Даже воображение не спасется
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если я попрошу вас представить себе закат на Плутоне, а затем нарисовать его, скорее всего, картина будет похожа на земной закат. Возможно, вы измените некоторые цвета или элементы пейзажа. Вы можете свободно творить, но наверняка вообразите что-то похожее на закат в вашем представлении. Этот феномен называется структурным воображением. Даже если мы используем воображение для развития новых идей, они располагаются предсказуемым образом в соответствии с понятиями, категориями и стереотипами, которые уже существуют в сознании. Это происходит как с художниками, так и с изобретателями, писателями, дизайнерами, бизнесменами и всеми, кто фантазирует.

Нужно разрушить эту структуру воображения, чтобы выйти за границы понятий, уже помещенных в разные категории. Смешивать кубики льда и растапливать их вместе. Это значит рассматривать темы и идеи, не связанные с творческой задачей. В первой главе мы назвали этот образ мыслей концептуальным смешением. Часто это может показаться вредной практикой, далекой от поставленной задачи, однако со временем и опытом вы поймете: это прекрасный и творческий способ поиска решений. Идеальный вариант – позволить себе думать о невозможном. Впрочем, мозг по своей природе не терпит двусмысленности. Его первейшая функция – упростить опыт.

Когда разум принуждают сосредоточиться на определенном предмете или теме, через некоторое время ему становится скучно, и он начинает исследовать альтернативные подходы. Например, может разложить предмет или тему на части, чтобы посмотреть, не появится ли что-нибудь интересное. Во время лекции в какой-то момент пропадает интерес. Внимание переключается на детали: например, мы принимаемся изучать одежду преподавателя, то, как он двигается, какой рукой пишет на доске. При этом часто обнаруживается что-то, способное нас заинтересовать: его улыбка, голос. Похоже, то же самое случается во время размышлений. Придумав идею, даже самую глупую и абсурдную, мозг начинает раскладывать ее на части в поисках чего-то интересного, чтобы на основе этого построить новые решения задачи. И хотя процесс начинается в пределах сознания, ответы зачастую приходят в форме внезапных озарений. Итак, разрушение структур воображения придает смелости, когда мы представляем себе выполнение невозможного.

Представьте себе что-то, что кажется невозможным. Подумайте, как можно перенести это, хотя бы частично, в область реализуемого.

Например, представьте себе, что ваш мобильный – живое существо, что он дышит. Перечислите признаки живого существа (рождается, размножается, растет, чувствует и т. д.). Некоторые из этих признаков вы, возможно, сможете использовать, чтобы изменить дизайн телефона (чтобы он определял, когда вам плохо, чтобы реагировал на погоду и т. д.).

Заставлять воображение придумывать, как сделать невозможное возможным при помощи конкретных действий и мыслей, – это как если бы сны работали наоборот. Сон представляет абстрактные идеи через конкретные образы и действия. В творческом процессе происходит обратное: конкретные идеи (например, живой мобильный) используются для того, чтобы прийти к озарениям и новым решениям (телефон, выражающий эмоции).

ГОТОВЬСЯ, ЦЕЛЬСЯ… ВООБРАЖАЙ!

Когда разум сравнивает проблему (творческую задачу) с чем-то необычным, появляется необходимость придать этой связи какой-то смысл. Так мы формируем новые связи и отношения, которые могут привести к футуристической, нестандартной, творческой идее.

Еще вопросы, которые помогут стимулировать воображение: что, если бы вы могли есть орехи на завтрак? Что, если бы половые органы располагались на лбу? Что, если бы с возрастом мы становились красивее и умнее? А если в конфликте разных стран выиграла бы та, которая насмешила больше всего людей? А если бы мы спали 23 часа в сутки и бодрствовали всего час? Что, если бы деревья начали производить горючее в огромных количествах? Что, если бы вы поменяли пол? Что было бы, если бы люди никогда не умирали? Как бы это отразилось на нас самих, на бизнесе, на религии и т. д.? Что, если глаза были бы на затылке? Что, если бы каждый работающий человек приютил бездомного и заботился о нем всю жизнь? Какое животное похоже на мою проблему? Почему? Чем моя проблема похожа на фонарик без батареек? Если бы проблема была бы газоном в саду, что стало бы сорняком? Как можно использовать для решения проблемы банку почти выдохшейся газировки, которая простояла на солнце два часа?

Вы можете применить эти вопросы к решению вашей творческой задачи или просто как упражнение для разогрева мозга.

Когда нейроны несколько раз подвергаются воздействию одного и того же стимула, мы учимся на этом опыте. При этом воспоминания скапливаются в определенных областях мозга, из которых мы можем их автоматически извлекать без значительных умственных усилий. Ребенок различает голос матери среди множества других голосов, музыкант может услышать и различить отдельные инструменты в симфонии, собака мгновенно осознает, что поднятый поводок означает прогулку. И наоборот, новый опыт создает нейронные связи, новые синаптические модели и совершенствует наше восприятие мира. Как если бы речь шла о тренировке мышц, любая новая информация и новый опыт поддерживают мозг в хорошей форме.

Если вы делаете что-то впервые в жизни, вы развиваете мозг, добавляя связи

Итак, восприятие – это функция мозга, которая с помощью чувств позволяет нам получать из окружающей среды, разрабатывать и толковать информацию.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 997.