Комплексный анализ деятельности фирмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На отраслевом рынке

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к курсовой работе, выполняемой в рамках научно-исследовательской работы

 

Группа ЭК- Фамилия И.О. Подпись Дата  Оценка  
Студент        
Науч. руководитель        
Принял        

 

УФА 20__

 

Приложение 3

ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет"

Кафедра экономики предпринимательства

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

Направление подготовки: 38.04.01 – Экономика

Профильная направленность магистерских программ:

- «Экономика и финансы фирмы»;

Дисциплины, по которым выполняется курсовая работа:

- Экономика и финансы фирмы (продвинутый уровень);

- Корпоративные финансы;

- Экаунтинг;

- Экономическая стратегия фирмы;

- Научно-исследовательская работа

Обучающийся:_______________________________________________________

(ФИО, полностью)

Тема курсовой работы: Комплексный анализ деятельности фирмы на отраслевом рынке.

Исходные данные для выполнения курсовой работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание на выполнение курсовой работы:

1. Проанализировать состояние и тенденции развития отраслевого рынка.

1.1 Построить матрицу анализа портфеля продукции фирмы, обосновать выбор продуктовых единиц для проведения дальнейших исследований. Идентифицировать отраслевой рынок фирмы.

1.2 Проанализировать состояние и тенденции развития отраслевого рынка.

1.3 Проанализировать структуру отраслевого рынка. Построить стратегическую матрицу позиционирования фирм на отраслевом рынке. Оценить положение анализируемой фирмы на отраслевом рынке.

1.4 Определить и описать конкурентные стратегии поведения на отраслевом рынке анализируемой фирмы и ее основных конкурентов.

1.5 Выявить и исследовать возможности и угрозы, сложившиеся на отраслевом рынке. Обосновать целесообразность закрепления фирмы на анализируемом отраслевом рынке.

2. Проанализировать результаты хозяйственной деятельности фирмы на отраслевом рынке

2.1 Оценить финансово-экономические результаты деятельности фирмы на отраслевом рынке.

2.2 Проанализировать уровень финансовой устойчивости фирмы, выявить о оценить факторы, влияющие на финансово-экономические результаты деятельности.

3. Обоснование направлений развития фирмы на отраслевом рынке

2.3 Дать обобщенную характеристику сильных и слабых сторон фирмы
(с учетом результатов анализа хозяйственной деятельности).

2.4 Построить матрицу SWOT-анализа, сформулировать выводы по результатам анализа.

2.5 Составить прогноз развития отраслевого рынка.

2.6 Обосновать выбор конкурентной стратегии фирмы.

2.7 Построить дерево стратегических целей в формате сбалансированной системы показателей.

Объем пояснительной записки: ____ листов.

Иллюстративный материал: _____ слайдов.

Консультанты по курсовой работе:

по разделам   _________________ _________________ __________

              (указать номера)                                   (подпись)                                          (ФИО)

по разделам   _________________ _________________ __________

              (указать номера)                                   (подпись)                                          (ФИО)

по разделам   _________________ _________________ __________

              (указать номера)                                   (подпись)                                          (ФИО)

        

Научный руководитель обучающегося:

    _________________ __________

                      (подпись)                            (ФИО)

Дата выдачи задания: «___» ____________ 20___г.

Срок сдачи курсовой работы на проверку: «___» ____________ 20___г.

Дата защиты курсовой работы: «___» ____________ 20___г.


Приложение 4

Матрица GE & McKinsey

(пример описания матричной модели для выбора бизнес-стратегий)

Мощным инструментом портфельного анализа является матрица GE & McKinsey (созданная в корпорации General Electric при непосредственном участии партнеров консалтинговой фирмы McKinsey). Матрица GE & McKinsey используется для выбора корпоративных портфельных стратегий на основе соотношения интегрального показателя привлекательности рынка (конкурентные позиции) и интегрального показателя эффективности бизнеса (стратегического положения организации).

Для оценки факторов внутренней и внешней среды используется большее число факторов, чем в матрице BCG (разработанной в консалтинговой компании The Boston Consulting Group). Анализ может охватывать промежуточные оценки бизнес-направлений и, следовательно, предполагает возможность использовать ее в условиях нестабильного или переходного состояния стратегических хозяйственных единиц (бизнес-единиц). В таблице П 4.1 приведены ключевые факторы, учитываемые при анализе.

Таблица П 4.1

Факторы, влияющие на показатели «привлекательности рынка» и «эффективности бизнеса»

Показатель

Привлекательность рынка Эффективность бизнеса
- Общий объем рынка - Показатель темпов роста в год - Интенсивность конкуренции - Технологические требования - Уровень цен - Влияние инфляции - Норма прибыли (в динамике за несколько лет) - Правовые ограничения - Барьеры выхода на рынок - и др.   - Чистый доход - Финансовое положение - Доля рынка - Темпы роста доли рынка - Качество продукции - Репутация марки - Эффективность производства - Эффективность продаж - Конкурентоспособность цены - Имидж фирмы - Стиль руководства - Состояние менеджмента - Расходы на маркетинг - Эффективность НИОКР и др.

Общий вид матрицы GE & McKinsey показан на следующем рис. П 4.1. Классификация бизнес-портфеля и стратегии приведены по
Ф. Котлеру

 

     

Эффективность бизнеса

Сильная Средняя Слабая

             5,00                                       2,50                                   1,00

Конкурентные позиции

Высокая

                   1,00                                               2,50                                               5,00

Защищенная позиция - Максимальные инвестиции в развитие бизнес-направления - Концентрация усилий на поддержание эффективности Инвестиции в расширение производства - Стремление к лидерству - Избирательные инвестиции по критерию их эффективности - Укрепление уязвимых мест (слабых сторон) Избирательное расширение производства - Специализация на избранных бизнес-направлениях - Поиск путей преодоления слабых сторон - Ликвидация (в случае отсутствия стабильного роста)
Средняя Избирательное расширение производства - Интенсификация инвестиций в наиболее привлекательные сегменты рынка - Создание предпосылок для успешной конкуренции - Увеличение доходности за счет повышения производительности Избирательность / Управление, направленное на доходы - Защита существующих позиций - Концентрация инвестиций на бизнес-направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска Ограниченное расширение или "сбор урожая" - Поиск возможностей расширения бизнеса с низкой степенью риска - Сокращение инвестиций и рационализация (в случае отсутствия таких возможностей)
Низкая Избирательность / Защита и переориентация бизнес-направления - Управление текущими доходами - Концентрация на привлекательных сегментах рынка - Поддержка эффективности производства Управление, ориентированное на доходы - Защита позиций в наиболее доходных сегментах - Совершенствование производства - Сокращение инвестиций Ликвидация - Выбор момента для продажи бизнес-единицы по максимальной стоимости - Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций в данное бизнес-направление

 

Рис. П 4.1. Матрица GE & McKinsey

 

При анализе матрицы GE & McKinsey необходимо руководствоваться следующим:

- три ячейки в левом верхнем углу матрицы занимают наиболее сильные бизнес-направления (продукты) – это наступательные стратегии, предполагающие инвестирование.

- ячейки, расположенные по диагонали от нижней левой до верхней правой, занимают бизнес-единицы (продукты) со средней привлекательностью – это оборонительные стратегии, предполагающие сохранение позиций.

- три ячейки в нижнем правом углу матрицы занимают непривлекательные сферы хозяйственной деятельности (продукты) – это стратегии деинвестирования, предусматривающие уход с рынка, ликвидацию бизнеса.

 

Последовательность портфельного анализа с использованием матрицы GE & McKinsey

1 шаг. Выделяются наиболее значимые факторы, характеризующие каждый из показателей из таблицы 3.

2 шаг. Методом экспертных оценок определяется значимость каждого фактора, в процентах или долях единицы.

3 шаг. Выбирается и обосновывается оценочная шкала (например 10-балльная).

4 шаг. Каждый фактор оценивается экспертами на основе информации, полученной в ходе предварительных исследований.

5 шаг. Вычисляется ценность каждого фактора (произведение оценки фактора и его веса).

6 шаг. Вычисляется общая суммарная ценность каждого оцениваемого показателя («Привлекательности рынка» / «Эффективность бизнеса»).

7 шаг. Определяется место бизнес-направления (продукта) в многофакторной матрице GE & McKinsey (ячейка матрицы).

8 шаг. Дается интерпретация портфельной стратегии применительно к конкретной компании.

9 шаг. Предлагаются рекомендации по разработке стратегического плана развития бизнес-единиц.


 



Приложение 5

Показатели уровня концентрации отраслевого рынка

 

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером фирмы? Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

- доля занятых на предприятии в численности занятых в произ­водстве данного продукта;

- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры «размера» фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мел­кими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить харак­теристикой концентрации на рынке (именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (свидетельством мо­нополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

Индекс концентрации. Наиболее популярные показатели концентрации в эмпирических работах – те, что выведены прямо из кривой концентрации. Обычно используются два показателя, каждый из которых относится к некоторой точке на линии концентрации. Первый – это доля выпуска, приходящаяся на крупнейшие n фирм в отрасли, - индекс концентрации, CRn:

 

,                                                     (П 5.1)

где si - размер фирмы (например, рыночная доля (доля выпуска)); n - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Для одного итого же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Наиболее распространены показатели . Уровень концентрации рассчитывается по отраслям, по странам, по периодам.

Второй показатель используется реже, т.к. требует интерполяции статистических данных, используемых для расчета уровня концентрации фирм. Этот показатель характеризует число фирм, на долю которых приходится данная часть (в процентах) отраслевого объема производства (например, 70%).

Однако показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку n а также об относительной величине фирм из выборки. С этим могут быть связаны возможные неточности при его использовании.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Этот индекс измерения уровня концентрации фирм в отрасли, является наиболее популярным обобщающим показателем, который учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке. Он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

,                                          (П 5.2)

где si - доля продаж i-ой фирмы в объеме реализации отраслевого рынка.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в иде­альном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производя­щая 100% выпуска (чистый монополист)). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Некоторые свойства индекса Херфиндаля-Хиршмана:

- значение индекса снижается с увеличением числа фирм n и возрастает с увеличением неравенства между фирмами при любом их количестве.

- при возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях ранка отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой. При этом важно, чтобы доля рынка крупнейших продавцов была измерена точно;

- основное преимущество индекса – способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.


 


Приложение 6

Градация осей матрицы стратегического позиционирования

 

Поле матрицы стратегического позиционирования образовано четырьмя осями, две из которых относятся непосредственно к фирме и определяют ее положение на рынке относительно других участников (рыночная доля) и эффективность его функционирования (рентабельность активов), две других оси – сложившуюся отраслевую структуру (уровень концентрации рынка) и интенсивность его развития (темп роста рынка).

Количественные оси предполагают нахождение точного значения соответствующего показателя и изменяются в интервале от нуля до единицы, при этом предполагается равная градация (табл.
П 6.1):

 

Таблица П 6.1

Градация количественных осей

Изменение интервала количественных осей, % Ось «Уровень концентрации на отраслевом рынке» Ось «Рыночная доля фирмы»
0-25 Низкая Низкая
25-50 Незначительная Средняя
50-75 Умеренная Значительная (доминирующее положение)
75-100 Высокая Высокая

 

Рассмотрим указанные интервалы. О воздействии фирмы на рынок можно говорить, если её рыночная доля составляет около 20-25% соответственно позволяет сделать вывод о достаточной рыночной силе фирмы, хотя последняя не может быть признана доминирующей в большинстве стран. В границы следующего интервала 50-75% попадают фирмы, которые согласно действующему законодательству могут быть признаны как доминирующие (рыночная доля свыше 65%), последний интервал значений однозначно позволяет определить фирму как лидера с высоким значением рыночной доли. Традиционно по уровню концентрации выделяют три основных рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные. В экономических исследованиях рассматривается четыре основных типа рыночных структур (совершенная, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия), поэтому указанные интервалы значений позволяют лучшим образом разграничить типологию рынков в зависимости от уровня концентрации. В качестве расчетных значений в этом случае лучше использовать традиционный показатель трехдольного коэффициента концентрации (CR3).

Показатели двух других осей имеют иную градацию. Так, ось, определяющая темп роста рынка, может иметь как отрицательные значения, так и положительные, поэтому пороговые значения устанавливаются по схеме, представленной в таблице П 6.2. Рентабельность также может либо отсутствовать, либо иметь положительные значения (табл. П 6.3.).

Таблица П 6.2

Градация качественных осей

Ось «Темп рост рынка»

Ось  «Рентабельность продаж»

Изменение интервала, % Качественный уровень Изменение интервала, % Качественный уровень
Отрицательные значения – 0 Отсутствует (отсутствие роста) Отсутствует Отсутствует
0-10 Низкий 0-15 Низкая
10-20 Средний 15-30 Средняя
Свыше 20 Высокий Свыше 30 Высокая

 

Рассмотрим предлагаемые интервалы значений. Для установления интервальных значений по оси «Темп рост рынка» использовалось данные методики построения БКГ, когда границей относительно высоких и относительно низких темпов роста принято считать 10%-ное увеличение объема рынка в год. Соответственно в качестве следующего шага взято значение 20% роста объема рынка в год, которое является критериальным для определения очень высокого темпа роста. В качестве установления основной средней границы можно использовать данные об удвоенном росте ВВП в целом по промышленности, скорректированном на величину инфляции, что в большей степени позволяет сравнить рост анализируемого отраслевого рынка с ростом национальной экономики.

Для оси «Рентабельность продаж» в качестве установления середины оси использовано среднеотраслевое значение рентабельности продаж. Аналогично значение следующего интервала в обоих направлениях – в размере установленного шага, что позволяет охарактеризовать рентабельность активов предприятия как высокую, среднюю и низкую. В то же время в ряде случаев расчет показателя рентабельности продаж рассчитать не представляется возможным, что будет соответствовать первому интервальному значению данной оси. В соответствии с установленными значениями четырех осей предлагаемая матрица стратегического планирования будет выглядеть следующим образом (рис. П 6.1).

 

Рис. П 6.1.Матрица стратегического позиционирования

Для нахождения стратегической позиции предприятия на поле стратегической матрицы необходимо следующее:

- по оси «Уровень концентрации на отраслевом рынке» определить фактическое значение уровня концентрации исследуемого отраслевого рынка;

- по оси «Рыночная доля фирмы» определить фактическое значение рыночной доли анализируемого предприятия;

- по оси «Темп рост рынка» выбрать зону, в которую попадает значение рассчитанного показателя темпа роста рынка;

- по оси «Рентабельность продаж» выбрать зону, в которую попадает рассчитанное значение показателя рентабельности;

- провести линии, соединяющие параллельные оси в выбранных точках (зонах);

- найти их точку пересечения.

Выбранная точка и будет определять позицию анализируемой фирмы на стратегическом поле матрицы (рис. П 6.2).

Рассмотрим основные поля стратегической матрицы. Низкодифференцированное состояние отраслевого рынка соответствует низким значениям как количественных, так и качественных характеристик отраслевого рынка (нижний левый угол стратегической матрицы). Это достаточно нестабильное состояние, переходное из одного цикла развития в другой. Кроме того, оно может являться переходным при движении в другие квадранты матрицы. Рыночная доля как анализируемой фирмы, так и фирм-конкурентов, достаточно низка, рынок переживает состояние стагнации и упадка, а показатели эффективности деятельности фирмы также находятся значительно ниже нормативного либо среднеотраслевого уровня. Это самое непривлекательное состояние отраслевого рынка из возможных четырех.

Квадрант матрицы, находящейся в верхнем левом углу, соответствует, на наш взгляд, состоянию упадка. Вызвано это тем, что при достаточно высоких значениях рыночной доли и концентрации качественные характеристики эффективности деятельности предприятия находятся ниже среднего уровня, а сам рынок также переживает состояние спада объемов реализации. Сохранение динамики таких процессов может привести к низкодифференцированному состоянию и изменению качественных параметров объекта.

Рис. П 6.2. Позиционирование предприятия

(ПРИМЕР позиционирования фирмы: уровень концентрации – 30%, рыночная доля фирмы – 15%, средний темп роста рынка на уровне 115% , средняя рентабельность продаж фирмы на уровне 18%).

 

Нижний правый угол стратегической матрицы может рассматриваться как конкурентное состояние, поскольку рыночные доли основных участников рынка достаточно низки или находятся на среднем уровне, рыночная конкуренция явно присутствует, поскольку уровень концентрации недостаточно высок. Кроме того, отраслевой рынок находится в состоянии относительной стабильности или роста, что стимулирует участников рынка к проведению активных действий по завоеванию и укреплению своих рыночных позиций. Поскольку эффективность активов предприятия достаточно высока, то для анализируемых предприятий данный квадрант будет весьма привлекательным.

Верхний правый квадрант стратегической матрицы будет соответствовать состоянию роста, так как все рассматриваемые характеристики имеют достаточно высокие значения. Рыночное и производственное состояние исследуемого предприятия стабильно и эффективно, рынок растет, а фирма занимает на нем прочную позицию, поддерживаемую одними из лучших отраслевых показателей рентабельности.




Приложение 7

Типология конкурентных стратегий поведения фирм

 

Различают четыре группы конкурентных стратегий поведения: виолетное, патиентное, эксплерентное, коммутантное поведение (табл. П 7.1).

Таблица П 7.1

Характерные признаки конкурентных стратегий
(по А.Ю. Юданову)

Признак Коммутанты («мыши») Патиенты («лисы») Виоленты («львы», «слоны», «бегемоты») Эксплеренты («ласточки»)
Тип бизнеса Стандартный Специализиро-ванный Стандартный Специализиро-ванный
Профиль производства Универсаль-ное, мелкое Специализиро-ванное Массовое Эксперимен-тальное
Размер компаний Мелкие Крупные, средние, мелкие Крупные Средние, мелкие
Устойчивость компаний Низкая Высокая Высокая Низкая
Расходы на НИОКР Низкие Средние Высокие Высокие
Факторы силы в конкурентной борьбе Гибкость, многочислен-ность Приспособлен-ность к особому рынку Высокая производительность Опережение в нововведениях

 

Фирмы-виоленты – это фирмы, применяющие так называемую «силовую» стратегию конкурирования. Продукция таких компаний стандартизированная, рассчитанная на удовлетворение типовых потребностей широкого круга потребителей, довольствующихся умеренным качеством за небольшие деньги. Выпускать продукцию в столь массовом масштабе виолентам позволяет значительный капитал и высокий уровень применяемых технологий. Достигаемое за счет эффекта масштаба значительное снижение издержек позволяет виолентам быть достаточно прибыльными и устойчивыми на рынке.

Фирмы-патиенты выбирают для своей деятельности довольно узкий сегмент рынка, представленный потребителями, обладающими специфическими запросами, подкрепленными высокой платежеспособностью. Патиенты производят и реализуют на рынке ограниченное количество дорогой специализированной продукции высокого качества, которая чаще всего относится к категории роскоши.

Фирмы – эксплеренты используют такую стратегию конкурентной борьбы, при которой ключевым фактором успеха выступают инновации. Такие компании, активно занимаясь инновационной деятельностью, создают новые или преобразовывают старые товары. Их высокое качество и доступная цена обеспечивают эксплерентам главное конкурентное преимущество, позволяющее извлечь максимальную прибыль от первоначального присутствия на рынке новой продукции. Сила эксплерентов – в значительном опережении конкурентов. Такая стратегия является, с одной стороны, очень рискованной (так как риск неприятия рынком новшества всегда очень высок), но с другой – в случае успешного внедрения инновации - она может принести компании огромную прибыль.

Фирмы – коммутанты – компании малого и среднего размера бизнеса, работающие на небольших по объему местно-национальных рынках и ориентированные на удовлетворение индивидуальных запросов своих клиентов. Они, по мнению А.Ю. Юданова, особенно распространены в таких отраслях, где создание крупных предприятий либо неэффективно, либо невозможно в принципе. В основе деятельности коммутантов всегда лежит индивидуализированный подход к клиенту, за счет которого они стремятся завоевать предпочтение потенциальных потребителей.

Беглый обзор любой отрасли показывает, что за редким исключением там присутствуют все четыре вида фирм. При этом каждый из видов фирм необходим для успешного функционирования экономики. Например, коммутанты, отличающиеся наибольшей мобильностью, способны с минимальными потерями сменить сферу деятельности и даже выйти из бизнеса, этим страхуя все остальные фирмы отрасли от больших убытков в случае снижения потребительского спроса. В процессе развития фирмы происходит смета конкурентной стратегии поведения (рис. П.7.1).

Рис. П 7.1. Изменение конкурентных стратегий
на этапах жизненного цикла фирмы

 

Чаще всего вновь создаваемая фирма относится к типу коммутантов – «серых мышей» экономики. Такое предприятие не обладает ни высокопроизводительным оборудованием, ни специальными познаниями, ни научно-техническими заделами, но благодаря верному выбору может обеспечить себе устойчивое положение и достаточный уровень прибылей. Если оно проявит достаточную гибкость, то постепенно станет увеличиваться в размерах.

И в этом случае фирме следует сменить стратегию, т.к. «мышь-переросток» не выдержит конкуренции на насыщенном рынке и чаще всего обречена. Скорее всего, ей следует вовремя превратиться в специализированную фирму – патиента, или «хитрую лису». Если фирма научится делать что-либо существенно лучше других, ей уже не страшны конкуренты: как бы мощны они ни были, в избранной фирмой сфере специализации им ее не догнать.

Если патиент укрепляется и занимает все большую часть своего рыночного сегмента, выходя на национальный или даже международный уровень, он либо окончательно закрепляется в своей нише (и заканчивает свой рост), либо переходит в сферу массового производства. Таким образом, он превращается в виолента – «гордого льва», удовлетворяющего своей продукцией быстро растущий спрос на какую-либо массовую разновидность товаров или услуг.

Другой способ «выхода в дамки» – создание и развитие пионерской компании-эксплерента, «первой ласточки» бизнеса. Здесь создатели компании, нарушая сложившиеся стереотипы потребителей и бизнес-традиции, вынуждены длительное время преодолевать инерцию рынка. В случае успеха на долю «ласточки» выпадает огромный технический и финансовый успех. Компания попадает на волну динамично растущего спроса и с определенного момента может приступить к массовому производству.

Далее развитие фирмы происходит в рамках виолентной стратегии. Состояние «гордого льва» постепенно сменяется более статичной ролью «могучего слона», действующего уже в условиях не растущего спроса, а насыщенного рынка. И, чтобы не зависеть от сбыта единственного товара, предприятие проникает в новые сферы, стремясь везде занять ведущие позиции. Если оно справляется – его положение очень устойчиво: компания может пребывать в нем до столетия и больше.

Но возможно и неблагоприятное стечение обстоятельств: фирма обрастает бесчисленными второстепенными производствами, становится малоуправляемой, окончательно утрачивает динамизм, а вместе с ним и прибыльность. Такой «неповоротливый бегемот» благодаря своей мощи может еще долго агонизировать. Однако рано или поздно наступает развязка: либо фирма избавляется от «лишнего груза» и переходит в стадию «слона», либо поглощается более удачливыми конкурентами, что знаменует конец фирмы.


 




Приложение 8

Матричные инструменты SWOT-анализа

 

Матрица классификации возможностей (рис. П 8.1) является инструментом оценки внешних возможностей по степени влияния на фирму и вероятности получения отдачи от использования этой возможности.

Рис. П 8.1. Матрица классификация внешних возможностей фирмы

 

Девять рабочих полей внутри матрицы возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, позиционированные на полях ВС, СС, ВУ имеют большое значение для организации и их обязательно надо использовать. Возможности, попадающие на поля СМ, НМ, НУ практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, принимается позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Аналогичная матрица строится для оценки угроз (рис. П 8.2).

 

Рис. П 8.1. Матрица классификация внешних угроз фирмы

 

Угрозы, попадающие на поля ВК, ВР, СР представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попадающие на поля ВТ, СК, НР также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ, ВЛ, то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. В отношении остальных угроз требуется контроль за их развитием, хотя задача их первостепенного устранения не ставиться.

Матрица SWOT позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды и установить линии связей между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Этот метод предполагает сначала выявление факторов внутренней и внешней среды, а затем установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации (рис. П 8.3).

Рис. П 8.3. Матрица SWOT-анализа фирмы

 

В отношении пар, позиционированных на поле СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для получения отдачи от имеющихся возможностей. В отношении пар, позиционированных на поле СЛВ, следует разрабатывать стратегию, предусматривающую то, как за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть слабые стороны. В отношении пар, позиционированных на поле СИУ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для устранения угроз. В отношении пар, позиционированных на поле СЛУ, следует разрабатывать стратегию, предусматривающую то, как преодолеть слабые стороны и предотвратить внешние угрозы.

Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность: неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.


 


Приложение 9

Оценка технико-экономических показателей деятельности фирмы

 

Анализ динамики производства и реализации продукции

Динамика развития хозяйственной деятельности компании в первую очередь характеризуется темпами роста объема производства и реализации продукции Оценка проводится за период не менее 5 лет в сопоставимых ценах (табл. П 9.1). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены отчетного года (фиксированные цены). Объем произведенной и реализованной продукции в предыдущие годы определяется с использованием индекса цен (по данным Госкомстата РФ). Результаты анализа следует отобразить графически.

 

Таблица П 9.1

Динамика производства и реализации продукции
в сопоставимых ценах

год

объем производства, млн.руб.

темп роста, %

объем реализации, млн.руб.

темп роста, %

базисный цепной базисный цепной
201_            
201_            
201_            
201_            

 

Анализ эффективности использования ресурсов

Показатели интенсивности использования факторов производства (производственных ресурсов) фирмы служат общей оценкой эффективности работы фирмы. Качественные показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, материалоемкость, фондоотдача и оборачиваемость оборотных средств (табл. П 9.2), отражающие интенсивность использования ресурсов являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня и других условий производства.

Таблица П 9.2.

Динамика показателей использования производственных ресурсов

Показатель

Обозначе-ние,
формула расчета

Значение

Изменение

201_ г. 201_ г. абсо-лютное относи-тельное, % Темп роста, %
1. Выручка В          
2. Материальные затраты М          
3. Затраты на оплату труда З          
4. Амортизация А          
5. Прочие расходы П          
6. Себестоимость* С = М + З + А + П          
7. Численность персонала, чел. Ч          
8. Среднегодовая стоимость внеоборотных активов          
9. Среднегодовая стоимость основных средств          
9. Среднегодовая стоимость оборотных средств          
10. Среднегодовая стоимость производственных средств          
11. Производительность труда ПТ =          
12. Зарплатоотдача ЗО =          
13. Материалоотдача МО =          
14. Ресурсоотдача РО =          
15. Фондоотдача основных средств ФООС=          
16. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств          
17. Коэффициент оборачиваемости средств производства          

* – Здесь используется полная себестоимость реализованной продукции (из отчета о финансовых результатах). Затраты берутся пропорционально структуре затрат на производство по элементам (пункт 6 пояснений к Бухгалтерскому балансу).

Оценка экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов проводится на основе анализа влияния экстенсивных и интенсивных факторов на выручку (табл. П 9.3).

Таблица П 9.3

Анализ влияния факторов производства на выручку

Наименование показателя

Факторная
модель

Изменение выручки от реализации продукции

всего

под влиянием фактора

экстенсивного

интенсивного

сумма уд.вес, % сумма уд.вес, % сумма уд.вес, %
1. Трудовые ресурсы

В = Ч × ПТ

  100        
– численность персонала         ´  
– производительность труда     ´      
2. Материальные ресурсы

В = МЗ × МО

  100        
– размер материальных затрат         ´  
– материалоотдача     ´      
3. Основные фонды

В = ОФ × ФО

  100        
– среднегодовая стоимость основных фондов         ´  
– фондоотдача     ´      
4. Оборотные средства

В = ОС × Коб

  100        
– средние остатки оборотных средств         ´  
– оборачиваемость     ´      

 

Форма анализа структуры и состояния основных фондов фирмы по данным Приложения к бухгалтерскому балансу представлена в табл. П 9.4, П 9.5.

 


 

Таблица П 9.4

Анализ структуры основных производственных фондов фирмы

Виды основных средств

201_ г.

201_ г.

Изменение

тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. Темп прироста, %

Основные средства (ОС):

– здания            
– сооружения            
– машины и оборудование            
– транспортные средства            
– инструмент, инвентарь            
– другие виды            
Всего, в т.ч.            
– активная часть ОС            
– пассивная часть ОС            

 

Таблица П 9.5.

Анализ состояния основных производственных фондов

Наименование показателя Обозначение 201_ г. 201_ г. Изменение (+, –)
Основные фонды, тыс.руб.:        
а) первоначальная стоимость Сп      
б) износ И      
в) остаточная стоимость Со      
Коэффициент износа Кизн      
Коэффициент годности Кг      
Коэффициент обновления      
Коэффициент выбытия      

Форма анализа эффективности использования капитала, вложенного в оборотные активы по показателям оборачиваемости, представлена в табл. П 9.6.

Таблица П 9.6.

Показатели оборачиваемости оборотных средств фирмы

Наименование показателя Обозначение, формула расчета 20__ г. 20__ г. Изменение (+, -)
1. Выручка от реализации, тыс.руб.        
2. Средний остаток оборотных средств, тыс.руб.        
в т.ч. по видам оборотных средств:        
– запасов и затрат*        
– готовой продукции        
– дебиторской задолженности        
– денежных средств и КФВ        
– прочих оборотных активов        
3. Коэффициент оборачиваемости, обороты:        
– всех оборотных средств        
– запасов и затрат*        
– готовой продукции        
– дебиторской задолженности        
– денежных средств и КФВ        
– прочих оборотных активов        
4. Средняя продолжительность 1 оборота, дни:        
– всех оборотных средств        
– запасов и затрат*        
– готовой продукции        
– дебиторской задолженности        
– денежных средств и КФВ        
– прочих оборотных активов        
6. Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте, руб.        

Запасы и затраты* (без учета готовой продукции, но с учетом НДС)

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и прибыли (табл. П 9.7).

Таблица П 9.7.

Расчет влияния оборачиваемости на размер оборотных активов

Оборотные активы

Оборачиваемость, в днях

Влияние на размер оборотных активов, тыс.руб.

20__ г. 20__г. изменения (+, –), ΔПобi высво-бождение средств доп. привлечение средств
1. Текущие активы          
2. Запасы и затраты          
3. Готовая продукция          
4. Дебиторская задолженность          
5. Денежные средства и КФВ          
6. Прочие оборотные активы          

 

Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (–Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости определяется по формуле:

,                                (П 9.1)

Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует фирма и устойчивее ее финансовое состояние. Для анализа результатов хозяйственной деятельности анализируют динамику и структуру финансовых результатов по данным формы № 2 (табл. П 9.8).

 

Таблица П 9.8.

Анализ динамики чистой прибыли балансовым методом, тыс.руб.

Наименование показателя

20__ г.

20__ г.

Изменение чистой прибыли

абсолютное балансовым методом
Выручка

 

 

 

 
Себестоимость

 

 

 

 
Валовая прибыль (убыток)

 

 

-

-
Коммерческие расходы

 

 

 

 
Управленческие расходы

 

 

 

 
Прибыль (убыток) от продаж (Ппр)

 

 

-

-
Доходы от участия в других организациях

 

 

 

 
Проценты к получению

 

 

 

 
Проценты к уплате

 

 

 

 
Прочие доходы

 

 

 

 
Прочие расходы

 

 

 

 
Прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль, Пбал)

 

 

-

-
Текущий налог на прибыль

 

 

 

 
Изменение отложенных налоговых обязательств

 

 

 

 
Изменение отложенных налоговых активов

 

 

 

 
Прочее

 

 

 

 
Чистая прибыль (убыток)* (ЧП)

 

 

 

 

* расчетные величины чистой прибыли, рассчитанные по абсолютному значению и балансовым методом должны быть идентичными.

 

Относительными показателями эффективности, сопоставляющими результаты с затратами, являются показатели рентабельности. Динамика показателей рентабельности анализируется в табличной форме (табл. П 9.9).

 

Таблица П 9.9.

Показатели рентабельности фирмы, %

Наименование показателя Обозначение, формула расчета 20__ г. 20__ г. Темп роста, %
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж) Рпр (ROS) ( )      
Рентабельность продаж (по чистой прибыли) Рпр* (ROS*) ( )      
Рентабельность производства (общая рентабельность) Рпроизв.                         (      
Рентабельность собственного капитала РСК (ROE) ( )      
Рентабельность инвестированного (совокупного) капитала РК (ROIC) ( )      
Рентабельность активов РА (ROA) ( )      
Рентабельность продукции (по чистой прибыли) Рпрод. (ROM) ( )      

По полученным результатам анализа делаются общие выводы об эффективности хозяйственной деятельности фирмы, направлениях ее развития, выявленных негативных тенденциях. Для раскрытия и оценки причин наиболее существенных трендов хозяйственной деятельности проводится более детальный анализ эффективности использования производственных ресурсов, в том числе с использованием факторного анализа.







Приложение 10

Финансовый анализ деятельности фирмы

 

Анализ динамики и структуры баланса

В табличной форме (табл. П 10.1 – П.10.4) анализируется динамика и структура активов, пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Таблица П 10.1.

Анализ динамики и структуры активов

Актив

201_г.

201_г.

Изменения (+, –)

тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % темп роста, %
1. Внеоборотные активы, в т.ч.:              
– основные средства              
2. Оборотные активы, в т.ч.:              
– запасы              
– дебиторская задолженность              
– краткосрочные финансовые вложения              
– денежные средства              
Всего активы              

 


Таблица П 10.2.

Анализ динамики и структуры пассивов

Пассив

20__ г.

20__г.

Изменение

тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % темп роста, %
1. Капитал и резервы, в т.ч.:              
– уставный капитал              
– добавочный капитал              
– резервный капитал              
– нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)              
2. Долгосрочные обязательства              
3. Краткосрочные обязательства, в т.ч.:              
– займы и кредиты              
– кредиторская задолженность              
Всего пассивы              

 


 

 

Таблица П 10.3.

Анализ состава и динамики дебиторской задолженности

Наименование показателя

20__ г.

20__ г.

Изменение

тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % темп роста, %
1. Дебиторская задолженность, в т.ч.:              
– покупатели и заказчики              
– авансы выданные              
– прочие дебиторы              
2. Просроченная дебиторская задолженность, в т.ч.:              
– длительностью свыше 3-х месяцев              
3. Дебиторская задолженность, всего              

 


 

 

Таблица П 10.4.

Анализ состояния и динамики займов и кредиторской задолженности

Наименование показателя

20__ г.

20__г.

Изменение

тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % тыс.руб. уд. вес, % темп роста, %
1. Долгосрочные кредиты и займы              
2. Краткосрочные кредиты и займы              
3. Кредиторская задолженность, в т.ч.:              
– поставщики и подрядчики              
– персонал организации              
– государственные внебюджетные фонды              
– налоги и сборы              
– прочие кредиторы              
4. Просроченная кредиторская задолженность, в т.ч.:              
– свыше 3-х месяцев              
5. Итого обязательства              

 


Оценка финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость фирмы достигается при таком состоянии финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие фирмы на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Важнейшим показателем финансового состояния фирмы является обеспеченность материальных оборотных средств (запасов и затрат) необходимыми источниками финансирования. Излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат определяется в виде разницы величины источников средств и величин запасов и затрат. Он является критерием оценки финансовой устойчивости фирмы (табл. П 10.5 – П 10.6).

 

Таблица П 10.5.

Оценка наличия источников финансирования запасов

Наличие источников финансирования Обеспеченность запасов источниками финансирования
собственных оборотных средств (СОС): СОС = СК – ВОА, где СОС – собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал); СК – собственный капитал: ВОА – внеоборотные активы излишек (+), недостаток (–) собственных оборотных средств ±СОС = СОС – З, где ±СОС – прирост (излишек) собственных оборотных средств; З – запасы;
собственных и долгосрочных заемных источников (СДИ): СДИ = СК – ВОА + ДКЗ; СДИ = СОС + ДКЗ, где ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы излишек (+), недостаток (–) собственных и долгосрочных источников финансирования запасов ±СДИ = СДИ – З;
общая величина основных источников формирования запасов (ОИЗ): ОИЗ = СДИ + ККЗ, где ККЗ – краткосрочные кредиты и займы излишек (+), недостаток (–) общей величины основных источников покрытия запасов ±ОИЗ = ОИЗ – З.

 

Показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования трансформируются в трехмерную модель, которая характеризует тип финансовой устойчивости предприятия:

 

М = (±СОС; ±СДИ; ±ОИЗ)               (П 10.1)

Таблица П 10.6.

Типы финансовой устойчивости предприятия

тип финансовой устойчивости трехмерная модель источник финансирования запасов краткая характеристика финансовой устойчивости
Абсолютная финансовая устойчивость М1 = (1; 1; 1) собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал) ±СОС ≥ 0; ±СДИ ≥ 0;  ±ОИЗ ≥ 0 высокий уровень платежеспособности предприятие не зависит от внешних кредиторов
Нормальная финансовая устойчивость М2 = (0; 1; 1) собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы ±СОС < 0; ±СДИ ≥ 0;  ±ОИЗ ≥ 0 нормальная платежеспособность рациональное использование заемных средств высокая доходность текущей деятельности
Неустойчивое финансовое состояние М3 = (0; 0; 1) собственные оборотные средства + долгосрочные кредиты и займы + краткосрочные кредиты и займы ±СОС < 0; ±СДИ < 0; ±ОИЗ ≥ 0 нарушение нормальной платежеспособности возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования возможно восстановление платежеспособности
Кризисное (критическое) финансовое состояние М4 = (0; 0; 0) ±СОС < 0; ±СДИ < 0; ±ОИЗ < 0 предприятие полностью неплатежеспособно и находится на грани банкротства

 

Устойчивость фирмы оценивается также по степени зависимости фирмы от заемных средств, по степени маневренности собственного капитала и т.п. Для этих целей в рамках анализа финансовой устойчивости рассчитываются относительные показатели, позволяющие увидеть различные аспекты финансовой устойчивости (табл. П 10.7). При проведении анализа финансовой устойчивости по представленным выше показателям необходимо раскрыть их содержание, проиллюстрировать графически динамику в сравнении с контрольным значением.

Таблица П 10.7.

Относительные показатели финансовой устойчивости фирмы

Наименование показателя Формула расчета 20__ г. 20__ г. Темп роста, % Контроль-ное значение
1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) КА = СК/ВБ       ≥ 0,5
2. Коэффициент финансовой зависимости КФЗ = ЗК/ВБ       ≤ 0,5
3. Коэффициент финансовой устойчивости КФУ = (СК+ДП)/ВБ       ≥ 0,7
4. Коэффициент финансового риска (финансовый леверидж) КФР = ЗК/СК       ≤ 1,0*
5. Коэффициент инвестирования КИ = СК/ВА       > 1,0
6. Коэффициент маневренности КМ = ФК/СК       ≥ 0,5
7. Коэффициент мобильности (обеспеченности ОА собственными оборотными средствами) Кмоб = ФК/ОА       ≥ 0,1
8. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами КОЗЗ = ФК/ЗЗ       ≥ 0,1
9. Функционирующий капитал (ФК) ФК = СК+ДО-ВА ФК = ОА - КО        

* – для многих производственных предприятий (организаций) это значение считается завышенным

 

Оценка ликвидности и платежеспособности

Внешним проявлением финансового состояния фирмы, ее устойчивости является платежеспособность, которая является наиболее существенным фактором кредитоспособности и следовательно ее уровень важен не только для фирмы с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов, контрагентов. В рамках оценки платежеспособности проводятся расчеты по определению ликвидности фирмы и ликвидности ее баланса (табл. П 10.8 – П 10.9).

Таблица П 10.8.

Группировка статей баланса для анализа ликвидности

Шифр

Наименование Содержание 20__ г. 20__г.

А1

наиболее ликвидные активы денежные средства и КФВ

 

 

А2

быстро реализуемые активы дебиторская задолженность и прочие активы

 

 

А3

медленно реализуемые активы запасы и затраты

 

 

А4

трудно реализуемые активы внеоборотные активы

 

 

ТА

Текущие активы А1 + А2 + А3

П1

самые срочные пассивы кредиторская задолженность

 

 

П2

краткосрочные пассивы краткосрочные кредиты и займы

 

 

П3

долгосрочные пассивы долгосрочные кредиты и заемные средства

 

 

П4

постоянные пассивы капитал и резервы

 

 

ТП

Текущие пассивы П1 + П2

 

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги сгруппированных статей актива и пассива. Баланс считается абсолютно ликвидным, а фирма финансово устойчивой при соблюдении балансовых пропорций:

                         А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4,              (П 10.2)

где Аi – сгруппированные по степени ликвидности и расположенные в порядке ее убывания статьи актива баланса;

Пi – объединенные по срокам погашения и расположенные в порядке их возрастания статьи пассива баланса.

Таблица П 10.9.

Балансовые пропорции

Группы
статей
баланса
(i)

Покрытие
(Актив Аi t)

Обязательства
(Пассив Пi t)

Излишек (+), недостаток (–) платежных средств

20__ г.

20__ г.

20__ г.

20__г.

20__ г.

20__ г.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Оценка степени платежеспособности фирмы дополняется показателями ликвидности (табл. П 10.10). Полученные значения показателей отображаются на графиках.

Таблица П 10.10.

Показатели ликвидности фирмы

Наименование показателя

Формула
расчета

20__ г.

20__ г.

Темп
роста, %

Контрольное
 значение

1. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) Ктл = (А123)-РБП /П12       от 1 до 2*
2. Коэффициент быстрой ликвидности Кбл = (А12) / П12       от 0,4 до 0,8**
3. Коэффициент абсолютной (срочной, критической) ликвидности Кал = А1 / П12       ≥  0,2

* – в некоторых источниках также указывается пороговое значение больше 2, или от 1,5 до 2;

** – в некоторых источниках также указывается пороговое значение больше 0,8, или от 0,6 до 1,0;

Для оценки риска банкротства и оценки кредитоспособности предприятий используются дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа (табл. П 10.11).

Таблица П 10.11.

Шкала вероятности банкротства по модели Альтмана

Значение Z Вероятность банкротства
до 1,8* очень высокая
1,81 – 2,7 высокая
2,71 – 2,99 средняя
от 3,0 низкая

 

Классическая модель Альтмана определения кредитоспособности субъектов хозяйствования включает пять финансовых коэффициента:

                     ,                  (П 10.3)

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, рекомендуется производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах (табл. 10.12).

I класс - фирмы с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющем быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс - фирмы, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс - проблемные фирмы. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;

IV класс - фирмы с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

V класс - фирмы высочайшего риска, практически несостоятельные.

 

Таблица П 10.12.

Группировка предприятий по критериям оценки
финансового состояния

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс, баллы II класс, баллы III класс, баллы IV класс, баллы V класс, баллы VI класс, баллы
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше – 20 0,2 – 16 0,15 – 12 0,1 – 8 0,05 – 4 менее 0,05 – 0
2. Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше – 18 0,9 – 15 0,8 – 12 0,7 – 9 0,6 – 6 менее 0,5 – 0
3. Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше – 16,5 1,9÷1,7 – 15÷12 1,6÷1,4 – 10,5÷7,5 1,3÷1,1 – 6÷3 1,0÷1,5 – 1,5 менее 0,5 – 0
4. Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше – 17 0,59÷0,54 – 15÷12 0,53÷0,43 – 11,4÷7,4 0,42÷0,41 – 6,6÷1,8 0,4 – 1 менее 0,5 – 0
5. Коэффициент мобильности 0,5 и выше – 15 0,4 – 12 0,3 – 9 0,2 – 6 0,1 – 3 менее 0,1 – 0
6. Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0 и выше – 15 0,9 – 12 0,8 – 9 0,7 – 6 0,6 – 3 менее 0,5 – 0
Минимальное значение границы 100 85 – 64 63,9 – 56,9 41,6 – 28,3 18

 


Таблица П 10.13.

Обобщая оценка финансовой устойчивости
анализируемого предприятия

Номер показателя

На начало года

На конец года

фактический уровень показателя количество баллов фактический уровень показателя количество баллов
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
Итого    

 

Основные итоги анализа должны быть приведены в виде аналитического заключения по результатам финансово-хозяйственной деятельности фирмы за анализируемый период.


 

















Приложение 11

Анализ денежных потоков фирмы

 

Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность.

Анализ отчета о движении денежных средств (ОДДС) позволяет углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности организации, ее будущего финансового потенциала, полученные предварительно на основе статичных показателей в ходе традиционного финансового анализа. ОДДС отражает весь объем поступления и расходования ДС в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом на основе данных бухгалтерского учета. ОДДС формируется косвенным и прямым методами, которые различаются полнотой представления данных, исходной информацией и другими параметрами.

1. Косвенный метод направлен на получение данных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Источником информации являются отчетный баланс и отчет о финансовых результатах. Чистые денежные потоки по видам деятельности (таблица П 11.1).

Таблица П 11.1

Чистые денежные потоки по видам деятельности

По операционной деятельности По инвестиционной деятельности По финансовой деятельности
ЧДП0 = ЧП + АОС + АНА ± ΔДЗ ± ΔЗТМ ± ΔКЗ ± ΔР, ЧДПИ = РОС + РНА + РДФИ + РСА + ДП - ПОС - ΔНКС - ПНА -ПДФИ - ВСА ЧДПФ = ПСК + ПДК + ПКК+ БЦФ – ВДК – ВКК – ДУ
где ЧП - сумма чистой прибыли; АОС - сумма амортизации основных средств; где РОС - сумма реализации выбывших основных средств; РНА - сумма реализации выбывших нематериальных активов; где ПСК - сумма дополнительно привле-ченного из внешних источников собственного акционерного или паевого капитала;

Продолжение таблицы П 11.1

По операционной деятельности По инвестиционной деятельности По финансовой деятельности
АНА - сумма амортизации нематериальных активов; ΔДЗ - прирост (снижение) суммы дебиторской задолженности; ΔЗТМ - прирост (снижение) суммы запасов товарно-материальных ценностей, входящих состав оборотных активов; ΔКЗ - прирост (снижение) суммы кредиторской задолженности; ΔР - прирост (снижение) суммы резервного и других страховых фондов.   РДФИ - сумма реализации долгосрочных финансовых инструментов инвестицион-ного портфеля предприятия; РСА - сумма повторной реализации ранее выкупленных собственных акций; ДП - сумма дивидендов (процентов), полученных предприятием по долгосрочным финансовым инструментам инвестиционного портфеля; ПОС - сумма приобретенных основных средств; ΔНКС - сумма прироста незавершенного капитального строительства; ПНА - сумма приобретения нематериальных активов; ПДФИ - сумма приобретения долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля предприятия; ВСА - сумма выкупленных собственных акций. ПДК - сумма дополни-тельно привлеченных долгосрочных кредитов; ПКК - сумма дополнительно привлеченных краткосрочных кредитов и займов; БЦФ - сумма средств, поступивших в порядке безвозмездного целевого финансирования предприятия; ВДК - сумма выплаты (погашения) основного долга по долгосрочным кредитам и займам; ВКК - сумма выплаты (погашения) основного долга по краткосрочным кредитам и займам; ДУ - сумма дивидендов (процентов), уплаченных собственникам предприятия (акционерам) на вложенный капитал (акции, паи и т.п.).

 

2. При использовании прямого метода расчета денежных потоков используются непосредственные данные бухгалтерского учета, характеризующие все виды поступлений и расходования денежных средств.

Различия полученных результатов расчета денежных потоков прямым и косвенным методом относятся только к операционной деятельности предприятия:

 

ЧДП0 = РП + ПП – ЗТМ – ЗПОП – ЗПАУ – НББ – НПВФ – ПВ  (П 11.1)

где РП – сумма денежных средств, полученных от реализации продукции;

ПП – сумма прочих поступлений денежных средств в процессе операционной деятельности;

ЗТМ – сумма денежных средств, выплаченных за приобретение сырья, материалов и полуфабрикатов у поставщиков;

ЗПОП – сумма заработной платы, выплаченной оперативному персоналу;

ЗПАУ – сумма заработной платы, выплаченной административно-управленческому персоналу;

НББ - сумма налоговых платежей, перечисленная в бюджет;

НПВФ – сумма налоговых платежей, перечисленная во внебюджетные фонды;

ПВ – сумма прочих выплат денежных средств в процессе операционной деятельности.

Расчеты суммы чистого денежного потока предприятия по инвестиционной и финансовой деятельности, осуществляются по тем же алгоритмам, что и при косвенном методе.

Анализ денежного потока организации косвенным методом проводится по форме, представленной в таблице П.11.2.

На основании сформированного косвенным методом ОДДС определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития – чистого денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование.


 

Таблица П 11.2

Отчет о движении ДС предприятия, разработанный
косвенным методом

Показатель

Денежный поток

положи-тельный отрица-тельный

I . Денежные потоки по операционной деятельности

Чистая прибыль предприятия х  
Амортизационные отчисления по основным средствам х  
Амортизационные отчисления по нематериальным активам х  
Изменение суммы дебиторской задолженности    
прирост   х
снижение х  
Изменение суммы запасов товарно-материальных ценностей    
прирост   х
снижение х  
Изменение суммы кредиторской задолженности    
прирост х  
снижение   х
Изменение суммы резервного и других страховых фондов    
прирост   х
снижение х  
Общий объем денежных потоков по операционной деятельности х х
Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности х х

II . Денежные потоки по инвестиционной деятельности

Реализация основных средств х  
Реализация нематериальных активов х  
Реализация долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля х  
Повторная реализация ранее выкупленных собственных акций х  
Дивиденды (проценты), полученные по долгосрочным финансовым инструментам инвестиционного портфеля х  
Приобретение основных средств   х
Прирост незавершенного капитального строительства   х

Продолжение таблицы П 11.2

Показатель

Денежный поток

положи-тельный отрица-тельный
Приобретение нематериальных активов   х
Приобретение долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля   х
Выкуп собственных акций   х
Общий объем денежных потоков по инвестиционной деятельности х х
Сумма чистого денежного потока по инвестиционной деятельности х х

III . Денежные потоки по финансовой деятельности

Дополнительно привлеченный из внешних источников собственный акционерный или паевой капитал х  
Дополнительно привлеченные долгосрочные кредиты и займы х  
Дополнительно привлеченные краткосрочные кредиты и займы х  
Средства, поступившие в порядке безвозмездного целевого финансирования х  
Выплата (погашение) основного долга по долгосрочным кредитам и займам   х
Выплата (погашение) основного долга по краткосрочным кредитам и займам   х
Дивиденды (проценты), уплаченные собственниками (акционерами) на вложенный капитал (акции, паи и т.д.)   х
Общий объем денежных потоков по финансовой деятельности х х
Сумма чистого денежного потока по финансовой деятельности х х

IV . Денежные потоки по предприятию в целом

Общий объем денежных потоков по всем видам хозяйственной деятельности х х
Сумма чистого денежного потока по всем видам хозяйственной деятельности х х

 




Приложение 12

Оценка риска финансово-хозяйственной деятельности

Предприятие является источником риска, который возникает на основе факторов производственного и финансового характера, которые формируют соответствующие расходы фирмы. Управление ими происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера, что может быть отражено с помощью финансового и производственного (операционного) левериджей (рычагов).

1. Финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия.

Эффект ФЛ – приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала.

ЭФР = (1 – %НПр) × (ЭРА рссркр) × ЗК ∕ СК,           (П 12.1)

где  ЭФРз-е – эффект финансового рычага,

%НПр – ставка налога на прибыль,

ЭРА – экономическая рентабельность активов,

                                        ,                               (П 12.2)

НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций (балансовая прибыль, восстановленная за счет прибавления процентов за кредит, относимых на себестоимость);

рссркр – средняя расчётная ставка процента за кредит,

ЗК – величина заемного капитала,

СК – величина собственного капитала.

2. Производственный (операционный) леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли и показывает на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручки от продаж на 1 %. Чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть разной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат: чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки.

Таблица П 12.1

Оценка операционного рычага на основе маржинального анализа

Показатель Обозначение, формула расчета 20__ г. 20__ г. Изменение (+,–)
Выручка от реализации В      
Себестоимость, в т.ч.:* С      
– переменные затраты Зпер      
– постоянные затраты Зп      
Прибыль П = В – С      
Валовая маржа (маржинальная прибыль) ВМ = В – Зпер = П + Зп      
Коэффициент валовой маржи (ценовой коэффициент) КВМ = ВМ/В      
Точка безубыточности ТБ = Зп/ КВМ      
Запас финансовой прочности, тыс.руб. ЗФП = В – ТБ      
Запас финансовой прочности, % ЗФП% = ЗФП/В∙100%      
Сила воздействия операционного рычага СВОР = ВМ/П      

*В маржинальном анализе (операционном анализе) объем производства принимается равным объему реализации, соответственно для этого анализа необходимо взять полную себестоимость реализованной продукции из формы №2 (с учетом коммерческих и управленческих) расходов.

 

Проявление механизма операционного рычага имеет особенности:

1) положительное его воздействие начинает проявляться после точки безубыточности. Фирма обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности;

2) по мере удаления от точки безубыточности операционный рычаг начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы прибыли;

3) при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли;

4) между эффектом операционного рычага и прибылью существует обратная зависимость: операционный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности;

5) эффект операционного рычага проявляется только в коротком периоде, как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность (после такого скачка эффект операционного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому).

 

На основании оценки левериджей формируются рекомендации по выбору источников финансирования фирмы и источников формирования затрат производственного характера с учетом следующих положений:

1) сочетание высокого операционного рычага с мощным финансовым рычагом будет губительно для предприятия, так как мультиплицируются одновременно неблагоприятные эффекты;

2) снижения суммарного воздействия двух левериджей (совокупного риска) сводится к выбору одного из трех вариантов:

– высокий уровень операционного рычага может сочетаться со средним и слабым уровнем финансового рычага;

– низкий уровень операционного рычага позволяет проводить агрессивную политику заимствований и генерировать высокий уровень финансового рычага;

– умеренный операционный рычаг и умеренный финансовый рычаг.



Приложение 13

Сбалансированная система показателей: основные положения
и правила разработки

 

Сбалансированная система показателей (ССП) определяется как система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по совокупности логически взаимосвязанных показателей, подобранной таким образом, чтобы учесть все существенные (с точки зрения стратегии организации) аспекты ее деятельности.

В основе формирования ССП лежат следующие положения:

– набор показателей определяется стратегией предприятия, а не заменяет ее, поэтому к разработке ССП можно приступить только после того, как стратегия сформирована;

– реализация выбранной стратегии возможна только тогда, когда все стратегические цели будут детализированы и взаимоувязаны по различным уровням управления предприятием, то есть стратегия будет "транслирована" на все уровни управления в показателях, соответствующих каждому уровню;

– управлять можно только тем, что можно измерить, следовательно, необходимо научиться оценивать не только материальные, но и нематериальные ресурсы предприятия;

– слепая вера в единственный показатель опасна, поэтому необходимо выбрать ограниченный набор так называемых ключевых показателей эффективности, или результативности (Key Performance Indicators , KPI) как финансового, так и нефинансового характера, которые оказывают наибольшее влияние на достижение стратегических целей предприятия;

– набор оценочных показателей является характерным для данного предприятия и для определенной стратегии. Поэтому, во-первых, не существует универсальной системы показателей, которая может быть рекомендована для внедрения даже в аналогичных, на первый взгляд, предприятиях, а, во-вторых, по мере изменения стратегии изменяются не только значения выбранных показателей, но и их состав.

Сбалансированность системы показателей предполагает поиск равновесия между:

– различными аспектами деятельности предприятия, характеризующимися как финансовыми, так и нефинансовыми показателями;

– краткосрочными и долгосрочными целями;

– числом внутренних и внешних показателей;

– количеством опережающих и запаздывающих (лаговых) показателей;

– объективными (численными) и субъективными (экспертными) оценками.

Важную роль в обеспечении сбалансированности играют различные виды связей между показателями, такие как:

– причинно-следственные связи показателей различных уровней со стратегическими целями и стратегией предприятия;

– связь результирующих показателей с факторами, оказывающими на них наиболее существенное влияние;

– связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности.

Традиционно ССП рассматривается в четырех основных аспектах (перспективах, или проекциях, рисунок П 13.1):

– финансы – показывает, каких показателей необходимо достичь, чтобы обеспечить интересы акционеров и привлечь внимание инвесторов;

– взаимоотношения с клиентами – показывает, чем можно заинтересовать и привлечь клиентов, чтобы добиться требуемых финансовых результатов;

– внутренние процессы – показывает, какие процессы играют наиболее важную роль при реализации конкурентных преимуществ предприятия и каким образом их можно улучшить;

– инновации, обучение и развитие персонала и инфраструктуры – показывает, за счет каких знаний, умений, технологий и прочих нематериальных активов предприятие может реализовать свое конкурентное преимущество, и какие компетенции необходимо развивать, чтобы иметь возможность привлечь клиентов и усовершенствовать внутренние процессы.

Все направления взаимосвязаны: каждое последующее позволяет определить, за счет чего будет обеспечиваться развитие предыдущего. Основной стратегической целью является получение конкурентного преимущества в будущем. Только создав себе такое конкурентное преимущество, предприятие сможет реализовать свои финансовые цели. С другой стороны, для создания конкурентного преимущества необходимо определенным образом воздействовать на внутренние процессы и потенциал предприятия: что-то может потребоваться улучшить, что-то – добавить, а что-то – упразднить. Это потребует соответствующих инноваций: изменений в структуре и знаниях работников, внедрения новых технологий и т.д. Таким образом, устанавливается причинно-следственная связь между достижением финансовых показателей и привлечением необходимых для этого как материальных, так и нематериальных ресурсов.

 

 

ОБУЧЕНИЕ/РАЗВИТИЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
ФИНАНСЫ
РЫНОК/КЛИЕНТЫ
Наиболее важные бизнес-процессы для реализации конкурентного преимущества
Насколько выгодно инвестировать средства в компанию с точки зрения акционеров
Миссия Стратегия
За счет каких знаний, технологий будет реализовываться конкурентное преимущество
Какими бы хотели нас видеть наши клиенты

 

 


Рис. П 13.1. Структура ССП (традиционный подход)

 

Краткая характеристика основных элементов ССП приведена в таблице П 13.1, классификация различных типов ключевых показателей результативности (Key Performance Indicators , KPI) – в таблице П 13.2.

 

Таблица П 13.1

Элементы сбалансированной системы показателей

Элемент ССП

Содержание

Стратеги-ческие цели (Objectives)

общие (Core)

что нужно достичь

специфичес-кие (Specific), или факторы успеха

как и за счет чего может быть обеспечено достижение общих целей

базовые (Basic) дифференциаторы (Differetiators)
отражают характеристики предложения ценности потребителям, которые должны соответствовать среднерыночным стандартам определяют характеристики предложения ценности, которые должны создавать конкурентное преимущество за счет отличительных особенностей предложения данного предприятия от аналогичных предложений конкурентов

Ключевые показатели результативности (Key Per - formance Indicators , KPI )

количественно оцениваемые результаты деятельности отдельных работников, подразделений и предприятия в целом по достижению поставленных целей

Критерии (Targets)

целевые (желаемые) значения по каждому KPI

Инициативы (Initiatives), или программы и проекты

развития

мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения достижения конкретным KPI целевого значения, определяемого соответствующим критерием

Дерево стратегических целей (Strategic Map)

стратегические цели предприятия, объединенные причинно-следственными связями

Стратегическая карта (Scorecard)

представленная в форме таблицы информация о стратегических целях, ключевых показателях результативности, критериях и инициативах по каждому из выделенных аспектов деятельности предприятия

 

Таблица П 13.2

Классификация ключевых показателей
результативности предприятия

Признак классификации

Типы KPI

1. По периоду времени

итоговые

операционные, или промежуточные

2. По степени детализации

агрегированные

детальные

3. По направлению причинно-следствен-ной связи

отсроченные

(следственные, лаговые)

опережающие

(причинные)

4. По содержанию

финансовые

нефинансовые

5. По степени важности

приоритетные

обычные

6. По форме представления абсолют-ные величины относи-тельные величины процентные соотношения (доли) индексы ранги, рейтинги
           

 

Лаговые индикаторы (Lag Indicators), или показатели результата (Outcomes measures), как правило, соответствуют общим целям, измеряют результат уже реализованного процесса или события, либо показывают, к каким ожидаемым результатам должны привести усилия в ближайшей перспективе.

Опережающие индикаторы (Lead Indicators), или факторы достижения результата (Performance measures) соответствуют специфическим целям, являются условием достижения показателей результата и сигнализируют о том, что надо сделать сегодня, чтобы обеспечить успешную реализацию стратегии завтра.

Так, для цели "приверженность потребителей" лаговыми показателями могут выступать доля рынка и прибыльность продукта, а опережающими – показатели качества продукта и цена по сравнению с конкурентами.

Независимо от типа, все KPI должны удовлетворять следующим требованиям: измеримость; управляемость; соответствие выбранной стратегии; простота и единая методика расчета по всем уровням и аспектам ССП; доступность восприятия персоналом предприятия; наличие по каждому KPI лица, ответственного за достижение целевого значения.

В зависимости от уровня управления, число KPI различно (таблица П 13.3).

Таблица П 13.3

Уровни иерархии сбалансированной системы показателей

Уровень иерархии Число KPI Особенности KPI
ССП собственников 5 – 10 преимущественно по аспектам финансов и внешней среды
корпоративная ССП (ССП топ-менеджеров)

15 – 20

основную роль играют нефинансовые показатели (их доля составляет 60 – 80% общего числа показателей)

ССП подразделений (видов бизнеса)
ССП проектов 10 – 15

используются только показатели, на динамику которых реализация данного проекта или конкретный работник могут оказывать непосредственное влияние

ССП работников около 5

 

Несмотря на то, что, как было сказано ранее, ССП каждого предприятия уникальна, по каждому аспекту может быть в качестве ориентира рекомендован перечень наиболее часто используемых показателей (таблица П 13.4).

Таблица П 13.4

Ключевые показатели для различных аспектов деятельности

Аспект ССП Рекомендуемые KPI
Финансы Рыночная стоимость предприятия, денежный поток, рентабельность (активов, инвестиций, инвестируемого и акционерного капитала, продаж), стоимость активов (общая и на одного работающего), объем продаж и прибыль от новых продуктов, доходность инвестиций, финансовые коэффициенты (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости), добавленная стоимость на одного работающего

 


 

Продолжение таблицы П 13.4

Аспект ССП Рекомендуемые KPI
Отношения с потребите-лями Доля рынка в целевых сегментах, индексы удовлетворенности и приверженности потребителей, количество потребителей, количество постоянных и потерянных клиентов, объем продаж, приходящийся на постоянных клиентов, объем повторных продаж, количество и доля новых клиентов, средний размер поставок одному потребителю, расходы на обслуживание одного потребителя; показатели, отражающие ценностную основу отношения предприятия с клиентами – то, что в глазах клиента представляет особую ценность во взаимоотношениях с производителем
Внутренние бизнес-процессы Показатели результативности, стоимости, времени и качества процессов, а также организационной и информационной фрагментарности. В силу наличия на любом промышленном предприятии большого числа разнообразных бизнес-процессов, показатели этой группы являются наиболее многочисленными и в наибольшей степени отражают специфику конкретного предприятия
Инновации, обучение и развитие Затраты на исследования и разработки и их удельный вес в общей сумме расходов (или в прибыли) предприятия, инвестиции в освоение новых рынков, в подготовку и переподготовку персона, в установление отношений с потребителями, количество зарегистрированных патентов, индекс удовлетворенности работников, количество рационализаторских предложений на одного работника

После выбора состава KPI определяются их целевые значения, а затем составляется перечень мероприятий, необходимых для достижения целей. В результате формируются дерево стратегических целей (рис. П 13.2) и стратегическая карта предприятия, фрагмент которой приведен в таблице П 13.5.

 


Финансы
Клиенты и маркетинг
Бизнес- процессы
Персонал
Перспективы
Корпоративные стратегические цели и причинно-следственные связи
Рентабельность активов
Оптимизация активов
Снижение издержек
Текущая стоимость контрактов
Увеличение стои-мости предприятия
Уменьшение рисков
Лучшее предложение цена/качество
Качество продукции
Качество сервиса
Новые продукты  
Увеличение доли рынка  
    ИНФОРМАЦИОН-НОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
  ФИНАНСЫ
Внедрение ERP-системы
Комплексность обслуживания
Внедрение стратегического планирования
Внедрение системы бюджетирования
Создание процесса
    УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Внедрение системы качества
  ПРОИЗВОДСТВО
Модернизация ОПФ
    ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Сокращение цикла подготовки нового производства
Повышение производительности персонала
Повышение мотивированности персонала
Уменьшение текучести персонала

 


Рис. П 13.2. Стратегическая карта предприятия


Таблица П 13.5

Стратегическая карта фирмы (фрагмент)

Направле-ние Стратегическая цель Показатель (KPI ) Целевое значение
Финансы: положение с позиции акционеров и инвесторов Достижение нормы прибыли на исполь-зуемый капитал выше средней по отрасли Обеспечение темпов роста продаж выше рыночных Увеличение притока наличности Прибыль на исполь-зуемый капитал   Прирост продаж   Дисконтированная норма поступления наличности Не менее 24%     Свыше 13%   Прирост 15% в год
Клиент: положение с позиции клиента   Поддержание имиджа компании как новатора Улучшение соотношения цены и качества товаров и услуг Положение приори-тетного поставщика Доля новых товаров и услуг в продажах   Оценка клиента     Доля продаж постоянным клиентам Доля продукции моложе 2 лет свыше 60% 1 место с точки зрения не менее 60% клиентов Свыше 50%
Процессы: внутренние процессы для достижения максимальных результатов Заблаговременное влияние на потребности клиента Развитие региональ-ного рынка А Улучшение управления проектами Консультации, рекла-ма до начала предло-жения продукции Количество новых клиентов в регионе А Доля проектов без просрочки Прирост 5% в год     Прирост 30% в год Не менее 90%
Инновации: сохранение гибкости и возможности улучшения положения Постоянное улучшение   Повышение удовлетворенности сотрудников Количество предло-жений по улучшению на 1 сотрудника Индекс удовлетворенности сотрудников Более 20 пред-ложений в год на 1 человека Не менее 80%

 

ССП создает необходимую информационную основу для принятия решений практически по всем функциям управления предприятием: прогнозированию, планированию, анализу, контролю и мотивации.

Составители: СИТНИКОВА Лариса Владимировна

                   ГИЛЕВА Татьяна Альбертовна

                   МАТЯГИНА Татьяна Владимировна

                   РОМАНОВА Оксана Владимировна

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

 

 

Методические рекомендации

по выполнению комплексной курсовой работы

для обучающихся по направлению подготовки магистров 38.04.01 – Экономика (магистерская программа
«Экономика и финансы фирмы»)

 

 

Подписано в 00.00.0000. Формат 60×84 1/16.

Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Тimes New Roman.

Усл. печ. л. 00. Уч.-изд. л. 00. Тираж 000 экз. Заказ №  11

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный
технический университет»

Редакционно-издательский комплекс УГАТУ

450008, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12.











Дата: 2018-12-28, просмотров: 710.