Упрощенное (письменное) судопроизводство (гл. 33)

 

3. Производство по административным делам о вынесении судебного приказа (гл. 11.1 КАС РФ).

Таким образом, система административного судопроизводства в России является одной из самых дифференцированных не только среди государств постсоветского пространства, но и в мире. В ее рамках структурируется 13 видов производств, выделяемых исходя из особенности природы материального правоотношения (спора), характера и основания рассматриваемых требований. В то же время КАС Армении в разд. V "Особые производства" регламентирует пять видов судопроизводств, среди них производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов и производство по делам о привлечении к административной ответственности. АПК Грузии выделяет также пять видов особых производств, а КАС Украины - 18.

 

23.3. Система судебно-административных производств в специализированных судах России

 

Судопроизводство в арбитражных судах в настоящее время подразделяется на два вида, предусмотренных Конституцией РФ - гражданское судопроизводство (ст. 28 АПК РФ) и административное судопроизводство (ст. 29 АПК РФ). Наряду с этим основным подразделением судопроизводства в АПК РФ и процессуальной доктрине продолжает использоваться классификация, которая не отвечает современным представлениям о природе административного судопроизводства как искового производства, нашедшим воплощение в КАС РФ.

Согласно этой классификации в арбитражных судах выделяются следующие виды судопроизводств:

1) общее исковое производство - возбуждается путем предъявления иска для разрешения спора о праве. Исковое судопроизводство считается основным видом производства в арбитражных судах. В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (разд. II АПК РФ). Соотношение искового и неисковых производств в процессуальной доктрине трактуется в соответствии со старыми канонами как соотношение общих правил арбитражного процесса и специальных норм, устанавливающих особенности рассмотрения отдельных категорий дел по сравнению с исковыми делами. При этом несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает административное судопроизводство самостоятельной формой осуществления судебной власти, в АПК РФ и господствующей доктрине оно относится всего лишь к категории специальных производств, что не соответствует его конституционному статусу;

2) производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, т.е. по сути дела административное судопроизводство, статус которого неправомерно принижен до второстепенного и производного. При этом в отличие от модели, используемой в КАС РФ, административное судопроизводство не рассматривается в силу старых стереотипов как исковое;

3) особое производство, в котором объектом судебной защиты считается не спорное субъективное право, а охраняемый законом интерес одного субъекта права (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение);

4) производство по делам о несостоятельности (банкротстве) выделяется в отдельное ввиду сложности структуры;

5) упрощенное производство: в доктрине считается, что оно определяется бесспорным характером заявленного требования или его незначительным размером;

6) иные производства - по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, по делам, возникающим в связи с исполнением актов арбитражных судов. Установление для данных дел дифференцированного правового порядка возбуждения, рассмотрения и разрешения обосновывается так же, как и по другим производствам, своеобразием подлежащего судебной защите права или законного интереса.


В арбитражном суде система производств по отдельным категориям споров в административном судопроизводстве имеет в своей основе модель, от использования которой в общих судах современный законодатель отказался. Согласно этой модели дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предназначенным для разрешения гражданских споров в порядке гражданского судопроизводства, с изъятиями и дополнениями из этого общего порядка, установленными для административного судопроизводства. Эта модель исходит из преодоленных отечественным законодателем устаревших представлений об отсутствии спора о праве в делах, возникающих из административно-правовых отношений, и принципиальной невозможности административного иска.

 

Кроме того, система производств по отдельным категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений, в арбитражных судах включает дела об административных правонарушениях в смысле ст. 2.1 КоАП РФ, которые в КАС РФ не относятся к предмету административного судопроизводства. С учетом этих особенностей система производств по отдельным категориям административных дел, разрешаемых в арбитражных судах, в соответствии с АПК РФ может быть представлена следующим образом:

- производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, отнесенных в соответствии с АПК РФ к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 1.1 ст. 29, гл. 23);

- производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ);

- производство по делам о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК РФ);

 

- производство по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§ 2 гл. 25 АПК РФ);

- производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

В военных судах административное судопроизводство осуществляется по спорам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, с органами военного управления и воинскими должностными лицами. Эти суды рассматривают также иные административные дела с участием военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, в том числе дела об административных правонарушениях в смысле ст. 2.1 КоАП РФ (ст. ст. 3, 7 Закона о военных судах (с изм. 2014 г.). Кроме того, в связи с введением в действие КАС РФ специальным законом к компетенции военных судов был отнесен еще ряд административных дел. Исходя из этого можно выделить следующие виды производств по административным делам в военном суде:

- производство по делам о защите прав и законных интересов военнослужащих от неправомерных действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

- производство в Военной коллегии Верховного Суда РФ по делам об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и которые касаются прав военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;

 

- производство по административным делам, связанным с государственной тайной;

- производство по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам;

- производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими;

- производство по делам о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков.

23.4. Упрощенное (письменное) производство по административным делам в общем суде

 

1. Понятие и общая характеристика упрощенного производства. КАС РФ устанавливает две основные формы судебного разбирательства:

- судебное разбирательство административного дела в судебном заседании в порядке устного производства (ч. 1 ст. 140). Эта судебная процедура характеризует общий порядок искового производства по административным делам, который в процессуальной теории называют также ординарным, или полным, производством;

- судебное разбирательство административного дела без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 140).

Эта судебная процедура содержит в себе ряд изъятий общего порядка, вызванных необходимостью упрощения рассмотрения определенных категорий административных дел в целях их оперативного, ускоренного разрешения. В частности, исследование доказательств в судебном заседании, необходимое для принятия решения (ч. 2 ст. 176 КАС РФ), в упрощенном производстве заменяется единоличным изучением материалов дела судьей в рабочем кабинете. Однако к упрощенному (письменному) производству должны применяться общие правила производства в суде первой инстанции (разд. III КАС РФ), за исключением тех изъятий и дополнений, которые выражают существо письменного разбирательства как особого вида искового производства. Упрощенное судебное производство имеет место в зависимости от особых обстоятельств (предмета, условий) и позволяет применить к определенным категориям дел более простой порядок их рассмотрения.

 

Упрощенные формы производства используются не только в административном, но и в гражданском, уголовном и конституционном судопроизводстве. Так, в уголовном судопроизводстве это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском судопроизводстве выделяется институт упрощенного производства,


предполагающий рассмотрение дел по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 21.1 "Упрощенное производство" ГПК РФ. В АПК РФ этому виду особого производства посвящена гл. 29 "Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства". В конституционном судопроизводстве существует процедура разрешения дела без проведения слушания (ст. 47.1 Закона о Конституционном Суде РФ), в процессуальном плане близкая к институту упрощенного производства в судебном административном праве.

 

В процессуальной теории является дискуссионным вопрос о соотношении этого вида особого производства с другими видами особых производств, известных процессуальному праву. Согласно одному подходу понятие "упрощенное производство" рассматривается и используется как общее, родовое, для обозначения таких видов особых производств, как приказное, заочное и упрощенное, предусмотренных действующими процессуальными кодексами - ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ <1>. В этом случае в качестве главного критерия родовидовой классификации этих производств упор делается на приоритетную цель их выделения - упрощение процедур рассмотрения определенных категорий дел путем установления особенностей и изъятий из общих правил судебного разбирательства.

--------------------------------

<1> Талыкин Е.А. Цивилистический процесс как категория перспективного развития правовой системы // СПС "КонсультантПлюс".

 

В рамках другого подхода упрощение производства - это не приоритетная цель, а всего лишь средство оптимизации и совершенствования процедур судебного разбирательства. При этом в качестве приоритетной рассматривается задача ускорения судебного процесса и сокращения сроков судебного разбирательства с принятием законного и обоснованного решения. Соответственно решение этой задачи предполагает использование упрощенных процедур, способных сделать разрешение дел в судах более удобным, доступным и быстрым посредством уменьшения материальных затрат, исключения формализма, ненужных для рассмотрения отдельных категорий дел стадий, сокращения сроков судебного разбирательства. Применение такого рода процедур в современном судопроизводстве влечет не только упрощение судебного процесса, но и (что особо важно в современных условиях) его ускорение. Упрощение судебного процесса - это средство его ускорения.

Исходя из этого в отечественной науке выдвинута верная идея о том, что в качестве родовой категории должно рассматриваться понятие "ускоренное производство", объединяющее в своем содержании три формы ускоренного судопроизводства: заочное, приказное и упрощенное производства <1>. В процессуальном законодательстве многих стран используется также понятие "сокращенное производство", которое можно рассматривать в качестве синонима ускоренного производства, поскольку ускорение судебного процесса в этом случае достигается в первую очередь за счет сокращения сроков и оптимизации процессуально-правовых средств.

--------------------------------

<1> Папулова З.А. Ускоренные формы рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве / Предисл. И.В. Решетниковой // СПС "КонсультантПлюс".

 

Характерно, что в соответствии с Положением о судах по административным делам от 30 мая 1917 г., принятым Временным правительством России, в рамках административного судопроизводства выделялись в зависимости от способа защиты полное и сокращенное производство, а также производство в порядке судебного приказа. В законодательстве ряда современных государств постсоветского пространства предпочтение отдается либо категории "ускоренное производство" (гл. 17 КАС РА), либо "сокращенное производство" (ст. 183.2 КАС Украины).

В современных условиях одной из основных тенденций развития процессуального законодательства является сокращение срока рассмотрения дел с принятием законного и обоснованного решения. На это ориентируют и многие международные акты, в частности Рекомендация от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию и регламента Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 11 июля 2007 г. N 861/2007 "Об учреждении европейской процедуры урегулирования споров с небольшой суммой иска". В Рекомендации, например, отмечается, что государствам-членам следует принять все необходимые меры, чтобы упростить, ускорить и удешевить судебное разбирательство по гражданским, торговым, административным, социальным или налоговым делам, а также меры в отношении неопротестованных или бесспорных исковых требований, с тем чтобы окончательное решение выносилось быстро, без ненужных формальностей, личных явок в суд или излишних расходов. При этом для споров по исковым требованиям на незначительную сумму должна быть установлена процедура, позволяющая сторонам обратиться в суд, не неся издержек, несоразмерных денежной сумме, являющейся предметом спора.

В российском законодательстве в современных условиях отчетливо проявляется тенденция развития упрощенных форм судебных производств ("сокращенного суда"), направленная в приоритетном плане на сокращение сроков рассмотрения дел, разгрузку судов и повышение эффективности судебной защиты. Эти формы, установленные отечественным законодателем в различных отраслях процессуального права, обладают рядом общих характерных черт:

 

1) представляют собой такой порядок осуществления правосудия, который установлен в результате упрощения искового производства в целях его ускорения и удешевления;

2) дела рассматриваются без вызова и заслушивания сторон в укороченные процессуальные сроки; "невызывной" правовой режим этого производства способствует скорейшему разрешению дела;

 

3) судебное разбирательство производится без судебных заседаний и вызова сторон и в этом плане характеризуется определенными чертами заочного производства;

4) упрощенный порядок судебного процесса по сути своей является письменным производством: судебное разбирательство проводится на основании письменных доказательств, представленных сторонами; представленные доказательства исследуются судом исключительно по письменным материалам сформированного дела <1>;

--------------------------------

<1> В законодательстве отдельных государств такой вид ускоренного производства по административным делам


однозначно обозначается как письменное производство (напр., ст. ст. 114 и 245 Административно-процессуального закона Латвии).

 

5) имеют в своей основе принцип состязательности, проявляющийся в обмене состязательными бумагами;

 

6) сокращается срок апелляционного обжалования;

7) в порядке упрощенного производства стороны могут заключить мировое соглашение.

 

Все эти характерные черты в той или иной мере свойственны всем видам упрощенных производств, предусмотренных ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Вместе с тем правовое регулирование этих производств в гражданском и административном судопроизводстве имеет свои специфические особенности.

2. Условия применения упрощенного производства по административным делам. КАС РФ не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Это означает, что оно применяться может по любому административному делу при наличии одного из следующих условий, указанных в ст. 291:

 

1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;

4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

В КАС РФ предусмотрено еще три случая, при наличии которых возможно рассмотрение административного дела в порядке упрощенного производства:

а) если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);

б) рассмотрение требования об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, указанных в ч. ч. 2, 3, 5 ст. 216 КАС РФ. В число этих случаев входят:

- оспаривание нормативных правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного недействующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают;

- оспаривание повторного нормативного акта, аналогичного ранее признанному недействующим.

 

В этих случаях правило о возможности упрощенного производства применяется при двух ограничительных условиях:

- если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный недействующим нормативный правовой акт и

- если отсутствует возражение административного ответчика против проведения такой процедуры;

в) рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений:

- о приостановлении производства по административному делу;

- о прекращении производства по административному делу;

- об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или

- об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ч. 2 ст. 315 КАС РФ).

Итак, КАС РФ устанавливает правовые дозволения, ограничения и запреты, которые определяют границы применения упрощенного производства:

- общее дозволение выражается в том, что в соответствии с предписанием законодателя возможность применения упрощенного судопроизводства обусловлена в первую очередь волеизъявлением сторон (ч. ч. 1, 2 ст. 291);

- дозволение применения упрощенного судопроизводства посредством прямого указания в законе с предписанием определенных ограничений и условий его использования, не касающихся существа спора (ч. 7 ст. 150, ч. 5 ст. 216, ч. 2 ст. 315 КАС РФ);

- ограничение, относящееся к существу спора, касается дел о взыскании задолженности по обязательным платежам и устанавливается в отношении максимальной суммы, допускающей применение упрощенного судопроизводства - 20 тыс. руб. (ч. 3 ст. 291);

- прямой запрет на применение упрощенного судопроизводства, касающийся строго определенной категории дел. Такой запрет установлен только для одной категории административных споров - дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ч. 6 ст. 243 КАС РФ).


3. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам. Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке этого производства, производятся по общим правилам искового административного судопроизводства, с исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ. Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на административный иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом мер предварительной защиты и т.п.

 

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса. Установленное законом отклонение от принципа устности и непосредственности обусловлено целью упрощенного судопроизводства - быстрое рассмотрение административного дела. Применение этого производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности. В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим ординарного (полного) искового административного судопроизводства.

Принципиальные особенности упрощенного производства по административным делам определяются в ст. 292 КАС


РФ:


 

1) дела рассматриваются без проведения устного разбирательства;

2) при рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в


письменной форме, включая:

 

- отзыв;

- объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также

 

- заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс. В силу этой особенности понятия "упрощенное производство" и "письменное производство" рассматриваются как синонимы;

3) если для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению дела суд:

- указывает на возможность применения правил этого производства и

- устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно его применения.

 

После вынесения судом определения о подготовке к рассмотрению дела возможны три варианта решения вопроса о применении упрощенной процедуры разбирательства:

а) если административный ответчик не возражает против рассмотрения дела в таком порядке, упрощенный порядок может быть применен;

б) если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и рассматривает административное дело по этим правилам;

в) если возражения относительно применения упрощенного порядка производства по делу поступили в суд с нарушением 10-дневного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства;

4) в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение дела;

5) административные дела рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

 

По административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, стороны вправе заключить соглашение о примирении. Такое соглашение возможно при условии, если каждая из сторон до истечения срока рассмотрения дела в упрощенном порядке направит в суд его подписанный проект. В этом случае суд, не переходя к разбирательству дела по общим правилам административного судопроизводства, назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении в соответствии с ч. 4 ст. 137 КАС РФ. Вопрос об утверждении этого соглашения рассматривается в судебном заседании в присутствии лиц, участвующих в деле. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

4. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 "Решение суда" КАС РФ и соответствующих существу упрощенного производства. Соответственно при постановлении судебного акта применяются общие требования к порядку принятия, форме и содержанию решения суда по административному делу. При этом решение должно соответствовать существу упрощенного производства и отражать его специфику. В частности, в соответствии с общими требованиями в мотивировочной части решения должны быть указаны:

- обстоятельства административного дела, установленные судом;

- доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;

- законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.


Решение не оглашается лицам, участвующим в деле, в судебном заседании, поскольку упрощенное производство - это письменный порядок судебного разбирательства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении срока обжалования, т.е. в более сжатые сроки (по сравнению с общим порядком) - через 15 дней. Соответственно, в апелляционном порядке оно может быть обжаловано в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 КАС РФ). Таким образом, при упрощенном производстве сокращается вдвое и срок апелляционного обжалования. По общему правилу ординарного (полного) судопроизводства, установленному ч. 1 ст. 298 КАС РФ, апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

23.5. Приказное производство по административным делам

 

1. Понятие приказного производства, его сущность и признаки. Производство по административным делам о вынесении судебного приказа (приказное производство) занимает особое место в системе административного судопроизводства в России. В силу используемой законодателем юридической конструкции оно может рассматриваться как одна из форм упрощенного производства, с одной стороны, по отношению к ординарному судопроизводству, а с другой стороны, по отношению к выделенному в гл. 32 КАС РФ производству о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

Исходя из модели, установленной в КАС РФ, производство по административным делам о вынесении судебного приказа (приказное производство) - это упрощенная форма и ускоренный способ защиты прав и законных интересов взыскателя, требования которого к должнику основываются на бесспорных документах. Судья должен отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из этого заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

Сущность приказного производства по административным делам обусловлена особенностями тех материально-правовых отношений и требований, которые передаются на рассмотрение суда взыскателем. Суть этих требований состоит в том, что они:

- носят практически бесспорный характер;

- направлены на взыскание только обязательных платежей и санкций;

- должны быть подтверждены документами, не вызывающими сомнений в своей подлинности и достоверности и свидетельствующими о бесспорности требований, т.е. их заведомой правильности.

Бесспорность материально-правовых требований взыскателя - это тот решающий фактор, который обусловливает необходимость приказного производства и предопределяет возникновение приказного производства. При этом бесспорность требования не означает полного отсутствия в материальном правоотношении спора о праве. В процессуальной науке под бесспорностью материально-правового требования, с которым взыскатель обращается в суд, понимается только то, что это требование в принципе не должно оспариваться должником, поскольку оно так основательно подтверждено доказательствами, что у суда просто не может быть каких-либо сомнений в обоснованности требований взыскателя.

В этом контексте термин "бесспорность требования" применительно к приказному производству носит в известной мере условный характер. Это обусловлено тем, что не исключено такое развитие событий, при котором должник, несмотря на представленные взыскателем веские доказательства, все же может заявить свои возражения против требований заявителя либо, не возражая открыто против этих требований, молчаливо оспаривать их неисполнением своих обязанностей.

Следовательно, обращение взыскателя в суд с требованием о выдаче судебного приказа вызвано не столько бесспорностью требования, сколько рядом других факторов:

- наличием сторон с противоположными интересами;

- отсутствием четко выраженного намерения должника исполнить свои обязанности;

- наличием в распоряжении взыскателя таких документов, которые свидетельствуют о бесспорности его требования, а не об отсутствии спора о праве.

В силу этого свойством бесспорности характеризуется не столько само требование, сколько доказательства, на которых оно основывается. В этом случае понятие бесспорности требования не тождественно признанию их должником. Соответственно "бесспорность требований" - это юридическая конструкция, которая характеризует наличие достаточных и относимых доказательств, с бесспорностью подтверждающих обоснованность заявляемых требований. Это презумпция бесспорности доказательств, лежащих в основе требований заявителя, которая может быть оспорена.

Среди наиболее характерных признаков приказного производства можно выделить следующие:

1) приказное производство - это одна из форм упрощенного производства, с одной стороны, по отношению к ординарному судопроизводству, а с другой - по отношению к производству о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ);

2) оно используется для разрешения в упрощенном (ускоренном) порядке споров о праве, возникающих из некоторых правоотношений по поводу денежных платежей и санкций;

3) предпосылками, определяющими возможность ускоренного разрешения спорных правоотношений в порядке приказного производства, являются бесспорность (не вызывающая сомнений правильность) заявляемого требования в силу наличия у заявителя письменных доказательств, обладающих высокой доказательственной силой, и согласие сторон на разрешение спора в порядке приказного производства;


4) в силу особых предпосылок, определяющих возможность приказного производства, стороны не обозначаются как административный истец и административный ответчик, а называются "взыскатель" (заинтересованное лицо, или заявитель) и "должник" - лицо, к которому адресовано не вызывающее сомнений требование заявителя;

5) цель приказного производства - обеспечить принудительное исполнение обязательств, достоверно подтвержденных письменными документами, и оперативно защитить интересы заявителя;

6) приказное производство осуществляется в ускоренном порядке без проведения судебных заседаний и без вызова сторон, а круг доказательств ограничивается только представленными взыскателем письменными доказательствами, т.е. не используется институт объяснения сторон, вещественных доказательств <1>;

--------------------------------

<1> В связи с этим в процессуальной науке высказывается мнение, что приказное производство - это не вид судопроизводства, а допроцессуальная, альтернативная процедура, осуществляемая судьей в целях ускоренной защиты права и установления спорности или бесспорности требования взыскателя.

 

7) средством возбуждения приказного производства является не административное исковое заявление, а заявление о вынесении судебного приказа, которое подается в суд по общим правилам подсудности, установленным КАС РФ;

8) в приказном производстве разрешаются вопросы только о взыскании денежных сумм в виде обязательных платежей и санкций.

2. Возбуждение приказного производства. Заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье. В этом заявлении должны быть указаны:

 

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование взыскателя, его место нахождения, номера телефона, факса, адрес электронной почты, реквизиты банковского счета;

- документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа;

 

- фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно), номера телефона, факса, адрес электронной почты (если они известны);

- наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

- положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

- размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

- иные документы, подтверждающие обоснованность требований взыскателя.

К заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. К заявлению также прилагается копия требования об уплате платежа в добровольном порядке (ст. 123.3 КАС РФ).

Судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 129, а также ч. 1 ст. 123.4 КАС РФ в случае, если:

- не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

- не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа.

Возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения.

Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128, а также ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ в случае, если:

- заявлено требование, не предусмотренное ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ;

- место жительства или место пребывания должника находится вне пределов РФ;

- из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Как разъясняется в п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36, о спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа <1>.

 

--------------------------------


<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // Российская газета. 2016. 3 окт. N 222.

 

Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по указанным основаниям препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением в порядке приказного производства. Однако если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.

3. Порядок вынесения и отмена судебного приказа. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Он выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Копия судебного приказа в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение 20 дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

 

Условиями вынесения судебного приказа являются:

- предоставление взыскателем вместе с заявлением всех документов, подтверждающих обязательства должника;

 

- должник в установленный законом срок не сообщил суду свои возражения;

- представленные документы дают исчерпывающее представление о сути дела. В судебном приказе указываются:

1) номер производства и дата вынесения судебного приказа;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;

3) наименование и место нахождения взыскателя. Под взыскателем в данном случае понимается лицо, на счет которого в соответствии с бюджетным и иным законодательством подлежат перечислению взысканные обязательные платежи, санкции. В качестве такого счета может выступать соответствующий счет Федерального казначейства;

4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы;

5) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при удовлетворении требования;

6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию;

7) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;

8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

9) период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.

Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр остается в материалах дела. Для должника изготавливается копия судебного приказа (ст. 123.6 КАС РФ).

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в течение 20 дней со дня направления ему копии приказа поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья указывает, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном гл. 32 КАС РФ. Копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.

Возражения должника, поступившие в суд по истечении 20 дней со дня направления ему копии приказа, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы, за исключением случая, если это лицо обосновало невозможность представления возражений в указанный срок по не зависящим от него причинам.

Пропущенный по уважительной причине срок представления возражений относительно исполнения судебного приказа подлежит восстановлению мировым судьей, о чем указывается в определении об отмене судебного приказа. В качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия должника в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства, и др.

В случае, если в установленный срок должником не представлены возражения, взыскателю выдается второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. На вступивший в законную силу судебный приказ распространяются положения ст. 16 КАС РФ. Он является судебным актом и одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, в том числе в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.













Дата: 2018-09-13, просмотров: 1909.