На Южном Кавказе всюду распространены бронзовые топоры и копья. Появляются бронзовые мечи, иногда с загнутой рукоятью. Стрелы чаще обсидиановые
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Племена ранней бронзы, жившие на Северном Кавказе, оставили поселения и курганы майкопской культуры III тысячелетия до н. э., начало которой относится к энеолиту (названа по первому раскопанному кургану, находившемуся в г. Майкопе). Насыпь имела высоту 11 м, под ней оказалась широкая могильная яма, разделенная перегородкой пополам, а одна из этих половин, в свою очередь, была разделена на две части. Во всех камерах обнаружено по одному скорченному и окрашенному костяку. Главное погребение находилось в большой камере. Покойник был усыпан золотыми бляшками с дырочками для пришивания к ткани или к коже. Можно думать, что этими бляшками украшался балдахин, который поддерживали шесть серебряных трубок, найденных там же. Четыре из них украшены литыми изображениями быков: две — золотыми, две — серебряными. На черепе были две золотые диадемы с розетками. В могиле стояли золотые и серебряные сосуды. Два сосуда замечательны по имеющимся на них чеканным изображениям. На одном из них изображен пейзаж, причем некоторые сравнивают его с видом Кавказского хребта из Майкопа. На втором сосуде изображены животные. В малых камерах лежали скелеты, вероятно, убитых жен, при них были золотые серьги и бусы.

На высокой равнине над р. Белой (Северный Кавказ) расположено также относящееся к майкопской культуре поселение Мешоко, окруженное каменной стеной. Дома были глинобитные. В культурном слое много костей; почти все из них принадлежат домашним животным — свинье, корове, овце. Скот составлял главное богатство жителей поселка. Земледельческие орудия представлены зернотерками, пестами ступок, вкладышами серпов. По материалам Мешоко можно судить и о домашних занятиях, достигавших значительного развития. Сосуды, хотя еще и лепленые от руки, сформованы хорошо, тщательно отделаны стрелы, красивы каменные браслеты.

Майкопскую культуру на рубеже III и II тысячелетий до н. э. сменила северокавказская. Она представлена в основном погребальными памятниками и занимала территорию от Черного моря до Дагестана, выходя в Кубанскую степь. Северокавказская культура еще более, чем майкопская, насыщала восточноевропейские степи закавказским металлом. Особенно тесными были связи с племенами катакомбной культуры (см. ниже). Несомненно, что северокавказские племена развивали собственную металлургию. Древние рудные разработки известны в Теберде, Хабезе и др.

В горных районах Северного Кавказа — Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии — в конце бронзового века появляется кобанская культура, возникшая здесь при участии племен северокавказской культуры. Кобанскими племена называются по могильнику у аула Кобан. Изучены главным образом погребения. Они скорчены, лежат в могильных ямах, обложенных каменными плитами и перекрытыми такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда с гравировкой, а на ноги — спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятками, изящные дважды изогнутые боевые топоры. На женских скелетах тоже обнаружены бронзовые пояса и спиральные браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Могильники этой культуры считают родовыми кладбищами; классов еще нет.

Металлургия кобанской бронзы — одна из лучших на территории СССР, но уже близок век железа, в который заходит основная часть существования этой культуры. Некоторые бронзовые предметы инкрустированы новым металлом — железом. Главным занятием было овцеводство; лошадь широко использовалась для верховой езды. Дата кобанских погребений — XI—VII вв. до н э.

Билет 27. Катакомбная культура (р.бронза)

Катакомбная культура – пришла на смену древнеямной культуре. Её название происходит от встречающейся под курганными насыпями формы могильной ямы – с ответвлением в сторону. В этих ответвлениях хоронили покойников в скорченном положении, причём вход в катакомбы закладывали брёвнами или камнями, а яму тоже засыпали камнями. Часто погребения производились в обычных ямах.

Катакомбники появились в степях Причерноморья в начале II тысячелетия до н.э. И на основной территории между Волгой и Днепром исчезает в середине II тысячилетия до н.э. Вероятно, катакомбные племена были ассимилированы срубными. Но в Приазовье, на Северном Кавказе и в Крыму катакомбные племена жили ещё долго.

Наиболее устойчивым признаком культуры служит керамика в виде специфических горшков и банок (почти цилиндров) со шнуровым орнаментом и налепами. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом.

Катакомбные поселения часто вытянуты вдоль реки на несколько сот метров. Поймы рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия, а в реках ловили рыбу, кости которой на поселениях встречаются во множестве. Культурный слой на поселениях толстый: люди жили осёдло. Основой хозяйства было развитое пастушеское скотоводство. Разводили овец, коров, лошадей, кости которых встречаются и в катакомбных погребениях. Развито и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, серповидных кремневых ножей, роговых мотыг, зернотёрок. В погребениях найдены зёрна проса.

Самым характерным предметом катакомбной культуры являются сверлёные полированные топоры. Были и средства передвижения. В погребении, раскопанном в нашей области, найдена большая четырёхколёсная повозка.

Иногда в катакомбных погребениях находят парные захоронения, т.е. погребения мужчины и женщины. Несколько раз на голове женщины прослеживался след смертельной раны. Толкования этого обычая различны. Одни видят в нём убийство рабыни-наложницы. Другие считают, что при погребении мужа убивали его жену. Встречаются случаи, когда при одном мужчине погребено несколько женщин, что говорит о многожёнстве.

В 1994 г. на острове Поречный было обнаружено погребение катакомбной культуры. В нем был сильно истлевший скелет в положении скорчено, на правом боку, головой на восток. Дно камеры было посыпано охрой. Инвентарь составляла глиняная миска, украшенная оттисками тесьмы и кусок охры.

 

 

Билет 28. Срубная культура (поздняя бронза)

Сру́бная культу́рно-истори́ческая о́бщность — этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII—XII вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом. Была изначально выделена как культура в 1901—1903 гг. В. А. Городцовым , но в 1970-х гг. Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской (XVIII—XV вв. до н. э.) и бережновско-маёвской (XVII—XII вв. до н. э) срубных культур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные. Некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла. Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.

Покровская - Эпонимным памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П. С. Рыковым в 20-х гг. XX в. у г. Покровск. Датируется культура XVIII—XV вв. до н. э. Выделяют два периода её бытования: ранний (XVIII—XVI вв. до н. э.) и поздний (XVI—XV вв. до н. э.). Памятники покровской срубной культуры представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и единичными случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на береговых террасах и небольших возвышениях в пойме. Наиболее изученные — Усово озеро. В большинстве случаев жилые и хозяйственные постройки на поселении образуют линию вдоль края террасы или возвышения. Центральная часть поселения имела менее плотную застройку. Количество жилищ на поселении могло достигать от 10 до 20 единиц. Жилища представлены наземными постройками, полуземлянками и землянками каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. Керамический комплекс культуры представлен преимущественно острорёберными горшками с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, меандра, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур, нанесённых зубчатым штампом. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречается шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений.

Бережновско-маёвской - распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепропетровск . Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях.Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги. Керамика представлена баночными, горшковидными и острореберными сосудами с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур.

 

Билет 29. Андроновская культура (бронза)

Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска , где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Алексеевское поселение на р. Тобол, в каждой землянке имелись ямы-хранилища: каменные – для отопления, глиняные – для приготовления пищи. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи. Человек в эпоху бронзы уже сознательно выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1002.