Тема 1. Философские основания естествознания

ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Рабочая программа специальной дисциплины

дополнительной профессиональной образовательной программы

«Теория и методика преподавания естествознания»

 

Челябинск-2012

 

 


IV. Рабочие программы учебных дисциплин

 

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия естествознания» дополнительной профессиональной образовательной программы «Теория и методика преподавания естествознания»

 

4.1. Объем учебной дисциплины «Философия естествознания» и виды учебной работы

Цель дисциплины: выработать у слушателей концептуальное восприятие современного естествознания; сформировать целостное представление о развитии естествознания как историко-культурного явления; ввести в философскую проблематику конкретных наук (физики, математики, биологии, химии); познакомить с основами методологии естествознания; изучить ведущие механизмы познавательной деятельности и особенности предметных областей фундаментальных наук. Особое внимание уделено перспективным аспектам философского осмысления конкретно-научной проблематики и когнитивных инструментов, свойственных математике, физике, биологии, химии.

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам (час.)

1-й созыв 2-й созыв 3-й созыв
Общая трудоемкость дисциплины 24 24
Аудиторные занятия 18 18    
Лекции (Л) 12 12
Практические занятия (ПЗ) 6 6
Самостоятельная работа слушателей (СРС) 6 6    
Консультации - -    
Индивидуальная работа со студентами - -    
Итоговый контроль  
Экзамен        
Зачет + +  
Объем в соответствии с учебным планом 24 24

 

4.2. Учебно-тематический план дисциплины «Философия естествознания»

Наименование разделов, модулей

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции Практические заня-тия Дистант Самостоятельная работа (заочная форма)
1. Философские основания естествознания 4 2     1  
2. Современные философские проблемы естествознания 4 2 2   1  
3. Философские проблемы математики 4 2 1   1  
4. Философские проблемы физики 4 2 1   1  
5. Философские проблемы химии 4 2 1   1  
6. Философские проблемы биологии 4 2 1   1  
Итоговая аттестация           Зачет
Итого 24 12 6 6

 

 

4.3. Учебная программа дисциплины «Философия естествознания»

 


Тема 1. Философские основания естествознания

Знание и познание в жизни человека. Специфика теоретического познания. Натурфилософия - начало теоретического познания. Античная онтология – первая теоретическая разметка мира. От натурфилософии к естествознаниию. Первая научная революция XVII века – становление механистического мировоззрения. Начало XIX века – позитивизм, разделение науки и философии.

Тема 2. Современные философские проблемы науки

Проблема единства научного знания. Субъект и объект научного познания. Проблема теоретического представления объекта: неживые-живые объекты (Аристотель, И. Кант); механизмы, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся объекты (В.С. Стёпин). Познавательные модели естествознания (системная, кибернетическая, синергетическая) и проблема их применения в социогуманитарном познании. Мировоззренческие основания объяснительных моделей в естествознании: движение (прямолинейное равномерное и вращательное) и заряд (гравитационный и электический). Естествознание и образование.

Итого:

6

 

4.6. Промежуточная аттестация по дисциплине «Философия естествознания»

Описание инструментария проведения промежуточной итоговой аттестации. Материалы промежуточной аттестации

Вопросы к зачету

1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.

2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.

3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

4. Основные философские парадигмы в исследовании науки. (Аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).

5. Генезис науки и естествознания, проблемы периодизации их истории.

6. Общие закономерности развития науки. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

7. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.

8. Научное знание как система, его структура и функции.

9. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

10. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.

11. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.

12. Проблемная ситуация в науке как возникновение неопределённости (многозначности) в познании.

13. Методы описания, объяснения и прогнозирования в естествознании.

14. Типы объектов естественнонаучного познания.

15. Особенности системной познавательной модели объекта познания.

16. Проблема физической реальности.

17. Фундаментальные физические представления о единстве природы.

18. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.

19. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений.

20. Онтологические и гносеологические основания синергетики.

21. Особенности кибернетической познавательной модели объекта познания.

22. Место математики в системе наук. Специфика математического знания

23. Основные направления в математике: логицизм, формализм, интуиционизм.

24. Математические объекты. Математика и действительность.

25. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.

26. Объект и предмет биологии как науки.

27. Философские основания биологии. Современное понимание объекта биологического познания и его особенности.

28. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы.

29. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.

30. Объект и предмет химии.

31. Особенности химического знания.

32. Структурный и гносеологический аспекты проблемы редукции химии к физике.

33. Взаимосвязь химии и биологии. Отличие органической химии от биохимии.

34. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

35. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.

Примерные темы рефератов и эссе

1. Понятие науки как теоретического познания. Её основные черты и отличия от других отраслей культуры.

2. Что такое естествознание и его отличия от других наук.

3. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

4. Классификация естественных наук.

5. Общенаучные методы исследования.

6. Научные революции XVII - ХХ веков.

7. Естественнонаучная картина мира.

8. Философские принципы естествознания.

9. Физическая картина мира: общее понятие и основные исторические типы.

10. Основные исторические этапы развития физики.

11. Фундаментальные концепции описания природы.

12. Концепция относительности пространства и времени.

13. Философские основания модели расширяющейся Вселенной.

14. Специфика математических объектов.

15. Основные этапы развития математики.

16. Рациональное и иррациональное в математике.

17. Основные школы и направления в математике.

18. Методы математического познания.

19. Проблема доказательства в математике.

20. Методологические проблемы математического моделирования.

21. Математика и современная культура.

22. Объект и предмет химии.

23. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний.

24. История развития химии как науки.

25. Методы и концепции познания в химии.

26. Структурная организация в химии.

27. Учение о химических процессах.

28. Эволюция химических систем.

29. Органическая химия и химия жизни.

30. Перспективы развития химической науки.

31. Проблемы теоретической концептуализации сущности живого.

32. Современные представления об эволюции.

33. Основные концепции происхождения жизни.

34. Синтетическая теория эволюции.

35. Понятие органического целого как теоретический объект живого.

36. Системная модель живого – сопряжённость противоположных процессов.

 

Требования к оформлению мультмедийной презентации доклада

Мультимедийная презентация должна содержать сведения о названии темы доклада, данные об авторе. Текст мультмедийной презентации должен раскрывать основное содержание выбранной темы, а также возможности применения теоретических знаний по выбранной теме доклада в практической деятельности практической деятельности. Графическое и текстовое оформление слайдов должно отвечать, требованиям, предъявляемым к мультимедийным презентациям и может выполняться с использованием любого программного обеспечения, распознаваемого программами Microsoft.

Система оценивания

 

Список рекомендуемой литературы

1. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009.

2. Даннеман Ф. История естествознания. В 3-х кн. Пер. нем. /Под ред. М.Л.Левина, О.Ю. Шмидта. Изд 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2011.

3. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: Учеб. пособие. – М.: КНОРУСЮ 2011.

4. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: АСТ, 2009.

5. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре: Научная монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – 400с.

6. Налимов В.В. Облик науки. СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, Изд-во МБА, 2010.

7. Наука о жизни и современная философия /Отв. ред. И.К.Лисеев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

8. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

9. Стёпин В.С. История и философия науки: Учебник. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011.

10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соис­кателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. — М. : Гардарики, 2007.

11. Суханов К. Н. Онтология, эпистемология и логика науки:монография / Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011

12. Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.— Вопр. филос., 1958, 2. С.50-63.

13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006.

14. Шевлоков В.А. Синергетика: уровни и способы описания сложных эволюционирующих систем (философско-методологический анализ). – Нальчик: «Книга», 1999.

15. Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы. Избранные труды. — М: Шк.Культ.Полит., 1995.

16. Режабек Е. Я. Становление понятия организации. Очерки развития фи­лософских и естественнонаучных представлений.— Изда­тельство Ростовского университета, 1991.

17. Денискин С. А. Познание живого: теоретико-методологические основы : монография. — Челябинск: Цицеро, 2010.

18. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Избранные труды. М.: Наука, 1982.

19. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и прин­ципы эволюции. — М.: Едиториал УРСС, 2006.

20. Канке В.А. История и философия химии: Учебное пособие – М.: НИЯУ МИФИ, 2011.

21. Кедров Б.М. Общий ход познания вещества // Вопросы философии. 1965. № 4. С.92-103.

22. Левченков В.И. Краткий очерк истории химии. 2011.

23. Клод д'Иже Новое собрание химических философов. Перевод с французского Веков К. А. – ЭНИГМА, 2010.

 

ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Рабочая программа специальной дисциплины

дополнительной профессиональной образовательной программы

«Теория и методика преподавания естествознания»

 

Челябинск-2012

 

 


IV. Рабочие программы учебных дисциплин

 

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия естествознания» дополнительной профессиональной образовательной программы «Теория и методика преподавания естествознания»

 

4.1. Объем учебной дисциплины «Философия естествознания» и виды учебной работы

Цель дисциплины: выработать у слушателей концептуальное восприятие современного естествознания; сформировать целостное представление о развитии естествознания как историко-культурного явления; ввести в философскую проблематику конкретных наук (физики, математики, биологии, химии); познакомить с основами методологии естествознания; изучить ведущие механизмы познавательной деятельности и особенности предметных областей фундаментальных наук. Особое внимание уделено перспективным аспектам философского осмысления конкретно-научной проблематики и когнитивных инструментов, свойственных математике, физике, биологии, химии.

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам (час.)

1-й созыв 2-й созыв 3-й созыв
Общая трудоемкость дисциплины 24 24
Аудиторные занятия 18 18    
Лекции (Л) 12 12
Практические занятия (ПЗ) 6 6
Самостоятельная работа слушателей (СРС) 6 6    
Консультации - -    
Индивидуальная работа со студентами - -    
Итоговый контроль  
Экзамен        
Зачет + +  
Объем в соответствии с учебным планом 24 24

 

4.2. Учебно-тематический план дисциплины «Философия естествознания»

Наименование разделов, модулей

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции Практические заня-тия Дистант Самостоятельная работа (заочная форма)
1. Философские основания естествознания 4 2     1  
2. Современные философские проблемы естествознания 4 2 2   1  
3. Философские проблемы математики 4 2 1   1  
4. Философские проблемы физики 4 2 1   1  
5. Философские проблемы химии 4 2 1   1  
6. Философские проблемы биологии 4 2 1   1  
Итоговая аттестация           Зачет
Итого 24 12 6 6

 

 

4.3. Учебная программа дисциплины «Философия естествознания»

 


Тема 1. Философские основания естествознания

Знание и познание в жизни человека. Специфика теоретического познания. Натурфилософия - начало теоретического познания. Античная онтология – первая теоретическая разметка мира. От натурфилософии к естествознаниию. Первая научная революция XVII века – становление механистического мировоззрения. Начало XIX века – позитивизм, разделение науки и философии.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 14928.