Объем в зачетных единицах (ЗЕ)

Министерства здравоохранения России

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра офтальмологии

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЬ) ДИСЦИПЛИНЫ

«Офтальмология хирургическая» (Б.1.В.ОД.2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –

Уровень подготовки кадров высшей квалификации -

программа ординатуры

СПЕЦИАЛЬНОСТИ /31.08.59/

«Офтальмология» 

 

Г. Тюмень

Год

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее ФГОС ВО) по специальности /31.08.59/ «Офтальмология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденными приказом N 1102 Министерство образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2014 г. N 34470).

 

 

1.Цель и задачи дисциплины

Цель формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе данных диагностических исследований и анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях органа зрения и придаточного аппарата с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.

Задачи дисциплины:

- формирование научных знаний об общих закономерностях и конкретных причинах возникновения, развития патологических процессов органа зрения и придаточного аппарата;

- изучение диагностических методов исследования;

- изучение патологического состояния органа зрения в форме отдельных болезней и состояний и в сочетании с поражением других органов и систем; принципы выявления патологических состояний в офтальмологии, проведение диагностики, хирургического лечения и профилактики интра- и постоперационных осложнений;

- внедрение в каждодневную практику врача офтальмолога современных методов диагностики, составление плана лечения пациентов в зависимости от результатов исследования;

- формирование представлений о роли высокотехнологичных методов исследования в современной клинической медицине;

- формирование представлений об общей и специфической профилактике, этиопатогенетическом лечении заболеваний органа зрения и придаточного аппарата;

- формирование знаний об иммунологических процессах, протекающих в организме человека при различных патологических состояниях, в том числе и при заболеваниях органа зрения;

- формирование методологических и методических основ клинического мышления и рациональных действий врача.

 

 

2.Место дисциплины в структуре Программы ординатуры

Дисциплина «Офтальмология хирургическая» (Б.1.В.ОД.3) относится к обязательным дисциплинам вариативной части ОПОП ВО ординатуры по специальности «Офтальмология» /31.08.59/  

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник ординатуры по дисциплине «Офтальмология хирургическая» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК).

Профессиональные компетенции характеризуются:

- готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения офтальмологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами с офтальмологической патологией (ПК-2);

- готовностью к диагностике офтальмологических заболеваний и неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

- готовностью к определению тактики ведения пациентов, нуждающихся в офтальмологической помощи, оказанию неотложной офтальмологической помощи (ДПК-1);

- готовностью к определению тактики ведения пациентов, нуждающихся в хирургической офтальмологической помощи, оказанию неотложной хирургической офтальмологической помощи (ДПК-2);

 

№ п/п В результате изучения дисциплины обучающиеся должны Оценочные средства*
  Знать: -основные принципы оценки функциональных резервов организма человека и потенциала пациентов для осуществления основных мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья; -принципы диспансеризации пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями, онкоофтальмологией, травмами; -основные и дополнительные методы обследования (лабораторную и инструментальную диагностику; -современные методы оценки состояния органа зрения, необходимые для постановки диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем; -алгоритм диагностики неотложных состояний; -классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики заболеваний органа зрения и придаточного аппарата; -причины ятрогенных осложнений и ошибки в терапевтической практике при лечении заболеваний органа зрения и его придаточного аппарата, способы их предупреждения; -показания к применению методов лечения с учетом этиотропных и патогенетических факторов; -методы лечения заболеваний органа зрения; -лекарственные средства, используемые на каждом этапе лечения заболеваний органа зрения; -алгоритм лечения заболеваний органа зрения; -стандарты и алгоритмы оказания неотложной офтальмологической помощи; -этапы операций, развитие возможных местных осложнений на различных этапах операций, их профилактика и методы устранения; -возникновение возможных осложнений после операций в раннем и позднем послеоперационном периоде, их профилактика и методы лечения; -стандарты и алгоритмы оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи; Тестовый контроль Подготовка рефератов
  Уметь: - оценить функциональное состояние пациентов для проведения реабилитационных и профилактических мероприятий; -определить у пациента наличие показаний для медицинской реабилитации и отсутствие противопоказаний для ее осуществления; -проводить обследование пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями органа зрения и придаточного аппарата, дифференциальную диагностику этих заболеваний; -распределять пациентов по диспансерным группам и осуществлять динамическое наблюдение в соотвествии со сроками диспансеризации; -интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования; -поставить диагноз согласно Международной классификации болезней на основании данных основных и дополнительных методов исследования; -проводить основные и дополнительные методы исследования при заболеваниях органа зрения и придаточного аппарата для уточнения диагноза; -предпринимать меры профилактики осложнений при лечении органа зрения; -информировать пациента об осложнениях; -установить эмоционально-психологический контакт с пациентом, мотивировать пациента к осмотру; -оценить влияние лекарственной терапии, назначаемой при заболеваниях органа зрения при течении соматических заболеваний; -осуществить выбор, обосновать необходимость применения лекарственных средств при лечении заболеваний органа зрения; -составить план лечения пациентов с заболеваниями органа зрения с учетом имеющихся соматических заболеваний; -определить состояние, требующее неотложной хирургической офтальмологической помощи; -предупреждать возникновение ошибок и осложнений при проведении офтальмологических хирургических манипуляций; -оказывать первую помощь при их возникновении; -остановить кровотечение различными методами в зависимости от источника; -осуществлять профилактику развития болевого синдрома в области лица, оказывать первую врачебную помощь при развитии болевого синдрома; -определить состояние, требующее неотложной хирургической офтальмологической помощи; -предупреждать возникновение ошибок и осложнений при проведении офтальмологических хирургических манипуляций; -оказывать первую помощь при их возникновении Собеседование по ситуационным задачам  
  Владеть: -методами оценки функционального состояния пациентов для проведения профилактических и реабилитационных мероприятий; -методами обследования пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями органа зрения и придаточного аппарата, дифференциальную диагностику этих заболеваний; -алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза пациентам с заболеваниями органа зрения на основании международной классификации болезней; -алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования; -алгоритмом выполнения дополнительных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования; -алгоритмом оказания помощи при возникновении неотложных состояний; -навыками работы: на стандартном и высокотехнологическом офтальмологическом оборудовании; -навыками работы в глобальных компьютерных сетях; -методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях; -алгоритмом лечения пациентов с заболеванием органа зрения; -мануальными навыками и техниками проведения обследования и лечения заболеваний органа зрения и его придаточного аппарата; -навыками заполнения учетно-отчетной документации врача-офтальмолога; -методами и алгоритмами оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи; -методиками остановки кровотечение; -методами профилактики развития болевого синдрома в области лица и оказания первой врачебной помощи при развитии болевого синдрома; -методами и алгоритмами оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи   Индивидуальные задания по выполнению практических навыков при осмотре пациента Собеседование по ситуационным задачам

4.Распределение трудоемкости дисциплины.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

 

Ческих часах (АЧ)

1 2   Аудиторная работа, в том числе 1,5 54 54 -   Лекции (Л) 0,25 9 9 -   Практические занятия (ПЗ)/Клинические практические занятия (КПЗ) 0,75 27 27 - Семинары (С) 0,5 18 18 -   Самостоятельная работа (СР) 0,5 18 18 -   Промежуточная аттестация   - - -   зачет/экзамен (указать З или Э)   зачет зачет -   ИТОГО: 2 72 72 -  

 

4.1 Разделы дисциплины, виды учебной работы

И формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

Л ПЗ/ КПЗ С СР всего 1 1 Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы 1 2 2 2 7 Опрос с обоснованием ответов Тестирование 2 1 Хирургическое лечение заболеваний слезных органов 1 4 2 2 9 Опрос с обоснованием ответов Тестирование 3 1 Хирургическое лечение заболеваний глазницы 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 4 1 Хирургическое лечение глаукомы 1 5 2 2 10 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 5 1 Хирургическое лечение катаракты 1 4 2 2 9 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 6 1 Хирургическое лечение косоглазия 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 7 1 Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела 1 4 3 2 10 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 8 1 Хирургия сосудистой оболочки, опухоли 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 9 1 Повреждения органа зрения, хирургическое лечение 1 2 4 2 9 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач     ИТОГО: 9 27 18 18 72  

П/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

Офтальмология хирургическая Год 1 Год 2
Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы 1 -
Хирургическое лечение заболеваний слезных органов 1 -
Хирургическое лечение заболеваний глазницы 1 -
Хирургическое лечение глаукомы 1 -
Хирургическое лечение катаракты 1 -
Хирургическое лечение косоглазия 1 -
Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела 1 -
Хирургия сосудистой оболочки, опухоли 1 -
Повреждения органа зрения, хирургическое лечение 1 -   ИТОГО: (всего - 9 АЧ) 9 -

П/№

Наименование тем практических/клинических практических занятий

Объем в АЧ

Офтальмология хирургическая Год 1 Год 2
Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы 2 -
Хирургическое лечение заболеваний слезных органов 4 -
Хирургическое лечение заболеваний глазницы 2 -
Хирургическое лечение глаукомы 5 -
Хирургическое лечение катаракты 4 -
Хирургическое лечение косоглазия 2 -
Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела 4 -
Хирургия сосудистой оболочки, опухоли 2 -
Повреждения органа зрения, хирургическое лечение 2 -   ИТОГО: (всего - 27 АЧ) 27 -

П/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

Офтальмология хирургическая Год 1 Год 2 1. Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы 2 - 2. Хирургическое лечение заболеваний слезных органов 2 - 3. Хирургическое лечение заболеваний глазницы 1 - 4. Хирургическое лечение глаукомы 2 - 5. Хирургическое лечение катаракты 2 - 6. Хирургическое лечение косоглазия 1 - 7. Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела 3 - 8. Хирургия сосудистой оболочки, опухоли 1 - 9. Повреждения органа зрения, хирургическое лечение 4 -   ИТОГО: (всего – 18 АЧ) 18 -

4.5 Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

П/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

Офтальмология хирургическая Год 1 Год 2
1. Работа с электронным модулем /по учебному плану/ 5 -
  Работа с электронным образовательным ресурсом 5 -
  Темы рефератов: 1. Хирургическое лечение заболеваний век: заворот век и трихиаз, выворот век, различные виды птоза, опухоли век, аномалии развития. 2. Хирургическое лечение заболеваний конъюнктивы: жировик (пингвекула), птеригиум, дермоид, папилломы, опухоли конъюнктивы. 3. Хирургическое лечение заболеваний слезной железы: опухоли и кисты слезных желез, смешанные опухоли, цилиндромы, саркома, аденомы и онкоцитомы, кисты, аномалии положения, атрофия и дегенерация слезной железы. 4. Диагностика и хирургическое лечение заболеваний слезного мешка и слезо-носового канала. 5. Хирургическое лечение заболеваний глазницы. Лучевая терапия. Различные виды экзентерации. Костнопластические операции на орбите. 6. Показания к хирургическому лечению глаукомы, его цель. Подготовка больных к хирургическому вмешательству (общая и местная). 7. Принцип современной патогенетической направленной хирургии (микрохирургии) при глаукоме. Выбор метода операции соответственно форме глаукомы. 8. Современные методы лечения содружественного косоглазия. Хирургический. Консервативный. Комбинированный. 9. Микрохирургическое лечение катаракт (методы и техника). Современные показания к хирургическому лечению катаракт. 10. Осложнения катаракт. Тактика врача. 11. Особенности хирургического лечения заболеваний органа зрения у больных сахарным диабетом. 12. Показания и различные виды хирургического лечения отслоек сетчатки. 13. Эндовитреальная хирургия. Предоперационная подготовка. Консервативное лечение после операций. Рецидивы, их профилактика. Показания и сроки повторных операций. 14. Хирургическое лечение заболевний сосудистой оболочки. Местная противовоспалительная терапия и пути введения лекарственных средст 15. Хирургическое лечение при повреждениях органа зрения. 16. Первичная энуклеация. Эвисцерация глазного яблока. Субатрофия глаза, тактика, лечение. 17. Глазное протезирование. Реконструктивные операции при деформациях коньюнктивальной полости и орбиты. 5 -
  Ведение медицинской документации 3 -
  ИТОГО: (всего - 18 АЧ) 18 -

 (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, и т.д.

 

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*,

виды оценочных средств:

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды Кол-во вопросов в задании Кол-во независи мых вариантов
1 2 3 4 5 6 7
1. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
2. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение заболеваний слезных органов Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
3. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение заболеваний глазницы Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
4. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение глаукомы Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
5. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение катаракты Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
6. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение косоглазия Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
7. 1 Контроль освоения темы Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
8. 1 Контроль освоения темы Хирургия сосудистой оболочки, опухоли Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
9. 1 Контроль освоения темы Повреждения органа зрения, хирургическое лечение Опрос, ситуацион-ные задачи 10 3
10. 1 Самостоятельная работа Темы - 17 Реферат 17 17
11. 1 Зачет   Тестиро-вание 20 3

5.2. Примеры оценочных средств:

Тестовые вопросы по  Офтальмологии хирургической

1. Симптомы не характерные для острого приступа первичной закрытоугольной глаукомы:

а) Отек роговицы;

б) Мелкая передняя камера;

в) Широкий эллипсовидной формы зрачок;

г) Зрачок узкий,реакция зрачка на свет сохранена.

 

2. На основании каких признаков проводится дифферинциальная диагностика первичной открытоугольной и закрытоугольной глаукомы:

а) Глубина передней камеры;

б) Открытие угла передней камеры;

в) Состояние радужки;

г) Состояние диска зрительного нерва.

 

3. Для первичной открытоугольной глаукомы не характерны следующие изменения в радужке:

а) Диффузная атрофия зрачкового пояса радужки;

б) Сектроральная атрофия стромы радужки;

в) Выщелачивание пигмента зрачковой каймы;

г) Новообразование сосуды радужки.

 

4. Тактика врача при факоморфической глаукоме:

а) Применение общей и местной гипотензивной терапии;

б) Экстракция катаракты;

в) Базальная иридэктомия;

г) Синусотрабекулэктомия.

 

5. В дифференциальной диагностике острого приступа глаукомы и строго иридоциклита с гипертензией важны:

а) Жалобы;

б) Характер передней камеры;

в) Величина зрачка;

г) Состояние радужки;

д) Преципитаты.

 

6. Больной К. поступил в кабинет неотложной офтальмологической помощи со следующей симптоматикой: отек и гематома век, сужение глазной щели, экзофтальм, ограничение подвижности глазного яблока книзу и к носу, птоз, подкожная эмфизема с крепитацией в области левого глаза. Наиболее вероятный диагноз:

а) атрофия ретробульбарной клетчатки;

б) воспаление ретробульбарного пространства;

в) гематома орбиты;

г) перелом стенок глазницы;

д) миозит прямых мышц глаза.

 

7. Перелом медиальной стенки глазницы характеризуется;

а) осколочным переломом со смещением отломков костей кзади и кнаружи;

б) разрывом медиальной связки угла глазной щели;

в) смещением слезного мешка;

г) выступанием в пазуху решетчатой кости;

д) всем перечисленным.

 

8. Клиническая и рентгенографическая картина перелома боковой стенки глазницы включает в себя:

а) крепитацию;

б) диплопию;

в) опущенный боковой угол глазной щели, смещение лобно-скуловой структурной зоны;

г) анестезию второй ветви 5-го черепного нерва;

д) все перечисленное.

 

9. Сочетанной травмой глаза называется:

а) проникающее ранение глазного яблока с внедрением инородного тела;

б) контузия глазного яблока, осложненная гемофтальмом и сублюксацией хрусталика;

в) повреждение органа зрения, при котором одновременно происходит травма других органов;

г) все перечисленное.

 

10. Особенностями рваных ран мягких тканей околоорбитальной области являются:

а) выпадение жировой клетчатки;

б) повреждение наружных мышц глаза;

в) ранение слезной железы;

г) опущение верхнего века и офтальмоплегия, экзофтальм;

д) все перечисленное.

 

11. Метод проверки ретинальной остроты зрения служит для:

а) более точного определения рефракции у больного;

б) исследования зрения до операции;

в) исследования зрения после операции;

г) определение возможного оптического исхода после операции.

 

12. Эндотелиальная микроскопия проводится у больных с катарактой с целью:

а) определения плотности заднего эпителия роговицы в 1 квадратном мм;

б) определения хирургической тактики лечения;

в) выбора метода экстракции катаракты;

г) профилактика и выявления отдельных осложнений в роговице;

д) всего перечисленного.

 

13. К операциям кератофакии прибегают с целью коррекции:

а) высокой степени миопии;

б) высокой степени гиперметропии;

в) афакии;

г) всего перечисленного, кроме «а».

д) полных катаракт.

 

14. Толщину хрусталика и длину передней оси глаза можно определить:

а) с помощью биомикроскопии;

б) с помощью пахиметрии;

в) посредством ультразвуковой эхоофтальмографии;

г) посредством рентгенологического метода; с помощью рефрактометра.

 

15. Электофизиологические исследования сетчатки и зрительного нерва при катаракте необходимы для:

а) прогноза зрения после экстракции катаракты;

б) определения хирургической тактики лечения;

в) определения необходимости проведения курса консервативной терапии перед операцией;

г) выработки постхирургической тактики лечения;

д) всего перечисленного.

 

16. Клинические признаки эмфиземы век включают:

а) крепитацию;

б) отек;

в) целостность кожных покровов;
г) все перечисленное верно.

 

17. Отличие эмфиземы век от воспалительного отека характеризуется:

а) наличием гиперемии кожи век;

б) болезненностью при пальпации век;

в) наличием крепитации;

г) всем перечисленным;

д) только "а" и "б".

 

18. Ангионевротический отек Квинке характеризуется:

а) отеком век одного глаза, распространяющимся на кожу лица;

б) чаще развивается на верхнем веке;

в) точечными поверхностными помутнениями роговицы;
д) всем перечисленным.

 

19. Травматический отек век сопровождается:

a) обширными подкожными кровоизлияниями с синюшным оттенком;

б) блефароспазмом и слезотечением;

в) зудом;

г) всем перечисленным;

д) только б и в

 

20. К клиническим признакам абсцесса ве­ка относятся:

а) локальный отек век;

б) локальная гиперемия век;

в) разлитая гиперемия и инфильтрация век;

г) все перечисленное;

д) только "а" и "в".

 

Правильные ответы к тестовым заданиям



Количество экземпляров

На кафедре В библиотеке

Основная литература

Клиническая анатомия органа зрения человека. Сомов Е.Е. 3-е издание, перераб., доп М.: Медпресс-информ, 2005 – 136 стр., илл.   50
Клиническая офтальмология Сомов Е.Е. М.: МЕДпресс-информ, 2005 – 392 стр., илл.   20
Рухлова С.А. Основы офтальмологии: Учебная литература для студентов медицинских ВУЗов.- 2-е дополненное издание.- Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2006, 200 с.   200

Дополнительная литература

Национальное руководство по офтальмологии. Под ред. Аветисова С.Э. М.: 2008г. 10  
Клиническая физиология зрения. Под ред. Шамшиновой А.М., Яковлева А.А., Романовой Е.В., Андреевой Т.А. М.: «ПБОЮЛ», 2006. – 572 стр. 5  
Глаукомная оптическая нейропатия. Курышева Н.И. М.: «МЕДпресс-информ», 2006 – 136 стр 20  
Зрительные функции и их коррекция у детей.                                                                 Под ред. Аветисова С.Э., Кащенко Т.П., Шамшиновой А.М. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005 – 872 стр., илл. 10  
Клиническая офтальмология. Кански Д.Дж. пер. с англ. Под общ. Ред. Еричева В.П. М.: «Логосфера», 2006 – 733 стр. 5  
Клинический атлас травмы глаза (иллюстрированный справочник). Гундорова Р.А., Кашников В.В., Неров В.В. М.: 2005г. 5  

7 . Содержание дисциплины:

 

Электронные источники

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы в интернете:

 

1. www.consilium-medicum.com

2. www.pubmed.org

3. www.eyenews.ru 

4. www.atlasophthalmology.com

 

ЭБС консультант врача

  1. Клинический атлас патологии глазного дна. - 4-е изд., стер. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 120 с.: ил.
  2. Микроинвазивная хирургия переднего отрезка глаза: руководство. Шантурова М.А., Сташкевич С.В., Щуко А.Г., Малышев В.В. 2010. - 128 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста")
  3. Национальное руководство по глаукоме: для практикующих врачей / Под ред. проф. Е.А. Егорова, проф. Ю.С. Астахова, проф. А.Г. Щуко. - Изд. 2е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 280 с. : ил.
  4. Офтальмология: учебник. Тахчиди Х.П., Ярцева Н.С., Гаврилова Н.А., Деев Л.А. 2011. - 544 с.: ил
  5. Офтальмология: национальное руководство / Под ред. С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 944 с. - (Серия "Национальные руководства").
  6. Офтальмология в вопросах и ответах: учебное пособие. Гаврилова Н.А., Гаджиева Н.С., Иванова З.Г. и др. / Под ред. Х.П. Тахчиди. 2009. - 336 с.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Наименование подразделения Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и прочее с перечнем основного оборудования
Кафедра Учебные кабинеты с комплексом учебно-методического обеспечения. Методические пособия, учебные задания, тестовые задания. Ноутбуки, мультимедийные проекторы, компьютерное оборудовани, Тестовые вопросы и ситуационные задачи
ЛПУ г. Тюмени Офтальмологические отделения ЛПУ Мультимедийные проекторы, компьютерное оборудование Диагностическое и лечебное оборудование смотровых и операционных, процедурных кабинетов. Бинокулярные лупы, микроскопы, обучающие диагностические и лечебные компьютерные программы.

*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

 

Министерства здравоохранения России

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра офтальмологии

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЬ) ДИСЦИПЛИНЫ

«Офтальмология хирургическая» (Б.1.В.ОД.2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –

Уровень подготовки кадров высшей квалификации -

программа ординатуры

СПЕЦИАЛЬНОСТИ /31.08.59/

«Офтальмология» 

 

Г. Тюмень

Год

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее ФГОС ВО) по специальности /31.08.59/ «Офтальмология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденными приказом N 1102 Министерство образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.10.2014 г. N 34470).

 

 

1.Цель и задачи дисциплины

Цель формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе данных диагностических исследований и анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях органа зрения и придаточного аппарата с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.

Задачи дисциплины:

- формирование научных знаний об общих закономерностях и конкретных причинах возникновения, развития патологических процессов органа зрения и придаточного аппарата;

- изучение диагностических методов исследования;

- изучение патологического состояния органа зрения в форме отдельных болезней и состояний и в сочетании с поражением других органов и систем; принципы выявления патологических состояний в офтальмологии, проведение диагностики, хирургического лечения и профилактики интра- и постоперационных осложнений;

- внедрение в каждодневную практику врача офтальмолога современных методов диагностики, составление плана лечения пациентов в зависимости от результатов исследования;

- формирование представлений о роли высокотехнологичных методов исследования в современной клинической медицине;

- формирование представлений об общей и специфической профилактике, этиопатогенетическом лечении заболеваний органа зрения и придаточного аппарата;

- формирование знаний об иммунологических процессах, протекающих в организме человека при различных патологических состояниях, в том числе и при заболеваниях органа зрения;

- формирование методологических и методических основ клинического мышления и рациональных действий врача.

 

 

2.Место дисциплины в структуре Программы ординатуры

Дисциплина «Офтальмология хирургическая» (Б.1.В.ОД.3) относится к обязательным дисциплинам вариативной части ОПОП ВО ординатуры по специальности «Офтальмология» /31.08.59/  

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник ординатуры по дисциплине «Офтальмология хирургическая» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК).

Профессиональные компетенции характеризуются:

- готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения офтальмологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами с офтальмологической патологией (ПК-2);

- готовностью к диагностике офтальмологических заболеваний и неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

- готовностью к определению тактики ведения пациентов, нуждающихся в офтальмологической помощи, оказанию неотложной офтальмологической помощи (ДПК-1);

- готовностью к определению тактики ведения пациентов, нуждающихся в хирургической офтальмологической помощи, оказанию неотложной хирургической офтальмологической помощи (ДПК-2);

 

№ п/п В результате изучения дисциплины обучающиеся должны Оценочные средства*
  Знать: -основные принципы оценки функциональных резервов организма человека и потенциала пациентов для осуществления основных мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья; -принципы диспансеризации пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями, онкоофтальмологией, травмами; -основные и дополнительные методы обследования (лабораторную и инструментальную диагностику; -современные методы оценки состояния органа зрения, необходимые для постановки диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем; -алгоритм диагностики неотложных состояний; -классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики заболеваний органа зрения и придаточного аппарата; -причины ятрогенных осложнений и ошибки в терапевтической практике при лечении заболеваний органа зрения и его придаточного аппарата, способы их предупреждения; -показания к применению методов лечения с учетом этиотропных и патогенетических факторов; -методы лечения заболеваний органа зрения; -лекарственные средства, используемые на каждом этапе лечения заболеваний органа зрения; -алгоритм лечения заболеваний органа зрения; -стандарты и алгоритмы оказания неотложной офтальмологической помощи; -этапы операций, развитие возможных местных осложнений на различных этапах операций, их профилактика и методы устранения; -возникновение возможных осложнений после операций в раннем и позднем послеоперационном периоде, их профилактика и методы лечения; -стандарты и алгоритмы оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи; Тестовый контроль Подготовка рефератов
  Уметь: - оценить функциональное состояние пациентов для проведения реабилитационных и профилактических мероприятий; -определить у пациента наличие показаний для медицинской реабилитации и отсутствие противопоказаний для ее осуществления; -проводить обследование пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями органа зрения и придаточного аппарата, дифференциальную диагностику этих заболеваний; -распределять пациентов по диспансерным группам и осуществлять динамическое наблюдение в соотвествии со сроками диспансеризации; -интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования; -поставить диагноз согласно Международной классификации болезней на основании данных основных и дополнительных методов исследования; -проводить основные и дополнительные методы исследования при заболеваниях органа зрения и придаточного аппарата для уточнения диагноза; -предпринимать меры профилактики осложнений при лечении органа зрения; -информировать пациента об осложнениях; -установить эмоционально-психологический контакт с пациентом, мотивировать пациента к осмотру; -оценить влияние лекарственной терапии, назначаемой при заболеваниях органа зрения при течении соматических заболеваний; -осуществить выбор, обосновать необходимость применения лекарственных средств при лечении заболеваний органа зрения; -составить план лечения пациентов с заболеваниями органа зрения с учетом имеющихся соматических заболеваний; -определить состояние, требующее неотложной хирургической офтальмологической помощи; -предупреждать возникновение ошибок и осложнений при проведении офтальмологических хирургических манипуляций; -оказывать первую помощь при их возникновении; -остановить кровотечение различными методами в зависимости от источника; -осуществлять профилактику развития болевого синдрома в области лица, оказывать первую врачебную помощь при развитии болевого синдрома; -определить состояние, требующее неотложной хирургической офтальмологической помощи; -предупреждать возникновение ошибок и осложнений при проведении офтальмологических хирургических манипуляций; -оказывать первую помощь при их возникновении Собеседование по ситуационным задачам  
  Владеть: -методами оценки функционального состояния пациентов для проведения профилактических и реабилитационных мероприятий; -методами обследования пациентов с воспалительными, дистрофическими заболеваниями органа зрения и придаточного аппарата, дифференциальную диагностику этих заболеваний; -алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза пациентам с заболеваниями органа зрения на основании международной классификации болезней; -алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования; -алгоритмом выполнения дополнительных врачебных диагностических, инструментальных методов исследования; -алгоритмом оказания помощи при возникновении неотложных состояний; -навыками работы: на стандартном и высокотехнологическом офтальмологическом оборудовании; -навыками работы в глобальных компьютерных сетях; -методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях; -алгоритмом лечения пациентов с заболеванием органа зрения; -мануальными навыками и техниками проведения обследования и лечения заболеваний органа зрения и его придаточного аппарата; -навыками заполнения учетно-отчетной документации врача-офтальмолога; -методами и алгоритмами оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи; -методиками остановки кровотечение; -методами профилактики развития болевого синдрома в области лица и оказания первой врачебной помощи при развитии болевого синдрома; -методами и алгоритмами оказания неотложной хирургической офтальмологической помощи   Индивидуальные задания по выполнению практических навыков при осмотре пациента Собеседование по ситуационным задачам

4.Распределение трудоемкости дисциплины.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

 

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академии

Ческих часах (АЧ)

1 2   Аудиторная работа, в том числе 1,5 54 54 -   Лекции (Л) 0,25 9 9 -   Практические занятия (ПЗ)/Клинические практические занятия (КПЗ) 0,75 27 27 - Семинары (С) 0,5 18 18 -   Самостоятельная работа (СР) 0,5 18 18 -   Промежуточная аттестация   - - -   зачет/экзамен (указать З или Э)   зачет зачет -   ИТОГО: 2 72 72 -  

 

4.1 Разделы дисциплины, виды учебной работы

И формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

Л ПЗ/ КПЗ С СР всего 1 1 Хирургическое лечение заболеваний век и конъюнктивы 1 2 2 2 7 Опрос с обоснованием ответов Тестирование 2 1 Хирургическое лечение заболеваний слезных органов 1 4 2 2 9 Опрос с обоснованием ответов Тестирование 3 1 Хирургическое лечение заболеваний глазницы 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 4 1 Хирургическое лечение глаукомы 1 5 2 2 10 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 5 1 Хирургическое лечение катаракты 1 4 2 2 9 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 6 1 Хирургическое лечение косоглазия 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 7 1 Хирургическое лечение заболеваний сетчатки и стекловидного тела 1 4 3 2 10 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 8 1 Хирургия сосудистой оболочки, опухоли 1 2 1 2 6 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач 9 1 Повреждения органа зрения, хирургическое лечение 1 2 4 2 9 Опрос с обоснованием ответов Решение ситуационных задач     ИТОГО: 9 27 18 18 72  

Дата: 2018-09-13, просмотров: 40974.