть уверенным в том, что вы находитесь в трансе».

«вам нет нужды делать что-либо»

6 шаг: Используйте транс для достижения своей цели.

7 шаг: Выведите партнера из транса

 

 

Левитация руки.

Шаг 1. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены — остается то, что называется «тонус мышц»). Ваша задача — почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.

Шаг 2. Вспомните любой пример бессознательного, автоматического движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется «само».

Шаг 3. Задайте себе вопрос: «Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?» Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его («Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть»).

Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это — наиболее естественное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступа­ющего транса. (Можно представить, что между рукой è лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент при­косновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением самого глубокого транса, который вам нужен сегодня.

Шаг 5. Использование транса. В данном упражнении — вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполнением задания на работе, или приготовлением очень вкусного блюда).

Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвращением к ясному сознанию.

 

Техника сжатия кулака.

Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: «пусть правая кисть сожмется в кулак». И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит ми­зинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение «скрипа» в суставах пальцев, при первом выполне­нии упражнения это многих удивляет. И это ощущение тоже свидетельствует о бессознательном характере движений. В психотерапии есть методика быстрого прекращения болей в сердце, называемая «метод разжатия кулака»; пациенту дается простая инструкция — сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться самостоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это — тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у па­циентов такие же — «скрип» в суставах пальцев, непредсказуемость следующего движения пальцев и т. д.

 

Техника сведения рук.

Иногда эту технику называют «сверхнадежной» техникой наведения транса. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положе­ние рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и представьте себе, что в этом пространстве между ладонями что-то есть — может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсорная терминология... Или представьте, что пространство между ладонями может менять свойства — оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притягивать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряженным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы можете придать ему более компактный размер... Когда ваши руки сближаются... очень медленно или немного быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... которую можно сделать еще меньше... и проглотить, если хотите.

 

Идеомоторная сигнализация.

Шаг 1. Наведите транс с помощью любого из методов.

Шаг 2. Расскажите партнеру об опыте автоматических движений.

Шаг 3. Перейдите к возможности отвечать на поставленный вопрос «да» или «нет» автоматическими непроизвольными движениями.

Шаг 4. Предложите партнеру задать себе вопрос и подождать, пока подсознание не даст на него непроизвольный, автоматический ответ.

Шаг 5. Пообщайтесь с подсознанием партнера.

Шаг 6. Завершите транс.

Поиск решения.

1. Определение проблемной ситуации (в терминах «Как мне сделать это?»)

2. Наведение транса.

3. Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному в виде какого-либо образа; 2) задавание вопроса; 3) получение ответа.

4. Завершение транса.

 

Поиск ресурса.

1. Определение дефицита («Чего мне не хватает?»)

2. Наведение транса.

3. Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному с просьбой предоставить ресурсное состояние; 2) переживание ресурсного состояния; 3) обращение к бессознательному с просьбой встроить ресурсное состояние в те контексты, в котором оно может понадобиться; 4) экологическая проверка «все ли части меня согласны с произведенным изменением», если есть кто-то, кто не согласен, пусть подаст сигнал. Если несогласен, то пусть усилит этот сигнал, если это сигнал согласия, то пусть он станет менее выраженным.

4. Завершение транса

 

Характеристики транса по данным различных авторов.

 

Феноменологические характеристики транса.

1. Поглощенность переживаниями.

2. Спонтанное самопроявление.

3. Восприятие без осмысления и концептуализирования.

4. Готовность экспериментировать.

5. Гибкость пространственно-временных отношений.

6. Изменение сенсорных ощущений.

7. Изменение степени вовлеченности.

8. Моторно-вербальная заторможенность.

9. Логика транса.

10. Метафорическая обработка информации.

11. Искажение времени.

12. Амнезия.

 

Поведенческие индикаторы транса.

1. Ослабление или утрата рефлекса моргания, дрожание век, фиксация взгляда, расширение зрачков, самопроизвольное закрывание глаз.

2. Малая подвижность.

3. Заторможенность речи.

4. Расслабление мышц.

5. Изменение дыхания.

6. Замедление пульса.

7. Расслабление лицевых мышц.

8. Снижение или утрата ориентировочных реакций.

9. Изменение цвета лица.

10. Задержка реакции при разговоре или движении.

11. Самопроизвольные движения.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.