Решение вопроса о возможности рассмотрения административного дела по существу или об отложении судебного разбирательства в отсутствие не явившихся в заседание лиц (ст. ст. 150 - 152 КАС РФ)

 

Разбирательство административного дела предполагает обязательное заблаговременное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. По общему правилу явка этих лиц для участия в судебное заседание - это их процессуальное право, а не обязанность. Исходя из этого неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если законодатель или суд не признал их явку обязательной (ч. 5 ст. 213, ч. 6 ст. 226 КАС РФ и др.).

Однако возможно возникновение ряда обстоятельств, которые вызывают необходимость регламентации законодателем юридических последствий неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле. В число этих обстоятельств входят, например, такие:

- из-за несвоевременного отправления извещения лицо, получившее его, не имело реальной возможности прибыть в суд к назначенному времени само или направить своего представителя;

- лицо, участвующее в деле, в судебное заседание не явилось, а сведения о его надлежащем извещении у суда отсутствуют;

- при наличии сведений об извещении требуется решить вопрос об уважительности причин неявки.

Законодатель устанавливает ряд правил, которыми должен руководствоваться суд при наличии этих обстоятельств: а) суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не

явился:

- кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания;

- надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным;

- представитель лица, участвующего в деле, если КАС РФ предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя (ч. 1 ст. 150 КАС РФ);

б) если участники административного судопроизводства были надлежащим образом извещены, но тем не менее не явились в судебное заседание, решающее значение имеет уважительность или неуважительность причин их неявки (ч. 2 ст. 150 КАС РФ):

- в случае уважительности причины неявки суд откладывает разбирательство дела. При этом он исходит из того, что лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц;

- суд может рассмотреть административное дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если нет сведений о причинах его неявки, либо сочтет известные причины его неявки неуважительными.

При этом если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

 

В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф.

Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, вступающего в судебный процесс в целях дачи заключения по административному делу, не препятствует проведению судебного разбирательства. В случае неявки в судебное заседание надлежащим образом извещенных свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд


выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, их представителей и выносит определение о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся лиц или об отложении судебного разбирательства (ст. 151 КАС РФ).

5. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя (ст. 153 КАС РФ). Председательствующий в судебном заседании обязан разъяснить лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, в их числе такие, как право:

- знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;

- заявлять отводы;

- представлять доказательства;

- задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

- давать объяснения суду в устной и письменной форме;

- приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

- возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; а также

- обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и др. (ст. 45 КАС

РФ).

 

Кроме того, сторонам разъясняются их права на изменение основания или предмета административного иска, отказ

от административного иска, признание административного иска, заключение соглашения о примирении (ст. 46 КАС РФ).

После разъяснения процессуальных прав и обязанностей председательствующий выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства, заявления.

6. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (ст. 154 КАС РФ).

При наличии ходатайств об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, суд обязан заслушать мнения других лиц, участвующих в деле. Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей.

Ходатайства разрешаются путем вынесения определений, которыми ходатайства удовлетворяются или оставляются без удовлетворения. Эти определения должны быть обоснованы и мотивированы. Судья обязан немедленно огласить вынесенное определение.

При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания (ч. 3 ст. 143 КАС РФ).

 

21.3. Рассмотрение административного дела по существу

 

Рассмотрение дела по существу как часть судебного разбирательства начинается докладом административного дела председательствующим или кем-либо из судей (ст. 156 КАС РФ). В докладе кратко излагается:

 

- кто, к кому и какие требования заявил, их основания;

- если в деле имеются письменные возражения административного ответчика, то докладывается их суть;

 

- какие имеются в административном деле доказательства.

Закончив доклад административного дела, председательствующий выясняет:

- поддерживается ли административный иск административным истцом;

 

- признается ли административный иск административным ответчиком;

- не желают ли стороны завершить дело заключением соглашения о примирении (при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон).

При намерении сторон совершить распорядительные действия (отказаться от иска, признать иск или заключить соглашение о примирении) председательствующий разъясняет им последствия соответствующих процессуальных действий. Все эти распорядительные действия, совершенные сторонами в зале судебного заседания, должны быть четко зафиксированы. Изложенные в письменной форме заявление административного истца об отказе от иска или признании иска административным ответчиком и условия соглашения о примирении сторон должны быть подписаны и приобщены к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).

 

В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Если стороны отказываются от совершения распорядительных действий, суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле.


После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений (ч. 1 ст. 159 КАС РФ).

Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание оглашаются председательствующим в судебном заседании.

Вместо сторон объяснения в суде могут давать их представители. Это не лишает стороны права дать дополнительные объяснения, от которых они могут и отказаться, если считают, что представители полно и правильно изложили их позицию по делу. В целях полного выяснения фактических обстоятельств участвующим в деле лицам предоставляется право задавать друг другу вопросы. Вопросы задаются с разрешения председательствующего, который должен следить, чтобы по содержанию они относились к существу рассматриваемого дела. Вопросы, не имеющие отношения к процессу, суд имеет право отклонить. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд должен установить порядок дальнейшего исследования доказательств: порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования других доказательств. Этот вопрос суд решает, предварительно выслушав мнение присутствующих в зале судебного заседания лиц, участвующих в деле (ст. 158 КАС РФ). Чаще всего суд начинается с допроса свидетелей. Каждый свидетель допрашивается отдельно в отсутствие других, еще не допрошенных свидетелей. Допрошенный свидетель остается в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше. В исключительных случаях суд может назначить допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях (ст. 161 КАС РФ).

Председательствующий, установив личность свидетеля, разъясняет ему обязанность говорить суду только правду и предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний. После этого у свидетеля отбирается подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность.

Председательствующий, выявив отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, предлагает ему сообщить все, что лично ему известно по делу. Свои показания свидетель излагает в форме свободного рассказа об известных ему обстоятельствах. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, и его представитель, затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым задает вопросы административный истец. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

КАС РФ (ст. 162) устанавливает специальные правила, регулирующие допрос несовершеннолетнего свидетеля. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

 

В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств административного дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, либо может быть удален кто-либо из присутствующих в зале судебного заседания граждан. Лицу, участвующему в деле, его представителю после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

Показания свидетелей, собранные в порядке судебного поручения, в порядке обеспечения доказательств или в ином порядке, предусмотренном ст. ст. 51, 66, 67, 152 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании. Путем оглашения исследуются и письменные доказательства.

Письменные доказательства или протоколы их осмотра (ст. 164 КАС РФ) оглашаются в судебном заседании. Огласив письменные доказательства, председательствующий должен предъявить их лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях - свидетелям, экспертам, специалистам. В отношении оглашенных письменных доказательств лица, участвующие в деле, их представители могут давать объяснения и пояснения, касающиеся их содержания и формы, а также задавать вопросы свидетелям, экспертам, специалистам.

В судебном заседании может быть сделано заявление о подложности имеющегося в деле или только что представленного документа. В этом случае лицу, предъявившему документ, предоставляется право просить суд исключить его из числа доказательств и разрешить дело на основании иных доказательств. Для проверки заявления о подложности документа суд может назначить экспертизу или потребовать иные доказательства. Если суд придет к выводу о подложности документа, то устраняет его из числа доказательств.

 

В целях охраны тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан их содержание может быть оглашено и исследовано судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми осуществлялись переписка, обмен почтовыми, телеграфными или иными сообщениями. Без согласия этих лиц их переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные или иные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

 

Далее суд при необходимости приступает к исследованию вещественных доказательств, порядок исследования которых регламентируется ст. 166 КАС РФ. Вещественные и письменные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения.

Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не


могут, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление таких доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству или по собственной инициативе истребует необходимые доказательства.

Согласно ст. 63 КАС РФ об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления истребуемого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство. В случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. ст. 122, 123 КАС РФ. Наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

Если по делу проводилась экспертиза, то после осмотра вещественных доказательств суд должен исследовать и заключение эксперта. Председательствующий до допроса эксперта предупреждает его об ответственности за необоснованный отказ или уклонение от заключения или дачу заведомо ложного заключения. Эксперт дает заключение в письменной форме. Такая форма заключения предопределяет и способ его исследования. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании.

 

В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. Первыми задают вопросы лицо, по заявлению которого назначен эксперт, и его представитель, а затем другие лица, участвующие в деле, и их представители. Эксперту, назначенному по инициативе суда, первым предлагает вопросы истец. Судья вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд решает вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Если суд не согласен с заключением эксперта из-за его недостаточной обоснованности, то назначается повторная экспертиза. Повторную экспертизу суд может назначить и в случае противоречий между заключениями нескольких экспертов. Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту или другим экспертам, дополнительную экспертизу могут провести те же эксперты.

По инициативе лица, участвующего в деле, или самого суда к делу может быть привлечен специалист (ст. 169 КАС РФ). Он дает суду консультацию в устной или письменной форме исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

После исследования всех доказательств председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, и их представителей, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела и выступить с дополнительными объяснениями. Согласно ст. 170 КАС РФ если в процессе участвуют представитель ЦИК РФ (по спорам о защите избирательных прав) или прокурор (в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ), то суд сначала предоставляет им слово для заключения, а затем иным лицам, участвующим в деле. При отсутствии заявлений о желании выступить с заключением или дополнительными объяснениями председательствующий объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным и суд переходит к заслушиванию судебных прений.

 

21.4. Судебные прения

 

Судебные прения - это судебная процедура, определяющая порядок устных выступлений (речей) и реплик лиц, участвующих в деле, их представителей, которые обосновывают свою позицию по рассматриваемому административному делу. Эта процедура начинается выступлениями участников сразу после объявления рассмотрения административного дела по существу законченным и завершается репликой административного ответчика или его представителя. Она представляет собой одно из проявлений принципа состязательности в судебном разбирательстве, позволяющего его участникам в активной форме отстаивать свои права и законные интересы.

 

Судебные прения основываются на материалах административного дела, исследованных в судебном заседании. Их основная задача - подвести итог проведенного в суде исследования фактических обстоятельств и доказательств для обеспечения наиболее полного и всестороннего рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, выступающие в прениях, анализируют доказательства и излагают соображения о разрешении дела по существу, обосновывая правильность фактической и правовой сторон своей позиции. Содержание выступлений с речью в прениях законом не определено.

Внутренняя структура судебной речи обычно включает три содержательных элемента:

1) анализ обстоятельств административного дела и доказательств, исследованных в суде;

2) анализ и толкование правовых норм, применимых для правильной квалификации спорного административного правоотношения;

3) требование (просьба) лица, участвующего в деле, которое формулируется по итогам рассмотрения дела. В произносимых речах лица - участники прений излагают и аргументируют свои выводы относительно того:

- какие из представленных в суде доказательств являются в должной мере проверенными и достоверными;

- какие из обстоятельств административного дела можно считать установленными, а какие неустановленными;

- каково реальное содержание спорного административного (публичного) правоотношения;

- какой публично-правовой закон должен быть применен и как должно быть разрешено по существу дело, которое является предметом разбирательства;

- обоснованно ли заявленное требование как с фактической, так и с правовой точки зрения;

- должно ли рассматриваемое притязание административного истца быть удовлетворено.

В качестве самостоятельной части судебного разбирательства судебные прения включают два блока процессуальных действий:


а) речи (выступления) лиц, участвующих в деле, и их представителей (ч. 1 ст. 171 КАС РФ); б) реплики участников прений (ч. 6 ст. 171 КАС РФ).

Последовательность выступлений участников судебных прений строго определена (ч. 1 ст. 171 КАС РФ).

Сначала выступают административный истец и (или) его представитель, который, как правило, просит суд иск удовлетворить, а затем административный ответчик и (или) его представитель, который просит в иске отказать. В прениях могут выступать только представляемые - административный истец или административный ответчик, либо только их представители, либо и представляемые, и представители. В законе не установлено, кто выступает первым в прениях - административный истец или его представитель, административный ответчик или его представитель. Очередность выступлений представляемого и представителя может определяться судом либо решаться ими самостоятельно.

Выступление (речь) в судебных прениях - это право, а не обязанность сторон и других лиц, участвующих в этой процедуре. Исходя из этого отказ от произнесения речи в прениях не означает, что отказавшийся от выступления разделяет позицию другой стороны или согласен с мнениями, высказанными в выступлениях других лиц, участвующих в процессе.

Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей.

Прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми, поскольку предстают в роли стороны - процессуального административного истца. Их процессуальная роль дает им возможность быть более объективными в своих суждениях. Тем не менее эта роль сама по себе не может служить гарантией правильности их правовой позиции. Однако для суда их мнение, как и мнение других выступающих в прениях, необязательно.

Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела.

Закон не ограничивает продолжительность произнесения речи лицами, участвующими в прениях. Председательствующий не наделен правом устанавливать время для выступления этих лиц. Однако он обязан остановить выступающего и предложить ему высказаться о вопросах, относящихся к существу рассматриваемого административного дела, в том случае, если участник прений:

- выходит за рамки исследованных доказательств; либо

- излагает обстоятельства, не имеющие отношения к делу, являющемуся предметом разбирательства.

После произнесения речей все лица, участвующие в деле, их представители с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Реплика - это краткое замечание по поводу того, что было сказано в судебных прениях. Очередность выступления с репликой соответствует последовательности выступления участников в прениях. Смысл использования права реплики состоит в том, чтобы лица, участвующие в деле, и их представители могли дать краткий ответ на услышанные в выступлениях доводы. В процессуальной теории принято считать, что в реплике возможно изложение дополнительных соображений по существу рассматриваемого дела. Реплика, как и выступление с речью, не ограничивается по времени. Однако председательствующий вправе и обязан останавливать лицо, произносящее реплику, если он использует право реплики не по назначению. Право на реплику в прениях может быть использовано только один раз.

Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю (ч. 6 ст. 171 КАС

РФ).

В случае если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства,

имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу. После окончания рассмотрения административного дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.

Содержание судебных прений указывается в протоколе судебного заседания.

Значение процедуры судебных прений состоит в том, что она помогает суду:

- с различных позиций проанализировать исследованные обстоятельства рассматриваемого административного

дела;

- сопоставить имеющиеся точки зрения относительно оценки доказательств, состояния прав и обязанностей

участников спорных административных правоотношений, а также подлежащего применению закона;

- сформировать свою правовую позицию по этим вопросам на основе всестороннего анализа всех обстоятельств

дела.

 

21.5. Принятие и оглашение решения суда

 

Административное дело разрешается по существу принятием и оглашением решения судом первой инстанции. Принятие и оглашение решения - это заключительная часть судебного разбирательства, в которой суд подводит его окончательные итоги, разрешает административное дело по существу и объявляет вынесенное решение в зале судебного заседания. Для правильного, своевременного и справедливого разрешения спора суд должен исполнить свою обязанность по вынесению законных и обоснованных судебных постановлений (ч. 1 ст. 176 КАС РФ) и решить ряд процессуальных задач. Эти задачи состоят:

- в правильном установлении фактических обстоятельств административного дела на основе оценки исследованных в судебном заседании доказательств;


- в верной юридической квалификации спорных публично-правовых правоотношений;

- в принятии решения по существу спора с приведением исчерпывающих мотивов его принятия.

Для принятия решения по административному делу после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

Законодатель устанавливает определенный порядок принятия решения суда:

1) решение принимается именем Российской Федерации;

2) решение постановляется судом, рассматривающим данное административное дело, в специально оборудованном помещении - совещательной комнате (ч. 2 ст. 175 КАС РФ). Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судья или судьи, входящие в состав суда по конкретному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Такой порядок создает условия, исключающие постороннее воздействие на судей во время вынесения решения. Все вопросы, возникающие при коллегиальном разбирательстве дела, решаются судьями по большинству голосов. Судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу;

3) при принятии решения судом должна быть соблюдена тайна совещания судей. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения. Судьи не могут разглашать сведения, которые имели место при обсуждении и принятии решения, или иным способом раскрывать тайну совещания судей. Вместе с тем изложение судьей особого мнения в порядке, установленном ст. 30 КАС РФ, не может рассматриваться как нарушение тайны совещания судей;

4) суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС РФ). В совещательной комнате суд должен проанализировать и оценить добытые доказательства;

5) определяя порядок принятия решения суда, законодатель устанавливает определенные требования к его

структуре: оно должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 180 КАС РФ);

6) решение суда в совещательной комнате принимается немедленно после разбирательства административного дела. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. По общему правилу составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судом (судьей или судьями);

7) решение суда излагается в письменной форме председательствующим в судебном заседании или одним из судей. Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им административного дела или всеми судьями при рассмотрении административного дела судом в коллегиальном составе, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.

 

Законодатель определяет перечень вопросов, разрешаемых при принятии решения судом (ст. 178 КАС РФ), и устанавливает общее правило: суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Вместе с тем допускается исключение из этого общего правила: суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ. Такие исключения устанавливаются, например, в ч. ч. 3, 4 ст. 215, ч. 3 ст. 227 этого Кодекса.

Исключение из общего правила, известного еще римскому праву judex ne eat ultra petita partium ("нет суда за пределами требований сторон"), законодатель допускает для достижения определенных задач не только административного, но и гражданского судопроизводства. В число этих задач процессуальная теория, в частности, включает такие, как защита интересов заведомо слабой стороны правоотношения, реализация принципа процессуальной экономии, обеспечение публичного интереса и др. Считается, например, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти в случае удовлетворения заявления решение судом вопроса об обязанности соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя является выходом суда за пределы заявленных требований. Суд разрешает этот вопрос независимо от просительной части административного искового заявления. Удовлетворяя заявленные требования, суд должен указать также конкретный способ и срок устранения в полном объеме нарушений прав и законных интересов заявителя <1>.

 

--------------------------------

<1> В этом случае возложение на орган публичной власти обязанности устранить нарушения на основании решения суда как способ выхода суда за пределы заявленных требований следует отличать от возложения такой же обязанности на основании частного определения суда, которое является самостоятельным процессуальным действием, совершаемым в определенных законом случаях.

 

Принимая решение по заявленным административным истцом требованиям, суд, в соответствии с предписаниями закона, разрешает следующие вопросы:

- определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле;

- устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

- решает, подлежит ли административный иск удовлетворению;

- при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч. 2 ст. 178 КАС РФ).

Разрешая эти вопросы, суд познает состояние спорного правоотношения и на основе применения нормы материального права к установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам постановляет, подлежит административный иск удовлетворению или нет.


Кроме того, при принятии решения суд также решает круг вопросов, касающихся:

- сохранения (отмены) действия мер предварительной защиты по административному иску;

- дальнейшей судьбы вещественных доказательств;

- распределения судебных расходов и иных возникших в ходе судебного разбирательства и требующих разрешения вопросов.

Признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, суд выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения административного дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. По окончании судебных прений суд вновь удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда (ст. 174 КАС РФ). Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. Приобщенное к делу особое мнение судьи в зале судебного заседания не оглашается.

В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.

Решения судов по административным делам объявляются публично, за исключением случаев, если такие решения затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 10 ст. 11 КАС РФ). Если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. После объявления решения председательствующий обязан разъяснить его содержание, если оно недостаточно понятно заинтересованным лицам, а также порядок и срок его обжалования. После оглашения решения принявший его суд не может сам отменить или изменить это решение.

 

21.6. Временная остановка судебного разбирательства

 

Судебное разбирательство конкретного административного дела в судебном заседании идет непрерывно. Однако оно может быть прервано в связи с необходимостью предоставления времени для отдыха участников процесса, а также вследствие причин, препятствующих вынесению решения по данному делу либо делающих невозможным дальнейшее рассмотрение дела в проводимом заседании. Без преодоления этих препятствий нормальное движение судебного процесса невозможно, и суд вынужден временно его остановить.

В современной процессуальной теории выделяются три формы временной остановки судебного разбирательства: перерыв в судебном заседании, отложение судебного разбирательства и приостановление производства по делу. Эти три формы отличаются друг от друга по своим основаниям, срокам и последствиям.

1. Перерыв в судебном заседании - это временная краткосрочная остановка судебного заседания, связанная с обеденным перерывом, ночным временем, праздниками, выходными днями либо с появлением обстоятельств, препятствующих движению процесса, но сравнительно легко устранимых.

 

В КАС РФ, как и в ГПК РФ, отсутствуют специальные нормы, посвященные перерыву в судебном заседании. Между тем АПК РФ (ст. 163) устанавливает правила, касающиеся перерыва в судебном заседании по делам, рассматриваемым в порядке гражданского и административного судопроизводства. Перерыв может быть объявлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе на срок, не превышающий пяти дней. Указание на перерыв в пределах дня судебного заседания и время, когда заседание будет продолжено, заносится в протокол судебного заседания. О перерыве на более длительный срок суд выносит определение, в котором указываются время и место продолжения судебного заседания.

Движение процесса по конкретному делу может быть прервано появлением препятствий, которые не связаны с необходимостью предоставления времени для отдыха участников судебного заседания. Временная остановка судебного разбирательства может быть произведена для того, чтобы стороны могли выполнить определенные процессуальные действия, указанные судом. Без совершения этих процессуальных действий лицами, участвующими в деле, дальнейшее движение дела становится невозможным. В судебной практике, например, распространенными основаниями для перерыва такого рода в судебном заседании является ходатайство одной из сторон о перерыве для ознакомления с доказательствами, с которыми она ранее не была ознакомлена, либо для представления суду новых доказательств для обоснования своей позиции, либо для уточнения заявителем в письменной форме исковых требований <1>. Суд может также сделать перерыв для уточнения предмета иска, для ознакомления с материалами дела, для обсуждения вопроса о возможности заключения мирового соглашения и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Скутин А.Ф. Временная остановка арбитражного процесса: вопросы теории и практики: Монография // СПС "КонсультантПлюс".

 

Лица, присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания. Неявка этих лиц в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

Поскольку судебное разбирательство сложных административных дел может продолжаться не один день, перерывы в судебном заседании объективно необходимы. По общему правилу они могут быть объявлены в любой момент судебного заседания, за исключением его объявления непосредственно перед удалением суда в совещательную комнату. После окончания перерыва судебное заседание не возобновляется, а продолжается с того момента, когда оно было прервано, о чем объявляет председательствующий в судебном заседании.

2. Отложение судебного разбирательства - это форма окончания судебного заседания путем переноса судебного


разбирательства на более поздний срок в новое судебное заседание в целях совершения лицами, участвующими в деле, определенных процессуальных действий в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих разрешению административного дела по существу в данном заседании. Этот перенос может быть произведен как по основаниям, прямо предусмотренным в законе, так и по иным обстоятельствам, препятствующим движению административного дела. В любом случае вопрос об отложении дела слушанием всегда обусловлен необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий.

 

Отложение судебного разбирательства может быть следствием:

- нарушения требований КАС РФ о подготовке дела к судебному разбирательству (например, неполно или неверно был определен предмет доказывания по делу, не определен весь состав необходимых доказательств или участвующих в деле лиц, не направлены заблаговременно судебные повестки); либо

- неявки в судебное заседание кого-либо из участников процесса, непредставления ими каких-либо документов, предметов и т.д.

Основания для переноса судебного разбирательства определяются в ст. 152 КАС РФ и в ряде статей этого Кодекса (ст. ст. 150, 151 и др.). Перечень оснований для переноса (отложения) дела слушанием, приводимый в КАС РФ, не является исчерпывающим. В частности, согласно ст. 152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:

- признает невозможным рассмотрение административного дела в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

- возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе системы видеоконференц-связи;

- удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств либо иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств;

- возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение, в котором указываются причины отложения, процессуальные действия, которые необходимо совершить, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела в следующем судебном заседании, а также время и место его проведения.

При отложении судебного разбирательства суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании, и их вызов в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

В случае отложения судебного разбирательства назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.

Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

 

Отложение разбирательства дела как форма временной остановки процесса, в отличие от перерыва в судебном заседании, - это перенос судебного разбирательства на другой срок, до наступления которого суд может заниматься рассмотрением других дел. Этим объясняется тот факт, что после отложения разбирательство дела начинается сначала.

3. Приостановление производства по административному делу - это временное полное прекращение по указанным в законе основаниям всех процессуальных действий на неопределенный срок в связи с неопределенностью в решении вопроса об устранении объективных, не зависящих от суда и сторон причин, которые препятствуют рассмотрению дела <1>.

--------------------------------

<1> Конституционный Суд РФ в ряде своих определений рассматривает приостановление производства по делу как временное прекращение судом процессуальных действий на стадии судебного разбирательства, вызванное обстоятельствами, препятствующими дальнейшему развитию процесса. См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. N 2.

 

В отличие от отложения судебного разбирательства или перерыва в судебном заседании время, на которое приостанавливается производство, суд заранее определить не может. Какие-либо процессуальные действия участники судебного разбирательства совершать не могут до тех пор, пока не отпадут обстоятельства, вызвавшие приостановку производства по административному делу.

 

Перечень этих обстоятельств, являющихся основанием для приостановления производства по административному делу, предусмотрен гл. 16 КАС РФ, носит закрытый характер и расширенному толкованию не подлежит. Можно выделить два вида оснований приостановления производства - обязательные и факультативные. В зависимости от характера оснований различаются два вида приостановления производства по делу: обязательное и факультативное.

 

Обязательное приостановление выражается в обязанности суда прекратить слушание по делу на неопределенный срок до устранения обстоятельств, препятствующих судебному разбирательству. Факультативное приостановление


характеризуется тем, что закон наделяет суд правом ("суд может") по своему усмотрению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о целесообразности приостановки или продолжения судебного разбирательства.

Основания для обязательного приостановления предусмотрены ст. 190 КАС РФ, в силу предписаний которой суд

обязан приостановить производство по административному делу в случае:

 

1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство - до определения правопреемника;

 

2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина - до определения законного представителя;

3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, - до прекращения участия в этих мероприятиях;

4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, - до вступления в законную силу соответствующего судебного акта;

 

5) обращения суда в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции РФ - до вступления в законную силу судебного акта;

 

6) установления судом срока для примирения сторон - до истечения этого срока.

Обстоятельства для факультативного приостановления судом производства по делу перечислены в ст. 191 КАС РФ. Согласно положениям этой статьи суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае:

 

1) преобразования или упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных публичными полномочиями - до определения:

 

а) органа, к компетенции которого относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения; либо

б) органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав и законных интересов административного

истца;

2) реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу, - до определения

правопреемника;

 

3) нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке - до возвращения такого гражданина;

 

4) исполнения гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей, - до прекращения таким гражданином исполнения указанных обязанностей;

5) назначения судом экспертизы - до поступления в суд:

а) заключения экспертов; либо

б) информации о невозможности проведения экспертизы; либо

в) до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы;

 

6) направления судом судебного поручения в соответствии со ст. ст. 66, 67 КАС РФ - до поступления в суд:

а) материалов о выполненном судебном поручении; либо б) информации о невозможности их осуществления; либо

в) до истечения срока, установленного судом для осуществления судебного поручения;

 

7) принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела, - до вступления в законную силу судебного акта.

Основания приостановления производства по делу, как обязательные, так и факультативные, носят объективный характер: их возникновение и прекращение не зависит в данный момент судебного разбирательства от усмотрения суда или воли лиц, участвующих в деле. В силу этого, в отличие от отложения разбирательства дела, время, на которое приостанавливается производство, суд не может заранее определить.

Приостановление или отказ в приостановлении оформляется определением суда, на которое может быть подана частная жалоба в вышестоящий суд.

Производство по приостановленному административному делу возбуждается также определением суда по его собственной инициативе либо по просьбе лиц, участвующих в деле. Оно возобновляется только после устранения обстоятельств, которые вызвали его приостановление (ст. 192 КАС РФ).

 

Таким образом, приостановление производства по административному делу вызывает ряд процессуальных


последствий:

 

- по приостановленному делу нельзя совершать какие-либо процессуальные действия, за исключением действий, связанных с самим приостановлением производства или его возобновлением;

- для возобновления производства по приостановленному делу необходимы заявление лиц, участвующих в деле, или инициатива суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление;

- возобновленное производство по административному делу начинается сначала.

 

21.7. Окончание производства по административному делу без вынесения решения

 

Судебное разбирательство административных дел, как правило, заканчивается вынесением решения по существу спора. Вместе с тем при наличии определенных в законе оснований возможно окончание производства по административному делу без вынесения судебного решения. В зависимости от характера определенных в законе оснований и процессуальных последствий их применения возможны две формы окончания судебного административного процесса без вынесения решения по существу спора:

а) прекращение производства по административному делу; б) оставление административного иска без рассмотрения.

Основанием прекращения производства по административному делу является отсутствие у заявителя права на обращение за судебной защитой, что полностью исключает в данном случае возможность возобновления дела. В отличие от прекращения производства по делу основания, по которым суд оставляет административный иск без рассмотрения, носят характер устранимых обстоятельств, связанных с нарушением условий реализации права на обращение в суд. Это не лишает административного истца права вновь обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Прекращение производства по делу лишает административного истца права обратиться в суд с тождественным иском и исключает возможность вторичного возбуждения в суде аналогичного дела.

Исходя из этого существенным моментом в определении прекращения производства по административному делу является его понимание как способа (формы) окончания административного судопроизводства из-за отсутствия у административного истца права на обращение в суд или устранения спора уже после возбуждения административного дела, которое препятствует вторичному обращению в суд с тождественным иском.

Прекращение производства по административному делу - это окончание рассмотрения дела без вынесения решения по существу спора, вследствие обнаружения предусмотренных законом обстоятельств, которые полностью исключают возможность осуществления административного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд обязан прекратить производство по делу при наличии неисправимых обстоятельств, в том числе если:

 

1) административное дело не подлежит разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, а должно рассматриваться в порядке гражданского или уголовного судопроизводства;

2) имеется:

- вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении сторон;

- определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;

- вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;

 

3) административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

4) стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

5) имеет место факт смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

6) ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;

7) оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права и законные интересы административного истца. Кроме того, суд обязан прекратить производство по делу и в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

 

Все основания прекращения производства по административному делу, следуя классической процессуальной схеме, можно условно разделить на две группы:

1) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у административного истца права на предъявление иска (на обращение в суд). Они нашли отражение в п. п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 194 КАС РФ);


2) обстоятельства, возникающие после возбуждения дела и свидетельствующие о ликвидации спора (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 194 КАС РФ).

При обнаружении этих и иных указанных в КАС РФ обстоятельств, которые делают невозможным или нецелесообразным дальнейшее производство данного дела в суде, суд оканчивает его рассмотрение без вынесения решения по существу спора.

Производство по административному делу прекращается определением суда. В этом определении указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. В случае закрытия производства по делу повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба (ст. 195 КАС РФ).

Административное дело, начатое в суде, может завершиться без вынесения решения по существу спора и в том случае, если в ходе его разбирательства будет выявлено нарушение правил предъявления административного иска и условий реализации права на обращение за судебной защитой. В результате административный иск остается без рассмотрения.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения - это форма окончания административного дела без вынесения решения по существу спора, которая используется вследствие несоблюдения заявителем установленных законом условий реализации права на обращение в суд и не исключает повторного обращения с тождественным административным иском.

 

Суд постановляет оставить административное исковое заявление без рассмотрения (ст. 196 КАС РФ) в случае, если:

1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 125, 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Суд обязан оставить административное исковое заявление без рассмотрения и в иных случаях, предусмотренных КАС РФ для использования этой формы окончания административного дела без вынесения решения по существу спора.

В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда, которое может быть обжаловано. В этом определении суд:

- указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения;

- указывает способ устранения этих обстоятельств;

- разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.

В силу ч. 3 ст. 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

 











Дата: 2018-09-13, просмотров: 2477.