Пятая группа целей. «Улучшение (сохранение) качества среды обитания населения»

Индикаторы:

· · территория, находящаяся в ведении муниципального образова­ния, в тыс. кв. км., в том числе:

· · находящаяся в хозяйственном пользовании;

· · лесопарковые насаждения;

· · находящаяся в резерве для развития муниципального образо­вания;

· · плотность населения, в чел./кв. км;

· · средняя обеспеченность жильем на 1 чел., в кв. м.;

· · соотношение среднедушевых денежных доходов населения и средней стоимости квадратного метра жилья, в руб./кв.м.;

· · уровень благоустройства жилья (обеспеченность жилья ком­мунальной инфраструктурой и связью). в %;

· · обеспеченность социальной инфраструктурой (см. индикато­ры четвертой группы целей);

· · увеличение основных фондов (капитальных вложений) соци­альной сферы в расчете на душу населения, в %;

· · динамика состояния окружающей среды по основным пока­зателям (изменение состояния воздушной и водной сред, почв и т.д.), в % к соответствующему периоду прошлых лет.

Анализ динамики основных индикаторов реализации долго­срочных целей и общих итогов социально-экономического разви­тия муниципальных образований и долгосрочных является осно­вой для укрупненного прогноза двух статей муниципального бюд­жета: его доходной и расходной частей в начале пятого и десято­го года реализации долгосрочного плана.

Седьмая группа вопросов. «Мониторинг хода реализации стра­тегических целей и задач долгосрочного плана социально-эконо­мического развития муниципального образования»:

· · исследование и разработка алгоритма мониторинга реализа­ции долгосрочного плана;

· · исследование и разработка алгоритма мониторинга соответствия хода реализации задач долгосрочного плана стратегическим приори­тетам социально-экономического развития муниципального образо­вания.

Результатом работы над седьмой группой вопросов являются предложения:

· · по срокам сбора, анализа, обобщения и публикации основ­ных индикаторов, характеризующих достижение стратегических, и обеспечивающих их реализацию долгосрочных целей комплекс­ной программы социально-экономического развития муниципаль­ного образования;

· · мероприятия органов исполнительной власти и общественных организаций по контролю за ходом реализации плана (публичные слушания, отчеты местного самоуправления перед депутатами, кол­лективами работающих и населением, публикации в местной печа­ти и т.д.).

При разработке долгосрочного плана социально- экономического развития муниципального образования, как пра­вило, учитываются три возможных варианта развития собы­тий: благоприятный, умеренный и неблагоприятный.

Основными критериями, определяющими отнесение событий к одному из перечисленных вариантов, являются: внутренний (уро­вень потенциала муниципального образования) и внешний крите­рии (среднегодовой индекс инфляции в стране).

Сценарию с благоприятным вариантом развития событий будут соответствовать прогнозные оценки низкого уровня или улучшаю­щейся динамики индекса инфляции в стране и высокий, в сравне­нии с другими муниципальными образованиями региона, потен­циал муниципального образования. Умеренный сценарий предпо­лагает сохранение инфляции в значениях предыдущего планово­го периода и средний уровень потенциала муниципального обра­зования. Ухудшающаяся динамика индекса инфляции, рост цен в плановый период и низкий собственный потенциал - основные признаки неблагоприятного сценария развития муниципального образования.

1.3.2. Среднесрочный план социально-экономического развития

Алгоритм формирования среднесрочного пла­на социально-экономического развития муниципального обра­зования:

Определение индикаторов развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования.

1. Актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах планирования; уточнение текущей модели облика территории

2. Конкретизация целей и задач на планируемый период в виде системы показателей – индикаторов социально-экономического развития, отражающих облик территории на конец планового периода. Формирование портфеля инвестиционных программ и проектов для реализации в плановый период

3. Расчет ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инвестиционного портфеля в запланированные сроки. Инвентаризация собственных ресурсов территории и оценка их возможного вовлечения в решение целей и задач плана

4. Оценка возможностей муниципального бюджета в ресурсном обеспечении задач развития муниципального образования, в т.ч. муниципального хозяйства и определение величины, форм и методов привлечения внешних финансовых ресурсов

5. Формирование организационно-технологических цепочек и алгоритмов объединения ресурсов власти, бизнеса и городского, районного сообщества в реализации конкретных программ и проектов развития терри тории, в т.ч. муниципального сектора экономики

6. Формирование плана основных шагов и мероприятий органов власти, бизнеса и сообщества по направлению к поставленной цели с жестким закреплением источников, форм и методов финансирования

7. Разработка порядка, сроков и механизмов контроля исполнения принятых программ, алгоритма их корректировки по итогам выполнения отдельных подпрограмм или в соответствие со сроками, установленными планом

Результаты: подготовленный для рассмотрения в органе представительной власти муниципального района раздел комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, определяющий ресурсы и основные шаги местного сообщества по реализации стратегических приоритетов и текущего развития муниципального образования на среднесрочную перспективу

При работе над среднесрочным планом особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

· · язык документа, цели и задачи плана должны быть до­ступны пониманию тех, в чьих интересах он разрабаты­вается;

· · структура плана и его показатели должны отражать функ­ции управления социально-экономическим развитием на уров­не муниципального образования;

· · конкретизация стратегических, долгосрочных целей и за­дач на планируемый период в разрезе по годам в виде систе­мы показателей - индикаторов социально-экономического раз­вития любого муниципального образования должна произво­диться на основе информации, полученной только офици­альным путем и агрегированной на основе единых методик, разработанных и утвержденных в соответствии с действу­ющим законодательством государственными статистически­ми органами;

· · системы показателей, характеризующие состояние эко­номики и социальной сферы муниципального образования «первого уровня» - городского, сельского поселения, должны формироваться одновременно с показателями муниципаль­ного района и учитываться в его среднесрочном плане в пол­ном объеме;

· · разработка среднесрочного раздела комплексной програм­мы должна базироваться, в основном, на результатах анализа и оценки социально-экономического положения и актуализиро­ванных показателей социально-экономического развития му­ниципальных образований, сформированных в период разра­ботки концепции и долгосрочного плана.

Главным методологическим принципом, обеспечивающим еди­нство долгосрочного и среднесрочного планов социально-эконо­мического развития муниципального образования, должен быть идентичный системный подход к формированию данных плано­вых документов, основанный на наличии объективных взаимо­связей социально-экономических, финансовых и природных про­цессов во времени и пространстве.

Основными инструментами реализации среднесрочного плана являются конкретные инвестиционные программы, проекты, пла­ны действий, а также бизнес-планы, инвестиционные, налоговые соглашения и договоры о совместной деятельности администра­ций муниципальных образований и бизнес-структур.

Примерный вариант структуры среднесрочного плана социально-экономического раз­вития городских и сельских поселений:

 

1. Оценка исходного состояния социально-экономическо­го развития муниципального образования:

· · Динамика и тенденции изменения основных показателей экономического и социального развития муниципального образо­вания. Анализ тенденций развития.

· · Демографическая ситуация.

· · Развитие социальной сферы.

· · Качество и уровень жизни населения.

· · Оценка финансового со стояния.

· · Анализ развития экономики.

· · Развитие промышленных предприятий.

· · Развитие агропромышленного комплекса.

· · Уровень развития энергетики.

· · Развитие транспортной системы.

· · Развитие систем связи и телевещания.

· · Развитие газопроводной сети.

· · Характеристика системы водоснабжения.

· · Развитие строительного комплекса.

· · Развитие малого предпринимательства и его роль в соци­ально-экономическом развитии муниципального образования.

· · Оценка развития межрайонных связей - их интенсивность и география.

· · Оценка текущих инвестиций в развитие экономики и со­циальной сферы муниципального образования.

 

2. Основные проблемы социально-экономического разви­тия муниципального образования:

· · Проблемы развития промышленности.

· · Проблемы в развитии энергетики.

· · Проблемы транспортного комплекса и связи.

· · Проблемы развития агропромышленного комплекса.

· · Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.

· · Проблемы охраны окружающей среды.

· · Проблемы социальной сферы.

· · Определение приоритетов в социально-экономическом развитии муниципального образования на среднесрочную перс­пективу.

 

3. Резервы социально-экономического развития:

· · Наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства.

· · Наличие подготовленных площадок, пригодных для про­мышленного развития.

· · Наличие природных ресурсов, которые могут представ­лять интерес для промышленного освоения.

· · Наличие недоиспользованных производственных мощ­ностей на промышленных предприятиях.

· · Наличие свободных трудовых ресурсов.

· · Возможность создания замкнутых технологических цепочек.

· · Интерес бизнесменов к экономическому развитию терри­тории и выбору перспективных направлений развития.

· · Возможность кооперации с другими территориями.

· · Другие резервы.

 

4. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития поселения на среднесрочный период:

· · Стратегическая цель, приоритеты социально - экономичес­кого развития муниципального образования, тактические и оператив­ные (локальные цели), планируемые к реализации в среднесрочный период.

· · Социальные цели и задачи.

· · Экономические цели и задачи.

· · Организационные цели и задачи.

 

5. Финансовое обеспечение реализации задач социаль­но-экономического развития муниципального образования в планируемый период:

· · Собственные и заемные инвестиционные вложения пред­приятий и организаций муниципального образования.

· · Организация финансирования из бюджетов всех уровней generic cialis pills.

· · Инвестиционная поддержка развития социальной сферы населением муниципального образования.

 

6. Развитие муниципального сектора экономики:

· · Основные показатели финансово-хозяйственной де­ятельности муниципальных предприятий, подведомственных органам местного самоуправления, и отраслей, реализующих вопросы местного значения, в разрезе годовых периодов сред­несрочного плана.

· · Планирование застройки муниципального образования.

· · Среднесрочные муниципальные целевые программы.

· · Штатная численность работников бюджетной сферы муни­ципального образования.

 

7. Основные механизмы и инструменты реализации сред­несрочного плана социально-экономического развития муни­ципального образования:

· · Организационные механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана.

· · Экономические механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана.

· · Финансовые механизмы и инструменты реализации сред­несрочного плана.

 

8. Основные индикаторы социально-экономического разви­тия муниципального образования на среднесрочную перспек­тиву:

· · Основные индикаторы, характеризующие результаты реа­лизации плана.

· · Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования по годам на среднесрочную перспективу.

 

9. Мониторинг хода реализации среднесрочного плана со­циально-экономического развития муниципального обра­зования:

· · Методика мониторинга хода реализации плана.

· · Система показателей и индикаторов для оценки результатов реализации плана.

· · Мероприятия по контролю хода реализации среднесрочно­го плана.

 

1.3.3. Текущий (годовой) план социально-экономического развития

Текущий, годовой план социально-экономического развития му­ниципального образования формируется:

· · первый раз - одновременно со среднесрочным и долгосроч­ным планами;

· · второй и последующие разы - после принятия бюджета муни­ципального образования.

Вместе с тем годовое планирование отличается от среднесроч­ного рядом особенностей. Прежде всего, это относится к функци­ональному назначению годового территориального индикативно­го плана. С одной стороны, он является инструментом реализа­ции среднесрочных, долгосрочных, а также стратегических целей и задач. С другой стороны, годовой план несет важную самосто­ятельную функцию. Его прогноз является основой планирования доходной части местного бюджета, а сам годовой план - инстру­ментом реализации мероприятий, обеспечивающих наполнение доходной части и частичное замещение предназначенных для фи­нансирования муниципального хозяйства средств расходной час­ти местного бюджета. Двуединое функциональное значение годо­вого плана диктует ряд требований к его формированию:

1. Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, в основном оперирует не экономическими понятиями и определениями, а показателями, системами показа­телей, индикаторами социально-экономического развития конк­ретного муниципального образования.

2. Реалистичность и сбалансированность. Годовое планирова­ние должно быть направлено на достижение только реальных це­лей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступ­ных муниципальному образованию. Реалистичность и сбаланси­рованность бюджетной составляющей ресурсов достигается либо на основе прогнозов, либо расчетным путем. Последний вариант более трудоемкий, но более точный.

3. Инкорпорируемость. Структура годового плана социально- экономического развития городского округа должна обеспечи­вать сопоставимость его показателей с одноименными показате­лями развития других муниципальных образований, а также воз­можность интеграции его основных разделов в аналогичные раз­делы годовых планов социально-экономического развития субъ­ектов Российской Федерации. Такое же требование предъявляется к годовым планам муниципальных районов и входящих в их со­став городских и сельских поселений.

4. Структурированность. Индикаторы социально-экономичес­кого развития муниципального образования в годовом плане должны быть структурированы в виде двух систем показателей.

· · Первая - это система показателей, содержащая интегрирован­ные количественные и качественные характеристики социально- экономического развития муниципального образования на начало и конец планового периода. Данная система показателей поми­мо функций целеполагания является основой для расчета до­ходной части бюджета.

· · Вторая - система показателей, содержащая количественные и ка­чественные характеристики реализации запланированных на год этапов стратегических и текущих целей, задач, проектов, а также количественные характеристики необходимых для этого ресур­сов. Данная система показателей также несет на себе две фун­кции: функцию целеполагания и функцию обоснования вели­чины и структуры инвестиционной составляющей расходной части бюджета муниципального образования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная учебная литература

1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: [Электронный ресурс] -Дашков и К 2013 г. 640 с.: http://www.knigafund.ru

2. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник: [Электронный ресурс]-Дашков и К 2012 г. 372 с.: http://www.knigafund.ru.

3. Инвестиционное проектирование: Учебник/Балдин К.В., Рукосуев А.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. :[Электронный ресурс] -Дашков и К 2014 г. 366 с. http://www.knigafund.ru.

4. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): Учебник. [Электронный ресурс]-Дашков и К 2013 г. 488 с. http://www.knigafund.ru

5. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник: [Электронный ресурс].- Юнити-Дана 2012 г. 1 120 с. http://www.knigafund.ru

Дополнительная учебная литература

6. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей: монография/науч. Ред. Ю.П. Дусь, Г.Д. Боуш: [Электронный ресурс] -Издательство СО РАН 2008 г. 530 с. http://www.knigafund.ru

7. Черемных О. С., Черемных С. В., Широкова О. В. Компьютерные технологии в инвестиционном проектировании: [Электронный ресурс] - Финансы и статистика 2013 г. 193 с. http://www.knigafund.ru

8. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник/ под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина. [Электронный ресурс] - Юнити-Дана 2012 г. 544 с. http://www.knigafund.ru

 

 

Учебное издание

Иващенко Светлана Александровна

Иващенко Марина Владимировна

Воденко Константин викторович

Дата: 2018-09-13, просмотров: 146.