Тема 6: Маркетинг медицинских и санаторно-курортных услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении.

2. Роль известных марок в медицине и фармацевтике.

3. Внутренний маркетинг как инструмент управления санаторно-курортной организацией.

4. Сегментация курортного рынка как способ выбора наиболее привлекательного потребителя.

5. Теоретические основы применения концепции маркетинга в курортной практике.

6. Современные подходы к оценке конкурентоспособности санаторно-курортных организаций.

 

Практические задания:

 

Задание 1

Расставьте в правильной последовательности этапы процесса разработки нового лекарственного средства:

¾ разработка замысла и его проверка;

¾ испытание в рыночных условиях;

¾ разработка лекарственного средства;

¾ формирование идей;

¾ анализ возможностей производства и сбыта;

¾ разработка стратегии маркетинга;

¾ развертывание коммерческого производства;

¾ отбор идей.

 

Задание 2

Коммерческое санаторно-курортное учреждение приняло решение об инвестировании денежных средств в размере 10000 руб. в покупку новых лекарственных препаратов – 50 (шт.). При этом данное учреждение предполагает получить на инвестированные денежные средства 40% прибыли. Затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов составляют 580 руб. Необходимо определить цену на новые лекарственные препараты, при которой санаторно-курортное учреждение получит целевую прибыль.

 

Методические указания к решению задачи:

 

Определим цену по формуле:

 

,                                                   (47)

 

цена, руб.;

затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов, руб.;

норма прибыли, %;

инвестированный капитал, руб.;

объем продаж, шт.

 

Контрольные вопросы к теме 6:

1. Каковы особенности медицинской услуги как товара?

2. Охарактеризуйте развитие российского рынка медицинских услуг.

3. Назовите источники информации о рынке медицинских услуг.

4. Какие существуют задачи и проблемы внедрения маркетинга в систему управления медицинскими учреждениями?

5. Какие вы знаете конкурентные маркетинговые стратегии медицинского учреждения?

 

Тема 7: Маркетинг транспортных услуг

 

Вопросы для обсуждения:

1Определите и раскройте содержание функций маркетинга в сфере транспортных услуг.

2Назовите маркетинговые подходы к организации работы на автомобильном транспорте.

3Какие методы сервисного транспортного обслуживания вы знаете?

 

 

Задание 1

Предприятие в течение некоторого времени для доставки своих работников на место работы использует автобус, который проделывает путь 250 км/сутки.

Предприятие стоит перед выбором: использовать свой автобус или пользоваться услугами транспортной фирмы по тарифу 60 руб./км.

При использовании собственного автобуса фирма несет следующие издержки:

¾ приобретение автобуса 560 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за четыре года;

¾ налоги и затраты по страхованию – 35 тыс. руб./год;

¾ расходы на заработную плату – 5500 руб./мес.

¾ затраты на горючее, ремонт – 30 руб./км.

 

Методические указания к решению задачи:

 

При пользовании услугами транспортной фирмы расходы предприятия за год составят:

 

              ,                                      (48)

 

расходы за год, руб.;

путь пробега автобуса в сутки, км./сутки;

тариф транспортной фирмы, руб./км.

30 – количество суток в месяц; приобретение автобуса 560 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за четыре года;

12 – количество месяцев в году.

 

При использовании собственного автобуса предприятие несет следующие затраты:

 

,                                   (49)

 

амортизационные отчисления, руб.

налоги и затраты по страхованию – 35 тыс. руб./год;

расходы на заработную плату – 5500 руб./мес.

затраты на горючее, ремонт – 30 руб./км.

 

Амортизационные отчисления, которые списываются на себестоимость:

 

,                                                            (50)

 

 норма амортизации, %;

срок службы, год.

 

,                                                         (51)

 

амортизационные отчисления, руб.;

первоначальная стоимость автобуса, руб.;

количество лет, год.

 

Расходы на заработную плату в год составят:

 

,                                               (52)

 

Затраты на ремонт и горючее автобуса за год составят:

 

,                                            (53)

 

путь пробега автобуса в сутки, км./сутки;

30 – количество суток в месяц;

12 – количество месяцев в году.

затраты на ремонт и горючее в расчете на один км.

 

 

Контрольные вопросы к теме 7:

1. Определите роль сервисных услуг в деятельности транспортных предприятий.

2. Укажите классификацию видов  сервисных услуг на транспорте.

3. Какие вы знаете стратегические направления развития транспортных услуг?

4. Назовите инструменты управления качеством сервисных услуг на транспорте.

5. Разъясните основные функции службы сервиса на транспорте.


3 Практические задания для самостоятельной работы

 


Задание 1

 

Восстановите этапы реализации плана деловой стратегии по освоению страхового рынка страховой компании:

 

Рис. 1 – Этапы реализации деловой стратегии страховой компании

 

- выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг (образование филиалов, дочерних фирм, представительств и т. п.);

- установление стимуляторов спроса на услуги (снижение тарифов, предоставление бонуса и др.);

- выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионные вознаграждения и т. п.);

- определение стратегии на данный период;

- отбор наиболее перспективных видов страхования.

 

Задание 2

 

Укажите основные элементы внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие:

 

1. рыночный спрос;

2. сезонные миграции;

3. конкуренция;

4. доходы населения;

5. ноу-хау страховых услуг;

6. инфраструктура страховщика;

7. экономические факторы.

 

Задание 3

Используя матрицу БКГ, укажите позицию страховой компании на рынке на основании следующих данных:

¾ средний индекс темпов роста страхового рынка составляет 1,05;

¾ относительная доля рынка, занимаемая страховой компанией, составляет 1,3;

На основании анализа матрицы БКГ сформируйте основные направления стратегии развития страховой компании.

 

Задание 4

Университетом предусмотрена сокращенная программа обучения сроком на 3 года. Фиксированная оплата одного года обучения составляет 38 тыс. руб.

Рассчитайте индивидуальный экономический эффект от получения образовательных услуг студента в университете после завершения образования при условии получения дополнительного дохода в результате работы на предприятии по специальности предполагая, что заработная плата работника на предприятии составит 18600 тыс. руб. в месяц, НДФЛ – 13 %.

 

 Задание 5

Разработайте комплекс сервисных услуг для следующих товаров:

¾ мебель;

¾ парфюмерия;

¾ бытовая техника;

¾ мобильные телефоны;

¾ автомобили.

Задание 6

Разработайте показатели качества оценки предоставления сервисных услуг:

¾ услуги парикмахерских;

¾ услуги фотоателье;

¾ ремонт бытовых приборов;

¾ ремонт транспортных средств;

¾ пошив и ремонт одежды;

¾ ремонт и изготовление обуви;

¾ туристические услуги;

¾ санаторно-оздоровительные.

 

Задание 7

 

Общая сумма валовых доходов от платных услуг по рынку – 425.821 руб., в т. ч. валовые доходы от оказания образовательных услуг составляют 1280 руб. Всего расходы по рынку, относящиеся на услуги – 10.100.128 руб., плановый уровень рентабельности равен 14%. Ставка НДС – 18%. Определить отпускную цену на образовательные услуги рынка.

Задание 8

Поясните значение маркетинга в страховании, целесообразность и необходимость введения в структуру страховой компании службы маркетинга.

Задание 9

 

Оцените объем и структуру реализации услуг ателье по пошиву одежды на следующий год. В регионе ателье проживает 5 тыс. чел. В результате опроса был выявлен уровень осведомленности населения, который характеризуется следующими данными: из всех опрошенных 25% вообще не знали о существовании ателье. Из оставшихся 75% осведомленных 30% не пользуются услугами этого ателье, 15% опрошенных клиентов не удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Рассчитайте:

1. Число потенциальных клиентов ателье.

2. Количество потребителей по видам услуг.

3. Объем реализации услуг за год в условных единицах и стоимостных показателях.

4. Сформируйте рекомендации по активизации деятельности ателье.

Таблица 6

Наименование услуг Удельный вес потребителей, пользующихся услугами Количество потребителей, чел. Периодичность потребления ед./год. Количество услуг за отчетный год Средняя цена услуги, руб. Объем реализации в планируемом году, руб.
Пальто, полупальто зимнее (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 3   5   3400  
Жакет зимний (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 8   4   2700  
Пиджак 6   4   1400  
Смокинг 2   2   3400  
Фрак 7   3   5600  
Брюки мужские 15   8   1000  
Брюки женские 12   10   1000  
Комбинезон 13   6   1800  
Юбка 19   15   800  
Платье, сарафан, халат 15   16   1000  
Итого 100   - - -  

Задание 10

Маркетологу фирмы необходимо дать прогнозную оценку рынка сбыта методом регрессионного анализа по следующим данным:

Таблица 7

Год

Объем реализации услуг, тыс.руб.

1

2

2012

13248,4

2013

14983,1

2014

15856,6

Итого:

44088,1

 

Задание 11

Маркетологу необходимо провести анализ рынка в сфере услуг для предприятия ЗАО «Полет».

По оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения Ростовской области к началу 2014 года составила 5374 тыс. чел. Численность населения г. Шахты 300 тыс.чел.

Общий объем спроса потребляемых услуг в Ростовской области составил 3,7 млрд. руб.

Общий объем спроса потребляемых услуг в г. Шахты составил 238,1 млн. руб. При этом ёмкость рынка г. Шахты равна 251,3 млн. руб.

На основании представленных данных, используя метод стандартного распределения вероятностей, следует дать прогнозную оценку рынка сбыта услуг.

Задание 12

В результате внедрения новой парикмахерской услуги маркетологу необходимо определить возможную экономическую эффективность от дополнительного оборота услуг предприятия при следующих условиях:

Таблица 8

Показатель Значение
1 2 3
1 Среднегодовой оборот услуг до рекламного периода, руб. 6000
2 Прирост среднегодового оборот услуг за рекламный и послерекламный период, % 17
3 Количество дней учета оборота услуг в рекламном и послерекламном периодах, дни 45
4 Торговая надбавка на услугу, в % к цене реализации 20
5 Расходы на рекламу, руб. 3200
6 Дополнительные расходы по приросту оборота услуг, руб. 180

Задание 13

Гостиничное предприятие ОАО «Эллада» приняло решение о проведении рекламных мероприятий в целях повышения информированности населения о гостиничных услугах.

Затраты на составление рекламного сообщения составляют 400 руб., стоимость одного сантиметра печатного текста составляет 58 руб., площадь рекламного сообщения 86 см. кв., периодичность печатания в планируемом году – 2 раза в месяц.

Определить годовой бюджет предполагаемых рекламных мероприятий гостиничного предприятия.

 

Задание 14

В рассматриваемом регионе имеется 15 гостиничных предприятий, которые отличаются друг от друга категорийностью, вместимостью, месторасположением и образуют совокупное предложение на рынке гостиничных услуг.

Востребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году составила 1873,5 койкосуток, в 2013 году – 2521,5 койкосуток, в 2014 году – 2698,5 койкосуток.

Невостребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году – 1626,5 койкосуток, в 2013 году – 978,5 койкосуток, в 2014 году – 801,5 койкосуток.

Определить емкость потребительского рынка гостиничных услуг и индекс спроса.

 

 

Задание 15

 

Маркетологу туристской фирмы ЗАО «Атлант» удалось выяснить, что при цене путевки равной 13500 руб. за единицу ежедневный спрос составляет 70 путевок, при цене 13200 руб. за единицу спрос стал составлять в среднем 78 путевок в день.

Рассчитать коэффициент ценовой эластичности по данному туристическому товару и сделать соответствующий вывод относительно эластичности спроса.

 

Задание 16

Предприятие ООО «Нептун» планирует проведение юбилейного мероприятия, посвященного 25-летнему существованию фирмы на рынке.

Смета расходов на проведение мероприятия

Таблица 10

Статьи расходов Расходы
1 2 3
1 Бронирование и аренда ресторана, руб. 75000
2 Украшение цветами и воздушными шарами с логотипом компании, руб. 2500
3 Организация шоу-программы (ведущий, танцевальные коллективы, профессиональные музыканты), руб. 25000
4 Приобретение конкурсных призов и подарков, руб. 7000
5 Подготовка и рассылка приглашений, руб. 2000
6 Видеосъемка, руб. 5500
7 Фейерверк, руб. 20000

Итого:

137000

 

В плановом периоде предприятием предусмотрено получение выручки на сумму 3,1 млн. руб. при себестоимости – 2,8 млн. руб.

ООО «Караван» работает по общей системе налогообложения.

Общая стоимость имущественного комплекса предприятия составляет 880 тыс. руб. 

Определить будет ли достаточной величина чистой прибыли, полученной от основной деятельности для финансирования запланированного мероприятия.

Задание 17

 

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличить долю предприятия, работающего на рынке туристских услуг с 10 до 12% при емкости рынка 140 тыс. путевок. Какова дополнительная прибыль предприятия в предстоящем периоде, если прибыль на одну путевку составляет 280 руб., а емкость рынка увеличится на 4%. Затраты на маркетинг в расчете на год составляют 480 тыс. руб. Целесообразно ли затрачивать такую сумму средств на маркетинг?

Задание 18

ООО «Донской банк» ориентируется на три сегмента клиентов.

В первом сегменте объем оказанных банковских услуг за предыдущий квартал составил 15 млн. руб. при емкости рынка в данном сегменте 20 млн. руб. Предполагается, что емкость рынка увеличится на 7%, а доля банка на рынке на 3%.

Во втором сегменте доля банка ООО «Донской банк» на рынке – 14 %., объем оказанных банковских услуг – 3 млн. руб. Емкость рынка в этом сегменте снизится на 8% при снижении доли банка на 4%.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 16 млн. руб. при его доле на рынке равной 11%. Предполагается, что емкость в данном сегменте увеличится на 5%. Доля банка на рынке останется неизменной.

Определите объем оказанных банковских услуг в настоящем периоде.

 

Задание 19

Коммерческое санаторно-курортное учреждение приняло решение об инвестировании денежных средств в размере 55000 руб. в покупку новых витаминизированных активных веществ – 80 (шт.). При этом данное учреждение предполагает получить на инвестированные денежные средства 45% прибыли. Затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов составляют 1200 руб. Необходимо определить цену на новые лекарственные препараты, при которой санаторно-курортное учреждение получит целевую прибыль.

 

 

Задание 20

Восстановите этапы процесса повышения стоимости торговой марки банка.

1. Оценка стоимости торговой марки главных конкурентов;

2. Разработка на основе избранной стратегии плана конкретных действий в области: увеличения ценности марки, операционных процессов, развития коммуникаций;

3. Мониторинг результатов реализации стратегии;

4. Оценка влияния каждого элемента марки;

5. Оценка стоимости торговой марки банка;

6. Корректировка стратегии в соответствии с меняющимися условиями;

7. Определение целей, связанных с улучшением марки банка;

8. Углубленный анализ сильных и слабых сторон торговой марки;

9. Мониторинг и контроль;

10. Разработка интегрированной стратегии;

11. Экономическая оценка возможных стратегических сценариев;

12. Составление плана действий;

13. Количественная оценка стоимости по элементам марки банки.

Задание 21

При разработке нового вида банковского «продукта» банку необходимо оценить возможные рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период реализации данного банковского «продукта».

Таблица 16

Риски, Группа приоритета,
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров;
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.

 

Первый приоритет весомее третьего в 5 раз. ( )

Представим таблицу вероятности наступления рисков.

 

 

Таблица 17

Риски,

Эксперты

Средняя вероятность

1 2 3
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств 70     80   60 75     75   75 85     85   85    
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров; 60   40 35   50   55 40   40   40 35      
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей. 45     30   45 30     35   20 45     30   25    

 

Задание 22

Предприятие в течение некоторого времени для доставки своих работников на место работы использует транспортное средство, которое проделывает путь 400 км/сутки.

Предприятие стоит перед выбором: использовать свой автобус или пользоваться услугами транспортной фирмы по тарифу 80 руб./км.

При использовании собственного автобуса фирма несет следующие издержки:

¾ приобретение автобуса 830 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за пять лет;

¾ налоги и затраты по страхованию – 75 тыс. руб./год;

¾ расходы на заработную плату – 7500 руб./мес.

¾ затраты на горючее, ремонт – 40 руб./км.

Задание 23

Оцените конкурентоспособность сервисных услуг мебельного предприятия ООО «Макс» методом бальной оценки с учетом коэффициента весомости, используя следующие данные:

Таблица 19

Факторы

Коэф. весомости

ООО «Макс»

Конкуренты

ЗАО «Элен»

ООО «Эллада»

балл Взвеш. оцен. балл Взвеш.оцен. балл Взвеш. оцен.
1 2 3 4 5 6 7 8
Качество сервисных услуг 0,3 5 0,8 3 0,6 3 0,4
Срок исполнения сервисного обслуживания 0,4 3 1,5 4 1 2 1
Уровень известности 0,3 2 0,6 2 0,6 3 0,6
Итого 1 9 2,9 7 2,2 6 2

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Акимова, О.Е. Маркетинг. Отраслевой подход [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Е. Акимова [и др.] ; под ред. Л. С. Шаховской ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты : ЮРГУЭС, 2007. - 434 с. : ил.
  2. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика [Текст] : учебное пособие / Т.С. Бронникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с.
  3. Гришина, В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : Практикум / В.Т. Гришина, Л.А. Дробышева, О.М. Меликян, Н.В. Ребрикова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 136 с.
  4. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] : учебник / В. А. Квартальнов. - 2-е изд., перераб. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
  5. Лашкова, Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст] : учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  6. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг [Текст] : теория и практика максимизации продаж: учеб. пособие для вузов / А. Л. Лесник. - М. : КНОРУС, 2007. - 232 с.
  7. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты [Текст] : учебное пособие / Т.В. Муртузалиева, Р.К. Цахаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 287 с.
  8. Мурахтанова, Н.М. Маркетинг : сборник практических задач и ситуаций [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 96 с.
  9. Парамонова, Т.Н. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Н. Парамоновой ; Рос. гос. торгово-эконом. ун-т . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 360 с.
  10. Романович, Ж.А. Сервисная деятельность [Текст] : Учебник / Романович Ж.А., Калачев С.Л., Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. – 3-е изд., перераб. И доп. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 268 с.
  11. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин ; Ин-т туризма и развития рынка. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 438 с.
  12. Хлебович, Д. И. Сфера услуг: маркетинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. И. Хлебович ; под ред. Т. Д. Бурменко. - М. : КНОРУС, 2007. - 240 с.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 981.