А.Б. ЗЕЛЕНЦОВ, О.А. ЯСТРЕБОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рецензенты

 

Старилов Ю.Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права, декан юридического факультета Воронежского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ.

Ярков В.В., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета, заслуженный деятель науки РФ.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Нормативные правовые акты <1>

 

--------------------------------

<1> При самостоятельном изучении нормативных правовых актов, упоминаемых в учебнике, необходимо учитывать изменения и дополнения, которые были внесены в них с момента вступления в действие. С официальными текстами документов можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. Кроме того, в Интернете можно обращаться к справочным правовым системам "КонсультантПлюс", "Гарант" и др.

 

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2002. N 30. Ст. 3012.

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

ЗК РФ - Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Закон о введении в действие КАС - Федеральный закон (далее - ФЗ) от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.

Закон о Верховном Суде РФ - Федеральный конституционный закон (далее - ФКЗ) от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 550.

Закон о военных судах - ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

Закон о защите прав лиц при осуществлении контроля - ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

Закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок - ФЗ от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.

Закон о Конституционном Суде РФ - ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Закон о медиации - ФЗ от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.

Закон о политических партиях - ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950. Закон о полиции - ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 2011. 8 февр. N 25.

Закон о праве на свободу передвижения - Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ (далее - Ведомости СНД РФ и ВС РФ). 1993. N 32. Ст. 1227.

Закон о правовом положении иностранцев - ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных


граждан в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 31.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Закон о противодействии экстремистской деятельности - ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14.

Закон о предупреждении распространения туберкулеза - ФЗ от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (ред. от 23.05.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Закон о прокуратуре - Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.

Закон о психиатрической помощи - Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Закон о референдуме - ФКЗ от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 27.

Ст. 2710.

 

Закон о СМИ - Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Закон о статусе судей - Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Закон о судах общей юрисдикции - ФКЗ от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.

Закон о судебной системе - ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ.

1997. N 1. Ст. 1.

Закон об адвокатуре - ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Закон об административном надзоре - ФЗ от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

Закон об арбитражных судах - ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Закон об информации - ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета. 2006. 29 июля. N 165.

Закон об исполнительном производстве - ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов - ФЗ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.

Закон об общественных объединениях - ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ.

1995. N 21. Ст. 1930.

Закон об основных гарантиях избирательных прав - ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Закон об основах охраны здоровья - ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

Закон об оценочной деятельности - ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

КАС РФ - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ.

2015. N 10. Ст. 1391.

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая - ФЗ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая - ФЗ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст.

198.

 

Органы власти ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации


МИД России - Министерство иностранных дел Российской Федерации МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации Минобороны России - Министерство обороны Российской Федерации

Минобрнауки России - Министерство образования и науки Российской Федерации Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации

Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Росстандарт - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Росфинмониторинг - Федеральная служба по финансовому мониторингу России

СВР России - Служба внешней разведки Российской Федерации

ФАС России - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации ФМБА России - Федеральное медико-биологическое агентство

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФССП России - Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации ФСТ России - Федеральная служба по тарифам

ФТС России - Федеральная таможенная служба Российской Федерации

 

Прочие сокращения

 

абз. - абзац(-ы)

гл. - глава(-ы)

ЕСПЧ - Европейский суд по правам человека НПА - нормативный(-ые) правовой(-ые) акт(-ы)

ОВД - органы внутренних дел п. - пункт(-ы)

подп. - подпункт(-ы) подразд. - подраздел(-ы) разд. - раздел(-ы)

РФ - Российская Федерация

СМИ - средства массовой информации ст. - статья(-и)

ФЗ - Федеральный закон

 

ФКЗ - Федеральный конституционный закон ч. - часть(-и)

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В условиях построения в России правового государства административная юстиция становится одним из его важнейших институтов. Вступивший в силу в 2015 г. КАС РФ официально закрепил институт административной юстиции в качестве неотъемлемого элемента российской правовой системы и обеспечил его самостоятельное правовое регулирование, в полной мере отвечающее передовым европейским стандартам. Административная юстиция, отвергаемая и усеченная в советский период, втиснутая длительное время в прокрустово ложе гражданско-процессуальной формы в постсоветский период, наконец приобрела самостоятельный статус как механизм защиты субъективных публичных прав граждан и обеспечения верховенства закона в публичном управлении.

Вступление в силу КАС РФ, содержащего комплекс правовых норм, регулирующих административное судопроизводство в общих судах и выделяющих его из гражданского судопроизводства, ведет к завершению процесса формирования новой отрасли - права административного судопроизводства, или судебного административного права.


Системообразующим фактором формирования этой отрасли является положение ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, определяющее административное судопроизводство в качестве одной из самостоятельных форм осуществления судебной власти наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством.

Сложившийся с принятием КАС РФ достаточно структурированный комплекс судоустройственных и судопроизводственных норм имеет в правовой науке много различных обозначений, но ни одно из них еще не получило признания в качестве титульного. В предельно общей форме он может быть обозначен термином "право административного судопроизводства", или "право административной юстиции" (правосудия). Кроме этих терминов в современной отечественной науке используются также такие, как "административно-процессуальное право", "судопроизводственное административное право", "административно-исковое право", "административно-юстиционное право", "судебное административное право" и др.

В зарубежных странах для этих целей чаще всего применяются такие категории, как "административно-процессуальное право", "судебное административное право" либо просто "административная юстиция". В отечественной науке доминирующим является понимание административно-процессуального права как права, регулирующего осуществление исполнительно-распорядительной, административной, а не судебной функции государства. В силу своей неоднозначности понятие "административно-процессуальное право" не может претендовать на роль титульной категории, аналогичной таким, как "гражданское процессуальное право" или "уголовное процессуальное право" применительно к соответствующим формам судопроизводства. В этом контексте авторы учебника полагают, что наиболее подходящей категорией для обозначения "права административной юстиции", или "права административного судопроизводства", является понятие "судебное административное право".

Данное понятие используется в отечественной и зарубежной науке со второй половины XIX в. и обозначает право, регулирующее организацию и отправление судопроизводства по административным делам. При этом термины "судебное административное право" и "административная юстиция" (административное правосудие) исторически рассматривались как синонимы <1>. Похожая конструкция была адаптирована в конституционном праве для обозначения комплекса правовых норм, регулирующих конституционное судопроизводство. Этот комплекс норм в учебной и научной литературе получил название "конституционное судебное право", или "судебно-конституционное право" (Н.В. Витрук).

--------------------------------

<1> См.: Ренненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1880. С. 207 - 209. Административное право как отрасль публичного права в силу исторических  особенностей правового развития

России длительное время обслуживалось в судебно-процессуальном плане, по сути дела, через отрасль, предназначенную

для обслуживания частного права. С вступлением в силу КАС РФ судебное административное право приобретает самостоятельность по отношению к гражданскому процессуальному праву, в рамках которого оно длительное время позиционировалось как подотрасль или институт. В результате между административным правом и судебным административным правом устанавливается естественная юридическая связь, аналогичная той, которая существует, например, между гражданским процессуальным правом и гражданским правом, уголовным процессуальным правом и уголовным правом.

Тот факт, что в судебном административном праве используются многие юридические конструкции, выработанные в рамках гражданского процесса, не дает оснований в современных условиях рассматривать его в качестве подотрасли гражданского процессуального права. Исторически гражданский процесс служил референтной моделью для судебно-административного процесса, что обусловило известное сходство отдельных принципов и институтов этих процессов. Более того, в судебно-административном процессе многих государств прямо допускается возможность применения положений ГПК, если принципиальные отличия обоих видов судопроизводства не исключают этого. Например, в ФРГ в административном судопроизводстве применяется целый ряд положений Гражданского процессуального уложения, в частности об отводах участников процесса, о процессуальной правоспособности, о процессуальном соучастии, о порядке собирания процессуальных доказательств и др. Однако это не лишает административно-процессуальное право значения самостоятельной отрасли в правовой системе этой страны.

В предлагаемом вниманию читателя учебнике авторы исходят из трактовки судебного административного права как самостоятельной отрасли судебного права, равноценной по своему значению другим отраслям, регулирующим осуществление судебной власти, и его служебной роли по отношению к административному праву, которое рассматривается как материально-правовая основа административной юстиции. Значительное место в учебнике отводится теоретическим вопросам административной юстиции, раскрываются ее основные функции и формы, описываются ее основные модели в современном мире.

Судебное административное право представлено в учебнике как сложно структурированная система правовых норм, включающая составные части, подотрасли и институты. При изложении материала авторы ориентируются на разграничение двух основных частей этой системы - судоустройственного и судопроизводственного административного права. При этом основное внимание (в силу отсутствия в России специальных судебных органов административной юстиции) уделяется проблематике и институтам судопроизводственного права - судебного административно-процессуального права. Составной частью этого права является комплекс норм, регулирующих административное судопроизводство в арбитражных судах (ст. 29 АПК РФ). В учебнике освещаются принципиальные вопросы, связанные с местом и ролью этого комплекса норм, однако основное внимание концентрируется на правовом регулировании административного судопроизводства в общих судах и тех новациях, которые были введены КАС РФ. При этом многие институты судебного административного права в целях их углубленного понимания освещаются в тесной привязке к материальному праву и с использованием метода сравнительного правоведения.




Дата: 2018-09-13, просмотров: 68564.