Учебно-методический комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ростов-на-Дону


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Албастова Л.Н., Мантурова А.Л.

Теория управления. Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. 60 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с учебными планами, требованиями Государственного образовательного стандарта и реализует авторскую концепцию.

Предназначен для студентов СКАГС всех форм обучения по специальности ГМУ.

 

 

Печатается по решению кафедры

Протокол № 2 от 1 сентября 2010 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие сведения о курсе......…………………………………………….
Учебно-тематический план.....……………………………………….....
Программа курса………………………………………….....…………...
Планы семинарских занятий………………………..…………………...
Рекомендуемая литература…......…….…………………………………
Темы курсовых работ………...........…………………………………….
Вопросы к экзамену……………………………………………....……..
Тесты...........................................................................................................
Глоссарий....................................................................................................

 

 


 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Теоретическую базу современного менеджмента составляет, прежде всего, теория управления. Это относительно молодая наука, её становление и развитие приходится главным образом на XX век.

Теория управления имеет свой предмет исследования - она изучает законы, закономерности, принципы организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, то есть управленческие отношения, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления, а также способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Основная задача теории управления - регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинно-следственных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций в решении управленческих проблем.

Выполняя гносеологическую функцию, а в практике управления диагностическую функцию, теория управления выходит на практический, прикладной уровень, формируя различные методы управления, в том числе и такие алгоритмизированные методы управления сложным объектом, как технологии эффективного менеджмента.

Теория управления в соответствии с государственным стандартом является общепрофессиональной дисциплиной для подготовки менеджеров.

Цели изучения теории управления- это формирование знаний, навыков и умений, развитие способностей, позволяющих выпускникам СКАГС осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

1 - управленческая; 2 - организационная; 3 - методическая;

4 - диагностическая; 5 - инновационная.

Задачи курса теории управления:

I. Способствовать пониманию:

- сущности и социальной значимости профессии менеджер;

- места и роли курса как в системе социальных и управленческих знаний, так и в формировании профессиональных качеств менеджера.

II. Развивать способности:

- определять цели организации и эффективно использовать человеческие ресурсы для их достижения;

- разрабатывать стратегические и тактические планы;

- управлять поведением сотрудников, принимая творческие и нестандартные управленческие решения;

- действовать по ситуации, используя разные способы управленческого воздействия;

- формировать эффективную управленческую команду.

III. Вооружать как знаниями теоретических основ управления, так и навыками эффективных технологий менеджмента:

- создавать предпринимательский тип организационного поведения;

- управлять организационными инновациями;

- формировать конструктивную организационную культуру, позволяющую вносить максимальный вклад в достижение целей организации.

IV. Научить проводить диагностику состояния управления в организации:

- конструктивно взаимодействовать с консультантами по управлению;

- уметь налаживать обратную связь в управлении;

- сигнализировать о наличии дисфункций в управлении;

- делать выводы о формировании организационных патологий;

- формулировать проблемы в управлении, предлагать варианты их оптимального решения.

Обучать управлению означает вырабатывать у студента умение действовать, а не только передавать ему знания о том, как надо действовать.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование темы занятия Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения 2-е высшее образование ФПК
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
Предмет, метод, цели курса «Теория управления» -      
Теория и практика управления в системе научного знания -            
Характеристика управленческого труда. Функции управления -          
Управленческая деятельность: сущность, содержание -      
Методология исследования управленческой деятельности -      
Основные категории теории управления -        
Эволюция теории и практики управления -        
Теория управления: проблемы становления и развития -            
Функция планирования в менеджменте -            
Сущность, принципы, процедуры функции планирования -            
Стратегический менеджмент – практика новой управленческой парадигмы -          
Теория и практика стратегического менеджмента -            
Функция организации в менеджменте -            
Сущность, принципы, процедуры функции организации -            
Функция мотивации: сущность, категории, теории. -            
Теория и практика мотивации и стимулирования труда -            
Функция контроля в управлении -          
Контроль в управлении: российский и зарубежный опыт -            
Эффективность управления: критерии, показатели, факторы -          
Исследование проблемы эффективности управления -      
Методы и технологии управления -            
Методы и технологии управления: теория и практика -            
Социальные факторы управления -            
Социальные факторы в практической деятельности менеджера -          
Коммуникации – связующие процессы управления -            
Управление и процесс коммуникаций -            
Место и роль управленческого решения в управлении -            
Управленческое решение: сущность, виды, этапы, методы -        
Социальные инновации: сущность, типология, технологии -      
Управление социальными инновациями -            
Управление по целям в менеджменте -      
Российская и зарубежная практика управления по целям -            
Специфика менеджмента в XXI веке -            
Задачи менеджмента в XXI веке -            
Итого:
Самостоятельная работа, в том числе: -курсовая работа        
   
Экзамен

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, метод, цели курса «Теория управления»

 

Необходимость и сущность управления. Объекты и субъекты управления. Определение управления. Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управленческий разрыв.

Предмет теории управления. Методы и функции теории управления. Источники науки управления. Место теории управления в научном знании. Общенаучные методы теории управления. Цели и задачи изучения курса «Теория управления». Структура курса «Теория управления». Значение теории управления в подготовке госслужащих.

Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента: сущность, функции, элементы, проблемы. Управленческое консультирование как функция управления и элемент инфраструктуры менеджмента. Инфраструктура менеджмента в России.

 

Тема 2. Характеристика управленческого труда.

Функции управления

Управленческая деятельность в системе управления. Характеристика управленческого труда: цель, объект, предмет, средство, специфика, продукт, результат.

Классификация управленческих работников: руководители, специалисты, служащие. Типы менеджеров и уровни управления. Вертикальное, функциональное, структурное разделение управленческого труда.

Содержание управления и процесс управления. Функции управления: сущность, классификация, эволюция. Операции и процедуры в управлении. Роли руководителя.

 

Тема 3.Методология исследования управленческой деятельности

 

Методологические основы теории управления. Основные понятия и категории науки управления. Сущность и понятие механизма управления. Система управления.

Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация.

Связующие процессы управления.

Законы, закономерности управления.

Сущность и классификация принципов управления: кибернетические, организационные принципы работы с персоналом.

Основное социальное отношение в системе управленческих отношений в организации. Диалектика объективного и субъективного в управленческих отношениях. Субъекты управленческих отношений.

Противоречие между рациональными (формализованными) и социально-психологическими (личностными) управленческими отношениями - основное противоречие менеджмента.

 

Тема 4. Эволюция теории и практики управления

 

Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях:

- становление первых теорий индустриальной социологии;

- формирование научного менеджмента: тейлоризм, классическая или административная школа;

- формально рационалистический характер бюрократической организации управления;

- теория человеческих отношений, теории человеческого фактора в управлении, концепция производственной демократии, поведенческие науки на службе менеджмента; Хоторнский эксперимент Э. Мэйо о роли социальной организации в развитии потенциала человеческих ресурсов;

- школа науки управления; системный и количественный подходы в управлении: социотехнические модели управления;

- эмпирическая школа в управлении, ситуационный подход в менеджменте;

- принципы, методы, функции японского менеджмента. Опыт японского менеджмента в возрождении экономики и решении социальных проблем на уровне общего, частного, единичного.

Дискуссия по вопросам НОТ и управления в отечественных научных исследованиях 20-х годов. Возрождение интереса к проблемам социального управления в 60 - 80-е годы. Проблемы менеджмента в России в условиях перехода к рыночным отношениям. Социально-экономическая база менеджмента в России. Тихая управленческая революция. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента. Принципы социального менеджмента.

 

 

Тема 5.Функция планирования в менеджменте

Управленческое понимание планирования: сущность, принципы, процедуры, операции. Прогнозирование. Социальная направленность функции планирования.

Роль и место цели в управлении; определение, виды, критерии. Иерархия целей. Миссия в системе управления.

Гармонизация интересов и целей. Древо целей.

Формы планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Система планов в управлении организацией.

 

Тема 6.Стратегический менеджмент - практика новой

Управленческой парадигмы

Стратегия и стратегическое планирование. Внутренняя и внешняя среда в управлении. Стратегический анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегическое планирование: принципы, процессы, модели.

Стратегические альтернативы. Конкурентное преимущество. Система планов и методов реализации стратегии. Стратегический менеджмент. Методы и технологии стратегического менеджмента.

Программно-целевое планирование.

Бизнес-план как форма стратегического планирования. Стратегические хозяйственные центры. Реинжиниринг в стратегическом управлении.

 

Тема 7.Функция организации в менеджменте

 

Управленческое понимание организации как функции: сущность, принципы, процедуры, операции.

Организационные структуры управления.

Основные звенья и связи структур управления: звено, ступень, департамент, горизонтальные, вертикальные, линейные, штабные, функциональные, дивизионные, проектные, матричные, сетевые связи и полномочия.

Делегирование полномочий. Принципы делегирования, норма управляемости, диапазон контроля.

Модели и виды организационных структур управления; их эволюция и современные тенденции. Диалектика централизации и децентрализации в управлении.

 

Тема 8. Функция мотивации и стимулирования труда

 

Основные категории мотивации и стимулирования труда. Эволюция форм привлечения людей к труду.

Экономические стимулы и психологические основы мотивации как факторы эффективного управления организацией.

Принудительное и рефлексивное управление людьми. Стимулирование, мотивация как методы формирования эффективного труда.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Потребности, восприятие, справедливость, ожидание - категории рефлексивного управления.

Технологии удовлетворения социальных потребностей высших уровней.

Социологический инструментарий изучения состояния мотивации в организации. «Кризис труда» в России: причины и формы проявления.

Формирование современных трудовых отношений «качества жизни» в менеджменте. Современные формы стимулирования как фактор формирования и гармонизации интересов в управлении.

 

Тема 9. Функция контроля в управлении

 

Управленческое понимание контроля: необходимость, функции, принципы, виды и этапы контроля.

Предварительный, текущий, заключительный этапы контроля. Управленческие процедуры и операции функции контроля.

Методы и технологии организации контроля. Управление по результатам; управление по отклонениям. Типичные ошибки контроля. Поведенческие характеристики контроля. Социальный контроль неформальной группы, самоконтроль - как высшие формы контроля. Принципы эффективного контроля. Контроллинг в практике управления организацией.

Контроль качества как объект управления.

Организация контроля качества. Система менеджмента качеством. Российская и зарубежная практика. Нормативно-правовое обеспечение системы контроля качества.

 

Тема 10. Эффективность управления: критерии, показатели, факторы

 

Эффективность управления: критерии, показатели, факторы. Управленческая эффективность; экономическая эффективность; социальная эффективность управления. Затраты на управление. Организация высокой социальной эффективности.

Требования, предъявляемые к менеджеру-профессионалу. Профессионализм и оценка деятельности руководителя. Общая способность к управленческой деятельности (ОСУД). Искусство управления.

Условия и факторы эффективной работы менеджера. Проблема повышения эффективности управления.

Инновационность как фактор эффективности управления в рамках новой управленческой парадигмы.

 

Тема 11. Методы и технологии управления

Сущность и содержание методов управления, связь с другими категориями науки. Изучение методов управления в отечественных и зарубежных исследованиях.

Классификация методов управления. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.

Технологии управления как методы управления сложным объектом. Технологии управления: сущность, критерии, виды.

Стили руководства: определение, виды, критерии. Авторитарный, демократический, либеральный стиль управления. Современные научные подходы к стилям руководства. Решетка менеджера в работе руководителя.

Специфика управления человеком и управления группой.

Принципы и технологии формирования управленческих команд.

 

Тема 12. Социальные факторы управления

 

Сущность организационного поведения. Приростное (инкременталистское) и предпринимательское организационное поведение: их критерии и характеристики. Роль интрапренерства в формировании предпринимательского организационного поведения.

Проблема развития человеческого ресурса в управлении: управленческий потенциал, трудовой потенциал.

Целевое управленческое воздействие. Самоорганизация. Организационный порядок. Типы социальных регуляторов в управлении организацией.

Понятие организационной культуры, её принципы, признаки, функции, структура. Влияние организационной культуры на «организационное поведение».

Организационная культура – среда человеческого ресурса.

Технологии формирования организационной культуры. Синергетический эффект организационной культуры.

Социальная ответственность и этика менеджера. Типология социальной ответственности менеджеров. Виды и направления социальной ответственности.

 

Тема 13. Коммуникации – связующие процессы управления

 

Информация, её место и роль в управлении. Информационная среда управления. Сущность коммуникаций как связующего процесса в управлении. Объективная природа развития коммуникаций в управлении организацией. Значение законов управления для формирования коммуникаций.

Виды коммуникаций. Типология коммуникаций. Эффективность коммуникаций. Проблемы повышения эффективности коммуникаций. Пути совершенствования коммуникаций в органах государственного и муниципального управления.

Рейтинг по определению эффективности коммуникаций организационно-управленческих структур.

Стратегия открытых, прозрачных коммуникаций в практике эффективного менеджмента.

 

Тема 14. Управленческое решение: сущность, требования,

Этапы, методы

 

Место управленческого решения в процессе управления. Управленческое решение как продукт управленческого труда и связующий процесс управления. Система отношений по подготовке, принятию, организации и контролю за исполнением управленческого решения как основное социальное отношение в системе управленческих отношений.

Управленческое решение: определение, классификация, этапы, требования, формы и методы. Управленческая ситуация и управленческая проблема. Методология и организация разработки управленческого решения. Алгоритмизированные и эвристические управленческие решения.

Целевая ориентация управленческих решений. Социально-психологические факторы управленческих решений.

Методы активизации персонала для творческого поиска идей: мозговой штурм, деловые игры, дискуссии, конференции, совместные решения.

Технологии основательных решений, действенности в практике менеджмента.

Социальные последствия управленческих решений, технологии их прогнозирования. Анализ альтернатив действий.

 

Тема 15. Социальные инновации: сущность, типология, технологии

Инновационная функция в менеджменте. Инновации как фактор эффективности управления.

Инноватика в социальном знании. Становление теории инноватики и её современные концепции.

Инновации: необходимость, сущность, виды. Общие закономерности, этапы и противоречия инновационного процесса. Термины инноватики. Инновационный потенциал.

Социальные нововведения. Сущность, критерии и основные характеристики управленческих инноваций.

Управление инновациями в организации; психологические барьеры в инновационном процессе; сопротивление инновациям и методы их преодоления; факторы, способствующие успешному проведению инноваций.

Мотивация последовательности изменений. Формирование инновационной среды в организации.

Технологии осуществления инноваций.

 

Тема 16. Управление по целям в менеджменте

Демократизация управления как закономерность тихой управленческой революции.

Теория и практика целевого управления. Объективные основы целевого управления.

Управление посредством согласования целей. Совместная постановка целей как форма привлечения персонала в процесс управления.

Менеджмент «одной минуты» - социальная технология целевого управления. Поведенческие ресурсы руководителя.

Постановка цели «одной минуты»: принципы, критерии, процедуры и операции.

Дифференцированный подход к сотрудникам. Дирижирование, тренировка, секундирование и делегирование как формы управленческого воздействия руководителя на сотрудников для постановки и достижения целей организации.

Похвала и критика «одной минуты» как эффективные формы контроля и мотивации персонала. Организация обратной связи в управлении.

Принципы и технология похвалы «одной минуты».

Принципы и технология критики «одной минуты».

Применение технологии менеджмента «одной минуты» в госслужбе.

 

Тема 17. Задачи менеджмента в XXI веке

Проблемы, с которыми сталкивается менеджер XXI века:

- стремительные перемены в деловой среде;

- обострение проблемы трудовых ресурсов;

- увеличение доли пожилых людей;

- отсутствие единственно правильной и оптимальной ОСУ;

- кризис авторитаризма в управлении;

- устаревание сложившихся принципов менеджмента и технологий управления персоналом.

Пути решения проблем. Задачи менеджера XXI века.

Управленческое консультирование – зарождающаяся функция управления.

Диагностика управляемости организации – требование к менеджеру-профессионалу.

Использование обратной связи в диагностике управляемости организации. Анализ организационных патологий и дисфункций управления.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Теория и практика управления в системе научного знания

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость, сущность, дефиниция управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент».

2. Методологическая основа и источники науки управления. Предмет, метод и функции теории управления.

3. Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента.

 

Доклад:

Инфраструктура менеджмента в России.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.

3. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.

4. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма. 2007.

6. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.

8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.

 

Тема 2. Управленческая деятельность: сущность, характеристика, функции

Вопросы для обсуждения:

1. Управленческая деятельность. Характеристика управленческого труда.

2. Классификация управленческих работников. Уровни управления.

3. Функции управления. Роли руководителя.

 

Доклад:

Эволюция общих функций управления в зарубежных и отечественных исследованиях.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.

2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.

5. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

6. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.

7. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.

8. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.

9. Бражник М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления // Проблемы теории и практики управления, 2008, №10.

 

Тема 3. Основные категории теории управления

Вопросы для обсуждения:

1. Механизм управления: сущность, состав, роль в практической деятельности менеджера.

2. Система управления. Управленческие отношения. Основное отношение и основное противоречие в менеджменте.

3. Законы и закономерности управления.

4. Принципы управления: сущность, типология, эволюция.

 

Доклад:

Диалектика объективного и субъективного в развитии принципов управления.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.

2. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.

5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.

6. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.

7. Якутин Ю.В. Управленческие отношения: сущностные особенности, закономерности развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. №2.

 

Тема 4. История развития теории и практики менеджмента

 

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента.

2. Эволюция менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях: этапы, принципы, вклад в теорию и практику:

а) формирование научного менеджмента: тейлоризм, классическое или административное направление; бюрократическая организация управления;

б) школа человеческих отношений;

в) школа науки управления, системный, количественный подходы в управлении, ситуационный подход, социотехнические модели управления;

г) особенности японского менеджмента.

3. Новая управленческая парадигма. Принципы социального менеджмента.

4. История развития отечественных исследований по управлению.

 

Доклады:

1. Японский менеджмент: принципы, функции, методы.

2. Хоторнский эксперимент: гипотеза, этапы, выводы.

3. Дискуссия по вопросам НОТ и управления в отечественных научных исследованиях.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.

2. Имаим М. Кайзен: ключ к успеху японских компаний / пер. с англ. М., 2004.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.

4. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.

5. Бик Ф.А. Понятийные аспекты новой парадигмы управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №5.

6. Попов В.П. Полезно ли понимать закономерности эволюции менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №2.

 

Тема 5. Функция планирования: сущность, принципы, процедуры

Вопросы для обсуждения:

1. Управленческое понимание планирования: сущность, принципы, процедуры, операции.

2. Роль и место цели в управлении; определение, виды, критерии, иерархия целей. Гармонизация интересов и целей. Древо целей.

3. Формы планирования. Система планов в управлении организацией.

 

Доклад:

Место планирования в деятельности менеджера.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.

2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.

3. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма. 2007.

5. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.

6. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

7. Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.

 

Тема 6. Стратегический менеджмент: теория и практика

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость и сущность стратегического менеджмента.

2. Стратегическое планирование. Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды.

3. Методы и технологии стратегического менеджмента.

Доклады:

1. Бизнес-план как форма стратегического планирования.

2. Реинжиниринг в стратегическом менеджменте.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.

3. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.

4. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов: допущено УМО / В.И. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Пенасенко. 4-е изд., стер. М.: Кнорус, 2008.

5. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / Р.А. Фатхутдинов. 8-е изд., испр. и доп. М.: Дело. 2007.

 

Тема 7. Организация – функция управления

Вопросы для обсуждения:

1. Управленческое понимание организации как функции: сущность, принципы, процедуры, операции.

2. Основные звенья и связи организационных структур управления.

3. ОСУ (организационные структуры управления): типология, характеристика, эволюция.

4. Иерархические ОСУ.

5. Адаптивные ОСУ.

 

Доклады:

1. Принципы делегирования.

2. Современные тенденции формирования ОСУ.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.

2. Бурганова Л.А. теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.

3. Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.

4. Огарков А.А. Управление организацией. М., 2006.

5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.

6. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.

7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.

 

Тема 8. Мотивация и стимулирование труда – функция управления

 

Вопросы для обсуждения:

1. "Кризис труда" в России: проблемы и формы проявления.

2. Основные категории функции мотивации.

3. Современные теории мотивации в менеджменте.

4. Эффективные формы стимулирования труда.

 

Доклады:

1. Формирование трудовых отношений "качества жизни" в менеджменте

2. Обобщение опыта стимулирования труда в российских организациях.

 

Литература:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.

2. Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.

3. Коротков Э.М. Концепция российского

Дата: 2016-09-30, просмотров: 195.