Государственная служба: понятие и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гос. служба – вид трудовой деятельности, осуществляемой на професс. и оплачиваемой государством основе отдельной категорией лиц — работниками гос. организаций в целях выполнения задач и функций гос-ва.

Выделяют следующие виды гос. службы: в органах ветвей власти: а) в органах законодательной власти; б) в органах исполнительной власти; в) в органах судебной власти; в зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: а) в органах внутренних дел; б) в прокуратуре; в) в таможенных органах; г) в налоговых органах и т.д.; в зависимости от места органа в системе гос. органов: а) в республ-ких органах; б) в местных органах; в зависимости от вида органа, в которых она осуществляется: а) гражданская (правительственная, парламентская, общеадминистративная); б) правоохранительная (прокурорская, государственной безопасности); в) милитаризованная (войсковая — вооруженные силы, военизированная — милиция); г) специализированная (юстиционная, финансово-кредитная, контрольно-надзорная).

Гос. службе присущи следующие принципы: верховенства Конституции РБ; служения народу РБ; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; гуманизма и социальной справедливости; единства системы гос. службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих; подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольности поступления граждан на государственную службу; равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. Под гос. служащим понимается гражданин РБ, занимающий в установленном законод-ством порядке гос. должность, наделенный соответствующими полномочиями, действующий от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Гос. служащие в зависимости от характера полномочий делятся на должностных лиц, оперативный состав, вспомогательный персонал. Должностные лица (руководители) – гос. служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юр.последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и вправе предъявлять к ним обязательные для исполнения требования. Оперативный состав— гос.служащие, не явл. должностными лицами, но выполн. работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы, специалисты, референты, консультанты и т.п.). Основная задача работников ОС – содействие должностным лицам в подготовке правовых актов, а также в принятии и осуществлении руководящих решений. Вспомогательный состав — работники гос.аппарата, служебная деят-сть которых не предполагает совершение действий, влекущих юр.последствия или влияющих на содержание решений данного органа и создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, канцелярии).

Требования к гос. служащим и квалификационные разряды.

Право на поступление на гос. службу имеют граждане РБ, достигшие 18лет,владеющие гос.языками РБ и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными

актами о гос. службе.

3 вида требований:1.общие – гражд-во, возраст; квалификационные – образование, необх.стаж и опыт работы по спец-ти, владение гос.языками, знание Конституции и законов к своим должн.обязанностям; другие – отсутствие ограничений для занятий, предоставление документов, процедура допуска к гос.секретам, прохождение стажировки или спец.обучения, заключение контракта, сдача квал.экзамена и др.

Гражданин не может быть принят на гос. службу в случаях: – признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; – лишения его судом права занимать гос.должность в течение определенного времени; – наличия подтвержденного мед. заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; – отказа от прохожд.процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос. секреты, если исполнение служебных обязанностей по гос. должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; – несоответствия квал. требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих гос. должностей; – близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с гос.служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; – отсутствия гражданства РБ; – представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия гос. должности; – непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; – увольнения гос.служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алког., наркотич. или токсич. опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия.

Квалификационные разряды вводятся для установления служебной иерархии и определяют карьеру государственного служащего. Устанавливаются для: государственных аппаратных служащих – классы государственных служащих, судей – квалификационные классы, прокурорских работников – классные чины, военнослужащих – воинские звания, военизированных служащих – специальные звания, дипломатов – дипломатические ранги, таможенных работников – персональные звания.

Каждой гос. должности соответствуют определенные классы государственных служащих, установленные Указом президента № 58 от 09.02.2004 и постановлениями Совета Министров от 28.06.2013 №№ 564, 565. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Присвоение классов осуществляется:

-Президентом РБ – в отношении руководящих работников республиканских органов гос. управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом РБ;

-Премьер-министром РБ – в отношении гос. служащих республиканских органов госуправления, назначаемых Правительством РБ, в том числе по согласованию с Президентом РБ;

-председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным гос. служащим осуществляется на основании заявления гос. служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 411.