Аппарат през.РБ: административно-прав. хар-ка

Определённую часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинён только ему и представляет собой совокупность органов государственного управления, призванных оказывать Президенту помощь в работе, выполнять его указания и поручения. К аппарату Президента относятся: Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности Республики Беларусь, Служба Безопасности Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте.

Адм. През., явл. органом гос. упр-ния, кот. обеспечивает д-сть Президента и осуществляет контроль за исполнением его решений

Осн. задачами Упр-ния делами През., явл.: материально-тех. и иное обеспечение д-сти респ. органов гос. упр-ния; орг-ция отдыха и оздоровления гр-н; создание надлежащих условий для пребывания офиц. ин. делегаций и учр-ний; обеспечение сохранности уникальных заповедных мест Беларуси; поддержание и развитие бел. народ. промыслов; обеспечение гуманитар. Д-сти.

Совет Безопасности РБ явл. высшим коллегиальным координационно-полит. органом, создаваемым в целях реализации полномочий През. РБ как Главы г-тва и Главнокомандующего Вооруж. Силами в области обеспечения нац. безопасности РБ.

Служба Безопасности През. – специально уполномоченный гос. орган, который осуществляет гос. охрану, в пределах своей компетенции непосредственно обеспечивает д-сть През. РБ и ему подчиняется.

Оперативно-аналитический центр при През. является гос. органом, осущ-щим регулирование д-сти по обеспечению защиты инф-ции, содержащей сведения, составляющие гос. секреты РБ или иные сведения, охраняемые в соответствии с з-вом, от утечки по тех. каналам, несанкц. и непреднамер. воздействий.

20. Адм.-прав. статус орг-ций, непосредственно подчиненных През.РБ .

Кроме аппарата, непосредственно Президенту подчиняется ряд гос. органов, выполняющих ф-ции органов респ. Упр-ния в определённых, важнейших сферах гос. управления: 

Комитет гос. контроля РБ является гос. органом, осущ-щим гос. контроль за исполнением респ. бюджета, использованием гос. собственности, исполнением актов През., Парламента, Пр-ва РБ и др. гос. органов, регулирующих отношения гос. собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента.

Нац. стат. комитет (Белстат) явл. Республик. органом гос. упр-ния в области гос. статистики, проводит гос. политику в области гос. статистики, осуществляет регулирование и упр-ние, а также координацию д-сти др. гос. органов, иных орг-ций в этой области.

Нац. банк РБ – центральный банк и гос. орган РБ, основными целями кот. явл. защита и обеспечение устойчивости бел. рубля, обеспечение стабильности банковской системы РБ, обеспечение функционирования платежной системы.

Нац. академия наук Бел. явл. высшей гос. науч. орг-цией РБ, осуществляющей орг-цию и координацию фундаментальных и прикладных науч. исследований, выполняемых всеми субъектами науч. д-ности, проведение фундаментальных и прикладных науч. исследований, разработок, орг-цию, проведение и координацию гос. научной экспертизы, выступает в качестве головной орг-ции республики по научно-методическому обеспечению развития информатизации.

Высшая аттестационная комиссия РБ явл. респуб. органом гос. упр-ния, проводящим гос.политику и реализующим функцию гос.регулирования в области аттестации научных, в т.ч. научно-педагогических, работников высшей квалификации.

Гос. инспекция охраны живот. и растит. мира явл. гос. органом, осуществляющим гос. контроль за охраной и использованием диких животных, дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей растительностью, обеспечением рыбоводными орг-циями сохранности рыбы.

21. Совет Министров РБ: понятие, назначение, срок полномочий и отставка

С-т М-в РБ– Правительство РБ явл. коллегиальным центральным органом госуд. управления РБ, осуществляющим в соответствии с Конституцией РБ исполнительную власть в РБ и руководство системой подчиненных ему республ-их органов госуд-го управления и иных государственных организаций, а также местных испол-ых и распоряд-ых органов.

С-т М-ов явл. центральным органом госуд-го управления, т.к. занимает главенствующее положение в системе органов исполнительной власти. Признаки С-та М-ов:1) орган коллегиальный; 2)о-н центральный; 3)о-н управления; 4) предназначение – реализация испол-ной власти;5) о-н общей компетенции.

С-т М-в, явл. состоит преимущественно из министров. В настоящем составе из 43 его членов 24 явл. министрами, 7 председателей госуд-ных комитетов состоят в нём на правах министров, т.е. 31 член – это министры.

Назначение С-та М-ов: – реализация исполн-ой власти; – обеспечение исполнения законов и актов Президента; – осуществление контроля за их исполнением подчинёнными ему органами управления, организациями и физическими лицами.

Президент: формирует Правительство; определяет идеологию деятельности Правительства; заслушивает отчёт Правительства; отменяет акты Правительства; даёт прямые указания Правительству.

Взаимодействие с Парламентом: утверждение республиканского бюджета и отчёта по нему; заслушивание доклада Премьер-министра; рассмотрение вопроса о доверии Правительству; дача согласия на назначение Премьер-министра; осуществление С-ом М-ов законотворческой деятельности.

Несмотря на то, что Совет Министров центральный орган государственного управления, он не является высшим органом государственного управления, поэтому не все органы исполнительной власти ему подчинены, т.к. отдельные подчиняются непосредственно Президенту.

Совет Министров осуществляет руководство подчинёнными ему республиканскими органами государственного управления. Он направляет и контролирует их работу, вправе определять их статус, привлекать руководителей к дисциплинарной ответственности.

В отношениях с местными испол-ми и распоряд-ми органами С-т М-ов РБ: руководит их деятельностью; организует контроль за исполнением законодательства, получает информацию и заслушивает по этим вопросам отчеты; содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности; регулирует вопросы взаимодействия между органами государственного управления; передает отдельные полномочия местным органам.

С-т М-ов действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Отставка – сложение полномочий Совета Министров: по собственной инициативе; по инициативе Президента в случае выражения вотума недоверия Палатой представителей.

22. Состав, порядок формирования и структура Совета Министров РБ

Структура и состав С-та М-ов определяется Президентом. Премьер-Министр назначается с согласия Палаты представителей. Состав Совета Министров (Указ Президента от 05.05.2006 № 289): 1) Премьер-министр РБ; 2) заместители Премьер-министра РБ; 3) Глава Администрации Президента РБ; 4) Председатель Комитета госуд-го контроля; 5) Руководитель Аппарата С-та М-ов РБ; 6) Председатель Президиума НАН Б; 7) министры; 8) председатели госуд-ых комитетов; 9) Председатель Национального статистического комитета 10) Председатель Правления Белкоопсоюза. Структура С-та М-ов: 1) собственно С-т М-ов (в установленном порядке); 2) Президиум С-а М-ов (постоянный орган Совмина); 3) Аппарат С-та М-ов (учреждение по организации и контролю исполнения принимаемых Правительством Республики Беларусь решений); 4) рабочие органы С-та М-ов (комиссии советы и т.п.).Президиум С-та М-ов РБ создан для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию С-та М-ов, в качестве его постоянного органа. Состав Президиума С-та М-ов:Премьер-министр Республики Беларусь; заместители Премьер-министра Республики Беларусь; Глава Администрации Президента Республики Беларусь; Председатель Комитета государственного контроля; Министр экономики Республики Беларусь; Министр финансов Республики Беларусь;Министр иностранных дел Республики Беларусь.

Аппарат С-та М-ов является учреждением, осуществляющим организационно-техническое обеспечение деятельности Премьер-министра РБ и его заместителей в целях совершенствования экономических и правовых процессов управления народным хозяйством, осуществления других мер, способствующих социальному и культурному развитию республики. Аппарат оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным С-ту М-ов РБ республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям.Структура Аппарата С-та М-ов: руководство Аппарата; Секретариат Премьер-министра и его заместителей; Главное управление международного сотрудничества и торговли; Управление по взаимодействию с республиканскими и местными органами власти и государственного управления; Управление по вопросам обороны и правоохранительных органов; Главное экономическое управление; Главное управление промышленного и топливно-энергетического комплексов; Главное управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи; Главное управление агропромышленного комплекса; Управление социально-культурной сферы; Управление здравоохранения, социальной защиты и санаторно-курортного лечения населения; Канцелярия Правительства Республики Беларусь.Немаловажную роль в работе Совета Министров играют органы, создаваемые при нём. Они могут быть временными, например, распоряжением Премьер-министра № 268р от 12.07.2012 г. был создан организационный комитет для подготовки и проведения XX Международного специализированного форума по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям ТИБО-2013 и XVII Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси» и постоянные. Например, Валютно-кредитная комиссия, Комиссия по делам несовершеннолетних, Комиссия по имплементации международного гуманитарного права и т.д.

23. Компетенция Совета Министров – это совокупность законодательно установленных полномочий, т.е. прав и обязанностей. Совет Министров - орган общей компетенции, Масштаб его деятельности – республиканский.

Объекты подчинения:

республиканские органы государственного управления (министерства и государственные комитеты);

уполномоченный по делам религий и национальностей;

областные (Минский городской) исполнительные комитеты.  

Полномочия Совета Министров, в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

1) полномочия по областям и сферам деятельности (общие полномочия);

2) полномочия в отношении подчинённых органов государственного управления;

3) полномочия в отношении подчинённых государственных организаций;

4) полномочия в отношении местных исполнительных и распорядительных органов.

Общие полномочия (предмет ведения) закреплены в гл. 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь». К ним относятся полномочия:

в экономической сфере;

в финансовой сфере;

в области науки, образования;

в области культуры, в сфере архивного дела;

в области здравоохранения;

в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда;

в области охраны окружающей среды;

в области гидрометеорологической деятельности;

в области обеспечения законности и правопорядка;

в области национальной безопасности и обороноспособности;

в области внутренней и внешней политики;

в области кадровой политики;

иные полномочия.

24. Организация работы Совета Министров

В деятельности С-та М-ов необходимо различать формы работы и формы управленческой деятельности.

Формы работы: заседания С-та М-ов; заседания Президиума С-та М-ов; опросный порядок; работа в комиссиях и иных формированиях С-та М-ов; организационные формы работы Премьер-министра, его заместителей и членов С-та М-ов.

Т.к. С-ет М-ов явл. коллегиальным органом, основной формой его работы явл. коллегиальность, выражающаяся в проведении заседаний, к-ые проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание считается правомочным, если присутствует большинство членов Правительства. Решение принимается большинством голосов присутствующих. В случае равенства голосов принимается то решение, за к-ое голосовал председательствующий. Заседания С-та М-ов проходят под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии – Первого заместителя, а при отсутствии обоих – Заместителя ведающего вопросами экономики. Президент имеет право председательствовать на заседаниях С-та М-ов.Исключительно на заседаниях рассматриваются (ст. 33 Закона): вопросы составления проекта респуб-го бюджета на очередной финансовый год, исполнения респуб-го бюджета, формирования и исполнения бюджетов госуд-ых внебюджетных фондов; проекты программ эконом-го и социального развития РБ; основные направления внутренней и внешней политики; вопросы подготовки отчета перед Президентом РБ. Порядок заседаний Президиума определён ст. 34 Закона и Регламентом Совета Министров, утв. постановлением Совета Министров от 14.02.2009 № 193. Периодичность проведения – по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Председательство, условия правомочности и принятия решения такие же, как и на заседаниях Совета Министров. Решения должны соответствовать актам С-та Министров. По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления С-та М-ов могут приниматься путем опроса членов Президиума С-та М-ов (без рассмотрения на заседаниях).

Формы управленческой деятельности – правовые и неправовые. Правовая реализуется в правовых актах: 1) постановления (могут быть отменены актами Президента); 2) распоряжения Премьер-министра (издаются по вопросам, входящим в его компетенцию, а также при наличии поручения С-та М-ов по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер); 3) протоколы заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей; 4) указания и поручения Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей (являются обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата С-та М-ов, респуб-ими органами госуд-го управления, иными организациями, подчиненными С-ту М-ов, а также местными исполнительными и распорядительными органами, но не могут носить нормативный характер).

Правовое положение Премьер-министра:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью С-та М-ов и несет персональную ответственность за его работу; организует работу С-а М-ов, руководит его заседаниями; подписывает постановления С-та М-ов РБ, издает распоряжения; в 2хмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей программу деятельности С-та М-ов, а в случае ее отклонения представляет повторную программу в течение двух месяцев; информирует Президента об основных направлениях деятельности С-та М-ов РБ и о всех важнейших его решениях; распределяет обязанности между своими заместителями, координирует их деятельность; представляет С-т М-ов в международных отношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры; осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей, до принесения Присяги вновь избранным Президентом РБ; выполняет другие функции.

Исполнение обязанностей Премьер-министра в случае его отсутствия осуществляется Первым заместителем, а в случае отсутствия и Первого заместителя – Заместителем Премьер-министра РБ, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Основными составляющими организации работы С-а М-ов являются: распределение обязанностей между членами С-та М-ов; планирование работы С-та М-ов; организация подготовки заседаний С-та М-ов; организация работы Премьер-министра и его заместителей.

Распределение обязанностей между Премьер-министром, его заместителями и другими членами Правительства направлено на установление персональной ответственности каждого за определённый участок работы в Правительстве. Заместители Премьер-министра осуществляют координацию деятельности респуб. органов госуд-го управления и иных государственных организаций, несут ответственность за состояние дел в отраслях экономики и сферах деятельности и т.п.

Другие члены С-та М-ов РБ несут ответственность за состояние дел в порученной им сфере деятельности, принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях С-та М-ов и др.

План работы С-та М-ов и его Президиума составляется на полугодие и утверждается на заседаниях Президиума путём принятия протокольного решения или специального постановления С-та М-ов.

Подготовка заседания С-та М-ов начинается с выбора вопросов и определения точной даты заседания.

Правом вносить вопросы на разрешение Правительства обладают только руководители органов государственного управления.

Районные, городские и иные местные испол-ые и распоряд-ые органы, а также организации вносят вопросы на рассмотрение С-а М-в через соответствующие органы госуд-го управления, т.е. облисполкомы (Минский горисполком), министерства и другие органы, подчинённые С-ту М-ов.

К процедуре внесения вопросов предъявляются определённые требования. Они должны быть тщательно подготовлены. Контроль за соответствием проектов законодательству осуществляет Министерство юстиции.

25. Республиканские органы государственного управления явл. органами, проводящими госуд-ю политику, осуществляющими регулирование и управление в определённой отрасли и координирующими деятельность в данной отрасли др. респуб. органов госуд-го управления.

Назначение респуб-их органов госуд-го управления: проведение госуд-ой политики в отрасли своей деятельности; реализация госуд-го управления в рамках отрасли деятельности; координация деятельности других респуб-их органов госуд-го управления; обеспечение исполнения законов, актов Президента и Правительства в пределах своей компетенции.

Признаки респуб-их органов госуд-го управления: явл. органами госуд-о управл. и обладают всеми признаками последних; создаются на респуб-ом уровне и находятся на высшей ступени своей системы; учреждаются Президентом, им же назначаются руководители; формируют систему органов, подчинённых С-ту М-ов; Явл. третьим звеном в системе органов государственного управления; органы отраслевой и функциональной компетенции, к-я определяется положениями о них (утверждаются Президентом или Правительством); единоначальные, но с элементам коллегиальности (в структуре имеют коллегии); каждый из этих органов имеет свою структуру, обусловленную его назначением; подчинены, подотчётны и подконтрольны С-ту М-ов, а по отдельным вопросам – Президенту; взаимодействуют с органами, подчинёнными Президенту, Национальным собранием и местными органами государственного управления.

В систему государственного управления на республиканском уровне входят респуб. органы госуд-го управления, подчинённые С-у М-ов РБ. К ним относятся министерства (24) и государственные комитеты (6). Также определённые полномочия в сфере государственного управления на республиканском уровне выполняют и организации, подчинённые непосредственно Правительству (концерны (4), Белкоопсоюз и Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения).

Классификация республиканских органов государственного управления:

по характеру компетенцииотраслевые (например, Министерств обороны, Министерство промышленности) и функциональные (например, Министерство экономики, Министерство финансов);

по сфере деятельности – экономического назначения (например, Министерство промышленности), социально-культурного назначения (например, Министерство культуры), назначения в области обеспечения правопорядка и безопасности (например, Министерство внутренних дел), межотраслевого назначении (например, Министерство экономики).

По решению Президента в центральных аппаратах министерств (государственных комитетов) могут создаваться департаменты, которые наделяются государственно-властными полномочиями и осуществляющие специальные функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующих министерств (государственных комитетов).

26. Сферыдеят-ти респ.орг. гос. управления:

1) экономическая;

2) социально-культурная;

3) безопасности и правопорядка;

4) межотраслевая.

Каждая сфера гос.упр. объединяет соответствующие отрасли (сферы деятельности).

Экономическая сфера

Отрасли (сферы деятельности) Республиканские органы гос.управ.

промышленность

Министерство промышленности
Государственный военно-промышленный комитет
Концерн «Белегпром»
строительство Министерство архитектуры и строительства

агропромышленный комплекс

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Концерн «Белгоспищепром»

транспорт и коммуникации

Министерство связи и информатизации
Министерство транспорта и коммуникаций
жилищно-коммунальное хозяйство Министерство жилищно-коммунального хозяйства

природные ресурсы

Министерство лесного хозяйства
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Концерн «Беллесбумпром»

торговля

Министерство торговли
Белкоопсоюз

топливно-энергетический комплекс

Министерство энергетики
Концерн «Белнефтехим»

Социально-культурная сфера

Отрасли (сферы деятельности) Республиканские органы гос.управ.

здравоохранение

Министерство здравоохранения
Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

культура

Министерство информации
Министерство культуры
образование Министерство образования
спорт и туризм Министерство спорта и туризма
труд и социальная защита Министерство труда и социальной защиты
наука Государственный комитет по науке и технологиям

Дата: 2018-12-28, просмотров: 60.