Аксиологичность (ценностная ориентация)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценно­стях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые явля­ются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие об­щечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадап-тации и реабилитации.

Многоаспектность

Сочетание различных направлений целевой профилактиче­ской деятельности. Ведущими аспектами профилактической де­ятельности в образовательной среде являются:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяю­щих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркоти­ков, меняющих психическое состояние;

- психологический аспект, направленный на формирова­ние стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-ког­нитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в труд­ной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения нар­котиков;

- образовательный аспект, формирующий систему пред­ставлений и знаний о социально-психологических, медицин­ских, правовых и морально-этических последствиях злоупот­ребления ПАВ.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:

- социально-средовое воздействие, направленное на разру­шение групп наркотизирующихся детей и подростков и на со­здание социально-поддерживающей инфраструктуры;

- воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения детей группы риска;

- воздействие, связанное с индивидуальными или группо­выми формами оказания профилактической помощи.

Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть

- разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;

- на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целе­вым финансированием;

- для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в реализации системной профилактики в нее должен обя­зательно входить социально-психологический мониторинг, ори­ентированный не только на оценку субъективных и объектив­ных факторов распространенности наркотиков, но и на форми­рование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддер­жки.

Легитимность

Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обя­занности детей и молодежи, которые затрагиваются в различ­ной степени, когда по отношению к ним осуществляются актив­ные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:

- действия, не нарушающие установленную в законе ком­петенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;

- действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.

При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторич­ной профилактической помощи не запрещены, однако не регла­ментированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовате­льном учреждении; диагностика употребления наркотиков ме­тодом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.

Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляю­щих профилактическую работу, и степень взаимодействия раз­личных ведомств и специалистов должны быть закреплены в со­ответствующих нормативных актах. Это ставит перед участни­ками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилак­тики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организа­ции раннего выявления потребителей и их оздоровления, соци­ально-психологической реабилитации, с одной стороны; защи­ты их прав и законных интересов - с другой. Для этого необхо­дима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилак­тической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влеку­щих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предостав­лять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребле­ния ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.

Цели Концепции КАПР в образовательной среде

- снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;

- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;

- снижение численности групп риска потребления ПАВ;

- снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде:

- вовлечение в профилактическую антинаркотическую де­ятельность всех без исключения учреждений системы образова­ния;

- улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;

- улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащих­ся;

- повышение качества здоровья детей и молодежи;

- улучшение криминогенной обстановки в регионе; разъединение наркотических асоциальных групп;

- возвращение в образовательные учреждения детей и мо­лодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;

- оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;

- осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и мо­лодежи;

- создание в образовательных учреждениях атмосферы не­гативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчи­вых учащихся;

- создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);

- реализация этапов профилактической деятельности: со­здание организационных структур; подготовка: кадров, норма­тивно-правовой базы, дифференцированных программ профи­лактики, программ научных исследований; взаимодействие с различными государственными, общественными, частными уч­реждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.

Концепция КАПР учитывает все многообразие факторов, способствующих развитию наркомании, главным образом, лич­ностные особенности детей и подростков, значимых для образо­вательных учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинских технологий (иммунохроматические тесты на наркотики), мероприятия в рамках кон­цепции КАПР позволяют активно и целенаправленно не только выявлять заболевших на ранних стадиях заболевания (диспан­серизация, профосмотры и т.д.), но и изменять менталитет уча­щихся, показывая, что прием наркотиков скрыть невозможно.

Однако нельзя не брать в расчет приведенного выше усло­вия - ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на себя все расходы по профилактике. В услови­ях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций, необходимо включить в КАПР максимально воз­можное число семей учащихся, которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической про­граммы.

Активная антинаркотнческая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проб­леме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового обра­за жизни, трудностей установления контактов и взаимодейст­вия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в услови­ях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социа­льные педагоги и социальные работники, инспекторы подразде­лений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подо­печными.

Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех профилактических мероприятий новой концепции, но и о создании совершенно но­вой организационной структуры в рамках образовательных уч­реждений. Прообраз такой структуры может быть смоделиро­ван в виде двух базовых федеральных центров Минобразования России - организационно-методического и реабилитационного. Эти центры должны соответствовать трем основным задачам:

- учебно-методический полигон мероприятий по профи­лактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;

- ведущих региональных центров профилактики и реабилитации;

- информационный узел, позволяющий адекватно интерп­ретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости. Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным яв­ляется четкое определение этапов внедрения, что позволяет сде­лать КАПР наиболее эффективной.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - этап неотложных мероприятий. Органи­зационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодате­льства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможно­сти и объединить разрозненные усилия по профилактике нар­комании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отде­льных составляющих:

- создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организацион­но-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественно­стью);

- разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде;

- создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью;

- открытие профилактических кабинетов в средних и вы­сших профессиональных учреждениях;

- создание инструктивно-методологической базы для про­филактики наркозависимости и реабилитации детей и молоде­жи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах;

- модификация действующих программ профилактики;

- внедрение Интернет-информационной системы по вопро­сам профилактики употребления ПАВ среди детей и молоде­жи;

- разработка системы показателей и методического обес­печения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной среде;

- модификация системы профилактических осмотров;

- создание пакета информационно-методической докумен­тации для начальной переподготовки кадров на местах.

ВТОРОЙ ЭТАП - этап организационных мероприятий:

- создание системы подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошко­льных образовательных учреждений и школ, социальных рабо­тников;

- создание региональной сети учебно-методических цент­ров профилактики;

- создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала;

- разработка альтернативных программ в системе концеп­ции КАПР, адаптированных к различным регионам;

- создание полномасштабной системы мониторинга в Рос­сии, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических ме­роприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболе­ваний и других осложнений;

- разработка различных моделей позитивных ценностных ориентации в области социально-духовной деятельности;

- организация спортивных соревнований и иных эффек­тивных форм досуга.

Фактически данный этап следует рассматривать как пере­ходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начина­ется уже в период действия 1 этапа. Задачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, норматив­но-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы.

ТРЕТИЙ ЭТАП - этап полного развертывания программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводит дифференцирование по различным регионам:

- внедрение в большинстве регионов;

- мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;

- разработка новейших методов и приемов профилактики;

- сравнительное обобщение российского и международного опыта.

Концепция КАПР предполагает создание следующих про­филактических программ:

- активная профилактическая деятельность в образовате­льных учреждениях;

- активная профилактическая деятельность в семье;

- активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи.

 

Литература:

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Изд-е 2-е, перер. и доп. – СПб.: Невский Диалект, 2000. – 240 с.

Гринченко Н. А. Основы антинаркотического воспитания. – Липецк: Деп. обр. и науки, 2000. – 223 с.

Комиссаров Б. Г., Роменко А. А. S0S: наркомания. - Ростов-на-Дону: - Феникс, 2000.

Кулешов В. Против дурмана. Неужели и Россия проиг­рает схватку с наркобизнесом? // Росс. Федерация. - 1997. - № 19.

Личко А. Е., Битенский B. C. Подростковая наркомания - Л.: Медицина, 1991.

Майтова В. М. Майтова О. В. Исповедь матери бывшего наркомана - Советский спорт, 2000.

Макеева А. Что толкает ребенка в пропасть наркомании // "Vita". - 1999. - № 4.

Матосян А. А. Вставай страна... Международная ассоци­ация по борьбе с наркотиками – М., 1999.

Маюров А. Н. На что опирается "Радуга" // Рабочая газета (г. Киев). - 1979. - 26 января.

Маюров А. Н. "Обойдемся без вина"// Рабочая газета (г. Киев). - 1979. - 13 апреля.

Маюров А. Н. "Бой на территории противника"// Молодой дальневосточник (г. Ха­баровск). - 1979. - 20 октября.

Маюров А. Н. В поход за трезвость. // За науку в Сибири (г. Новосибирск). - 1979. - 15 ноября.

Маюров А. Н. Разговор по существу. // Рабочая газета (г. Киев). – 1982. - 2 апреля.

Маюров А. Н. Нужна ли рюмка для веселья? // Машиностроитель (г. Краматорск). - 1982. - 11 июня.

Маюров А. Н. Против жизни отравленной. // Советская Клайпеда. - 1982. - 11 де­кабря.

Маюров А. Н. Шаг навстречу. // Трезвость и культура – 2000 - № 24 – с. 7-8.

Маюров А. Н. Тропа в пропасть. // Ивановская газета – 2001 – 28 февраля.

Наркомания: методические рекомендации по преодолению зависимости / Под ред. А. Н. Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 384 с.

Силласте Г. Г. Социальные последствия возможной лега­лизации наркотиков в России. Итоги социологического изуче­ния общественного мнения. // Безопасность. Информационный сборник. - 1993. - № 2.

Скворцова Е. С. О распространении алкоголизации, ку­рения и наркотизации среди старшеклассников // Социологиче­ские исследования. - 1997. - № 4.

Смерть при жизни: Легальные и нелегальные наркоти­ки (авт. сост.: Носачев Г. Н.. Тютина Г. М.). При содействии Адм. Самарской обл. -Самара. 1998.

Соколов Ю. А. Как отказаться от курения. - СПб: ИК "Комплект". - 1997.

Соломзес Дж., А. Чеурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество М.: ООО "Иллайн", 1998.

Ткаченко В. И. Преступление против здоровья населе­ния. М.: ВЮЗИ, 1983.

Тростанецкая Г., Вителис С. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании // Народное образование. - 1998. - №№ 9, 10.

Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Изд. 2-е, перер., доп. / Под научной ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 176 с.



Урок 32

Дата: 2018-12-28, просмотров: 829.