Расчеты и аналитические материалы

Расчеты и аналитические материалы

 в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье

Населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время

 

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации         от 14 января 2013 г. № АД-П7-123 Минпромторгом России с участием Минздрава России, Роспотребнадзора, Росстандарта, Росстата, РАН, ВЦИОМ подготовлены расчеты и аналитические материалы, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время.

 

ВЫВОД

По результатам проведенных расчетов и подготовленных аналитических материалов в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения

Объективных результатов последствий (в показателях экономических потерь и/или выигрышей, количестве расторгнутых из-за различий во времени международных соглашений, нарушений графиков движения транспорта и пр.) введения круглогодичного летнего времени в России нет.

По критериям увеличения или сохранения эффективно используемого населением светлого времени суток (период дневной активности населения) является установление постоянного летнего времени, что позволит добавить от 6 до 17% светлого времени суток (в зависимости от региона), приходящегося на вторую половину дня – эффективно используемое населением светлое время суток.

По данным ВЦИОМ, из общего количества опрошенных респондентов выявилось примерное равенство желающих жить по «летнему» и «зимнему» времени (35% и 29% соответственно), 31% безразлично.

Возраст респондентов также выявил предпочтения жить по летнему или зимнему времени. Люди до 25 лет предпочитают «летнее» время, сезонный перевод – людей от 35 до 45 лет, за «зимнее» время – люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Анализ жалоб граждан и мониторинг прессы по вопросу отмены сезонного перевода стрелок часов и установлению постоянного летнего времени на территории Российской Федерации показал, что большинство граждан Российской Федерации совершенно не информировано о возможных вариантах и последствиях изменений в системе часовых зон России, в частности об общем увеличении в регионах России при постоянном летнем времени суммарного за год количества светлого времени суток в период с 7 до 23 часов (период дневной активности населения) и с 18 до 23 часов (эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня). Граждане не информированы о том, что в случае установления в регионах России поясного времени (это предлагается в разосланных во все субъекты Российской Федерации рекомендациях парламентских слушаний от 27 сентября 2012 года) будет наблюдаться чрезвычайно резкое сокращение эффективно используемого населением светлого времени суток после окончания рабочего дня с 18 до 23 часов и неизбежно массовое изменение графиков рабочего дня. В условиях информационного вакуума по этому важному и весьма политизированному вопросу население не имеет твёрдых точек опоры, зачастую довольствуясь слухами и спекуляциями.

Следует отметить не использование гражданами возможностей Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени». Граждане весьма редко обращаются в органы местной власти и направляют письма в основном Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, хотя в соответствии с частью 2 статьи 5 указанного закона решение о переводе территории (части территории) субъекта Российской Федерации из одной часовой зоны в другую часовую зону принимается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Примером могут послужить письма, поступившие в Минпромторг России из Удмуртской Республики, в которых собраны более 1000 подписей граждан за переход Удмуртской Республики в другую часовую зону (МСК +2).

Учитывая общественную значимость и важность вопросов, связанных с исчислением времени, целесообразно рассмотреть вопрос о создании Правительственной комиссии по времени, возложив на нее обязанности рассмотрения и координации исчисления времени, подготовку докладов и предложений Правительству Российской Федерации по этим вопросам.

Общее мнение федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в сборе, обработке данных и подготовке аналитических материалов по проблеме отмены сезонных переводов времени с установлением в Российской Федерации постоянного летнего времени – необходимо целенаправленное проведение активной информационной кампании, направленной на разъяснение населению субъектов Российской Федерации последствий отмены сезонного перевода часов в регионах и городах России, их плюсов и минусов.

 

Таким образом, эффект от отмены в 2011 году сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации не может быть оценен окончательно. Необходимо продолжить в 2013 году мониторинг Минпромторгом России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализации Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ "Об исчислении времени". Одним из важнейших направлений здесь является проведение специальных широкомасштабных медико-биологических и социологических исследований, связанных с отменой сезонного перевода часов на зимнее время и установлением на территории Российской Федерации постоянного летнего времени.

По результатам мониторинга с учетом медико-биологических и социологических исследований может быть принято обоснованное решение об эффективности отмены сезонного перевода часов на зимнее время с установлением постоянного летнего времени в Российской Федерации.


 


Аналитические материалы Министерства здравоохранения Российской Федерации

Минздравом России представлены результаты анализа риска здоровью населения регионов Российской Федерации при десинхронозе, связанным с уменьшением числа часовых поясов.

Данный анализ выполнен ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, в ходе которого была проведена оценка влияния на здоровье населения трудоспособных возрастов и групп риска (старшие возрастные контингенты, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, дети) сезонного изменения исчисления времени на примере одного из регионов (Удмуртской республики – региона, осуществившего смену административного времени на 1 час к западу в 2010 году).

Исследование влияния на здоровье фактора изменения исчисления времени проводилось по данным суточной обращаемости населения за медицинской помощью в г. Пермь до и после сезонных изменений исчисления административного времени для маркерных патологий, в генезе которых вклад десинхроноза представляется значимым - это травмы и другие эффекты воздействия внешних причин (в том числе нападения), невротические, психические и поведенческие расстройства, функциональные расстройства пищеварения, сердечно-сосудистые кризы, сахарный диабет, патология беременности.

В ходе аналитической работы были проанализированы как хронические эффекты, связанные с длительным хроническим действием десинхроноза между астрономическим и административным временем, так и острые нарушения здоровья, возникающие в момент перехода на летнее/зимнее время.

Данные, полученные на примере отдельного региона, показали, что десинхроноз, обусловленный смещением административного времени на 1 час к западу и сокращением годового периода освещенности, приходящегося на время бодрствования, оказывает влияние на показатели здоровья населения в виде повышенной травматизации во всех группах населения, нарушений сердечного ритма и патологии беременности у взрослых, функциональных нарушений со стороны органов пищеварения у детей.

Выполнение процедуры моделирования зависимости десинхроноза и заболеваемости населения показало, что любое отклонение от полученного оптимального смещения (1,1 часа) будет приводить к возникновению риска нарушений состояния здоровья в виде дополнительных случаев заболеваний эндокринной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Исследование «острых» эффектов для здоровья населения, проявляющихся непосредственно в момент перехода на новое административное время (за две недели до и две недели после смены «зимнего» и «летнего» времени) по данным суточной обращаемости населения г. Пермь показало, что в момент перехода на «летнее» время (сокращение продолжительности сна) происходит увеличение обращаемости практически по всем маркерным заболеваниям. С другой стороны, при переходе на «зимнее» время (увеличение продолжительности сна) наблюдается снижение обращаемости населения по поводу обострений хронических заболеваний системы кровообращения, эндокринной системы, нервной системы и других болезней. При этом наблюдается временной лаг от 3 до 7 дней.

Следует отметить, что в среднем длительность неустойчивых тенденций, вызванных сменой административного времени, не превышает 14 дней, после чего показатели возвращаются на прежний уровень.

С целью определения восприятия населением России особенностей влияния десинхронизации административного и астрономического времени на здоровье был проведен репрезентативный заочный (телефонный) формализованный опрос жителей в возрасте 18 лет и старше, проживающих в 9 часовых зонах страны.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о преобладании среди опрошенных негативных оценок решения о сокращении часовых зон и изменении принадлежности региона проживания к той или иной часовой зоне. Так, только четверть респондентов (24,8%) воспринимает решение о переходе региона его проживания в новую часовую зону положительно.

Анализ результатов опроса выявил два основных недостатка принятого решения – сокращение светового дня (40,7% респондентов) и ухудшение здоровья населения (32% респондентов).

Необходимо отметить, что опрашиваемые, в основном, дают негативные оценки влиянию перехода на новое время на здоровье людей. Только 8,3% респондентов говорят о положительном воздействии на здоровье, 34,1% – утверждают, что влияние отсутствует совсем, а 47,6% полагают, что влияние на здоровье изменений во времени носит исключительно отрицательный характер.

Мнение опрашиваемых детерминировано также принадлежностью к возрастной группе: чем старше респондент, тем с большей вероятностью он заявляет об отрицательном влиянии перехода на новое время на здоровье, в группе респондентов старше 55 лет доля давших негативные оценки перехода на новое время составила 60,7%.

Что касается конкретных проявлений ухудшения самочувствия в связи с переменой часовой зоны, то респондентами были названы такие, как обострение хронических заболеваний, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, перепады артериального давления и нервозность.

Важным моментом исследования являлось определение продолжительности действия негативного эффекта для здоровья, что позволяло сделать вывод об адаптационных возможностях организма человека в рассматриваемой ситуации.

Анализ результатов исследования показал, что если человек при переходе на новое время зафиксировал отрицательные последствия для своего здоровья, то в 43,8% случаев он продолжает свидетельствовать их до сих пор, хотя с момента перехода прошло уже больше полутора лет. Такая ситуация характерна для людей старших возрастов (17,6% ответивших в группе от 36 до 45 лет, 100% – в группе от 46 до 45 лет и 66,7% людей старше 55 лет). Еще 34,4% респондентов говорят о том, что симптомы прошли через несколько месяцев и только 12,5% отметили довольно скорое прекращение адаптационного периода.

Следует отметить, что по данным социологического опроса населения 9 часовых зон России, в целом, тот факт, что осенью 2011 г. Российская Федерация впервые не перешла на «зимнее» время, оценивается опрашиваемыми положительно в 63,1% случаев. Безразлично к данному событию относится 19,4% респондентов, в 13,8% случаев даны отрицательные характеристики. При этом мужчины несколько более оптимистично воспринимают отказ от перехода на «зимнее» время, нежели женщины (положительные оценки даны 67,7% и 59,6% указанных групп, соответственно). Респонденты более старших возрастных групп чаще говорят о том, что положительно относятся к решению об отмене сезонного перевода часов, нежели молодежь. Так, в возрастной группе «56 лет и старше» позитивно настроенных респондентов было 76%, в группе 46-55 лет – 62,2%, в группе 36-45 лет – 58,8%, в группе респондентов в возрасте 26-35 лет – 56,8%, тогда как в самой молодой группе «18-25 лет» – меньше половины (44,6%).

Чаще других положительные оценки отмены перехода на «зимнее» время давали жители г. Якутска (в 84% случаев). Также позитивные суждения преобладали среди жителей г. Иркутска и г. Калининграда (по 72% опрошенных выбрали соответствующий вариант ответа), г. Кемерово (70%) и г. Ижевска (62%). Наиболее скептически к отмене сезонного перевода часов отнеслись пермяки, среди которых только 39,7% опрошенных поддержали данное решение.

Таким образом, по результатам проведенных исследований установлены лишь кратковременные негативные эффекты для здоровья населения всех возрастных групп, выявляемые по данным обращаемости за медицинской помощью в период перехода на летнее/зимнее исчисление времени, и негативное восприятие (примерно половиной опрошенных) особенностей влияния десинхронизации административного и астрономического времени на здоровье.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать возможные последствия со стороны здоровья и связанные с ними экономические ущербы. Требуется проведение активной информационной политики, направленной на разъяснение населению возможных последствий десинхронизации для здоровья и способов их нивелирования.

С целью обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации документами, необходимыми для решения практических задач по снижению риска популяционному здоровью населения, связанному с десинхрозом административного и астрономического (поясного) времени, в рамках данной научно-исследовательской работы были разработаны методические рекомендации «Снижение риска популяционному здоровью, связанного с десинхронозом административного и астрономического (поясного времени)» и направлены Минздравом России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полученные данные корреспондируют с результатами научных исследований, проведенных в 2010-2011 гг. Федеральным государственным учреждением «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России по изучению влияния перехода с «летнего» на «зимнее» и с «зимнего» на «летнее» время по показателям потребностей населения в различных видах медицинской помощи. Кроме того, были изучены показатели обращаемости за психиатрической и наркологической помощью в марте (последний месяц «зимнего» времени) и апреле (первый месяц «летнего» времени) 2011 года в Федеральных округах Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, сменивших часовые пояса в 2010 году.

В большинстве округов и субъектов Российской Федерации при переходе с «зимнего» на «летнее» время произошло снижение показателей обращаемости за психиатрической, наркологической, общемедицинской и педиатрической помощью. Единственное исключение – Дальневосточный федеральный округ, где несколько увеличилась обращаемость за психиатрической помощью.

В то же время, переход на «зимнее» время, несмотря на «добавленный» час, вызывал ухудшение анализируемых показателей. В частности, такой переход сопровождался ухудшением самочувствия лиц, страдающих хроническими соматическими, психическими и психосоматическими заболеваниями. Это подтверждалось ростом обращений в территориальные поликлиники, психоневрологические диспансеры и увеличением числа госпитализаций в психиатрические больницы.

Таким образом, полученные данные позволили специалистам ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России придти к выводу о том, что наиболее благоприятным в отношении психического здоровья людей является нынешнее «летнее» время, которое не нуждается в последующем изменении (т.е. в переходе на «зимнее» время). Что касается изученных субъектов Российской Федерации (Кемеровская область и Хабаровский край), сменивших часовые пояса, то, по данным за март-апрель 2011 года, осуществленные в них изменения не оказали неблагоприятного влияния на психическое здоровье населения и, с медицинской точки зрения, не несет в себе для него угрозы.

В 1980-е годы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН занимался изучением роли биологических ритмов в устойчивости растущего организма к природным и социальным рискам. В рамках этого научного направления выполнялось изучение адаптации детей к изменениям времени. Исследования проводились на протяжении 3-х недель с интервалом в 4 часа. У школьников регистрировали температуру тела (ТТ - является энергетическим звеном циркадианного ритма (ЦР)); частоту пульса (ЧСС); артериальное давление: систолическое (САД) и диастолическое (ДАД); продуктивность умственного труда (ПУТ). Регистрация проводилась в течение 3-х дней до перевода детей на новое время (исходные показатели); в первые три дня на первой и на второй неделях нового времени. Были получены следующие результаты.

При переходе на «зимнее» время на 1 неделе адаптации увеличивались амплитуды ритмов ТТ, ЧСС, ДАД. Акрофазы ЦР всех оцениваемых функций сохраняли устойчивость. Не менялись балльные значения дневных кривых физиологических функций, что отражало сохранение у них дневного уровня и периода ЦР. На второй неделе адаптации установленные изменения амплитуд восстанавливали исходный уровень.

Таким образом, адаптация школьников к «зимнему» времени осуществлялась за счет перестройки на 1-й неделе мобильного показателя-амплитуды ЦР функций, не затрагивала состояния акрофаз и стабильных параметров - средне-дневного уровня и периода ЦР. На 2-й неделе нового времени адаптационные изменения амплитуд ЦР исчезали. При переходе на «летнее» время на 1-й неделе адаптации отмечено уменьшение устойчивости акрофаз ритмов у всех регистрируемых функций и уменьшение амплитуд циркадных ритмов ТТ, ЧСС, ДАД. Вместе с тем, дневные кривые функции сохраняли стабильную бальную величину, что отражало отсутствие перестройки и включения в адаптацию стабильных параметров ЦР. На 2-й неделе показатели устойчивости акрофаз и размеры амплитуд ритмов функций восстанавливались до исходного состояния.

Следовательно, адаптация школьников к «летнему» времени сопровождалась определенным напряжением системы околосуточной регуляции организма. Но устойчивость к изменению стабильных параметров циркадной системы (среднедневного уровня и периода ЦР) свидетельствует о благоприятном протекании адаптации к летнему времени.

Что касается представления данных мониторинга за 2012 год, то сообщаем, что в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, сведения о заболеваемости и смертности населения представляются с ежегодной периодичностью в срок до 20 марта следующего за отчетным годом.

Анализ статистических данных о заболеваемости населения и причинах обращения в медицинскую организацию в разрезе субъектов Российской Федерации за 2012 год может быть проведен во II квартале 2013 года.

Анализ статистических данных о смертности населения в Российской Федерации в 2012 г. может быть проведен после получения официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, к компетенции которой относится сбор, обработка и расчет показателей смертности населения в Российской Федерации.

По результатам рабочего совещания, проведенного в Минпромторге России 18 января 2013 г., считаем целесообразным проведение активной информационной кампании, направленной на разъяснение населению субъектов Российской Федерации вариантов отмены сезонного перевода часов в регионах и городах России по критериям продолжительности светлого времени суток.

 

Аналитические материалы

Расчеты и аналитические материалы

 в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье

Дата: 2018-09-13, просмотров: 643.