Фонды обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они были учреждены в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

 

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного соци­ального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в Федеральную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете".

 

      12.Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит имеет 2 формы, представленные на рис.24.

Рисунок 24 – Формы государственного кредита

Сберегательное делоотносится к государственному кредиту, если привлечённые средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки работают на коммерческой основе, и мобилизованные ими средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом относиться к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и имеет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Государственный кредит имеет добровольный характер и предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия дефицита бюджета.

Во-вторых, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), недвижимость, ценные бумаги и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Государственный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция позволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах кредитования. Иногда данную функцию разбивают на две:

- образование денежных фондов (фискальная) – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Регулирующая функция – заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения.

3. онтрольная функция имеет свои специфические особенности:

- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

- охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

В соответствии с законодательством Украины величина основной суммы госдолга не должна превышать 60% фактического годового объема ВВП Украины.

В зависимости от типа кредиторов различают:

· внутренний государственный долг;

· внешний государственный долг.

Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее нежелательно для населения и снижает деловую активность работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов населения.

Общий объём внутренней задолженности государства может быть разделён на 2 части:

1) монетизированный долг – который состоит из долгов государства перед банками;

2) немонетизированный долг – состоит из задолженности по выплате пенсий, стипендий, зарплаты; задолженности по госзаказам и т.д.

По способу использования государственный долг делится на активный и пассивный. Активный долг – это такое использование финансовых ресурсов, которое предусматривает обеспечение экономического роста. Он связан с проведением инвестиционной и инновационной деятельности, увеличением спроса в стране, поддержкой конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, увеличением экспортного потенциала, сдерживанием инфляции и др. Государственный долг рассматривается как пассивный, если полученные средства направляются на текущее потребление. Такие выплаты тоже оказывают влияние на развитие экономики, но не рассматриваются как фактор экономического возрастания.

Экономические последствия государственного долга:

1 Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоёв населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся ещё богаче.

2 Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшение) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новое рискованное предприятие, в инновации, а также усилить социальную напряжённость в обществе.

3 Выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж.

4 Государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, т.е. оставить будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

13.Управление государственным долгом

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 81.