Тема 2. Финансовое право и другие отрасли права. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет науки финансового права и предмет финансового права как отрасли права.

Основные методы исследования, используемые наукой финансового права.

Основные этапы становления и формирования науки финансового права.

Соотношение науки финансового права и науки о финансах. Развитие науки финансового права.

Видные ученые в области финансового права.

Финансово-правовая норма: понятие, основания классификации, краткая характеристика.

Виды финансово-правовых норм, их содержание, структура.

Финансовые правоотношения. Понятие, особенности, содержание, структура. Классификация финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения. Субъектно-объектные финансовые правоотношения.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений.

Особенности финансово-правовых санкций.

Понятие финансового контроля как предмета финансового права.

Его принципы и задачи, направления, место в финансовой деятельности государства, пути совершенствования.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях в РФ.

Полномочия органов представительной и исполнительной властей (общей компетенции) в области финансового контроля.

Полномочия Счетной палаты РФ, ее основные задачи и функции.

Полномочия Президента РФ в сфере финансового контроля.

Правительство как субъект осуществления финансового контроля. Полномочия Министерства финансов РФ и министерств финансов субъектов РФ в области финансового контроля.

Федеральное казначейство, его задачи и полномочия.

Федеральная налоговая служба РФ, ее полномочия в осуществлении финансового контроля.

Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которыми она обладает в области финансового контроля.

Виды финансового контроля; понятие, краткая характеристика и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный, независимый контроль (аудит), муниципальный контроль.

Формы и методы финансового контроля: понятие, краткая характеристика.

Валютный и экспортный контроль и органы, его осуществляющие.

Ведомственный финансовый контроль, его задачи в современных условиях формирования рыночных отношений. Права и обязанности главных, старших бухгалтеров предприятий и учреждений в осуществлении финансового контроля.

Понятие аудиторского контроля в РФ. Его место в системе финансового контроля со стороны государства. Правовые основы аудита, его виды. Инициативные и обязательные проверки. Правовое значение акта аудиторской проверки.

Муниципальный контроль.

Предварительный, текущий и последующий виды финансового контроля.

Ревизия – основной метод финансового контроля, ее виды. Значение акта ревизии.

Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с налоговыми органами, аудиторскими фирмами и другими контрольными органами по предупреждению преступлений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности.

 

Методические рекомендации

Ознакомление с этой темой, дающей общее представлении о финансовом праве, взаимосвязи с другими отраслями права, о финансовых нормах и финансовых правоотношениях, а также о правовом регулирование финансового контроля в Российской Федерации необходимо начать с усвоения при чтении учебника того, что осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав и обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. Именно финансовое право посредством своих норм приводит в действие финансовую систему для осуществления финансовой деятельности государства.

Таким образом, финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, а также целевых внебюджетных фондов, необходимых для реализации стоящих перед ними задач.

Предметом финансового права выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности. Следует уяснить, что эти общественные отношения характеризуются большим разнообразием. Следует выяснить их различие по субъектному составу.

Далее необходимо определить метод финансового права как метод властных предписаний компетентных органов при неравенстве субъектов с элементами императивно ограниченного дозволения. При этом предписания и рекомендации исходят от органов, наделенных специальной компетенцией в сфере финансовой деятельности. Затем студенты должны выделить принципы финансового права.

Студенты должны уяснить и помнить, что на разных этапах общественного развития менялась роль финансового права. Если в России до 1917 года финансовое право признавалось самостоятельной отраслью, то в период административно-командной экономики ее нормы включались в государственное и в административное право. Однако уже с 1953 года наблюдается некоторое обособление финансового права в связи с принятием закона «О бюджетных правах СССР и союзных республик».

Студенты при изучении должны уяснить, что финансовое право есть самостоятельная отрасль, возникающая одновременно с государственным и административным правом. При ответе студенты должны иметь свою аргументированную позицию по поводу самостоятельности такой отрасли как финансовое право. Следует понимать и видеть очевидную связь финансового права с конституционным и административным правом по методу властных полномочий государства. По предмету прослеживается связь финансового права с гражданским правом, так как отношения регулируемые финансовым правом, по существу являются имущественными, но строго в денежном выражении. Если же иметь в виду всю систему российского права, то опосредованно можно найти связь финансового права с любой отраслью (трудового, социального обеспечения, международного и др.) права.

Далее студентам следует разобраться с понятием финансово-правовой нормы. Необходимо понять, что это установленное и охраняемое государством правило поведения участников (субъектов), принимающих участие в финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Особенности финансово-правовой нормы в том, что она регулирует денежные общественные отношения, являющиеся предметом именно финансового права. Далее студентам необходимо охарактеризовать различные виды финансово-правовых норм по различным критериям. И самое главное научиться отличать, из всего массива правовых норм выделять именно финансово-правовые, ответить – почему именно эти нормы являются финансово- правовыми. Следует затем последовательно перейти к анализу финансовых правоотношений.

Затем необходимо показать структуру финансового права, общую и особенные ее части, раскрыть принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности в каждой из разделов отрасли. Студенты должны детально охарактеризовать источники финансового права.

При анализе правового регулирования финансового контроля студенту должно быть очевидно, что поскольку финансам как экономической категории свойственна контрольная функция, финансовый контроль объективно является одним из основных направлений финансовой деятельности. Финансовый контроль необходим для нормального, бесперебойного функционирования экономики любой, даже самой рыночной страны мира.

Студентам следует понимать, что финансовый контроль осуществляется строго в соответствии с законом специальными уполномоченными органами в рамках предоставленной им компетенции. Особенностью финансового контроля является то, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией, распределением или расходованием фондов денежных средств.

Действия контрольных органов в Российской Федерации ни в коей мере не могут ущемлять прав граждан. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и решения, равно как и действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, финансовый контроль – это деятельность уполномоченных государством органов по проверке законности и целесообразности образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Далее следует дать подробнейшую характеристику финансового контроля по видам. Необходимо обратить внимание на органы государства, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.

Затем студенты должны раскрыть различные методы финансового контроля. Особо обратить внимание на такой из его видов, как ревизия. Ответить и аргументировать почему ревизия является одним из основных видов финансового контроля. Определить виды ревизий, полномочия органов и сотрудников-ревизоров осуществляющих эту деятельность. Необходимо раскрыть права и обязанности сторон. Следует подробно рассказать об акте ревизии, о санкциях следующих по результатам ревизии.

Особо необходимо обратить внимание на аудит как независимую организационно-правовую форму финансового контроля. Студенты должны также уяснить следующие понятия: «финансовый контроль», «аудит», запомнить систему органов осуществляющих финансовый контроль и охарактеризовать полномочия их органов.

 

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Понятие финансово-правовых норм: основания классификации, краткая характеристика, основы правоприменения.

2. Виды финансово-правовых норм, их содержание, подвиды, структура.

3. Финансовые правоотношения. Понятие, особенности, содержание, структура, классификация. Условия возникновения, изменения и прекращения. Методы организации и защиты финансовых правоотношений. Финансово-правовые санкции и их особенности правоприменения.

4. Понятие финансового контроля как предмета финансового права. Виды, формы и методы финансового контроля со стороны государства.

5. Принципы финансового контроля. Значение финансового контроля в обеспечении соблюдения финансового законодательства.

6. Субъекты, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль. Полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансового мониторинга, Банка России в области финансового контроля государства.

7. Правовые основы аудита. Особенности финансового контроля, осуществляемого посредством аудиторской деятельности.

8. Ревизия – основной метод финансового контроля, ее виды.

9. Юридическое значение акта ревизии.

10. Роль бухгалтерии и учетных систем в осуществлении финансового контроля.

 

Задание 1

Ответьте, предметом каких отраслей права являются отношения, регулируемые нормами права, содержащимися в Положении о Федеральной налоговой службе.

Задание 2

Ознакомьтесь со статьями 54 и 134 НК РФ, назовите элементы норм, в них изложенных; назовите основания классификации этих норм.

 

Задание 3

Определите, к какому виду относятся финансово-правовые нормы, изложенные в ст. 261 БК РФ. Назовите их структурные части.

 

Задание 4

Чем отличается финансово-правовая норма от финансовой, финансово-кредитной норм?

 

Задание 5

Характерная черта финансово-правовых норм – это их нестабильность. Укажите, нормы какой (каких) отрасли (отраслей) права являются по этому признаку полной противоположностью норм финансового права?

 

Задание 6

В чем принципиальное отличие финансово-правовых норм от гражданско-правовых с точки зрения их происхождения?

 

Задание 7

На основе анализа Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите нормы, которые следует отнести к нормам-расчетам. В чем специфика этих норм?

На основе анализа НК РФ дайте примеры управомочивающих финансово-правовых норм. Поясните, почему управомочивающие финансово-правовые нормы встречаются в финансово-правовых актах редко.

 

Задание 8

На основе анализа Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите рекомендательные нормы финансового права. Какие черты, общие для всех этих норм, вы можете выделить?

 

Задание 9

По каким параметрам можно отличить финансовое правоотношение на федеральном уровне от финансового правоотношения субъекта РФ?

Задание 10

В чем отличие финансового правонарушения от финансового преступления?

 

 

Задание 11

Чем отличается финансовый контроль от других видов контроля в государстве и обществе? Определите основные критерии, назовите его виды.

 

Задание 12

Глава областной администрации субъекта РФ издал распоряжение в адрес председателя пенсионного фонда данного субъекта, где обязал для погашения задолженности по заработной плате работникам здравоохранения перечислить 3 млрд. р., которые будут восполнены фонду через 7 дней, после получения средств из федерального бюджета.

Правомерны ли действия главы администрации? Дайте юридическую оценку сложившейся ситуации.

 

Задание 13

Изучив Указ Президента РФ от 25.07.96 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», перечислите основные направления государственного финансового контроля, определенные им.

Задание 14

Назовите группы экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых ежегодно подлежит обязательной аудиторской проверке.

В чем особенности такой проверки федеральных унитарных предприятий?

 

Задание 15

В соответствии с решением Совета директоров ЦБ РФ (Банка России) в лице – председателя он заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги правительства РФ, а Правительство РФ – за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.

Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли правовому положению Банка России и его функциям?

 

Задание 16

Руководствуясь БК РФ (гл. 28), назовите основные составы бюджетных правоотношений, правонарушений и финансовые санкции, применяемые к ним.

 

Задание 17

Каким принципам Лимской декларации должна соответствовать деятельность Счетной палаты РФ?[1]

 

Задание 18

Счетная палата РФ начала осуществлять финансовый контроль проекта федерального бюджета.

На основании Закона РФ «О Счетной палате Российской Федерации» поясните, в чем должен выражаться этот вид контрольной деятельности Счетной палаты РФ и кто должен его осуществлять.

 

Задание 19

Контрольно-ревизионное управление Департамента финансового управления Администрации Костромской области осуществило ревизию финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Бегемот». Организация является хозяйствующим субъектом частной формы собственности и не получала средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

В каком случае КРУ Департамента финансового управления Администрации Костромской области имело право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия?

 

Проведение контрольной, самостоятельной работы (тестирования) по темам раздела.

 

Список литературы к теме практического занятия 2

1. Бойко И.П. Экономика для юристов: учебник / И. П. Бойко, Ф. Ф. Рыбаков. – М.: Проспект, 2003. – 272 с.

2. Грачева Е.Ю. Финансовое право России / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М., Юриспруденция, 2000.

3. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М., Юристъ, 2001.

4. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / Е. Ю. Грачева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 192 с.

5. Грачева Е. Ю. Финансовое право: учеб. пособие / Е.Ю Грачева, Э.Д. Соколова. – М.: Юристъ, 2002. – 384 с.

6. Карасева М.В. Финансовое право. Практикум / М.В. Карасева, В.В. Гриценко. – М.: Юристъ, 2001. – 152 с.

7. Романовский М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / М. Романовский. – СПб.: Юрайт-Издат, 2006.

8. Ручкина Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования

предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина Г. Ф. – М.: 2004.

9. Самсонов Н. Ф. Финансы. Денежное обращение и кредит / Н.Ф. Самсонов. – М.: Проспект, 2006.

10.Химичева Н.И. Финансовое и налоговое право. Практикум/ отв. ред. Н.И, Химичева. – М.: Норма, 2009. – 240 с.

 

 

Проведение контрольной работы (тестирования) по темам раздела.

 

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Раздел II. Бюджетное право Российской Федерации

Тема 3. Бюджетное право как основная подотрасль финансового права Российской Федерации. Правовые основы централизованных внебюджетных фондов и финансов предприятий и организаций. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс

Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные и консолидированные, их назначение и виды.

Структура (составные части) бюджета: доходы, расходы. Понятие и краткая характеристика составных элементов бюджета: оборотная кассовая наличность, дефицит, профицит, целевые бюджетные фонды.

Понятие бюджетного права РФ, его место в системе финансового права. Связь с другими институтами финансового права и отраслями российского права.

Система бюджетного права РФ: понятие и структура.

Источники бюджетного права РФ: понятие, состав, краткая характеристика. Бюджетное законодательство РФ.

Субъекты бюджетного права: понятие, особенности, виды, группы, краткая характеристика.

Специфика норм бюджетного права и бюджетных правоотношений.

Бюджетное устройство. Понятие бюджетной системы РФ. Ее состав и структура. Принципы построения бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетной системы РФ: понятие, состав, бюджетная классификация. Дифференциация бюджетных доходов по правовому режиму: собственные (закрепленные), регулирующие, целевые.

Заемные средства как источник образования бюджетов.

Краткая характеристика бюджетных расходов: понятие, бюджетная классификация – функциональная, экономическая, ведомственная.

Бюджетная классификация: понятие, состав, назначение, роль в организации (упорядочении) бюджетной системы.

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы: понятие, основы порядка, методы.

Основы порядка ежегодного перераспределения доходов между бюджетами: необходимость, краткая характеристика методов (форм) перераспределения.

Порядок разграничения расходов между уровнями бюджетной системы.

Федеральный бюджет, его место и роль в бюджетной системе. Региональные и местные бюджеты. Значение консолидированных бюджетов.

Правовой режим внебюджетных фондов. Их виды, порядок формирования и использования.

Бюджетное регулирование. Принципы межбюджетных отношений. Собственные и регулирующие доходы бюджетов. Дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит, бюджетная ссуда, трансферт. Сокращение расходов бюджета.

Бюджетный процесс: понятие, стадии и принципы.

Порядок составления проектов бюджетов всех уровней.

Состав показателей бюджета, подлежащих обязательному включению в проект нормативного акта о бюджете, представляемого органу представительной власти для принятия.

Значение предписаний ст. 181 БК РФ.

Перечень документов, подлежащих представлению органу представительной власти одновременно с проектом акта о бюджете. Цель определения перечня БК РФ, значение его обязательного представления.

Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Содержание и правовые основы временного управления бюджетом (ст.190, 191 БК РФ).

Порядок исполнения бюджетов всех уровней, установленный БК РФ.

Кассовое исполнение федерального бюджета. Роль Минфина РФ, Федерального казначейства, банковской системы в его исполнении.

Характеристика порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета.

Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, основы правового режима.

Роль представительных органов власти в бюджетном процессе на современном этапе. Органы, исполняющие бюджет. Казначейская система.

Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса.

Виды нарушений бюджетного законодательства. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Правовые основы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов РФ.

Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, основы правового режима. Цели и значение государственных внебюджетных фондов. Правовое регулирование и правовой режим государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования. Контроль за внебюджетными фондами.

Понятие целевых бюджетных фондов РФ, их краткая характеристика. Цели и значение государственных фондов, аккумулированных в бюджете. Виды и краткая характеристика бюджетных фондов РФ. Правовое регулирование и правовой режим государственных бюджетных фондов. Контроль за внебюджетными фондами.

Правовое регулирование финансов организаций и предприятий

Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.