Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и раскрытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учет добавочного капитала: формирование и использование

Добавочный капитал – это стоимость имущества, включая денежные средства, внесенные сверх зарегистрированного уставного капитала, а также до оценки имущества из-за инфляции и др. аналогичные суммы.

Добавочный каптал складывается из следующих составляющих:

1. эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций, по цене, которая превышает их номинальную стоимость и дополнительной эмиссии акций;

2. прироста стоимости имущества при переоценке;

3. курсовых разниц, возникающих при внесении учредителей вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

83.1 Прирост стоимости имущества по переоценки;

83.2 Эмиссионный доход;

83.3 Курсовые разницы.

Эмиссионный доход – это средства, полученные акционерным обществом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости.

При переоценки имущества его стоимость может, как уменьшаться, так и увеличиваться.

Типовые корреспонденции:

Д01 К83.1 – увеличение стоимости имущества при переоценке.

Д83.1 К01 – уменьшение стоимости имущества при переоценке.

Д50, 51, 52 К83.2 – получен организацией эмиссионный доход.

Д83 К80 – увеличение уставного капитала за счет добавочного.

Д83 К01, 04 и т.д. – погашение стоимости внеоборотных активов, появившихся в результате их переоценки.

Д83 К75 – распределение капитала между учредителями.

Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» организуется т.о., что все пользователи получают информацию по источникам образования и направлениям использования средств.

Учет НДС по приобретенным ценностям

Синтетический учет ведется на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По Д счета 19 отражают сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям при наличии счет-фактуры, где сумма НДС выделена отдельной строкой и отдельной графой (если сумма НДС не выделена в расчетных документах, то расчетным путем к учету не принимается) в корреспонденции соответствующего счета учета расчетов (60,76). По К сч.19 налог списывают на уменьшение расчетов с бюджетом (возмещение из бюджета), при следующих условиях - наличие счет-фактуры, материальные, внеоборотные активы должны быть использованы в производстве. В этом случае производится запись Д68 К19. Приобретенное имущество должно быть принято к учету (оприходовано), если материальные ценности направлены на непроизводственные нужды предприятия (содержащие объекты соц.культуры, быта), то в этом случае сумму по приобретенным ценностям списывают за счет соответствующих источников финансирования указанных объектов. Например: за счет целевого финансирования Д86 К19; за счет чистой прибыли Д84 К19. Не возмещаемые суммы НДС, подлежат списанию на счета учета затрат на производство (20,23,25,26,29,44 и т.д.). Сумма НДС по приобретенным ценностям при обнаружении недостач, потерь, хищении, списывают в Д94 с последующим отнесением на виновное лицо. По мере необходимости организации могут открывать субсчета самостоятельно, и, следовательно, предусмотреть в учетной политике предприятия, в рабочем плане счетов.

К счету 19 могут открываться следующие субсчета:

1. НДС по приобретенные основным средствам,

2. НДС при поступлении НМА,

3. НДС по приобретенным МПЗ.

Типовые корреспонденции:

Д10 К60 - Получен счет поставщика за материалы.

Д19 К60 - Отражена сумма НДС по приобретенным ценностям.

Д41 К76 - Товары, полученные от разных предприятий физическому лицу, Д19 К76 - При наличии счет-фактуры (физ. лица не являются плательщиками НДС, значит принять к учету сумму НДС нельзя).

Д68 К19 - Сума НДС зачтена, возмещена, списана на уменьшение расчетов с бюджетом (оприходованы ценности производственного назначения).

Д08 К19 - Сумма НДС отнесена на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС непроизводственного назначения.

Д20 К19 - Сумма НДС по приобретенным ценностям отнесена на увеличение производственной с/с продукции, которая не облагается НДС.

Д44 К19 - Сумма НДС отнесена на увеличение расходов по продажам при реализации продукции.

Д94 К19 - Списана сумма НДС по недостающим ценностям.

Д91 К19 - На увеличение расходов связанных с прочими продажами отнесены суммы НДС, не подлежащие вычету.

Д99 К19 - Суммы НДС по приобретенным ценностям, стоимость которых утрачена в результате чрезвычайных обстоятельств.

Учет основных средств

Основные средства – часть имущества, которая используется в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости:

1) Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату признается сумма фактических затрат организации на приобритение5, сооружение, изготовление;

2) Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная учредителями;

3) Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, корме случаев, установленных законодательством. Организация имеет право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающей разницы на добавочный капитал организации.

Поступление основных средств за плату отражают актом приемки-передачи основных средств, на основе которого бухгалтер составляет инвентарную карточку. Поступление основных средств отражают следующей проводкой:

Д08К60- стоимость приобретенных основных средств без учета НДС;

Д19К60- НДС по приобретенным основным средствам;

Д08К60(76,70)- расходы, связанные с приобретением основных средств и доведением их до состояния, пригодного к использованию;

Д01К08-введены в эксплуатацию основных средств.

Объекты ОС выбывают в результате продажи, обмена, морального или физического износа, передачи в УК других организаций, при авариях, стихийных бедствиях, передачи по договору дарения. При любой продаже имущества выписывается счет-фактура и акт о передаче имущества. Затем выписывается акт о выбытии основных средств, делается отметка в инвентарной карточке о том, что объект выбыл.

Д01 «Выбытие объектов ОС»К01- первоначальная стоимость основных средств

Д02К 01«Выбытие»-амортизация выбывшего объекта

Д91.2К01 «Выбытие»-остаточная стоимость

Д91.2К70(69)-начисление зарплаты работникам, занимающихся ликвидацией основных средств, и ЕСН

Д91.2К25-списаны ОПР, связанные с выбытием основных средств

Д62К91.1-выставлен счет покупателю основных средств

Д91.2К68-НДС с суммы выручки

Определение финансового результата:

Д91.9К99-выявлена прибыль от выбытия

Д99К91.9-выявлен убыток от выбытия

Затраты на строительство объектов основных средств в бухгалтерском учете.

Подрядчик - юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство; застройщик - инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству.

Застройщики и подрядчики при выполнении договоров на строительство должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:

У застройщика:

- незавершенное строительство;

- завершенное строительство;

- авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство; финансовый результат деятельности;

У подрядчика:

- затраты по выполнению подрядных работ по объектам учета в отчетном периоде и с начала выполнения договора на строительство;

- незавершенное производство в разрезе объектов учета, в том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство;

- доходы, полученные от заказчика за сданные им объекты, по договору на строительство;

- финансовый результат по работам, выполненным по договору на строительство;

- авансы, полученные от застройщиков в счет выполняемых работ.

В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости, которая может рассчитываться:

а) на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;

б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

Затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением, вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору. В состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы, связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору. Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.

При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента.

Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство. Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения. Подрядчик может до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата.

Расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов.

Затраты подрядчика, производимые в процессе строительства, включают ожидаемые неизбежные издержки в тех случаях, когда они в согласованных с застройщиком размерах включаются в договорную стоимость строительства объекта. В затраты подрядчика могут также включаться расходы по образованию резервов на покрытие предвидимых расходов и потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ, возникающие как на стадии производства работ, так и по их завершении и сдаче застройщику. Неизбежные издержки и резервы на покрытие предвидимых расходов и потерь создаются в тех случаях, когда расходы, связанные с этим, могут быть достоверно оценены.

Финансовый результат у застройщика по деятельности, связанной со строительством, образуется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах и фактическими затратами по его содержанию. В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.

Доход может определяться по отдельным выполненным работам и по объекту строительства. При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам может применяться метод Доход по стоимости работ по мере их готовности. В случае определения дохода после завершения всех работ на объекте строительства применяется метод Доход по стоимости объекта строительства.

08-3 «Строительство объектов основных средств» - затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

Фактор «себестоимость»

Пс = - В1(УС1 – УС0) \ 100,

где УС1, УС0 – доля себестоимости в выручке, %.

Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и раскрытия

Учетная политика - это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета.

С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Учетная политика не должна быть излишне перегружена информацией. В ней следует раскрывать лишь те способы учета, использование которых предполагает выбор одного из возможных вариантов.

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы учетной политики организации, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно статье 6 названного закона учетная политика включает:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

3) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обязательств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в том числе и числящееся на забалансовых счетах, и все виды финансовых обязательств.

4) правила документооборота и технология обработки учетной информации.

5) порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. Она может быть представлена отделом внутреннего аудита или ревизионной комиссией. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками.

При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Основные требования учетной политики:

1. Полнота. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться абсолютно все хозяйственные операции.

2. Своевременность. Данный принцип предполагает, что каждую операцию следует учитывать в том периоде, в котором она совершена, независимо от времени фактического получения или выплаты денег.

3. Непротиворечивость, состоящая в необходимости совпадения данных аналитического и синтетического учета.

4. Рациональность. Затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации.

5. Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в Пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения в учетной политике возможны лишь в случаях изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и др.).

6. Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В отличие от изменений дополнения в учетную политику могут вноситься в течение всего текущего года. Так, дополнением является утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций (фактов хозяйственной деятельности), которые впервые возникли в деятельности организации и схема учета которых ранее не была установлена.

7. Осмотрительность, состоящая в приоритете признания организацией своих расходов и обязательств перед возможными доходами.

8. Приоритет содержания перед формой. При учете операций первостепенную роль играет их экономическое содержание.

9. Имущественная обособленность организации, означающая, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Способы ведения учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации. Следовательно, разработать учетную политику надо до регистрации организации, а утвердить - в течение 90 дней со дня регистрации.

В соответствии с п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Такими пользователями являются, например, инвесторы, вкладчики банков, государство.

Существуют два возможных способа раскрытия учетной политики:

- публикация в печати;

- отражение в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Кроме того, все организации при формировании годовой бухгалтерской отчетности должны включать в нее пояснительную записку, содержащую сведения об учетной политике на предстоящий год.

Особое внимание в пояснительной записке следует уделить изменениям учетной политики на год, следующий за отчетным.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 227.