Описание оцениваемых в процессе промежуточной аттестации профессиональных компетенций

В процессе обучения слушателей по учебной дисциплине «Философия естествознания» предполагается качественное изменение следующих профессиональных компетенций:

 

знать уметь сформировать
онтологические и гносеологические основания теоретического познания, специфику естественнонаучных дисциплин, этапы становления, развития и основные философские проблемы современного естествознания формировать собственную позицию по философским проблемам естествознания; пользоваться понятийным аппаратом философии для анализа тенденций, фактов и явлений, связанных с современным развитием естествознания собственное концептуальное представление о содержании учебной дисциплины «Естествознание», на основе которого возможно преподавание школьного курса

 

Описание инструментария проведения промежуточной итоговой аттестации. Материалы промежуточной аттестации

Вопросы к зачету

1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.

2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.

3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

4. Основные философские парадигмы в исследовании науки. (Аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).

5. Генезис науки и естествознания, проблемы периодизации их истории.

6. Общие закономерности развития науки. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

7. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.

8. Научное знание как система, его структура и функции.

9. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

10. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.

11. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.

12. Проблемная ситуация в науке как возникновение неопределённости (многозначности) в познании.

13. Методы описания, объяснения и прогнозирования в естествознании.

14. Типы объектов естественнонаучного познания.

15. Особенности системной познавательной модели объекта познания.

16. Проблема физической реальности.

17. Фундаментальные физические представления о единстве природы.

18. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.

19. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений.

20. Онтологические и гносеологические основания синергетики.

21. Особенности кибернетической познавательной модели объекта познания.

22. Место математики в системе наук. Специфика математического знания

23. Основные направления в математике: логицизм, формализм, интуиционизм.

24. Математические объекты. Математика и действительность.

25. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.

26. Объект и предмет биологии как науки.

27. Философские основания биологии. Современное понимание объекта биологического познания и его особенности.

28. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы.

29. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.

30. Объект и предмет химии.

31. Особенности химического знания.

32. Структурный и гносеологический аспекты проблемы редукции химии к физике.

33. Взаимосвязь химии и биологии. Отличие органической химии от биохимии.

34. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

35. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.

Примерные темы рефератов и эссе

1. Понятие науки как теоретического познания. Её основные черты и отличия от других отраслей культуры.

2. Что такое естествознание и его отличия от других наук.

3. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

4. Классификация естественных наук.

5. Общенаучные методы исследования.

6. Научные революции XVII - ХХ веков.

7. Естественнонаучная картина мира.

8. Философские принципы естествознания.

9. Физическая картина мира: общее понятие и основные исторические типы.

10. Основные исторические этапы развития физики.

11. Фундаментальные концепции описания природы.

12. Концепция относительности пространства и времени.

13. Философские основания модели расширяющейся Вселенной.

14. Специфика математических объектов.

15. Основные этапы развития математики.

16. Рациональное и иррациональное в математике.

17. Основные школы и направления в математике.

18. Методы математического познания.

19. Проблема доказательства в математике.

20. Методологические проблемы математического моделирования.

21. Математика и современная культура.

22. Объект и предмет химии.

23. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний.

24. История развития химии как науки.

25. Методы и концепции познания в химии.

26. Структурная организация в химии.

27. Учение о химических процессах.

28. Эволюция химических систем.

29. Органическая химия и химия жизни.

30. Перспективы развития химической науки.

31. Проблемы теоретической концептуализации сущности живого.

32. Современные представления об эволюции.

33. Основные концепции происхождения жизни.

34. Синтетическая теория эволюции.

35. Понятие органического целого как теоретический объект живого.

36. Системная модель живого – сопряжённость противоположных процессов.

 

Требования к оформлению мультмедийной презентации доклада

Мультимедийная презентация должна содержать сведения о названии темы доклада, данные об авторе. Текст мультмедийной презентации должен раскрывать основное содержание выбранной темы, а также возможности применения теоретических знаний по выбранной теме доклада в практической деятельности практической деятельности. Графическое и текстовое оформление слайдов должно отвечать, требованиям, предъявляемым к мультимедийным презентациям и может выполняться с использованием любого программного обеспечения, распознаваемого программами Microsoft.

Система оценивания

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 10957.