Финансирование инвестиционных проектов через кредитный рынок. Стоимость заемного капитала

Кредитное финансирование

Кредитное финансирование мо­жет выступать в следующих формах:

• кредит;

• облигационные займы;

• привлечение заемных средств населения (для организаций потребительской кооперации).

Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной фор­ме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Креди­ты, используемые на финансирование инвестиций, группируются по разнообразным признакам, основная классификация которых приведена в табл.3.1.

Банковское кредитование реальных инвестиций осуществляет­ся в различных формах, в том числе:

• срочный кредит, предусматривающий предоставление кре­дита на срок и последующее его погашение;

• контокоррентный кредит предусматривает ведение теку­щего счета предприятия банком-кредитором с оплатой банком расчетных документов и зачислением выручки. При этом банк кредитует недостаточные для погашения внешних обязательств предприятия суммы в пределах, оговоренных кредитным догово­ром, с последующим возмещением со стороны предприятия-за­емщика;

• онкольный кредит подобен контокоррентному кредиту, но оформляется под залог товарно-материальных ценностей или цен­ных бумаг;

• учетный кредит предоставляется банком путем покупки (уче­та) векселя предприятия до наступления срока платежа;

• акцептный кредит используется, как правило, во внешней торговле и предоставляется путем акцепта банком выставленных на него экспортером трат.

Таблица 3.1 - Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиций

Кредиты как источники финансирования инвестиционных про­ектов имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные:

• высокий объем возможного их привлечения;

• значительный внешний контроль за эффективностью их ис­пользования.

Отрицательные:

• сложность привлечения и оформления, необходимость пре­доставления соответствующих гарантий или залога имущества;

• повышение риска банкротства в связи с несвоевременностью погашения полученных ссуд и потерь части прибыли от инвестици­онной деятельности в связи с необходимостью уплаты ссудного процента.

Порядок предоставления, оформления и погашения дол­госрочного кредита. Порядок предоставления, оформления и по­гашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) ре­гулируется правилами банков и кредитными договорами с заем­щиками.

В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:

• сумма выдаваемого кредита;

• сроки и порядок его использования;

• процентные ставки и другие платежи по кредиту;

• формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручи­тельство и др.);

• перечень документов, предоставляемых банку для оформле­ния кредита.

При установлении сроков и периодичности погашения долго­срочного кредита банк принимает во внимание:

• окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;

• платежеспособность предприятия;

• уровень кредитного риска;

• возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

Для получения долгосрочной ссуды заемщик предоставляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:

• бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

• отчет о прибылях и убытках;

• технико-экономические обоснования и расчеты к ним, под­тверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуе­мым мероприятиям и проектам (чаще всего заемщик предоставляет бизнес-план).

Суммы полученных кредитов в рублях зачисляют на расчет­ный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосроч­ного кредита оплачиваются проектные и строительно-монтажные работы, поставки оборудования и других необходимых ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинают после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные в договоре. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.

Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:

1) по вновь начинаемым стройкам и объектам — после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные в кредитном договоре;

2) по объектам, сооружаемым на действующих предприяти­ях, — ежемесячно с даты получения этих средств.

Есть все основания предполагать, что по мере выздоровления экономики России, снижения уровня инфляции и ставки рефинан­сирования Центрального банка России (до 10% и ниже в год) доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении капитальных вложений значительно увеличится.

Акционерное финансирование. Данный метод фи­нансирования могут применять в основном лишь акционерные общества. Акционерное финансирование инвестиций используется для реализации крупномасштабных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Применение дан­ного метода для финансирования крупных инвестици­онных проектов объясняется тем, что расходы, связанные с проведением эмиссии, перекрываются лишь большими объемами при­влеченных средств.

Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках этого мето­да осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкно­венных акций.

Акционирование обычно является альтернативой кредитному финансированию. Хотя использование дополнительной эмиссии обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано с меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств), кредит как метод финансирования инвестиций на практике исполь­зуют чаще. Это обусловлено тем, что при частом применении ак­ционирования как метода финансирования инвестиций может возникнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение на практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестицион­ные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требу­ет времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном объеме. Второе препятствие использования акционирования в качест­ве используемого источника финансирования инвестиций состоит в том, что обыкновенная акция — это не долговая, а долевая ценная бумага. Например, принятие решения о дополнительной эмиссии может привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних акционеров. Это происходит по той причине, что дополнительная эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капитала, что, в свою очередь, может увеличивать количество акционе­ров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Такая перспек­тива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения акционеры выражают продажей акций. Чтобы избежать подобной си­туации в уставе акционерного общества, может предусматриваться преимущественное право на покупку «новых» акций «старыми» ак­ционерами. При реализации такого права акционер может купить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактичес­кой доле в капитале акционерного общества.

Однако акционирование как метод финансирования инвести­ций обладает рядом достоинств:

• при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых средств;

• выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят безусловный характер, а выплачиваются в зависимости от финансо­вого результата акционерного общества;

• использование привлеченных инвестиционных ресурсов не ограниченно по срокам.

Недостаток акционирования состоит в том, что для зрелых, давно работающих предприятий новая эмиссия акций расценива­ется обычно инвесторами как негативный сигнал, что, в свою оче­редь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприя­тия. Другой недостаток — возможна потеря контрольного пакета акций.

Все рассмотренные выше особенности акционирования свиде­тельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая в целях финансирования инвестиций, используется не так часто, как привлечение кредита, хотя данный метод находит свое при­менение на практике, так как обладает своими достоинствами.

Эмиссия привилегированных акций как форма акционирова­ния связана с выплатой держателям акций фиксированного процен­та, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25% от уставного капитала общества. Этот источник финансирования инвестиций является более дорогим по сравнению с эмиссией обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям вы­плата дивидендов акционерам обязательна.

Государственное финансирование. Государственное финан­сирование инвестиций в России может осуществляться в следую­щих формах:

• финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион­ных проектов;

• финансирование в рамках целевых программ;

• финансирование проектов в рамках государственных внеш­них заимствований.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион­ных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной полити­ки государства последнего времени является переход от распреде­ления бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному фи­нансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурс­ной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным ин­весторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.1994 г. (в ред. от 16.04.1996 г.) №1928 и постановлением Правительства «О порядке размещения центра­лизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22.06.1994 г. №744. При Министерстве экономики РФ создана Ко­миссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвес­тиционных проектов.

Основные требования к инвестиционным проектам предусмат­ривают, что:

• право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвес­тор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;

• срок окупаемости указанных проектов не должен, как прави­ло, превышать двух лет;

• государственная поддержка реализации прошедших конкурс­ный отбор инвестиционных проектов может осуществляться: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собствен­ности части акций создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва вы­полнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проек­тов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;

• инвестиционные проекты представляются на конкурс в Ми­нистерство экономики Российской Федерации и должны иметь биз­нес-план, а также заключения государственной экологической экс­пертизы, государственной ведомственной или независимой экс­пертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты класси­фицируются по следующим категориям:

• категория А - проекты, обеспечивающие производство про­дукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищен­ности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежны­ми документами;

• категория Б - проекты, обеспечивающие производство экс­портных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внеш­нем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

• категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

• категория Г - проекты, обеспечивающие производство про­дукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов прини­маются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министер­стве экономики Российской Федерации.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в про­центах от стоимости проекта):

• для проектов категории А - 50%;

• для проектов категории Б - 40%;

• для проектов категории В - 30%;

• для проектов категории Г - 20%.

Размер государственной поддержки в виде государственных га­рантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осу­ществления.

Решения комиссии направляются в Министерство финансов РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, побе­дивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбо­ра следующих форм государственной поддержки:

• предоставление средств федерального бюджета на возврат­ной основе на срок не более 24 месяцев;

• предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляе­мых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта;

• предоставление государственных гарантий для инвестицион­ных проектов по возмещению за счет средств федерального бюдже­та части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестици­онных проектов:

• инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предло­жения банкам для оформления кредитных договоров;

• банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Министерство финансов РФ заявки на предоставление этим банкам государствен­ных гарантий.

Министерство финансов Российской Федерации при заключе­нии соглашений с банками на предоставление государственных га­рантий для инвестиционных проектов выступает от имени Прави­тельства Российской Федерации.

Финансирование в рамках целевых программ. Финансирова­ние инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы. Постановлением Правительства РФ «По­рядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» от 26.06.1995 г. (в ред. от 25.01.1999 г. №90) №594 и постановлением Госкомстата РФ по вопросам архитектуры и строительства «О сопровождении государственных инвестицион­ных программ» от 03.06.1993 г. №18-19 утвержден порядок раз­работки и реализации федеральных целевых программ и межгосу­дарственных целевых программ, в осуществлении которых уча­ствует РФ.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целе­вые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирова­ния инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс на­учно-исследовательских, опытно-конструкторских, производствен­ных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет следующих источников:

• средств федерального бюджета и средств бюджетов субъек­тов Российской Федерации;

• внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, при­влекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов эко­номики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтере­сованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных меро­приятий), и другие поступления;

• специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, на­правляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распо­ряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъек­тов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов феде­ральных органов исполнительной власти и другие;

• средств иностранных инвесторов. Иностранные' инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого учас­тия. Привлечение иностранного капитала к реализации программ­ных мероприятий осуществляется в соответствии с законодатель­ством об иностранных инвестициях;

• кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформле­ние и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных меро­приятий.

Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Государственными внешними заим­ствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридичес­ких лиц и международных организаций) кредиты (займы), по ко­торым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные вне­шние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.

Смешанное финансирование. Данный метод финансирования инвестиций довольно распространен на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании не­обходимо контролировать долю собственных источников финанси­рования инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирова­ния (Ксф):

 

 

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 74.