Стратегия сна для детей от года до трех
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Многие методы и стратегии, которые я объясняла на протяжении книги, применимы к решению проблем со сном у детей от года до трех, хотя и требуют некоторых видоизменений. Ниже приведен ряд напоминаний с примерами из реальной жизни. Чтобы помочь вам найти какую-то конкретную проблему, на полях в рамках даны их характерные признаки.

 

«Неожиданно капризничает при укладывании спать».

 

Вам нужен режим, потом вы сможете скорректировать его под возраст ребенка. Лола позвонила по поводу своего малыша, которому было девятнадцать месяцев: «Карлос неожиданно начинает капризничать при укладывании спать. Раньше ему так нравилось купаться перед сном, а теперь это его огорчает». После нескольких вопросов о том, что происходило в жизни Карлоса, выяснилось, что семья недавно совершила поездку на родину Лолы, в Гватемалу, а еще Карлос начал ходить в новую музыкальную группу. Я объяснила маме, что теперь следует ожидать последствий. Поездка стала для него отказом от привычного распорядка дня, а новый вид активности означал совершенно новый уровень общения. К тому же, так как Карлос теперь стал более подвижен, его режим отхода ко сну, вероятно, следовало поменять. Многие дети от года до трех лучше ложатся в 18.00 или 18.30. Также в данном возрасте у некоторых детей купание вызывает повышенное возбуждение. Если это так, то Лоле следовало либо перенести водные процедуры на более раннее время – скажем, на 16.00 или 17.00 перед ужином, – либо проводить утреннее купание, а вечером перед сном только протирать ребенка быстро губкой. Сначала Лола запротестовала: «Но мы купаем его вечером перед сном, потому что только так папа тоже может принять в этом участие». Конечно, она сама делает выбор. Но я сказала честно: «Прекрасно, но поймите, что вы думаете о себе, а не о ребенке». К счастью, Карлос, образцовый ребенок, легко поддавался адаптации, а Лола оказалась сообразительной. Она предложила отцу брать Карлоса утром с собой в душ. Мальчику это пришлось по душе, и у него появился новый ритуал вместе с папой.

 

«На то, чтобы усыпить его, уходит много времени; дневной сон непостоянный».

 

Приложите все возможные усилия, чтобы последовательно соблюдать режим отхода ко сну, это вам поможет избежать других проблем. Ритуал отхода ко сну должен включать время на чтение книжек, объятия и ласки. Кроме того, так как теперь ребенок достиг более высокого уровня понимания, то можно к этому ритуалу добавить беседы с ребенком, как сделала Джули, мама Меган, девочки двадцати трех месяцев от роду. Джули брала Меган с собой, когда шла на работу. Она призналась, что их дни бывают непредсказуемыми. Ниже я привожу текст ее сообщения на моем сайте. Ее изобретательности и находчивости, а также большой наблюдательности можно позавидовать. Зная, какая у нее малышка (а Джули сказала, что Меган относится к чувствительному типу), понимая ее, а также анализируя и отбирая нужные для себя советы, она смогла создать идеальный ритуал для своего ребенка.

 

«Я писала две недели назад о проблемах со сном у моей дочери. Я пыталась научить ее засыпать самостоятельно, но заканчивалось все тем, что она пела, смеялась, говорила по два часа каждую ночь! Ее дневной сон сократился до 40 минут, в то время как раньше девочка постоянно спала полтора или два с половиной часа. В течение дня она не капризничала – не нервничала и не плакала при укладывании, – просто не спала… Кто-то предположил, что, раз она весь день примерно вела себя, то, вероятно, к концу дня она адаптировалась ко всему, к чему могла, и потому у нее возникли проблемы с засыпанием ночью. Думаю, что именно так и есть.

Так что первое, что я сделала, – это установила последовательный распорядок: две книжки, поцелуй, две короткие сказки на ночь, колыбельная – и все. У меня также возникло предположение, что, может, девочке требуется помощь в течение всего дня. Никогда не думала об этом! Еще до прочтения всех книг я приступила, и у меня ушло на это много времени, но теперь мы обсуждаем отдельные эпизоды дня, когда готовимся ложиться спать. К тому времени, когда пижамы надеты и мы находимся в комнате, мы говорим о прошедшем дне. А еще я превратила кроватку дочери в уютное гнездышко. Я всегда замечала, что она лучше спит днем, когда находится у меня на работе. Ее кроватка там намного меньше, чем та, в которой она спит дома. А комнатка на работе, где стоит кроватка, размером всего пять на пять с половиной метров.

Я думала о предложении Трейси воссоздать атмосферу, напоминающую утробу матери, для чувствительного типа ребенка, поэтому я поместила одеяло из искусственной замши под матрас, и оно сразу понравилось Меган. Я также повесила овчинку с одной стороны, ее хватило почти на половину кроватки. Я подстригла мех, чтобы он не был слишком длинным. И, наконец, девочка получила маленькую (шестьдесят на шестьдесят сантиметров) декоративную подушку, обшитую замшей с одной стороны и флисом – с другой. Она также потребовала положить вдоль кровати скрученное одеяло, как я обычно ей делала в младенчестве.

Теперь она спит как гусеница в коконе, но ей очень нравится! Как-то в один из вечеров она была не в духе, и я предложила подержать ее, пока она засыпает. Через пять минут Меган попросила, чтобы я положила ее в кроватку. И это ребенок, который целый год спал в моей постели и который всегда предпочитал, чтобы его чем-нибудь занимали.

В любом случае я не думаю, что те проблемы когда-нибудь снова повторятся, но я уверена, что Меган требуется меньшее: более уютное пространство для сна, помощь в соблюдении дневного распорядка и предсказуемый режим отхода ко сну в противовес непредсказуемому дневному распорядку. Я знаю, что в два года у нее будут выходить коренные зубы, но я надеюсь, что мы успешно справимся с этим!»

 

Возможно, что именно такой вечерний ритуал отхода ко сну не подойдет вашему ребенку. Но я привожу его в качестве примера потому, что если его адаптировать, то вы сможете создать собственный ритуал для своего малыша.

 

«Отключается в то время, когда надо спать; просыпается ночью».

 

Во время отхода ко сну постарайтесь предусмотреть, какие проблемы могут возникнуть, и решите их перед тем, как ложиться, чтобы они не случились позднее. Например, Джейсон, которому двадцать один месяц, начал просыпаться около 4.00 и просить пить. К счастью, его мама позвонила мне, после того как ситуация повторилась дважды, потому что подумала, что это может стать привычкой. Я предложила ей давать малышу кружку-непроливайку с собой в кроватку на ночь. «Пусть это станет частью ритуала отхода ко сну, – объяснила я. – Перед тем как пожелать ему спокойной ночи, приласкать и поцеловать его, скажите: „А вот твоя вода, если тебе захочется пить ночью“».

 

«Видит плохие сны».

 

В другом случае двухлетняя Оливия видела плохие сны. Я предложила, чтобы папа, укладывая ее спать, больше говорил о Гуги, маленькой пушистой лисе, которую Оливия получила в качестве утешения. Перед тем как пожелать спокойной ночи, папа произносил: «Не волнуйся, Лив. Гуги придет сюда, если тебе будет надо». Подумайте, что может подойти в данном случае вашему ребенку. Целью является достигнуть того, чтобы он имел представление, что будет ночью. Вы можете добавить это к ритуалу отхода ко сну наряду с другими действиями – такими как, например, проверка, нет ли под кроватью чудовищ. Поговорить о прошедшем дне – тоже неплохая идея, потому что это тоже помогает ребенку преодолеть страхи. Даже если малыш знает еще не слишком много слов, вы по крайней мере можете говорить ему обо всех вещах, которые произошли за прошедший день.

Очень важно сохранять последовательность в соблюдении ритуала отхода ко сну в тот период, когда ваш ребенок переходит из колыбели в большую детскую кроватку. У вас должно все оставаться как было раньше – за исключением, конечно, нового спального места. Интересно, что многие дети, перешедшие в большую детскую кровать, не отказываются от нее, если они уже в ней спят. Как будто они помнят ограничения, которые были в той, маленькой кроватке. Не все, конечно. Они как бы проверяют своих родителей, не означает ли новая кровать приобретение новых свобод. Но продолжая придерживаться привычного ритуала – рассказывать столько же сказок, сколько было раньше, укладываться в то же самое время, так же желать спокойной ночи, – вы даете знать своему ребенку, что хотя кровать и новая, но правила остаются прежними.

 

«Кричит по ночам».

 

Если ваш ребенок кричит во сне, не бегите опрометью к нему. Абсолютно необходимо в период с года до трех придерживаться того, что вы начали (я надеюсь) делать, когда ваш ребенок был еще совсем крошкой: сначала наблюдать, прежде чем начинать действовать. Если ребенок не плачет, не входите к нему в комнату. Возможно, вы просто услышали, как он лепечет в кроватке. Если вы все оставите как есть, то ребенок снова заснет сам. Если же он кричит, то постарайтесь определить, какой это плач: причитание или настоящая просьба о помощи. В первом случае подождите немного. Во втором – войдите, но не говорите ничего. Молчите. Не привлекайте внимания.

PU/PD превращается в PD. Так как дети в возрасте от года до двух весят больше, то они тяжелее и их труднее поднимать. Вот почему надо опустить матрас. Я не рекомендую поднимать их, поэтому от режима «взять на руки / снова положить» остается только вторая часть – «положить». Другими словами, вы позволяете малышу встать (большинство детей уже стоит, когда родители входят к ним в комнату), но не поднимаете его на руки. Просто уложите его. Скажите слова утешения и добавьте, что пора спать.

Конечно, этот метод потребует больше времени в случае укладывания детей, у которых было бессистемное воспитание. Даже если вы осознаете, что вы наделали, вам не избежать необходимости ликвидировать последствия. Например, Бетси написала мне, что она понимает, что испортила Ноа. В заголовке электронного письма значилось: «Младенец хозяйничает по ночам». Это классический случай, объединяющий несколько уже знакомых нам тем – продолжительное бессистемное воспитание, осложненное развитием физических и умственных возможностей и болезнью с госпитализацией.

«У Ноа никогда не было никакого режима, поэтому его требуется укачивать, чтобы он уснул. Уже находясь в кроватке, он может иногда снова заснуть сам. Время от времени мы слышим, как он покашливает и что-то говорит, а потом замолкает. Но бывает, что он просыпается, плача. После этого его невозможно уложить в кроватку! В ту же секунду, когда я встаю со стула, он начинает плакать. И то же самое – во время дневного сна. Подобное происходит в течение всех восемнадцати месяцев. Можете дать какие-нибудь рекомендации? Ноа весит около одиннадцати с половиной килограммов, поднимать и класть его через бортик кроватки просто невыносимо. Он болел (четыре дня назад выписали из больницы, куда он попал по причине обезвоживания), но врач сказал, что сейчас у него все в порядке. Пока он был в больнице, я прочла книги Трейси. Почему они не попались мне семнадцать месяцев назад!»

 

«Хочет, чтобы его укачивали перед сном; не умеет сам засыпать».

 

Очевидно, что имеет место старая проблема, которой никогда не пытались заняться и которая с возрастом осложнилась. Интересно то, что Бетси заявляет: у Ноа это происходит в течение всех восемнадцати месяцев. По правде говоря, именно она на пару с мужем научили ребенка: «Как только ты заплачешь, мы прибежим и будем тебя укачивать». Теперь, когда Ноа весит одиннадцать с половиной килограммов, такая перспектива не устраивает ни папу, ни маму. (Я верю тому, что они не брали Ноа в свою постель.) Однако суть проблемы уже не столько в бессистемном воспитании, сколько в том, что Ноа сознательно манипулирует родителями. Поэтому нам необходим план из двух частей: уложить Ноа в кроватку не укачивая; если он начнет плакать, применить метод PD. Родители должны оставаться в комнате, чтобы показать малышу свое физическое присутствие рядом. При этом им не следует разговаривать с ним. Ни при каких обстоятельствах они не должны брать мальчика на руки, и не только потому, что он тяжелый, а потому, что это станет образцом бессистемного воспитания. Они должны утешать его только словами: «Все хорошо, Ноа, сейчас ты будешь спать». На этой стадии он понимает все. На самом деле, хотя так продолжалось целых восемнадцать месяцев, Бетси, наверное, сама удивлена своим упорством в решении проблемы.

 

«Не дает мне выйти из комнаты».

 

Если требуется восстановить доверие, оставайтесь в комнате ребенка, принося раскладушку, – даже если вы еще не приступали к методу PD («положить в кровать»). Я все еще продолжаю повторять: ребенок, травмированный тем, что его оставляли одного, в этом возрасте имеет больше проблем со сном. А решать их теперь станет сложнее. Ваш малыш будет ожидать , что вы уйдете, и станет постоянно следить за вами, чтобы проверить, здесь ли вы еще. В некоторых наиболее тяжелых попадавшихся мне случаях, когда у ребенка была серьезная боязнь своей кроватки, он плакал не умолкая. Вам удастся его положить, но вы не сможете уйти. В таких ситуациях я приношу надувную кровать и сплю в комнате ребенка, по крайней мере в первую ночь. Я ложусь рядом с детской кроваткой. Если проблема со сном возникла недавно, то вы можете уже после первой ночи больше не пользоваться надувной кроватью. Часто приходится оставаться в детской три ночи подряд. Если проблема требует длительного решения, я рекомендую постепенно отодвигать надувную кровать от спального места ребенка все дальше (и ближе к двери).

Каждый случай чем-нибудь отличается от другого. Иногда я также делаю переходный шаг со стулом. После того как я уже вынесла надувную кровать за дверь, я сажусь на стул рядом с малышом и жду, пока он заснет. Я выхожу из комнаты, когда он спит. В следующие несколько ночей я отодвигаю стул все дальше.

 

«Вылезает из кровати посреди ночи».

 

Если ваш ребенок никогда не спал в маленькой кроватке, то сразу переходите ко сну в большой детской кровати. Если у ребенка хронические проблемы со сном, вы только что начали учить его засыпать самостоятельно в пятнадцать, восемнадцать месяцев или в два года, а до этого ребенок спал в вашей постели, то нет смысла укладывать его в кроватку для младенцев. В таком случае сразу начинайте переход к большой детской кроватке. В течение дня сходите вместе с ребенком купить, например, постельные принадлежности. Пусть он сам выберет, что ему нравится по рисунку. Позвольте ему помочь вам, когда вы станете застилать кровать. Первую ночь вам придется провести в его комнате. Он будет спать в новой кровати для большого мальчика, а вы – на надувном матрасе на полу рядом с его кроватью. Затем вы начнете все дальше отодвигаться на своем матрасе, а потом несколько ночей сидеть на стуле рядом, пока ребенок не уснет. Со временем он привыкнет спать в своей кровати. Если он придет в вашу комнату посреди ночи, тихо, не разговаривая, уложите его в его кроватку. Если это будет происходить постоянно, то купите заграждение и объясните малышу, что он должен оставаться в своей кровати. Стоит вам всего раз взять его к себе в постель, как вы сразу усугубите проблему, я вам обещаю. В особо тяжелых случаях я предлагаю родителям превратить происходящее в игру и давать ребенку приз, если он будет оставаться у себя.

В конце концов родители делают что должны делать, чтобы приучить ребенка спать в его кровати. Мне вспоминается случай с Люком, двухлетним малышом, который не только все время спал в постели с родителями, но и не ложился без того, чтобы не подержать за ухо кого-нибудь из них. Его мама понимала, что единственным местом, где он мог заснуть самостоятельно, был диван в маленькой комнате. Потому они решили перенести этот диван в его спальню, где уже стояла новая кровать для большого мальчика. Люк отказался ложиться в нее, но охотно спал на диване в течение двух лет, потому что привык к нему и чувствовал себя на нем в безопасности.

 

«Страшится своей кроватки».

 

Я обнаружила, что родители иногда не могут сделать должных выводов, когда у ребенка внезапно возникает боязнь своей кроватки. Лесли, мама восемнадцатимесячной Саманты, уверяла, что ее дочь спала всю ночь до последних двух месяцев. «Она могла уснуть где угодно, но стоило только положить ее в свою кроватку, как она просыпалась в ужасе и поднимала крик, быстро переходивший в истерику; у девочки начинался кашель, ее тошнило». Слова «страх» и «крик» являются хорошими индикаторами. Я сразу же предположила, что родители Саманты применяли метод контролируемого плача. Хуже того, случай был отнюдь не единичный. «Мы пробовали его, в течение нескольких ночей это помогало, но не всегда», – сказала Лесли, не осознавая того, какую роль она сыграла в возникновении проблемы. Ребенок оказался травмирован, а в возрасте восемнадцати месяцев трудно восстановить доверие. Для нее решетки детской кроватки стали барьером между нею и мамой, а сама кроватка превратилась в клетку. Вместо того чтобы раз за разом пытаться уложить девочку туда, родители должны были начать приучать ее сразу к большой детской кровати.

 

«Входит в мою комнату посреди ночи».

 

Всегда идите сами к ребенку – не позволяйте ему забираться к вам в постель. Как только он зайдет к вам, отведите его сразу же в детскую. Будьте решительны и делайте так же и днем. Установите в доме правило, что ребенок должен стучаться к вам в комнату. Родители задают мне миллионы вопросов, потому что считают, что любые правила могут причинить ребенку вред. Ерунда, скажу я вам! Чем старше становится ребенок, тем важнее для вас научить его стучаться к вам. Попробуйте сделать так, когда пойдете к нему в комнату. Это связано с уважением и определенными границами. А если он к вам ворвется, то просто скажите спокойно: «Ты не должен входить в мамину комнату без стука».

Если вы имеете дело со страхом перед кроваткой, то вам необходимо восстановить доверие, и, возможно, вам придется оставаться в детской, принеся на несколько дней надувной матрас, но вам не придется находиться там вечно . Это просто переходная стратегия, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности.

Конечно, в большинстве случаев ночные визиты ребенка не являются неожиданностью. Это результат длительного бессистемного воспитания. Присутствие ребенка теперь, когда он стал достаточно большим, воспринимается как вторжение. Я обнаружила, что родители иногда заблуждаются по поводу того, как спит их малыш. Например, когда мне пришло письмо от Сандры, я поняла, что история на этом не заканчивается:

«Эллиотт сам не может спать ночью. Нам приходится ложиться с ним на двуспальном матрасе на полу. Мальчик просыпается почти через каждые два часа, злится и входит к нам, а потом заставляет ложиться обратно к нему. Помогите! Я хочу спать со своим мужем и отдохнуть от этого ребенка! Мы не можем закрыть его в его комнате, потому что у него раздвижные двери и он легко их открывает. Признаюсь, я не нахожу слов, чтобы передать, сколько плача мы наслушались, потому что у него были колики в течение четырех месяцев и он плакал день и ночь. Как нам избавиться от проблемы и сделать так, чтобы ребенок мог ночевать один? Он всегда так чутко спит! Нам нужна помощь!»

Похоже, что Сандра и ее муж следуют моей рекомендации – не позволяют восемнадцатимесячному ребенку ложиться вместе с ними. Но они ничего не сделали для его самостоятельности. Вы, должно быть, смогли отыскать некоторые отгадки в этом письме и у вас появились вопросы к маме? Во-первых, почему Эллиотт спит на матрасе на полу? Видимо, кто-то всегда с ним там спал. Может быть, мама. А теперь папа хочет, чтобы она вернулась в свою постель. В любом случае начало проблеме положили сами родители.

Это такой случай, когда я не рекомендую использовать способ с надувной кроватью, потому что кто-то из взрослых уже ночевал в детской комнате. Вместо того чтобы спать с Эллиоттом или лежать рядом на отдельной кровати, им нужно сразу перейти к следующей фазе со стулом. Когда наступает время ложиться, надо принести в комнату стул и объяснить: «Мама (или папа – кто из них не отступится) останется здесь с тобой, пока ты не уснешь». Через три дня, прежде чем пойти в комнату Эллиотта, чтобы начать ритуал отхода ко сну, им следует отодвинуть стул ближе к двери, чтобы ребенок этого не заметил. Каждые три ночи стул оказывается все ближе к двери. И каждый вечер кто-нибудь сидит с Эллиоттом и успокаивает его: «Я рядом, ты видишь?» Когда родители соберутся унести стул, им надо будет сказать ребенку: «Сегодня стула нет, но я постою здесь, пока ты не уснешь». Они должны выполнить свое обещание и расположиться на некотором расстоянии от детской кроватки, не привлекая внимания малыша. Как только стул окажется за дверью, ребенок уже сможет засыпать сам. Если этого не произойдет, то, когда он будет вылезать из кроватки или просыпаться поздним вечером ближе к ночи, родители должны немедленно уводить его в детскую, укладывать и говорить: «Я знаю, что ты огорчен, но сейчас ты будешь спать». Они должны стоять на некотором расстоянии от его кроватки и повторять: «Я здесь, с тобой». Но родителям не следует допускать визуального контакта с ребенком, разговоров и никоим образом не позволять Эллиотту манипулировать ими. Можно ничего не говорить, а просто применить метод PD, положив ребенка обратно в кроватку. Родители должны быть настойчивы. А что касается его ночных хождений, то надо или закрывать малыша, или установить заграждение, чтобы он не мог войти в спальню к взрослым.

 

«Боюсь, что так будет продолжаться всегда».

 

Если ваш ребенок плохо спал, то проанализируйте весь ход событий, но не допускайте того, чтобы страхи доминировали над вашими действиями. Прочтите письмо Сандры между строк; обратите особое внимание на следующие слова: «Признаюсь, что не могу передать, сколько плача мы наслушались, потому что у него были колики в течение четырех месяцев и он плакал день и ночь». Мне понятно (наверное, потому что мне приходилось встречаться со многими мамами, у детей которых были колики), что Сандра еще только приходит в себя после этих четырех месяцев. И она словно ждет, что еще что-то должно произойти. Я чувствую, что начало всех событий было связано у малыша с множеством беспокойных ночей, потому что мама и папа не знали, как научить его искусству спать. Они списали все на то, что он «чутко спит». Сейчас ему восемнадцать месяцев, и они оказались в тупике: будет ли это продолжаться всегда? Такое беспокойство из-за прошлого может навредить тем решениям, к которым мы придем в настоящем. Вина, раздражение, гнев являются пагубными эмоциями и способны привести к обратным результатам. Вот почему я всегда напоминаю родителям: «Это было тогда – а вот это происходит сейчас. Мы не можем стереть прошлое, но мы способны устранить его последствия – если вы готовы упорно идти до конца».

 

«Просыпается слишком рано; к десяти часам утра уже устает».

 

Применяйте мой метод «проснуться, чтобы заснуть» для удлинения времени сна. Этот метод очень хорошо подходит также и детям в возрасте от года до трех. Я часто предлагаю его родителям, имеющим дело с рано встающими детьми или с малышами, просыпающимися посреди ночи. В некоторых случаях, по сути, этот метод является первой ступенькой в плане. Например, Карен, мама Мака, мальчика семнадцати месяцев, и четырехнедельного Брока, интересуется, как ей перевести старшего сына на режим с одним периодом дневного сна вместо двух. Когда она сказала мне, что Мак просыпается в шесть часов каждое утро, я поняла, что нам следует начать именно с этого. В противном случае нам не хватит сил продержаться до полудня или до часа дня, и ребенок будет слишком переутомлен, чтобы как следует поспать. Потому первое, что нам надо сделать, – это приучить его спать дольше утром. Затем мы сможем постепенно сдвинуть утренний сон. Я предложила Карен заходить в комнату к Маку на час раньше и будить его в 5.00. Она немедленно согласилась, что удивило меня, поскольку многие родители смотрят на меня как на сумасшедшую, когда я им такое предлагаю. Потом она добавила, что все равно идет в это время к малышу. Я объяснила Карен, что она должна поменять Маку подгузник и снова положить его спать со словами «Еще слишком рано. Давай поспим». Я знала, что, вероятнее всего, Мак не проснется полностью, может, он немного покапризничает, но зато избавится от привычки рано просыпаться по утрам. Мы хотели приучить его вставать в 7.00, чтобы у него было больше энергии утром.

 

«Хочу сократить дневной сон с двух раз до одного».

 

Вводите изменения постепенно. Иногда родители разрабатывают неплохой план, но приступают к нему второпях, не давая ребенку возможности адаптироваться к новому распорядку. Резкий переход не рекомендуется для детей в возрасте от года до трех, потому что у них хорошая память. Они могут предвидеть события. Не рассчитывайте, что они подчинятся новому режиму, установленному вами. Например, перед разговором со мной Карен попыталась отменить один утренний сон Мака, надеясь, что ее реактивный ребенок теперь будет долго спать днем. Вместо этого он стал уставать и все равно засыпал утром или дремал в машине, а его ночной сон стал тревожным. Вместо того чтобы резко вводить новый режим, мама должна была постепенно и пошагово сокращать его.

Как только Мак стал утром спать дольше, мы смогли перейти ко второй части плана (см. вставку ниже). Если раньше его утренний сон начинался в 9.30, то теперь Карен тянула до 10.00 или, если это было слишком тяжело для малыша, то до 9.45. Потом, через три дня, она снова изменила продолжительность сна на тот же самый интервал от 15 до 30 минут. В такой ситуации ребенок мог легко перекусить утром, а просыпаясь – обедал.

Перестройка никогда не происходит быстро. Весь процесс занял около месяца, и было несколько таких дней, когда происходило движение назад – малыш опять просыпался рано и долго спал утром. Это происходило не потому, что мы меняли привычку, а потому что Мак стал уже совсем большим и его мозг пытался разобраться в ситуации.

 

 

БЫСТРО! СПАТЬ ОДИН РАЗ ВМЕСТО ДВУХ

Когда вы переносите утренний сон на более позднее время, он может вообще пропасть! Приведенное ниже расписание составлено для ребенка годовалого возраста и старше, у которого начало утреннего сна приходится на 9.30. Время может варьировать для каждого ребенка, но принцип постепенного перехода остается неизменным.

День первыйтретий. Уложить спать утром на 15–30 минут позднее – в 9.45 или в 10.00.

День четвертыйшестой. Если сможете, уложите его на 30 минут позднее, чтобы он спал с 10.30. Дайте ему перекусить около 9.00 или 9.30. Малыш проспит два или два с половиной часа и пообедает в 13.00.

День седьмой и далее, сколько потребуется. Каждые три дня переносите сон на более позднее время. Ребенок может утром легко перекусить в 10.00–10.30, заснуть в 11.30 и проспать до 14.00. Эти несколько дней, скорее всего, будут для вас трудными.

Цель. Со временем ребенок сможет не ложиться спать до полудня, потом он пообедает, поиграет немного и как следует поспит днем. Не исключено, что несколько дней он не сможет обходиться без утреннего сна. Пусть будет как будет. Только не давайте ему спать больше часа.

 

 

«Мы отказались от этого сразу же после первой ночи».

 

Будьте так же последовательны при введении нового метода, как при введении старого. Если вы занимались бессистемным воспитанием, то ваш ребенок станет ожидать от вас определенной реакции, будучи не в силах заснуть сам или просыпаясь среди ночи. Если вы сделаете по-другому – откажетесь кормить его в три часа ночи, положите его обратно в кроватку, вместо того чтобы взять его в свою постель, – он обязательно окажет сопротивление. Я вам это обещаю! Если вы не отступите и станете действовать решительно и уверенно, вас поразят происходящие перемены. Однако если вам будет не хватать уверенности и энтузиазма, то ваш ребенок это сразу уловит. Он повысит ставки – кричать будет громче, просыпаться чаще, – и вы сдадитесь.

 

«Ребенок раздражителен после дневного сна».

 

Не путайте понятия «утешить ребенка» и «побаловать ребенка». Возраст от года до трех – очень сумбурное время, и дети нуждаются в утешении и подбадривании со стороны родителей. Малыши в этом возрасте способны пропустить дневной сон, но такого не происходит ночью. В один день ребенок не поспит утром, а в другой – не сможет без этого обойтись. В мире малыша происходит множество всего нового. Хотя дети растут и становятся более самостоятельными, они всегда должны чувствовать, что мама и папа находятся рядом, чтобы их утешить, когда им тяжело. И я сочувствую родителям, потому что иногда очень сложно разобраться, какое поведение ребенка можно считать «типичным» и как надо на него реагировать.

 

«Роберто уже почти два года, но, сколько я помню, после каждого дневного сна он всегда бывает раздражен, плачет или хнычет около часа, а потом вдруг резко все становится на место. Я применяла самые различные методы. Если я сидела рядом с малышом, он протягивал ко мне руки, чтобы я его взяла, а потом начинал воевать, чтобы я его снова положила в кроватку. Он просил попить, а потом отказывался, как будто сам не знал, чего ему надо. Я пробовала оставлять Роберто одного, когда он просыпался, и не обращать внимания ни на что, но это не помогло. Он лежит на животе с подложенными под себя руками и ногами и обычно может проспать два-три часа. Проснувшись, он ведет себя совершенно несносно. Если кто-нибудь приходит в дом или шумит, когда ребенок в таком настроении, то он становится еще хуже. Однако утром, когда он просыпается, у него все прекрасно. Было ли у кого-нибудь что-то подобное? Я уже никому не разрешаю приходить в гости, когда Роберто засыпает или уже спит».

 

У этой мамы перед глазами только один ребенок, а перед моими прошли тысячи. Во-первых, похоже, что Роберто относится к раздражительному типу, а таким детям требуется дополнительное время, чтобы прийти в себя после сна. Даже независимо от типа темперамента все люди просыпаются по-разному. А Роберто еще и ребенок. Его надо обязательно утешать. Последнее слово не означает «баловать». Такое сочувствие помогает малышу обрести ощущение безопасности. Его мама должна давать ему некоторое время, чтобы прийти в себя после сна, а не оказывать на него давление, пока он не будет готов. Она может немножко подержать сына на руках и сказать: «Ты просыпаешься, я здесь, с тобой. Когда ты будешь готов, мы пойдем вниз». Я подозреваю, что она его подгоняет, а это еще больше затягивает процесс. Если она даст ему время, вместо того чтобы уговаривать, то уже через несколько минут он будет сидеть. Потом он вдруг увидит какую-нибудь игрушку и потянется за ней. Или взглянет на маму и улыбнется, будто сказав: «Ну, вот я и готов».

Если у вашего ребенка имеются проблемы со сном в двухлетнем или трехлетнем возрасте, изучите свой план – и то, что вы делали до этого времени. Хотя исследование, о котором упоминалось в начале главы, указывает на массовые проблемы со сном у маленьких детей, во время этой эпидемии нельзя заразиться. Несомненно, стремительный темп развития влияет на наших детей, но также влияет и отношение родителей. Некоторые не хотят видеть, что малыши вырастают, и утешают их чрезмерно, укладывают в свою постель без всякой необходимости. Итак, задайте себе вопрос: вы готовы к тому, чтобы позволить своему ребенку взрослеть? Чтобы он становился самостоятельным? Возможно, вопрос звучит глупо, когда мы говорим о двух– или трехлетних малышах. Но предоставлять детям свободу и обучать их самостоятельности надо именно в этом возрасте, а не когда они получат водительские права. Вы должны посеять семена сейчас, балансируя между ответственностью и воспитанием, с одной стороны, и любовью – с другой. Помните, что если ребенок будет обходиться без вас ночью, то таким же самостоятельным он окажется и днем. Дети, которые спят хорошо, менее склонны цепляться за родителей и хныкать.

 

«Не могу заставить себя не брать его в нашу постель».

 

Родители, которые занимались бессистемным воспитанием или практиковали, например, совместный сон с ребенком в семейной постели, часто не могут смириться в душе с тем, что их малыш подрастает. Вероятно, они ожидают следующего ребенка или мама собирается выйти на работу, но они по-прежнему встают ночью два-три раза. Я получаю от родителей массу писем, связанных с обеими ситуациями. Неудивительно, что мама и папа сейчас спешно занимаются вопросами сна их ребенка, особенно если до этого он спал у них в постели.

 

«Перепробовали все, но она не спит ночью».

 

Легче всего разумно рассуждать, что «ребенок вырос из этого» или «у него сейчас такой период». Родители находятся в смятении от его проблем со сном. На них наводит ужас вопрос: «Вы имеете в виду, что он все еще просыпается посреди ночи?» Ситуация усугубляется, если вот-вот появится другой ребенок или если недосыпание родителей начинает сказываться на их работе, – тогда они обеспокоенно спрашивают: «Будем ли мы когда-нибудь спать по ночам?» Вот в чем загвоздка! То, что вы хотите высыпаться, не означает, что ребенок готов к этому, особенно если вы не сделали нужных шагов, чтобы помочь ему.

Иногда родители обманывают сами себя. Огромное количество мам и пап утверждает, что они сделали все возможное, чтобы научить ребенка спать ночью, – это же пишет Клаудия из Англии в своем письме, приведенном ниже. Здесь нам снова придется читать между строк.

«Моя проблема в том, что я сделала все возможное, чтобы помочь Эдварду спать всю ночь и самому успокаиваться. У меня больше нет никаких идей. У нас с ним был очень хороший режим отхода ко сну, малыш сам засыпал без плача в 99 процентах случаев. Мы никогда не прижимали его к себе, я никогда не кормила его грудью, чтобы помочь заснуть. Он не сосал пустышку, у него была только любимая игрушка. Сейчас он просыпается, но всегда в разные промежутки времени, и плачет, требуя, чтобы мы пришли. Мы обычно ждем некоторое время, желая посмотреть, не заснет ли он снова – иногда он так и делает. Однако чаще всего этого не происходит, ребенок начинает нервничать, и тогда кто-нибудь из нас идет к нему, проверяет, лежит ли он и есть ли у него его игрушка. Мы обычно даем ему глоток воды и затем выходим из комнаты. В этот момент Эдвард, как правило, снова засыпает. Я работаю неполный день, но вечерами мне приходится готовить материалы на завтра, после того как сын уснет. Мне действительно тяжело, если мой сон прерывается дважды за ночь, а иногда и чаще, я не могу снова заснуть. Мы пробовали не заходить к малышу, но заканчивалось все тем, что он приходил в слезах и соплях, в таком истерическом состоянии, что его было трудно успокоить и уложить снова спать».

Клаудия сделала многое совершенно правильно: она установила режим отхода ко сну, не поддалась на соблазн «кормления ради усыпления», дала ребенку игрушку, с которой он почувствовал себя в безопасности. Однако она неправильно поняла некоторые из моих советов. Укачивать ребенка – это не то же самое, что прижать к себе и приласкать. По правде говоря, похоже, что она непреклонна. Она не понимает, что, несмотря на свои благие намерения, позволила себе прибегнуть к тому, что относится к бессистемному воспитанию. Клаудия и ее муж давали ребенку воду каждый раз, когда он просыпался. Но больше всего меня поразило то, что она написала в конце: «Мы пробовали не заходить к малышу…» Другими словами, они оставляли маленького Эдварда плакать одного. Конечно, он оказывался «в таком истерическом состоянии, что его было трудно успокоить и уложить снова спать». Хочется спросить у матери, что она делала в тот один процент ночей, когда ребенок не засыпал самостоятельно. Тоже оставляла плакать? Мне ясно одно: родители Эдварда не были последовательны в применении одного метода. В результате малыш просыпается и не знает, как ему опять заснуть, а кроме того, не уверен, придут ли к нему его родители.

С чего начнем? Прежде всего Клаудия с мужем должны восстановить доверие ребенка. Я бы рекомендовала одному из них использовать надувную кровать, чтобы быть рядом, когда Эдвард проснется, и помочь ему снова заснуть. Я предложила бы проделывать это сначала в течение одной недели. Такой подход также даст возможность понаблюдать, что ребенок делает, когда просыпается. Постепенно я бы вынесла надувную кровать за дверь. Когда Эдвард станет плакать в дальнейшие ночи, они должны будут войти к нему в комнату и применить метод PD. Им следует подождать, когда малыш встанет в кроватке, и немедленно снова положить его. Им также нужно отучить его от привычки просить воду, а давать ему перед сном кружку-непроливайку, чтобы он мог ее сам взять и попить.

Мне хочется посадить Клаудию с мужем рядом с собой и объяснить им, что они сами привели Эдварда к этому и теперь им придется идти до конца, даже если они будут вынуждены не спать в течение недели или двух. В противном случае проблема затянется еще на несколько лет .

 

 

Глава 8

Дата: 2018-09-13, просмотров: 604.