Методы бухгалтерского учета: документация и инвентаризация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предъявляемые к нему.

Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Он возник из потребностей управления материальным производством. Руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной деятельности. В показателях учета раскрываются количественные и качественные стороны хозяйственного процесса. Объектом являются процессы материального производства, таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства, с целью контроля и управления.

В хозяйственном учете используются 3 вида измерителей:

1) Натуральные измерители дают представление о состоянии, движении и использовании имущества. Они измеряются в литрах, метрах. Их применяют для характеристики однородных предметов.

2) Трудовые измерители используются для исчисления затрат рабочего времени. Они выражаются в определенных единицах (днях, часах) и применяются для расчета з/п персонала организации.

3) Денежные измерители необходимы для отражения денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов и займов, объемов выпущенной и проданной продукции, ее себестоимость и т.д. они применяются для обобщения имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Различают 3 вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Каждый из них имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений и, дополняя друг друга, составляют единую систему хозяйственного учета в РФ.

Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности для управления и повседневного руководства.

В оперативном учете чаще всего используются натуральные показатели.

Статистический учет представляет собой систему сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике производственных и социальных процессов не на уровне хозяйствующего субъекта, а на уровне государственного управления.

Он охватывает все стороны хозяйственной и экономической жизни (численность населения, смертность).

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

 

Предмет БУ – это хозяйственная деятельность организации.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:

1) основные средства;

2) нематериальные активы;

3) оборотные средства;

4) денежные средства;

5) средства в расчетах;

6) отвлеченные средства.

 

Задачи БУ :

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бух отчетности.

- обеспечение информации внутренним и внешним пользователям бух отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществление орг-цией хоз деятельности.

- предупреждение фактов отрицательной хоз деятельности орг-ции и выявление внутрехозяйственных резервов.

Требования к БУ:

1 бух учет ведется в валюте РФ

2 организации ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хоз операций на взаимосвязанных счетах бу (собственного имущества) путем 2-ой записи (по Д одного и К другого), а также арендованного имущества путем простой записи на забалансовых счетах.

3 документирование операций ведется на русском языке

4 имущ-во организации и ее обяз-ва подлежат оценки в соответствии со средствами зар в уч политике.

5 имущ-во организации и ее обяз-ва учитываются отдельно от имущества других юр и физ лиц.

6 текущие затраты орг-ции учитываются отдельно от затрат капитального характера (кап вложений)

 

Оценка основных средств

В соответствии с действующим положением основные средства в учете оцениваются по первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной стоимости.

В бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение, возведение (сооружение) и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке, из процентов за кредит, уплат госпошлины и других расходов. В балансе предприятия они показываются по остаточной стоимости, включаемой в его валюту.

Первоначальная стоимость объектов, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал предприятия (учреждения), и объектов, полученных безвозмездно, определяется по договоренности сторон с добавлением суммы их износа. При этом оценка может производиться экспертным путем I или по данным документов приемки-передачи.

Первоначальная стоимость основных средств может увеличиваться в результате реконструкции или модернизации за счет капитальных вложений либо дооценки, или уменьшаться при частичной ликвидации (демонтаже) I либо уценке.

На день переоценки основные средства учитываются по восстановительной (рыночной) стоимости, которая в дальнейшем принимается как первоначальная.

Под восстановительной стоимостью понимается стоимость воспроизводства основных средств в данных конкретных условиях производства, т. е. на определенную дату.

Переоценка основных средств производится по постановлениям правительства в необходимых случаях (национализация или приватизация имущества, инфляция и др.).

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь изготавливаемый продукт. Стоимостная величина снашивания, включаемая в издержки производства, называется амортизацией. Разница между первоначальной стоимостью и величиной начисленной амортизации каждого объекта или их совокупности на определенную дату показывает остаточную стоимость основных средств. Она характеризует изношенность основных средств.

Дебет 01 Кредит 87

 

Инвентаризация материалов.

Ежегодно проводится проверка на складе – инвентаризация – сопоставлении данных по документам с фактически выявленным наличием.

Она проводится на основании приказа руководителя организации, в котором указываются сроки начала и окончания инвентаризации, а также порядок и последовательность ее проведения.

До начала инвентаризации материально ответственные лица письменно подтверждают, что все документы по приходу и расходу материальных ценностей сданы в бухгалтерию и что у них нет никаких неоприходованных и не списанных в расход материальных ценностей. На день инвентаризации бухгалтерия выводит на основании аналитического учета остатки инвентаризируемых средств.

Инвентаризация проводится обязательно в присутствии материально ответственных лиц и только в исключительных случаях без их присутствия. И отпуск, и оприходывание материалов во время инвентаризации происходит при помощи специальной комиссии. В члены комиссии входят обязательно сотрудник бухгалтерии и зав. складом. Материалы в бухгалтерии учитываются на карточках. Акт об инвентаризации отдается в бухгалтерию.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в готовой бухгалтерской отчетности.

Бывает плановая (в конце года при подготовке годового отчета) и внеплановая (в случае хищения, смены материально-ответственного лица, ликвидации предприятия).

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10, а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты, то Дт 10 Кт 91

Если недостаток – Дт 94 Кт 10, затем с кредита 94 списывается на 73 (возмещение материального ущерба).

Списание недостач в пределах норм естественной убыли относится в дебет счетов учета расходов организации:Д-т 20, 25 К-т 94 .

При хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, делается запись:

Д-т 73 , субсчет ≪Расчеты по возмещению материального ущерба≫ К-т 94 .

Недостача сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков отражается:

Д-т 91, субсчет ≪Прочие расходы≫ К-т 94.

Дт50 Кт73 – виновник сам сдает сумму недосдачи в кассу

Дт91 Кт73 – оставляют сумму за счет самого предприятия

Плановая инв-я проводится в конце года при подготовке годового отчета.

Неплановая проводится:

- в случаяе хищения,

- при смене материально ответственных лиц,

- при ликвидации предприятия.

 

Для инвентаризации материалов предусмотрены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

-Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей - ИНВ-3

-Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных - ИНВ-4

-Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение - ИНВ-5

-Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути - ИНВ-6

Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.

Для отражения результатов инвентаризации материалов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостача материалов сверх норм естественной убыли должна списываться за счет виновных лиц.

При этом могут возникнуть следующие ситуации:

- виновные лица установлены и согласны возместить причиненный ущерб;

- виновные лица установлены, но отсутствует возможность обратить на них взыскание ущерба;

- виновные лица не установлены.

Если виновные лица отсутствуют, то данное обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами.

В документах, представляемых для оформления списания недостач, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ во взыскании ущерба с виновных лиц. Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и их порчи списываются на финансовые результаты организации.

Взыскание недостачи сверх норм отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») при наличии виновных лиц.

С виновного лица может быть взыскана рыночная стоимость недостающих материалов.

При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих материалов положительная разница между их стоимостью, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»).

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–1 «Прочие доходы»).

Внесение денежных средств виновным лицом в погашение задолженности по возмещению ущерба отражается по кредиту субсчета 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» в корреспонденции с дебетом счета 50 «Касса».

 

Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», К 69 «Расчеты по социальному страхованию», субсчет 4 «Расчеты по фонду занятости».

При перечислении средств:

Содержание отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансо­вые результаты деятельности организации за отчетный период. В этом отчете доходы и расходы должны быть показаны с подразделением на обычные и прочие.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие чис­ловые показатели:

- выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- валовая прибыль;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

- прибыль (убыток) от продаж;

- проценты к получению;

- проценты к уплате;

- доходы от участия в других организациях;

- прочие доходы;

- прочие расходы;

- отложенные налоговые активы;

- отложенные налоговые обязательства;

- текущий налог на прибыль;

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Справочно приводятся следующие показатели:

- постоянные налоговые обязательства;

- базовая прибыль (убыток) на акцию;

- разводненная прибыль (убыток) на акцию.

 

 

Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме N 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в отчете о прибылях и убытках показывают в круглых скобках.

Если образец формы N 2 не содержит каких-либо строк, необходимых для полного и достоверного отражения информации о доходах и расходах, организация должна внести в отчет нужные строки самостоятельно.

Если организация занимается несколькими видами деятельности, в форме N 2 можно показать доходы и расходы по каждому из них или привести необходимые разъяснения в пояснительной записке.

В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы.

Если данные за предыдущие годы несопоставимы с данными за отчетный год вследствие изменений в нормативных актах или в учетной политике, то показатели предыдущих лет должны быть скорректированы. В регистры бухгалтерского учета при этом изменения не вносятся.

 

Предъявляемые к нему.

Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Он возник из потребностей управления материальным производством. Руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной деятельности. В показателях учета раскрываются количественные и качественные стороны хозяйственного процесса. Объектом являются процессы материального производства, таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства, с целью контроля и управления.

В хозяйственном учете используются 3 вида измерителей:

1) Натуральные измерители дают представление о состоянии, движении и использовании имущества. Они измеряются в литрах, метрах. Их применяют для характеристики однородных предметов.

2) Трудовые измерители используются для исчисления затрат рабочего времени. Они выражаются в определенных единицах (днях, часах) и применяются для расчета з/п персонала организации.

3) Денежные измерители необходимы для отражения денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов и займов, объемов выпущенной и проданной продукции, ее себестоимость и т.д. они применяются для обобщения имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Различают 3 вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Каждый из них имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений и, дополняя друг друга, составляют единую систему хозяйственного учета в РФ.

Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности для управления и повседневного руководства.

В оперативном учете чаще всего используются натуральные показатели.

Статистический учет представляет собой систему сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике производственных и социальных процессов не на уровне хозяйствующего субъекта, а на уровне государственного управления.

Он охватывает все стороны хозяйственной и экономической жизни (численность населения, смертность).

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

 

Предмет БУ – это хозяйственная деятельность организации.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:

1) основные средства;

2) нематериальные активы;

3) оборотные средства;

4) денежные средства;

5) средства в расчетах;

6) отвлеченные средства.

 

Задачи БУ :

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бух отчетности.

- обеспечение информации внутренним и внешним пользователям бух отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществление орг-цией хоз деятельности.

- предупреждение фактов отрицательной хоз деятельности орг-ции и выявление внутрехозяйственных резервов.

Требования к БУ:

1 бух учет ведется в валюте РФ

2 организации ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хоз операций на взаимосвязанных счетах бу (собственного имущества) путем 2-ой записи (по Д одного и К другого), а также арендованного имущества путем простой записи на забалансовых счетах.

3 документирование операций ведется на русском языке

4 имущ-во организации и ее обяз-ва подлежат оценки в соответствии со средствами зар в уч политике.

5 имущ-во организации и ее обяз-ва учитываются отдельно от имущества других юр и физ лиц.

6 текущие затраты орг-ции учитываются отдельно от затрат капитального характера (кап вложений)

 

Методы бухгалтерского учета: документация и инвентаризация.

Методы бух учета – это приемы или способы с применением которых, в органищации осуществляется текущее наблюдение, сбор, изменение, регистрация хоз операций, систематизация, группировкаи обобщение учетной информации, сост бух отчетности на основе данных бух учета.

Метод бухгалтерского учета – это приемы, элементы, с помощью которых осуществляется бухгалтерский учет.

Методы б.у.:

-документация

- инвентаризация

-счета

-двойная запись

-стоимостная (денежная оценка)

-калькуляция

- балансовое обобщение

-бух отчетность

 

Документация – все хоз операции осуществляются орг-цией , оформляются с применением унифицированных форм первичной учетной документацией (ПУД)

Док-ты оформляются при совершение хоз операции или сразу после нее.

Обяз требования к док-там:

-наименование док-та

-дата составления док-та

- наименование орг-ции от имени которой составл документ

-измерители хоз операции в натуральном и денежном выражении

-наименование должностей лиц, ответственных за хоз действия

-подписи указанных лиц

Документооборот – это движение док-ов с момента их создания до момента передачи в архив.

Схема документооборота разрабатывается в организации для выполнения сроков учетных работ.

 

Инвентаризация – это проверка фактич наличия матер и ден ср-в, сопастовление их с учетными данными. Порядок проведения инвентаризации определяется методическими указаниями по инвентариз имущ-ва и финн организации, утвержд приказом министерства финансов 1995г №49.

Каждая организация разрабатывает собвстенную систему проверки и имущественной записи, котор закрепляется …..

Случаи обязательного проведения инвентаризации:

-перед составлением годовой бух отчетности

-смена мат ответственного лица

-при выявление факта недостач, хищения

- при реорганизации организации

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 239.