Глава 12. СУДЕБНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

12.1. Понятие и процессуальное положение представителя

 

В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. В ст. 48 КАС РФ законодатель обозначает их как "иные участники судебного процесса". Особое место среди них занимает судебный представитель.

Вопрос о процессуальном положении представителя в отечественной теории процесса является дискуссионным. Одни ученые полагают, что представитель не является лицом, участвующим в деле, другие считают, что его следует относить к числу лиц, участвующих в деле.

Представитель - самостоятельный участник административного судопроизводства. Особенность его процессуального положения состоит в том, что он одновременно выступает и как лицо, реализующее данные ему полномочия, и как носитель самостоятельных процессуальных прав и обязанностей. В качестве субъекта процессуальных отношений он имеет процессуальный интерес в деле и своими действиями оказывает влияние на развитие процесса. Именно поэтому он не относится российским законодателем ни к лицам, участвующим в административном деле, ни к лицам, содействующим осуществлению правосудия. Эта особенность правового положения представителя предопределила появление в КАС РФ категории "иные участники судебного процесса". Характерно, что КАС Украины 2005 г. по-иному завершает дискуссию о месте представителя в судебном процессе, которая началась в процессуальной науке еще в советский период. Он включает представителя в число лиц, участвующих в деле (ст. 47).

Представитель - это лицо, выполняющее в суде на основе и в объеме предоставленных ему полномочий процессуальные действия от имени и в интересах другого лица. В отличие от органов, организаций и граждан, действующих в интересах другого лица от своего имени (ст. 40 КАС РФ), представитель действует от имени другого лица и в его интересах. Если административное исковое заявление оформляет представитель, то в качестве административного истца указывается представляемый.

 

Судебное представительство характеризуется двумя видами правоотношений: а) внешними правоотношениями представителя с судом и б) внутренними правоотношениями представителя с представляемым, которые регламентируются нормами материального права. Внешние правоотношения регулируются нормами судебного административно-процессуального права. Процессуальные правоотношения у представителя возможны только с судом. В этих правоотношениях представитель действует в интересах и от имени представляемого, порождая для него правовые последствия.

Необходимость ведения административных дел в суде через представителя вызвана целым рядом причин и среди

них:

- потребность граждан в квалифицированной юридической помощи из-за отсутствия у них специальных правовых

знаний, необходимых для защиты своих субъективных публичных прав и законных интересов в суде;

- невозможность личного участия в рассмотрении административного дела, вызывающая потребность поручать ведение дела другим лицам, которые бы замещали участника процесса (например, болезнь, отпуск, занятость на работе, иные причины личного характера);

- невозможность иной формы участия в административном судопроизводстве (для недееспособных граждан, организаций, органов публичной власти).

Граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие гражданина в административном деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Кроме того, КАС РФ предусматривает случаи обязательного ведения административных дел с участием представителя: во-первых, для граждан, не имеющих высшего юридического образования; во-вторых, по наиболее сложным и значимым административным делам в целях обеспечения наиболее полной защиты граждан и оптимальной реализации их процессуальных прав.

Законодатель устанавливает определенные требования к лицам, которые вправе быть процессуальными представителями (ст. 55 КАС РФ). Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.


Требование к представителю о наличии высшего юридического образования сформулировано в процессуальном законодательстве России впервые. Оно имеет своей целью обеспечение квалифицированной защиты интересов граждан и организаций при рассмотрении административного дела. Судебная практика свидетельствует о том, что сторона, которая пользуется услугами юристов в административном судопроизводстве, имеет значительно больше шансов на положительный для нее исход судебного процесса.

 

Исходя из этого представителями в суде могут быть: а) профессиональные адвокаты; б) юридические фирмы и организации, специально созданные для оказания правовых услуг; в) частнопрактикующие юристы, не имеющие адвокатского статуса.

Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом. Исключение составляют случаи их участия в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ч. 2 ст. 55 КАС РФ). Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Представитель может участвовать в судебном процессе по всем категориям административных дел и во всех стадиях административного судопроизводства.

Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. Им может быть любой гражданин, в том числе несовершеннолетние и недееспособные граждане, любые организации, государственные и муниципальные органы. Представитель в административном судопроизводстве осуществляет права и обязанности представляемого и вправе совершать от его имени все процессуальные действия.

 

12.2. Виды представительства в административном судопроизводстве

 

В зависимости от характера отношений представителя и представляемого в процессуальной науке выделяются два основных вида представительства: добровольное и обязательное.

Добровольное представительство предполагает свободное волеизъявление представляемого при выборе представителя. В качестве такого представителя представляемый может выбрать любое лицо, обладающее полной дееспособностью, не состоящее под опекой или попечительством и имеющее высшее юридическое образование. Основной формой добровольного представительства является договорное представительство. Под договорным понимается такое представительство, которое основано на соглашении между лицом, представляемым в процессе, и лицом, осуществляющим его представительство. Отношения между представителем и представляемым вытекают из договора поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ), в определенных случаях из агентского договора (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ) либо трудового договора.

 

Договорное представительство в административном судопроизводстве осуществляют в основном два вида

представителей по договору: а) лица, действующие на основе трудового договора, и б) адвокаты.

Представителями по трудовому договору являются юрисконсульты и другие работники организации, предприятия, учреждения, где они работают. Юрисконсульты не обязаны быть членами коллегий адвокатов. Они представляют в судах интересы тех организаций, где работают. Представителем организации, предприятия, учреждения в суде может быть любой их работник с надлежаще оформленными полномочиями на ведение дела и при наличии у них высшего юридического образования.

Адвокат выступает в качестве представителя только на основании договора поручения. Существенными условиями такого соглашения являются следующие: 1) указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, на его принадлежность к адвокатскому образованию и к адвокатской палате; 2) предмет поручения; 3) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; 4) порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения; 5) размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения. Иные виды правовой помощи он оказывает на основании договора возмездного оказания услуг.

 

Адвокаты, как устанавливает ст. 26 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2015) (далее - Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации), оказывают юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (в ред. от 28.11.2015). В этом Законе предусмотрено (ч. 3 ст. 3), что федеральными законами могут быть определены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве. Кроме того, в тексте самого этого Закона установлено, что адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, если они являются:

- гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

- гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

В отечественном законодательстве не закреплена адвокатская монополия на ведение дел в суде. В силу этого договорное представительство в суде могут осуществлять также юристы неадвокатских юридических фирм и другие граждане при наличии у них высшего юридического образования. Однако наиболее часто в качестве судебных представителей выступают именно адвокаты. Это объясняется особым положением адвокатуры и высоким профессиональным уровнем адвокатов, которым для получения адвокатского статуса необходимы стаж работы по специальности и сдача квалификационного экзамена.

Одной из форм добровольного представительства является договорное представительство объединений и ассоциаций, не имеющих статуса юридического лица. Так, согласно ч. 7 ст. 54 КАС РФ от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, право выступать в суде имеет:


- уполномоченный на это участник такого объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование; или

- представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в

суде.

Для представления интересов этих объединений и организаций и их участников необходимо заключение с ними

договора поручения.

Обязательное представительство не предусматривает необходимости согласия представляемого лица. Оно возникает в силу прямого указания закона или иного нормативного акта и подразделяется на законное, уставное и представительство по назначению.

Законное представительство основано на прямом указании закона и возникает при наличии определенного фактического состава.

Во-первых, законное представительство возникает в отношении граждан, которые не достигли возраста 18 лет, а также граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве (недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане). КАС РФ (ч. 2 ст. 54) устанавливает, что права и законные интересы этих лиц защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

 

Законное представительство возникает на основании: а) родительских отношений, б) административного акта при назначении опеки или попечительства и в) судебного решения при усыновлении.

Право осуществлять представительство от имени и в интересах ребенка по общему правилу имеют в равной степени оба родителя - отец и мать. Это может быть в том случае, если ребенок родился в зарегистрированном браке или при его отсутствии отцовство установлено добровольно или по судебному решению (ст. ст. 48, 49 СК РФ). Если отсутствует зарегистрированный брак и отцовство не установлено, то законным представителем ребенка будет только мать. При усыновлении ребенка двумя лицами оба усыновителя являются законными представителями ребенка. В защиту прав и интересов своих детей родители в качестве их законных представителей выступают в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).

Законное представительство опекунов и попечителей возникает на основании административного акта назначения опекуном или попечителем. Опека устанавливается над малолетними и над совершеннолетними, которые лишены в установленном законом порядке дееспособности по причине их душевной болезни или слабоумия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности либо ограничены в установленном законом порядке в дееспособности по причине злоупотребления алкоголем или наркотиками (ст. ст. 32, 33 ГК РФ). Опекуны и попечители выступают в защиту интересов подопечных в любых государственных органах, в том числе и судебных, без особых полномочий (ст. 31 ГК РФ).

 

Полномочия опекунов и попечителей вправе осуществлять не только совершеннолетние дееспособные граждане, но и соответствующие органы, если это прямо указано в законе. Так, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).

Во-вторых, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций, от имени которых в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ст. 54 КАС РФ).

Законные представители вправе поручить ведение административного дела в суде другому лицу, которое они избрали в качестве представителя. В случае если КАС РФ предусмотрено обязательное участие такого представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя (ч. ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ).

 

Представительство на основании устава, положения и других специальных основаниях (специальных законах и иных нормативно-правовых актах). Это представительство условно может быть подразделено на два вида: а) представительство организаций различной правовой природы (коммерческих и некоммерческих) и б) представительство публично-правовых образований и органов публичной власти.

Представительство от имени организации по ее административным делам в суде могут осуществлять:

 

- единоличный орган управления этой организацией; или

 

- уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации; либо

- представители организации (ч. 5 ст. 54 КАС РФ).

Представительство публично-правовых образований и органов публичной власти в действующем законодательстве структурируется следующим образом:

 

1) от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований вправе выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими правовой статус этих органов (ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане;

 

2) от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители этих органов (ч. 8 ст. 54 КАС РФ);

 

3) по требованиям, предъявленным к Правительству РФ, а также при обращении Правительства РФ в суд с


административным исковым заявлением представление его интересов в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 9 ст. 54 КАС РФ). Этот порядок определяется в разд. VIII "Порядок взаимоотношений Правительства с органами судебной власти" Регламента Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (в ред. от 05.02.2016).

 

Представительство по назначению (официальное представительство) осуществляется на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ. Оно возникает в случае отсутствия представителя:

- у административного ответчика, место жительства которого неизвестно;

- у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке; а также

- в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Такой представитель назначается судом. В качестве представителя по назначению может выступать только адвокат.

 

12.3. Полномочия судебного представителя

 

Конкретный объем полномочий представителя определяется в зависимости от двух обстоятельств: а) исходя из процессуального положения представляемого, т.е. в зависимости от объема его полномочий как стороны или заинтересованного лица; б) от объема полномочий, которыми представляемый наделил представителя.

В процессуальной науке полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия - это совокупность таких прав на процессуальные действия, которыми обладает любой представитель, выступая от имени представляемого, независимо от того, оговорены они в доверенности или нет.

 

Представитель прямо не отнесен законодателем к лицам, участвующим в деле. Однако на законодательном уровне установлено общее правило, согласно которому представитель имеет право совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в ч. 1 ст. 56 КАС РФ. Это означает, что представитель имеет такие же общие права, как и лица, участвующие в деле, за исключением права совершать действия, которые связаны с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.

Итак, выступая в процессе от имени лица, участвующего в деле, представители по общему правилу имеют объем полномочий представляемого. В число общих полномочий представителя входят, например, право знакомиться с материалами административного дела, право снимать копии с материалов дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств и иные права, связанные с возможностью участия в судебном процессе.

Судебный представитель по общему правилу не имеет права совершать процессуальные действия, влияющие на динамику судопроизводства, если эти права не были специально оговорены представляемым в доверенности. В теории процесса эти права называются специальными полномочиями представителя.

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. Это полномочия на совершение от имени представляемого лица процессуальных действий распорядительного характера. Перечень этих полномочий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Этот перечень установлен в ч. 2 ст. 56 КАС РФ и включает права, которые уполномочивают представителя:

- на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

- подачу встречного административного искового заявления;

 

- заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

- полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

- изменение предмета или основания административного иска;

- передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

- подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

 

- обжалование судебного акта;

- предъявление исполнительного документа ко взысканию;

- получение присужденных денежных средств или иного имущества.

 

В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно


или с согласия представляемого лица (ч. 2 ст. 56 КАС РФ). Существует презумпция, что представитель обладает специальными полномочиями, только если они поименованы в доверенности путем их прямого перечисления. Таким образом, каждое специальное полномочие требует оговорки в доверенности. Отсутствие такой оговорки означает, что представитель не наделен доверителем данным полномочием. В частности, в законе содержится прямое требование, чтобы в доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу было специально оговорено (ч. 3 ст. 56 КАС РФ).

 

12.4. Оформление, подтверждение и проверка полномочий представителя

 

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства. Исходя из способа оформления и подтверждения полномочий можно выделить две группы представителей: а) представители, подтверждающие свои родственные связи, профессиональный или служебный статус соответствующими официальными документами (ч. ч. 2 - 4 ст. 57 КАС РФ), и б) представители, полномочия которых на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности (ч. ч. 5 - 8 ст. 57 КАС РФ).

В первую группу входят:

- законные представители, которые предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Родители представляют свидетельство о рождении детей и паспорт, а усыновители - также решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом;

- руководители органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, которые подтверждают свои полномочия представляемыми суду документами, удостоверяющими их служебное положение;

- адвокаты, которые удостоверяют свои полномочия ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ст. 6 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации). Ордер по своей юридической природе - это не доверенность, а поручение руководителя адвокатского образования вести определенное судебное дело. Ордер дает адвокату право осуществлять только общие полномочия. Для осуществления специальных полномочий адвокат должен иметь доверенность от представляемых лиц;

- руководители организаций, которые выступают в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме (на это указывается в протоколе судебного заседания) или в заявлении, представленном в суд в письменной форме. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле (ч. 5 ст. 57 КАС РФ).

 

Во вторую группу входят представители, полномочия которых удостоверяются доверенностью, выдаваемой по общим правилам, установленным действующим законодательством (гл. 10 ГК РФ) <1>:

--------------------------------

<1> Доверенность может быть оформлена как общая либо специальная. Общая доверенность дает право представлять доверителя по неограниченному числу дел, а специальная - по конкретному делу либо на совершение конкретного процессуального действия по нему. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является ничтожной (ст. 186 ГК РФ).

 

- доверенность от имени организации, например юрисконсульту, должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Полномочия юрисконсульта, как правило, удостоверяются общей или разовой доверенностью. Полномочия на совершение действий распорядительного характера требуют в ней специальной оговорки;

- доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 7 ст. 57 КАС РФ;

- доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела (ч. 8 ст. 57 КАС РФ), удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу. Кроме того, они могут быть удостоверены:

 

1) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом;

2) управляющей организацией по месту жительства доверителя;

3) администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на лечении;

- доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения;

- доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

 

Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей (ст. 58 КАС РФ). Он решает вопрос


о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.

 

В случае признания судом полномочий представителя и допуска его к участию в судебном заседании документы, подтверждающие эти полномочия (или их копии), при необходимости приобщаются к материалам административного дела либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

К материалам административного дела могут приобщаться копии доверенности представителя, диплома об образовании, свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы юридического лица.

Проверив полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле в следующих случаях:

- если лицо, участвующее в деле, или его представитель не представили необходимых документов в подтверждение своих полномочий;

- представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным КАС РФ и другими федеральными законами;

- нарушены правила о представительстве, установленные в ст. ст. 54, 55 КАС РФ.

Об отказе в признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей указывается в протоколе судебного заседания. Суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя:

- если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя; либо

- законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом.

 






Дата: 2018-09-13, просмотров: 1250.