Понятие анализа безубыточности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные методические положения анализа затрат

Классификация затрат и изучение их динамики

Анализ затрат следует начинать с их классификации и изучения динамики, что помогает получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках производственного процесса конкретного предприятия. Следует отметить, что данный, по сути, предварительный этап создает необходимые условия для последующего проведения анализа безубыточности.

Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от того, как они включаются в себестоимость единицы продукции:

¨ прямые затраты относятся на конкретную продукцию ¾ прямо, непосредственно на основе удельных норм этих затрат (именно поэтому эти затраты можно считать не только прямыми, но и переменными);

¨ косвенные затраты относятся на конкретную продукцию опосредованно, с помощью применения специальных методов распределения (эти затраты, как правило, совпадают с постоянными или условно-постоянными).

Таким образом, определяются все затраты на единицу продукции по плану и фактически. Это дает возможность решать некоторые управленческие задачи, основывающиеся на разработке соответствующих норм и нормативов. В то же время включение в себестоимость единицы продукции косвенных затрат искажает информацию о рентабельности отдельных видов продукции. Кроме того, цены, определенные на основе полных затрат единицы продукции, являются недостаточно гибкими.

Согласно классификации затрат по характеру поведения основным признаком их деления является зависимость изменения затрат в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего используется объем производства или продаж. В соответствии с эти признаком затраты подразделяют на два вида: постоянные и переменные. Подобное деление затрат лежит в основе анализа безубыточности.

Приводя определение переменных и постоянных затрат, необходимо пояснять, в расчете на весь объем продукции или на ее единицу дается это определение, поскольку характер поведения затрат при этом меняется на прямо противоположный (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Поведение затрат при изменении объема производства

Переменные затраты (Спер) ¾ это затраты, общая величина которых в расчете на весь объем выпускаемой продукции (Вн.е.) изменяется прямо пропорционально изменению объемов производства, а на единицу продукции ¾ остается неизменной. Поведение переменных затрат иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Изменение переменных затрат на весь выпуск (А) и на единицу продукции (Б)

К переменным относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), заработная плата персоналу (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства).

Пример 7.1. Предприятие планирует производство изделий A, в каждом из которых присутствует устройство B. Стоимость единицы этого устройства составляет 30 руб. При изменении количества произведенных и проданных изделий A затраты предприятия изменяются следующим образом (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Из табл. 7.2 следует, что суммарные переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства, а затраты на единицу продукции остаются неизменными. На основании этого свойства в качестве инварианта при анализе переменных затрат используются затраты, приходящиеся на единицу продукции, которые не изменяются при изменении объема производства и реализации.

Рис. 7.3. Изменение постоянных затрат на весь выпуск (А) и на единицу продукции (Б)

Постоянные затраты (Спост) ¾ это затраты, общая величина которых не зависит от изменения объема производства, а на единицу при росте объемов производства продукции эти затраты уменьшаются, при снижении ¾ увеличиваются. О характере поведения этих затрат свидетельствуют графики, представленные на рис. 7.3, и данные, приведенные в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Поведение постоянных затрат при изменении объема производства

Постоянные затраты могут быть неизменными лишь до определенного момента, после чего их величина единовременно увеличивается. Так, если объем производства растет, то постоянные затраты периодически увеличиваются (линия 2 на рис. 7.3 А). Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных затрат на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных затрат по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных затрат вводится понятие релевантного диапазона (интервала) изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Поведение постоянных затрат в релевантном диапазоне объемов производства (продаж)

Примерами постоянных затрат являются амортизация зданий и оборудования, арендные и лизинговые платежи (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управленческого персонала, контролеров (которые, по предположению, не изменяются при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Таким образом, подход к сущности постоянных затрат имеет следующее ограничение: постоянные затраты не изменяются в широком диапазоне объема (количества) продаж, который называется релевантным (допустимым) диапазоном.

Пример 7.2. Рассмотрим разновидность постоянных затрат ¾ стоимость аренды производственного помещения в месяц. При изменении объема производства изделий А стоимостные показатели изменяются в соответствии с табл. 7.3.

Из табл. 7.3 следует, что при изменении объема производства и реализации продукции общие постоянные затраты остаются неизменными, а постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции, изменяются. Следовательно, в качестве инварианта при анализе постоянных затрат используются суммарные затраты предприятия за период времени.

Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Некоторые затраты, например, заработная плата или общие административные расходы могут изменяться не совсем пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Это смешанные (полупеременные) затраты, которые следует разделить на переменные и постоянные компоненты. Примером таких затрат является вид арендной платы, которая в соответствии с договором между арендатором и арендодателем разделяется на две части: фиксированную, уплачиваемую ежемесячно, и переменную часть арендной платы, зависящую от степени использования арендатором производственного оборудования, которое установлено на арендуемых площадях.

7.2.2. Методы деления смешанных затрат
на переменные и постоянные компоненты

На практике не всегда можно выделить переменную и постоянную компоненты смешанных затрат, число которых может достигать нескольких десятков. Для этого используются различные методы, суть которых можно раскрыть с помощью графика поведения затрат (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Графическое представление взаимосвязи «затраты ¾ объем»

Общие затраты на производствополн) состоят из двух частей: постоянной (Спост) и переменной (Спер), что отражается уравнением:

Сполн = Спост + Спер . (7.1)

 

Сумма переменных затрат есть произведение переменных затрат на единицу изделия, т. е. ставки переменных затрат (спер) на объем произведенной продукции в натуральных единицах (Вн.е.):

Спер = спер + Вн.е . (7.2)

Тогда выражение (7.1) можно представить в следующем виде:

Сполн = Спост + спер ´ Вн.е. . (7.3)

На основе конкретных данных строится уравнение общих затрат, которое, аппроксимируя фактические данные, дает представление о зависимости суммарных затрат от объема реализации.

Рассмотрим пример построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части с помощью различных методов.

1. Метод высшей и низшей точки объема производства за период (алгебраический метод) предполагает использование следующего алгоритма:

¨ среди данных об объеме производства и затратах за период выбирают максимальное и минимальное значения соответственно объема и затрат;

¨ находят разности в уровнях объема производства и затрат;

¨ определяют ставку переменных затрат на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

¨ определяют общую величину переменных затрат на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных затрат на соответствующий объем производства;

¨ определяют общую величину постоянных затрат как разность между всеми затратами и переменными затратами;

¨ составляют уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

Пример 7.3. В табл. 7.4 приведены исходные данные об объеме производства и затратах по месяцам анализируемого периода.


Таблица 7.4 Данные для анализа затрат с применением метода высшей и низшей точек объема производства за период

По данным табл. 7.4 видно, что максимальный объем производства за период составляет 340 ед. (в ноябре), минимальный ¾ 200 ед. (в январе). Соответственно максимальные и минимальные затраты на производство равны 196 и 140 тыс. руб. Разность в уровнях объема производства составляет 140 ед. (340 тыс. руб. - 200 тыс. руб.), а в уровнях затрат ¾ 56 тыс. руб. (196 тыс. руб. - 140 тыс. руб.).

Величина переменных затрат на одно изделие составит:

56 000 : 140 = 0,4 тыс. руб./ед.

Общая величина переменных затрат на минимальный объем производства составляет 80 тыс. руб. (0,4 тыс. руб. : ед. ´ 200 ед.), а на максимальный объем ¾ 136 тыс. руб. (0,4 тыс. руб. : ед. ´ 340 ед.). Общая величина постоянных затрат определяется как разность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами. Для нашего примера она составит 60 тыс. руб. (196 тыс. руб. - 136 тыс. руб. или 140 тыс. руб. - 80 тыс. руб.). Уравнение затрат для данного примера в соответствии с выражением (7.3) имеет вид:

Сполн = 60 + 0,4 ´ Вн.е..

Метод высшей и низшей точек прост в применении, но следует отметить его недостатки:

¨ использование только двух значений ¾ наибольшего и наименьшего означает, что результаты могут быть искажены из-за случайных вариаций этих значений;

¨ ссылка на прошлые данные предполагает, что, во-первых, производительность ¾ единственный фактор, влияющий на затраты и, во-вторых, затраты прошлых периодов предопределяют будущие.

2. Метод дисперсии. Более точным является метод дисперсии или разброса, включающий все наблюдаемые точки в стоимостных данных. После изображения точек проводится линия регрессии так, чтобы осталось равное число точек выше и ниже этой линии. Точка пересечения линии регрессии с вертикальной осью покажет сумму постоянных затрат. Используя общие затраты для точки, попавшей на линию регрессии, получают элемент переменных затрат. Далее, разделив эту сумму на уровень деятельности в той же точке, получают ставку переменных затрат.

График дисперсии может оказать большую пользу опытному аналитику. Скачки в поведении затрат, вызванные забастовками, плохой погодой, отключением энергоснабжения, ростом цен в период инфляции, становятся очевидными. Опытный наблюдатель может внести соответствующие поправки (отбросить выскакивающие результаты, оценить надежные данные отдельно, разделить длинный период времени на ряд более коротких интервалов и т. п.). Кроме этого практически любой стоимостный анализ полезно начинать с графического изображения.

 

Пример 7.4. Необходимо проанализировать смешанные затраты, связанные с доставкой товара. Фактические данные по этим затратам отражены в табл. 7.5.

Таблица 7.5. Данные для проведения анализа затрат с применением метода дисперсии

Исходя из графической интерпретации задача заключается в построении по этим данным прямой, изображенной на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Аппроксимация фактических данных линейной зависимостью

Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн = 9,7 + 2 ´ Вн.е..

3. Метод наименьших квадратов. Если при построении графика с использованием метода дисперсии линия вычерчивается визуально, то подбор прямой линии суммарных затрат при использовании метода наименьших квадратов производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа. Он построен на вычислениях, которые основываются на уравнении прямой линии (7.4):

Y = ax + b (7.4)

где Y ¾ зависимая переменная;

a ¾ степень изменчивости (или тангенс угла наклона линии регрессии);

b ¾ постоянный элемент;

x ¾ независимая переменная.

 

Метод наименьших квадратов используется для нахождения таких a и b, что чтобы полученные из уравнения регрессии значения зависимой переменной Y подходили как можно ближе к ее наблюдаемым значениям. Пусть ошибка:

(7.5)

где Y ¾ наблюдаемая величина,

 ¾ ожидаемая величина.

 

Метод наименьших квадратов позволяет минимизировать сумму квадратов отклонений наблюдаемой величины от ожидаемой, т. е.:

(7.6)

Из основного уравнения (7.6) и множества наблюдений n могут быть получены уравнения регрессии:

XY = aX2 + bX, (7.7)

Y = nb + aX, (7.8)

где X ¾ объем производства (продаж), натур. ед.;

Y ¾ общие (смешанные) затраты;

a ¾ ставка переменных затрат;

b ¾ постоянные затраты;

n ¾ число наблюдений.

 

Пример 7.5. Предположим, что предприятие желает разделить свои затраты на переменную и постоянную части. Расходы на электроэнергию (Y) и объем производства (X) представлены в табл. 7.5.

Подставляя эти суммы в уравнения (7.7) и (7.8), получаем:

1158 a + 116 b = 3487; (7.9)

116 a + 12 b = 353. (7.10)

Для решения следует исключить одно из выражений: умножив (7.9) на 12, а (7.10) на 116, следует из (7.9) вычесть (7.10):

13 896 a + 1392 b = 41 844

13 456 a + 1392 b = 40 948

440 a = 896

a = 2,0364

Следовательно, переменная ставка в стоимости электроэнергии составляет 2,0364 тыс. руб. на каждую тысячу выработанных изделий (или 0,0020364 тыс. руб./изделие). Постоянные затраты на электроэнергию могут быть получены подстановкой в любое из уравнений: (7.9) или (7.10):

116 a + 12 b = 353

116 ´ 2,0364 + 12 ´ b = 353

12 b = 353 - 236,2224

12 b = 116,7776

b = 9,7315

Таким образом, постоянные затраты на электроэнергию составляют 9731,5 руб. в месяц, ставка переменных затрат составляет 2036,4 руб. на 1000 выработанных изделий. Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн. = 9,7315 + 2,0364 ´ Вн.е.

Формула затрат может быть использована для целей планирования. Предположим, что в течение следующего месяца может быть выработано 10 500 изделий. При таком уровне деятельности затраты на электроэнергию составят, тыс. руб.:

Сполн. = Спост + спер ´ Вн.е. = 9,7315 + 2,0364 ´ 10,5 = 31,1137 тыс. руб.

4. Альтернативный метод. Рассмотрим подход, являющийся альтернативой методу наименьших квадратов. Предположим, что предприятие желает определить формулу затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Предварительный анализ позволил выявить, что переменная часть затрат зависит от количества отработанных машино-часов. Необходимо получить формулу затрат на основе данных первого полугодия планируемого периода альтернативным методом (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Определяются средние величины:

(7.11)

(7.12)

Ставка переменных затрат составляет:

Общие постоянные затраты определяются из уравнения:

(7.13)

Для данного примера:

0,0016 тыс. руб./маш-ч. ´ 556,833 маш.-ч. + b = 1,955 тыс. руб.;

b = 1,955 - 0,912 = 1,043 тыс. руб. в месяц.

Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн. = 1,043 + 0,0016 ´ Вн.е..

График совокупных затрат представлен на рис. 7.7.

Рис. 7.7. График совокупных затрат

Во всех вычислениях принимался один независимый фактор ¾ производительность (объем производства или реализации, часы прямого труда, машино-часы, выручка от продаж). Но зависимость от объема производства и продаж хорошо просматривается не для всех видов затрат, т. е. не всегда имеет место сильная корреляция конкретного вида затрат от объема производства (продаж). Рекомендуется использовать дополнительные факторы:

¨ объем производства в натуральном выражении;

¨ объем продаж в денежном выражении;

¨ прямые трудовые затраты;

¨ время работы технологического оборудования;

¨ расход электрической энергии и т. д.

 

Таблица 7.7. Отчет о прибылях предприятия, тыс. руб.

Для упрощения анализа рассматривается только один вид продукта (монопродуктовое производство). Маржинальная прибыль ¾ это результат от продаж после возмещения переменных затрат. Она идет на покрытие постоянных затрат и получение прибыли в определенном периоде времени. Если величина маржинальной прибыли недостаточна для покрытия постоянных затрат, предприятие получит убыток. Анализ безубыточности позволяет вычислить такой объем производства и продаж в стоимостных и натуральных единицах, при котором доход от продаж равен расходам. После достижения точки безубыточности операционная прибыль увеличивается на величину маржинальной прибыли с каждой дополнительно проданной единицы продукции.

Допустим, в рассматриваемом периоде предприятие производит один вид продукции. Приведем данные, характеризующие его деятельность (см. табл. 7.8).

Таблица 7.8. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Для достижения точки безубыточности предприятие должно продать 350 ед. продукции. Если объем продаж составит 351 ед., операционная прибыль составит 1 тыс. руб.

Чтобы узнать, какая прибыль будет при любом другом q-ом ( q  Î Q ), где Q ¾  технологическое множество предприятия) уровне деятельности , не обязательно готовить серию отчетов о прибылях ¾ достаточно найти произведение количества проданных единиц продукции за пределами точки безубыточности  и маржинальной прибыли на единицу продукции (ма). Получим величину ожидаемой операционной прибыли  при q-ом объеме производства за рассматриваемый период:

(7.32)

Таким образом, предполагаемый прирост прибыли прямо пропорционально зависит от абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции и запаса финансовой прочности.

Например, планируется рост продаж с 400 до 425 ед. (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Кроме абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции (в рассматриваемом примере 400 тыс. руб. : 400 ед. = 1 тыс. руб.) полезен анализ с помощью относительной величины маржинальной прибыли. В рассматриваемом примере норма маржинальной прибыли равна:

Это означает, что рост объема продаж на 1 руб. сопровождается ростом маржинальной прибыли на 0,4 руб., а также операционной прибыли при условии неизменности постоянных затрат. Если предприятие планирует рост объема продаж на 300 тыс. руб., то маржинальная прибыль увеличится на 300,0 ´ 0,4 = 120 тыс. руб., что равнозначно увеличению операционной прибыли на ту же величину.

Таблица 7.10. Динамика маржинальной и операционной прибыли

Использование относительного показателя нормы валовой маржи целесообразно при расчете прибыльности продукции по многономенклатурному производству. Большее внимание следует уделять производству продукции, имеющей наибольший показатель нормы маржинальной прибыли (в отличие от традиционного выбора в пользу высокорентабельной продукции).

Для эффективного функционирования предприятия важно учитывать структуру переменных и постоянных затрат. Так, в фондоемком производстве больше возможностей в управлении структурой затрат, чем в производствах с повышенной долей прямого труда производственных рабочих. Дилемма выбора высоких переменных и низких постоянных или низких переменных и высоких постоянных затрат не имеет однозначного решения. Преимущества и недостатки присущи любому варианту.

Рассмотрим отчеты о прибылях и убытках предприятий А и B с разной структурой затрат (табл. 7.11-7.12).

Таблица 7.11. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B

Ответ на вопрос, у какого из представленных предприятий более выгодная структура затрат, зависит от многих факторов, включая долговременную стратегию продаж, сезонные колебания их объема, отношение менеджмента к риску. Если предположить, что объем продаж будет возрастать, структура затрат предприятия B выгоднее по причине более высокого значения нормы маржинальной прибыли. По мере роста продаж прибыль предприятия B будет увеличиваться быстрее. Рассмотрим последствия увеличения объема продаж на 10% для каждого из рассматриваемых предприятий (табл. 7.12).

Таблица 7.12. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B при изменении объема продаж

Анализ данных табл. 7.12 позволяет заключить, что при одинаковом темпе роста продаж предприятие B имеет больший рост операционной прибыли вследствие более высокой нормы маржинальной прибыли.

Если предположить, что предел объемов продаж для рассматриваемых предприятий составляет 1000 тыс. руб. и планируется его снижение, в этих условиях предприятие А имеет лучшую структуру затрат, поскольку, во-первых, имея более низкую норму маржинальной прибыли, оно не будет терять прибыль при падении объема продаж так быстро, как предприятие B, ¾ доход предприятия А будет стремиться к большей стабильности; во-вторых, наличие более низких постоянных затрат в структуре себестоимости предполагает, что убытки наступят не так быстро, как у предприятия B в периоды резкого спада продаж.

Если объем продаж изменяется в пределах более 1000 тыс. руб., определить наиболее выгодную структуру затрат представляется затруднительным. В данном случае предприятие B будет менее уязвимым, предприятие А будет функционировать при меньшем риске с более стабильной прибылью. Однако оно упускает возможность получения повышенной нормы прибыли в случае, если сохранится тенденция долгосрочного роста объема продаж.

Таблица 7.13. Зависимость силы воздействия операционного рычага от объема продаж, тыс. руб.

Решение. Определим для каждого из предприятий силу воздействия операционного рычага согласно формуле (7.31):

Предприятие А: 400 : 100 = 4,0;

Предприятие B: 700 : 100 = 7,0.

Таким образом, каждый процент изменения объема продаж дает четырехкратное изменение прибыли предприятию А и семикратное ¾ предприятию Б.

Если ожидается, что продажи вырастут на 10%, предприятие Б быстрее нарастит прибыль (табл. 1.14).

Таблица 7.14. Зависимость роста прибыли от силы воздействия операционного рычага

Сила воздействия операционного рычага наибольшая при уровне продаж, близком к точке безубыточности. Она снижается по мере роста продаж и прибыли. Например, для предприятия А при различных объемах продаж:

Таблица 7.15. Зависимость силы воздействия операционного рычага от объемов продаж предприятия А, тыс. руб.

Если предприятие А работало с уровнем продаж  тыс. руб., то 10%-й рост продаж увеличит прибыль только на 15% (10% ´ 1,5). В то же время, работая на уровне продаж  тыс. руб., получаем 40% роста прибыли (10% ´ 4).

Смысл операционного рычага в том, что это инструмент, быстро показывающий, какое влияние процентное изменение продаж окажет на прибыль. Это влияние может быть негативным, если предприятие близко к точке безубыточности: небольшой спад в продажах может сразу привести предприятие к убыткам.

Следует подчеркнуть значение концепции маржинальной прибыли. Анализ безубыточности выявляет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных затрат, цены и объема продаж с целью принятия управленческих решений. Размер маржинальной прибыли и ее нормы имеет важное значение для получения операционной прибыли.

Внедрение автоматизации производства и, как следствие, увеличение фондоемкости приводит к сдвигу в сторону больших постоянных затрат и уменьшению доли переменных в структуре издержек. Это обстоятельство по-разному сказывается на показателе нормы маржинальной прибыли, точке безубыточности и других факторах анализа безубыточности. Выгоды от повышения фондоемкости сопряжены с появлением дополнительного операционного риска, так как повышается доля постоянных затрат в структуре себестоимости.

Если постоянные затраты высоки, небольшой спад в продажах может привести к значительно большему снижению операционной прибыли, следовательно, чем выше постоянные затраты предприятия, тем больше его операционный риск. На рис. 7.13. изображены графики безубыточности трех предприятий с различным уровнем операционного рычага, построенные в соответствии с данными (табл. 7.16).

Рис. 7.13. Графическая интерпретация анализа безубыточности
при различных уровнях силы воздействия операционного рычага

Предприятие А имеет относительно небольшую сумму постоянных затрат: у него мало автоматизированного оборудования, поэтому связанные с использованием основных средств постоянные затраты (амортизация, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, налог на имущество и т. п.) ¾ относительно низкие.


Таблица 7.16

Однако линия переменных затрат предприятия А имеет относительно крутой наклон, указывающий на то, что его переменные затраты на единицу продукции выше, чем у других предприятий.

Структура затрат предприятия С вполне удовлетворительна. Оно использует автоматизированное оборудование, изменение объемов продаж не сопровождается значительным изменением затрат на оплату труда производственному персоналу. Предприятие С становится безубыточным при более высоком уровне производства изделий, чем предприятие А; при производственном уровне в 40 000 единиц продукции предприятие C теряет 8000 тыс. руб., а предприятие А становится безубыточным.

Предприятие В имеет самые высокие постоянные затраты. Данное производство автоматизировано и использует дорогостоящее оборудование, требующее очень малых затрат труда на единицу продукции. При такой работе его переменные затраты медленно растут, но из-за высоких накладных затрат, связанных с использованием основных производственных фондов, точка безубыточности предприятия В располагается выше точки безубыточности предприятия А и предприятия С. Когда предприятие В достигает точки безубыточности, его операционная прибыль растет быстрее, чем у других предприятий.

Таким образом, следует учитывать структуру производства при принятии решений по инвестициям в основные производственные фонды. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию операционной деятельности.

Возможности предприятия с автоматизированным производством как более фондоемкого и предприятия с интенсификацией живого труда в достижении поставленных целей будут различаться. При высоких темпах инфляции эти различия могут усиливаться. Сравнительный анализ операционных возможностей приводится в табл. 7.17.

Таблица 7.17. Сравнительный анализ операционных возможностей

Таблица 7.19

Как следует из данных табл. 7.19, совокупный риск за рассматриваемый период возрастает, повышается сила сопряженного воздействия операционного и финансового рычагов до уровня 2,23 по состоянию на конец рассматриваемого периода. Предприятию следует увеличить объем продаж, возможно, требуется корректировка ценовой политики.

7.6. Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж

Операционный рычаг является эффективным инструментом, позволяющим оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.

Механизм применения операционного рычага при планировании прибыли зависит от того, какие факторы воздействуют на ее изменение в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, натурального объема продаж, уровень переменных или постоянных затрат. На практике прибыль растет или снижается под влиянием одновременного действия нескольких факторов. Но при планировании прибыли важное значение имеют степень и направление воздействия на прибыль каждого фактора. Динамика выручки от продаж в результате снижения или роста цен на продаваемую продукцию сказывается на величине прибыли иначе, чем динамика выручки в результате увеличения или уменьшения натурального объема продаж.

Если изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма прироста или уменьшения выручки от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли.

Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли ¾ это по сумме рост или снижение выручки, уменьшенный на соответствующее изменение величины переменных затрат.

Следовательно, изменение цен в большей степени отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж. Выше было показано, что операционный рычаг ¾ это измеритель превышения темпов динамики прибыли над темпами динамики выручки. Поэтому, не делая никаких расчетов, можно утверждать следующее: показатель операционного рычага при изменении выручки только за счет цен всегда будет выше, чем при изменении выручки только за счет натурального объема продаж.

Это означает, что операционный рычаг выражается не одним, а несколькими показателями, из которых один рассчитывается, когда в плановом периоде изменяется только натуральный объем продаж, второй ¾ когда меняются только цены на реализуемую продукцию, третий ¾ когда изменяются переменные затраты, четвертый ¾ при изменении величины постоянных затрат предприятия.

Формализация расчета каждого вида базируется на методе прямого счета прироста выручки от продаж и прибыли (или их снижения) в плановом периоде.

Введем условные обозначения:

 ¾ базисная величина выручки от продаж;

 ¾ базисные переменные затраты;

 ¾ темп изменения цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным, коэф.;

 ¾ темп изменения натурального объема продаж в плановом периоде по сравнению с базисным, коэф.;

 ¾ абсолютный прирост (уменьшение) выручки от продаж;

 ¾ абсолютный прирост (уменьшение) прибыли от продаж.

При изменении в плановом периоде только цен реализации:

. (7.46)

Учитывая (7.46), темп прироста (снижения) выручки от продаж составит:

(7.47)

Темп прироста (снижения) прибыли от продаж соответственно составит:

(7.48)

(7.49)

Ценовой операционный рычаг равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж. Это подтверждается логикой предыдущего изложения: поскольку в данном случае прирост (уменьшение) выручки равен приросту (уменьшению) прибыли, темп изменения первой показывает, во сколько раз базисная величина выручки больше базисной величины прибыли. Механизм ценового операционного рычага работает и в случаях убыточности продаж в базисном или плановом периоде.

 

Пример 7.12. Применение ценового операционного рычага при расчете плановой прибыли от продаж.

Вариант 1. Базисные данные: цена единицы изделия ¾ 500 руб., объем продаж ¾ 200 тыс.ед., переменные затраты ¾ 6000 тыс. руб., постоянные затраты ¾ 3000 тыс. руб., прибыль от продаж ¾ 1000 тыс. руб.

Определим силу воздействия ценового операционного рычага:

Возможные ситуации планового периода.

Ситуация А. Выручка от продаж увеличивается на 5% за счет повышения цен. Следовательно, прибыль возрастет на 50% (5% ´ 10 = 50%) и составит 1 500 тыс. руб.

Ситуация Б. Выручка от продаж снижается на 20% за счет снижения цен. Следовательно, прибыль снизится на 200% (-20% ´ 10 = -200%). Поскольку темп снижения прибыли превышает 100%, прибыль превращается в убыток.

Темп снижения прибыли на уровне 200% означает, что сумма ее снижения равна ¾ 200 тыс. руб., а убыток составит: 1000 - 2000 = -1000 тыс. руб.

Ситуация Б, в частности, дает возможность ответить на вопрос, каково максимально допустимое снижение цен, чтобы продажи не стали убыточными, т. е. чтобы выручка была не ниже критической. Иными словами, прибыль не должна уменьшиться более чем на 100%. В рассматриваемом примере, когда  = 10, цены можно снизить не более чем на 10%.

Вариант 2. Базисные данные (тыс. руб.): выручка от продаж ¾ 8000, переменные затраты ¾ 6000, постоянные затраты ¾ 3000, прибыль от продаж составила 1000.

 = -8 (в данном случае отрицательный знак имеет значение для правильности расчетов). Возможные ситуации планового периода.

Ситуация А. Выручка от продаж увеличивается на 10%. При этом убыток снижается на 80% (10% ´ (-8) = -80%), или на 800 тыс. руб.: -1000 ´ (-80 : 100) = 800 тыс. руб. Убыток в плановом периоде составит 200 тыс. руб. Чтобы обеспечить безубыточность продаж, цены должны быть повышены не на 10%, а на 12,5%: 12,5% ´ (-8) = -100%. Тогда убыток базисного периода будет ликвидирован полностью, а не частично.

Ситуация Б. Выручка от продаж снижается на 10% за счет снижения цен. При этом убыток увеличится на 80% (-10% ´ (-8) = 80%), или на 800 тыс. руб., и составит 1800 тыс. руб.

 

Таким образом, используя показатель ценового операционного рычага, можно определить финансовый результат от продаж планового периода (с положительным или отрицательным знаком).

При изменении в плановом периоде только объема продаж темп прироста (снижения) выручки от продаж составит:

   (7.50)

Абсолютное изменение прибыли от продаж составит:

(7.51)

Учитывая (7.51), темп прироста (снижения) прибыли от продаж соответственно равен:

(7.52)

Выразим силу воздействия операционного рычага по объему продаж :

(7.53)

Учитывая (7.28):

 (7.54)

Следовательно, натуральный операционный рычаг ¾ это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на величину переменных затрат того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к операционной прибыли в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного рычага рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

 

Пример 7.13. Применение натурального операционного рычага при расчете плановой прибыли от продаж.

Вариант 1. Базисные данные (тыс. руб.): выручка от продаж ¾ 10 000, переменные затраты ¾ 6000, постоянные затраты ¾ 3000, прибыль от продаж ¾ 1000. Определим силу воздействия натурального операционного рычага:

Возможные ситуации планового периода:

Ситуация А. Выручка от продаж увеличивается на 5% в результате соответствующего роста натурального объема продаж. Следовательно, прибыль от продаж вырастет на 20% (5% ´ 4 = = 20%) и составит 1200 тыс. руб.

Ситуация Б. Выручка от продаж уменьшается на 20% за счет соответствующего снижения натурального объема продаж. Прибыль снизится на 80% (20% ´ 4 = 80%) и составит 200 тыс. руб. Если бы натуральный объем продаж уменьшился более чем на 25%, продажи стали бы убыточными, так как уменьшение прибыли превысило бы 100%.

Вариант 2. Базисные данные (тыс. руб.): выручка от продаж ¾ 8 000, переменные затраты ¾ 6000, постоянные затраты ¾ 3000, прибыль от продаж ¾ 1000. Определим силу воздействия операционного рычага по объему производства:

Возможные ситуации планового периода:

Ситуация А. Выручка от продаж увеличивается на 10%. Убыток снижается на 20% (10% ´ (-2) = -20%), или на 200 тыс. руб.: -1000 ´ (-20 : 100)= 200 тыс. руб. Убыток в плановом периоде будет равен 800 тыс. руб. Чтобы обеспечить безубыточность продаж, натуральный объем продаж должен увеличиться не менее чем на 25% (25% ´ (-4) = -100%).

Ситуация Б. Выручка от продаж снижается на 10% за счет снижения натурального объема продаж. Тогда убыток вырастет на 40% и составит 1400 тыс. руб. вместо 1000 тыс. руб.: (-10% ´ (-4) = 40%); 1000 ´ (140 : 100) = 1400 тыс. руб.

Таким образом, сравнивая результаты расчетов на основе ценового и натурального операционного рычага, можно сделать следующие выводы:

1. Чем выше показатели операционного рычага обоих видов, тем большим колебаниям подвержена прибыль при одинаковом изменении выручки от продаж. Поэтому при высоком операционном рычаге снижение выручки от продаж чаще может привести к убыточности продаж, чем при низком его уровне.

2. Большая разница уровней ценового и натурального операционного рычага отражает относительно сильное влияние динамики переменных затрат на динамику прибыли от продаж. При росте выручки за счет натурального объема продаж увеличение прибыли значительно меньше, чем при увеличении цен. И наоборот, снижение выручки в форме уменьшения натурального объема продаж приводит к лучшему финансовому результату, чем снижение цен.

3. Применение показателей операционного рычага при планировании выручки и прибыли от продаж позволяет без специальных расчетов определять максимально возможное снижение выручки для сохранения безубыточности продаж или минимально необходимый рост выручки для ликвидации убытка от продаж.

Однако в реальных условиях происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного рычага для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях. Если производить расчет без использования операционного рычага, то его формализация выглядит следующим образом (используем обозначения, данные выше):

Алгебраическим преобразованием получаем:

 (7.55)

Формула (7.55) позволяет рассчитать без использования показателей операционного рычага сумму прироста (уменьшения) прибыли в плановом периоде по сравнению с базисным. Она позволяет также назвать факторы, увеличивающие или уменьшающие прирост прибыли. Но использование показателей операционного рычага обеспечивает большую четкость в выявлении этих факторов и управлении ими. Если на основании формулы (7.55) рассчитать темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным, то формула примет следующий вид:

 (7.56)

Таким образом, исходя из формул (7.49) и (7.53), получаем:

 (7.57)

Формулы (7.56)-(7.57) позволяют решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:

1. Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.

2. Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.

3. Определение необходимого темпа изменения цены или объемов продаж при заданном уровне одного из показателей, обеспечивающего получение заданной величины прибыли от продаж.

4. Определение темпов изменения цены и объема продаж, обеспечивающих критический объем продаж, т. е. нулевую прибыль в плановом периоде.

 

Пример 7.14. Расчет темпов и направления изменения операционной прибыли.

Вариант 1. Исходные данные: Сила воздействия ценового операционного рычага СВОРЦед = 8 сила воздействия натурального операционного рычага  Темп снижения цен составил 5%, т. е. ТЦ = -0,05. Натуральный объем продаж увеличивается на 7%, т. е. ТВн.е. = 0,07. Определить темп и направление изменения операционной прибыли:

пр : Ппр0 ´ 100 = (8 ´ (-0,05) (1 + 0,07) + 5 ´ 0,07) ´ 100 =
= (-0,428 + 0,35) ´ 100 = -7,8%.

Следовательно, при заданной плановой ситуации прибыль от продаж снизится на 7,8% по сравнению с базисным периодом. При таком методе расчета темпов изменения финансового результата от продаж не имеют значения базисные данные, а важны только уровни обоих видов операционного рычага.

Проверим методом прямого счета полученный результат.

Базисные данные по предприятию А (тыс. руб.): выручка от продаж ¾ 12 000, совокупные переменные затраты ¾ 4500, постоянные затраты ¾ 6000, прибыль от продаж ¾ 1500, СВОРЦед = 8, , т. е. условия, принятые в расчете по формуле, соблюдены. Операционная прибыль планового периода составит:

12 000 ´ 0,95 ´ 1,07 - 4500 ´ 1,07 ´ 6000 = 1383 тыс. руб.

Темп изменения прибыли: ((1383 - 1500) : 1500) ´ 100 = -7,8%.

Результат прямого счета совпал с результатом расчета по формуле (7.57).

Вариант 2. Исходные данные: СВОРЦед = 8;  (т. е. в базисном периоде продажи убыточны); ТЦ = 0,05; ТВн.е = -0,03).

Изменение финансового результата в плановом периоде составит:

пр : Ппр0 ´ 100 = [-8 ´ 0,05 ´ 0,97 + (-5) (-0,03)] ´ 100 =
= (-0,388 + 0,15) ´ 100 = -23,8%.

В данном случае отрицательный знак означает снижение убытка на 23,8%.

Проверим правильность расчетов с использованием метода прямого счета:

12 000 ´ 1,05 ´ 0,97 - 4500 ´ 0,97 - 9000 = -1143 тыс. руб.;

(-1143 - (-1500)) : (-1500) ´ 100 = -23,8%.

 

Пример 7.15. Целевое планирование прибыли от продаж посредством корректировки темпов изменения цены и объема продаж в пределах имеющихся практических возможностей. СВОРЦед = 10; . В плановом периоде предполагается возможность увеличения натурального объема продаж на 5% при снижении цен на 7%. По формуле (7.52) находим процент изменения прибыли от продаж (в базисном периоде продажи рентабельны):

пр : Ппр0 ´ 100 = [10 ´ (-0,07) ´ 1,05 + 5 ´ 0,05] ´ 100 = -48,5%.

Предприятию можно снизить прибыль от продаж не более чем на 20%. При сохранении текущего темпа изменения натурального объема продаж темп изменения цен должен быть меньше, чем планируется. Примем темп изменения цен, обеспечивающий снижение прибыли не более чем на 20%, за x. Тогда:

пр : Ппр0 ´ 100 = (10 ´ x ´ 1,05 + 5 ´ 0,05) ´ 100 = -20%;

x = -4,286%.

Следовательно, чтобы получить плановую прибыль от продаж не меньше необходимой предприятию величины, цены должны снизиться не на 7%, а не более чем на 4,286% .

Предположим теперь, что темп изменения цен не меняется, а можно регулировать лишь темп изменения натурального объема продаж, который и принимается за x. Уравнение будет иметь следующий вид:

пр : Ппр0 ´ 100 = [10 ´ (-0,07) (1 + x) + 5 ´ x] ´ 100 = -20%;

x = 11,63%.

При снижении цен на 7% натуральный объем продаж должен вырасти на 11,63%, чтобы обеспечить сохранение прибыли от продаж на уровне, не ниже допустимого для предприятия.

Пример 7.16. Определение необходимых темпов изменения цены или объемов продаж, обеспечивающих получение заданной величины прибыли от продаж. Данная задача близка по содержанию к предыдущей, однако в ней есть свои особенности. При заданной сумме (а следовательно, и заданном темпе прироста) прибыли показатели взаимозависимы. Из формулы (7.57) определим ТЦ и ТВн.е.:

(7.58)

(7.59)

Вариант 1. Допустим, СВОРЦед = 10, , DПпр / Ппр0 = 0,15, или 15%. Известно, что ТВн.е. = 0,1.

По формуле (7.58) определим ТЦ, обеспечивающий прирост прибыли на 15%:

ТЦ = (0,15 - 5 ´ 0,1) : [10 ´ (1 + 0,1)] = -0,0318 = -3,18%.

Это означает, что при увеличении натурального объема продаж на 10% цены могут снизиться не более чем на 3,18%; большее снижение цен не позволит обеспечить заданный прирост прибыли.

Вариант 2. При тех же уровнях операционного рычага предприятию в плановом периоде необходимо обеспечить прибыль от продаж, равную базисной. Одновременно предполагается снижение цен на 10%, т. е. Тц = -0,1. Определим темп изменения натурального объема продаж:

ТВн.е. = [0 - 10 ´ (-0,1)] : [10 ´ (-0,1) + 5] = 0,25 = 25%.

При увеличении натурального объема продаж менее чем на 25% плановая прибыль от продаж будет меньше базисной.

Вариант 3. В базисном периоде продажи убыточны. СВОРЦед == -10; . Необходимо сумму убытка от продаж в плановом периоде сократить на 50%, т. е. на -0,50. Натуральный объем продаж по плану возрастает на 15%, т. е. ТВн.е. = 0,15. Определить темп изменения цены, обеспечивающий достижение заданной цели.

Расчет произведем по формуле (7.58):

ТЦ = [-0,5 - (-5) ´ 0,15] : [(-10) ´ 1,15] = -0,0217 = -2,17%.

Темп снижения цен не должен превышать 2,17%.

 

Пример 7.17. Определение необходимых темпов изменения цены или объемов продаж, обеспечивающих критический объем продаж (точку безубыточности). Независимо от того, были в базисном периоде продажи прибыльны или убыточны, критический объем продаж означает получение нулевой прибыли от продаж в плановом периоде, т. е. Ппр1 = 0. В данном случае темп изменения прибыли от продаж выражается следующим образом:

(7.60)

Поэтому формулы расчета темпов изменения цены и объемов продаж для нахождения критического объема продаж определяются на основе формул (7.58)-(7.59) с учетом (7.60):

(7.61)

(7.62)

где ТЦкр ¾ темп изменения цен, обеспечивающий критический объем продаж, при заданном ТВн.е.;

 ¾ темп изменения натурального объема продаж, обеспечивающий безубыточный объем продаж, при заданном ТЦ.

 

Вариант 1. СВОРЦед = 10; . Следовательно, в базисном периоде продажи были прибыльны. Предполагаемый на плановый период ТЦ = -0,03 = 3%. Рассчитаем по формуле (7.62) :

 = [-1 - 10 (-0,03)] : [10 ´ (-0,03) + 5] = -0,149 = -14,9%.

Это означает, что снижение цен на 3% при одновременном снижении натурального объема продаж на 14,9% обусловит нулевую прибыль от продаж в плановом периоде.

 

Вариант 2. СВОРЦед = 10; . В плановом периоде ТВн.е. = -0,03, или -3%. Рассчитаем по формуле (7.61) ТЦкр :

ТЦкр = [-1 - 5 ´ (-0,03)] : [10 (1 - 0,03)] = -0,0876 = -8,76%.

При снижении натурального объема продаж на 3% и снижении цен на 8,76% плановые продажи будут иметь нулевую рентабельность.

Разумеется, если цена или натуральный объем продаж снизятся в большей степени, продажи в плановом периоде будут убыточны.

Вариант 3. СВОРЦед = -8; . Следовательно, в базисном периоде продажи убыточны. В плановом периоде предполагается снижение цен на 3%, т. е. ТЦ = -0,03 = -3%. По формуле (7.62) находим :

 = [-1 - (-8) ´ (-0,03)] : [-8 ´ (-0,03) - 3] = 0,449 = 44,9%.

Чтобы предприятию с такими базисными данными при снижении цен в плановом периоде обеспечить безубыточность продаж, натуральный объем продаж придется увеличить почти в 1,5 раза. В большинстве случаев возможность столь значительного роста маловероятна, следовательно, скорее всего убыточность продаж ликвидировать не удастся.

Вариант 4. СВОРЦед = -8; . В плановом периоде предполагается рост натурального объема продаж на 3%, т. е. ТВн.е. = 0,03. Необходимо определить, какой темп изменения цен может в сложившихся условиях обеспечить критический объем продаж. Воспользуемся формулой (7.61):

ТЦкр = [-1 - (-3) ´ 0,03] : (-8) ´ (1 + 0,03) = 0,110 = 11%.

Повышение цен на 11% в сочетании с ростом натурального объема продаж на 3% позволит ликвидировать убыток. Меньшее значение одного из показателей при сохранении уровня другого приведет к убыточности продаж в плановом периоде.

Таким образом, применение операционного рычага для планирования операционной прибыли позволяет не только определить изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с ее величиной в базисном периоде, но и оценить факторы, влияющие на это изменение. Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает получение размера прибыли от продаж, необходимого предприятию. Зная это сочетание, предприятие в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать темпами изменения цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.



Таблица 7.20

На основании имеющейся информации

1. Рассчитать величину прибыли предприятия при сложившихся пропорциях цены, объема производства (продаж), постоянных и переменных затрат;

2. Рассчитать силу воздействия операционного рычага по каждому фактору;

3. Проанализировать влияние на прибыль предприятия изменения рассматриваемых факторов на ±20,0% (с шагом в 5,0%).

 

1. Рассчитаем величину прибыли предприятия:

Ппр = 200 ´ (8,5 - 6,0) - 400,0 = 100,0 тыс. руб.

2. Рассчитаем силу воздействия операционного рычага для каждого из факторов:

¾ сила воздействия операционного рычага по цене:

¾ сила воздействия операционного рычага по переменным затратам:

¾ сила воздействия операционного рычага по постоянным затратам:

¾ сила воздействия операционного рычага по объему производства (продаж):

Условные исходные данные для построения графика и сам график приведены в табл. 7.21 и на рис. 7.15.

Таблица 7.21. Данные для построения графика зависимости прибыли от изменения различных факторов

Рис. 7.15. График эластичности прибыли предприятия
к изменению различных факторов

Приведенные данные интерпретируются следующим образом. Наибольшее влияние на прибыль в конкретном примере оказывает цена (СВОРЦед = 17,0). На втором месте по влиянию на прибыль ¾ переменные затраты (СВОРРпер = 12,0). Далее следуют объем продаж (СВОРВн.е. = 17,0) и постоянные затраты (СВОРСпост = 4,0).

Графическая интерпретация: чем больше угол наклона прямой, характеризующей воздействие конкретного фактора, тем больше его влияние на прибыль (рис. 7.15).

Таким образом, с помощью приведенных уравнений и графика можно оперативно осуществлять контроль изменения прибыли при изменении различных факторов. Между тем в практических целях чаще необходимо решать обратную задачу, а именно: задаваясь желательным результатом, определять, что нужно сделать, чтобы добиться этого результата.

В контексте рассматриваемой проблемы управления операционной прибылью задачу следует сформулировать следующим образом: на какой процент необходимо изменить объем продаж для сохранения прибыли на заданном уровне при изменении различных факторов.

Универсальным уравнением для определения компенсирующего изменения объема реализации (продаж) при одновременном изменении трех факторов является следующая формула:

(7.69)

где  ¾ относительный прирост объема продаж, компенсирующий совокупное изменение факторов.

 

Пример 7.19. Расчет компенсирующего прироста объема продаж при изменении факторов. Для иллюстрации возможностей практического использования приведенного уравнения использованы условия предыдущего примера. Расчет компенсирующего прироста объема продаж приведен в табл. 7.20, на основании которой построен график (рис. 7.16).


Таблица 7.22. Компенсирующие объемы реализации при изменении анализируемых факторов

Рис. 7.16. График зависимости компенсирующих объемов реализации
от изменения анализируемых факторов

Экономический смысл полученных результатов заключается в том, что приведенные на графике кривые играют роль так называемых кривых безразличия: любая точка на этих кривых соответствует таким возможным значениям факторов, которые не приводят к изменению прибыли, достигнутой в исходном состоянии предприятия. Таким образом, кривые безразличия являются границей, выше которой располагаются области, благоприятные для предприятия в целом. Любые события, которые изменят анализируемые факторы так, что предприятие окажется в такой области, принесут ему операционную прибыль. И наоборот: области, лежащие ниже кривых безразличия, являются неблагоприятными и переход в них лишает предприятия части запланированной прибыли.

Если, например, средневзвешенная цена продукции предприятия возрастет, скажем, на 5%, то оно может допустить снижение объемов продаж на 14,5%. (Значение компенсирующего объема продаж ¾ см. табл. 7.20.) При снижении объема реализации менее чем на 14,5% предприятие в результате повышения цены получит дополнительную прибыль. Если же объем реализации снизится более чем на 14,5%, то предприятие лишится части запланированной прибыли.


Понятие анализа безубыточности

Функцию движущей силы в экономике приобретает стратегия максимизации рыночной стоимости бизнеса. Необходимым условием достижения данной цели является безубыточность ¾ определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от продаж продукции над затратами по ее производству и сбыту.

Анализ безубыточности предполагает исследование взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая используется для краткосрочного финансового планирования и оценки альтернативных решений. Это ¾ так называемое ресурсное или товарное планирование, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и затраты предприятия. При помощи анализа безубыточности легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ “затраты-объем-прибыль” позволяет получить ответ на вопрос, как повлияет на прибыль изменение какого-либо одного или нескольких параметров производственного процесса.

Цель анализа безубыточности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует прибыль. Вопросы максимизации денежного потока рассматриваются на следующем этапе планирования ¾ при составлении и контроле исполнения бюджета денежных средств.

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков, добиться получения положительного финансового результата, а затем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.

К анализу безубыточности целесообразно обращаться в следующих ситуациях:

1. Создание нового предприятия.

2. Анализ производственных и маркетинговых стратегий.

3. Принятие комплекса решений, связанных с внедрением нового продукта.

4. Модернизация производственных мощностей.

5. Изучение последствий снятия/постановки изделий на производство.

6. Изменение объема производства и/или номенклатуры выпускаемых изделий.

Этот метод может использоваться и как вспомогательное средство при управлении финансовыми ресурсами предприятия. При этом преследуется цель изучения изменений следующих параметров, отражающихся на величине прибыли: цен, объемов производства (продаж), постоянных и переменных затрат.

В общем виде алгоритм проведения анализа безубыточности представлен на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Алгоритм проведения анализа безубыточности

Основные стадии процесса планирования безубыточности:

1. Изучение и оценка ситуации на предприятии и рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами понимается анализ затрат с учетом возможностей их минимизации, которая зависит не только от производственного и технического уровня, но и от уровня менеджмента на предприятии и деятельности служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются как объективные особенности рыночной среды, оказывающие положительное или отрицательное влияние на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся:

¨ доля рынка, контролируемая предприятием, и тенденции к ее изменению;

¨ деятельность конкурентов;

¨ изменение предпочтений потребителей;

¨ прочие внешние факторы (изменение общей ситуации в стране, непредвиденные обстоятельства).

2. Прогноз влияния будущих цен на факторы производства и себестоимость готовой продукции. На основе информации, полученной на первом этапе, осуществляется прогнозирование ценовых факторов товарного рынка. Для этого рассматриваются статистические показатели, анализируется их динамика, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются меры противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности, могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска посредством использования товарных фьючерсов и опционов.

3. Расчет переменных и постоянных затрат. Применяя различные методы исследования затрат, следует рассчитать себестоимость производимой продукции, а также спланировать объем незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, рассчитываются предположительные источники их формирования.

4. Расчет точки безубыточности. На основании данных о постоянных и переменных затратах, а также предположительной цены реализации определятся точка безубыточности. Оценивается степень влияния операционного рычага для данного предприятия, запас финансовой прочности. Рассматриваемые величины, несомненно, зависят от воздействия внешней среды.

5. Определение (корректировка) ценовой политики предприятия. На основе анализа будущего состояния рынка определяется уровень цен, при которых достигается необходимый (оптимальный) объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности. Если полученная величина не удовлетворяет требованиям безубыточности, цена корректируется и повторяется расчет точки безубыточности. Если не достигнута приемлемая величина маржинальной прибыли, необходимо повторить анализ затрат, обращая внимание на их снижение.

Реализация подобного итеративного процесса (рис. 7.1) приводит в конечном итоге к получению оптимальных величин ключевых показателей.

6. Принятие окончательного плана. На основе скорректированных цен реализации и объемов производства производится окончательный расчет точки безубыточности и составляется финансовый план с разбивкой по периодам.

7. Контроль безубыточности. Включает контроль ряда показателей: производственных затрат, себестоимости, объема продаж, поступления доходов. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном наблюдении за полученными доходами и текущими затратами предприятия, определении положения его относительно точки безубыточности.

При использовании метода анализа безубыточности следует иметь в виду, что он базируется на ряде гипотез и допущений. Известный французский экономист Б. Коласс указывает: “…гипотезы, присутствующие в анализе безубыточности, … значительно ограничивают интерес к нему”1.

К числу ключевых относятся следующие:

1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции предприятия невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции.

2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

3. Постоянные затраты остаются независимыми от объема в пределах области релевантности ¾ заданном диапазоне изменений объема производства, в котором проводится анализ безубыточности. Наличие релевантного диапазона ¾ важное предположение, существенно облегчающее, но и ограничивающее анализ безубыточности: при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися производственными мощностями, а их изменение в краткосрочном периоде невозможно. Более реалистично предположение о том, что постоянные затраты изменяются ступенчато, однако такое предположение сильно осложняет анализ безубыточности, поскольку график совокупных затрат становится кусочно-линейной функцией.

4. Переменные затраты остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом деле величина переменных затрат есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения о независимости постоянных затрат от объема производства переменные затраты увеличиваются с его ростом.

5. Цена реализации продукции не меняется. Наиболее уязвимое предположение, поскольку цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т. д. Затраты предприятия на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т. п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации.

6. Цены на материалы и полуфабрикаты, тарифы на услуги, используемые в производстве, не меняются. Это также весьма спорное предположение, но введение данного допущения облегчает проведение анализа.

7. Производительность труда не меняется.

8. Отсутствуют структурные сдвиги. Согласно данному предположению рассматривается производство единственного изделия или постоянная номенклатура реализуемых изделий.

9. Допущение о равенстве объема производства объему продаж (реализации).

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т. п.), но и внутреннего ¾ о формировании затрат на производство и реализацию продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета затрат по местам их возникновения и видам изделий, выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1119.