ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ. МЕХАНИЗМЫ ВДОХА И ВЫДОХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать физиологические механизмы вдоха и выдоха, причины поступления воздуха в легкие.

 

Примерные вопросы по теме

1. Система дыхания, ее функции. Основные этапы снабжения организма кислородом. Система кислородного обеспечения организма (СКОО). Основные этапы дыхания.

2. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха при спокойном и глубоком дыхании. Типы дыхания.

3. Причины изменения объема легких во время вдоха и выдоха.

4. Отрицательное давление в плевральной щели, его происхождение и изменение при дыхании. Пневмоторакс.

5. Эластическое (статическое) и не эластическое (динамическое) сопротивления дыханию, взаимоотношения между ними.

6. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Причины постоянства состава альвеолярного воздуха.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Назовите причины изменения объема легких при дыхании?

ОТВЕТЫ: 1. Изменения эластической тяги легких, изменение объема грудной полости.

2. Увеличение отрицательного давления в плевральной полости, изменение объема грудной полости.

3. Увеличение поверхностного натяжения стенок альвеол, работа дыхательного насоса.

4. Изменения объема грудной полости, колебания давления в плевральной полости и внутри легких.

ВОПРОС 2. Что включает в себя статическое сопротивление дыханию. Динамическое сопротивление?

ОТВЕТЫ: 1. Преодоление эластической тяги легких, изменение объема грудной полости. Сопротивление движению воздуха в воздухоносных путях.

2. Изменение внутриплеврального давления. Сопротивление трению тканей дыхательного аппарата, преодоление сцепления между листками плевры.

3. Вес грудной клетки, преодоление эластической тяги легких и внутрибрюшного давления. Сопротивление движению воздуха в воздухоносных путях и сопротивление трения тканей.

4. Преодоление эластической тяги легких. Сопротивление трению дыхательного аппарата и сопротивление движению воздуха в воздухоносных путях.

ВОПРОС 3. Каков состав альвеолярного воздуха; выдыхаемого воздуха?

ОТВЕТЫ: 1. О2 – 21%, СО2 – 0,03%, N2 – 79%; О2 – 14%, СО2 – 5,5%, N2 – 80%.

2. О2 – 16%, СО2 – 4%, N2 – 79%; О2 – 14%, СО2 – 5,5%, N2 – 80%.

3. О2 – 14,6%, СО2 – 5,5%, N2 – 80%; О2 – 16%, СО2 – 4%, N2 – 79%.

4. О2 – 14%, СО2 – 3,7%, N2 – 78%; О2 – 12%. СО2 – 5%, N2 – 78%.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу: «Обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе с применением клапанов Мюллера».

1.2. Зарисуйте в тетради схему прибора и запишите результаты опыта.

1.3. Проведите анализ работы и составьте уравнение химической реакции.

2.1. Выполните лабораторную работу «Модель дыхательных движений с применением аппарата Дондерса».

2.2. Зарисуйте в тетради аппарат Дондерса. Дайте объяснения наблюдаемым явлениям.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 292-297.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 97–103, 108–110.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 273, 282–286.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 3. / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 191–196.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 155–157.

 

 

З а н я т и е 3 1

ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ, ОБМЕН ГАЗОВ МЕЖДУ

ВОЗДУХОМ И КРОВЬЮ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить обмен газов и легких. Овладеть методикой определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и составляющих ее объемов воздуха.

 

Примерные вопросы по теме

1. Легочные объемы и емкости.

2. Вентиляция легких. Альвеолярная вентиляция. Анатомически мертвое (вредное) пространство и его физиологическое значение.

3. Обмен газов в легких. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови.

4. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Альвеолокапиллярная диффузия газов.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Перечислите основные факторы, способствующие газообмену в легких.

ОТВЕТЫ: 1. Разница парциальных давлений газов в альвеолярном воздухе и их напряжения в крови легочных капилляров, гипервентиляция легких, большой объем легочного кровотока, достаточная степень раскрытия легочных капилляров.

2. Равномерная вентиляция легких, разница парциальных давлений газов в альвеолярном воздухе и их напряжения в крови легочных капилляров, медленная скорость течения крови в легочных капиллярах, дыхательный насос.

3. Разница парциальных давлений газов в альвеолярном воздухе и их напряжения в крови легочных капилляров, постоянство альвеолярного воздуха, медленная скорость течения крови в легочных капиллярах, хорошая проницаемость альвеолярного барьера.

4. Разница парциальных давлений газов в альвеолярном воздухе и их напряжения в крови легочных капилляров, большая общая обменная альвеоло-капиллярная поверхность, медленная скорость течения крови в легочных капиллярах и большой объем легочного кровотока. Хорошая проницаемость альвеоло-капиллярного барьера.

ВОПРОС 2. ЖЕЛ обследуемого составляет 3800 см3, резервный объем вдоха 1700 см3, резервный объем выдоха 1500 см3.

Какое количество воздуха поступает у этого человека в легкие за минуту, если частота дыхания у него 18 движений в минуту? Какой объем кислорода поглощает и какой объем углекислого газа выделяет взрослый человека в состоянии покоя в процессе одного дыхательного движения?

ОТВЕТЫ: 1. 8100 см3; О2 – 20 см3, СО2 – 16 см3.

2. 10800 см3; О2 – 20 см3, СО2 – 16 см3.

3. 8100 см3; О2 – 250 см3, СО2 – 160 см3.

4. 10800 см3; О2 – 250 см3, СО2 – 160 см3.

ВОПРОС 3. Содержание газа в газовой смеси при общем давлении 760 мм рт. ст. составляет 14,5% . Каково парциальное давление этого газа в альвеолярном воздухе? Какому газу соответствует вычисленное давление?

ОТВЕТЫ: 1. Парциальное давление 159 мм рт. ст. Соответствует О2.

2. Парциальное давление равно 103 мм рт. ст. Соответствует О2.

3. Парциальное давление равно 103 мм рт. ст. Соответствует СО2.

4. Парциальное давление равно 40 мм рт. ст. Соответствует СО2.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов воздуха с помощью спирометра».

1.2. Ход работы. Шкалу сухого спирометра установите на нуле. После 2-3-х вдохов и выдохов сделайте максимальный вдох, зажмите нос и произведите равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться при этом прямо, не сутулясь. Измерения повторите 3 раза и рассчитайте среднюю величину ЖЕЛ.

1.3. Полученный результат сравните с должной величиной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в дм3, которая рассчитывается по формулам:

 

ДЖЕЛ (муж.) = {[рост (см) ´ 0,052] – [возраст (лет) ´ 0,022]} – 3,60;

 

ДЖЕЛ (жен.) = {[рост (см) ´ 0,041] – [возраст (лет) ´ 0,018]} – 2,68.

 

1.4. Вычислите процентное соотношение фактической ЖЕЛ к ДЖЕЛ по формуле

ЖЕЛ / ДЖЕЛ ´ 100%

В норме величина ЖЕЛ может отклонятся от должной в пределах ± 20%. Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно ДЖЕЛ указывает на большие морфофункциональные возможности легких.

1.5. Определение дыхательного объема (ДО).

Ход работы. Произвести легкий спокойны выдох в спирометр после обычного вдоха. Для точности повторить измерение 3 раза и рассчитать среднюю величину. В покое ДО в среднем колеблется от 300 до 800 см3.

1.6. Определение резервного объема выдоха (РОвыд.).

Ход работы. После очередного спокойного выдоха произвести максимально глубокий выдох в спирометр. Определение повторить 3 раза и рассчитать среднюю величину. Средняя величина РОвыд. равна 1500 см3.

1.7. Рассчитайте резервный объем вдоха (РОвд.) по формуле

РОвд. = ЖЕЛ – (ДО + РОвыд.).

Средняя величина РОвд. равна 2500 см3.

2.1. Используя полученные спирометрией данные, рассчитайте общую, максимальную емкость вдоха и функциональную остаточную емкость легких. Сравните показатели с нормой и сделайте выводы.

Общая емкость легких (ОЕЛ) рассчитывается по формуле

ОЕЛ = ДО + РОвд. + РОвыд. + ОО,

где ОО – остаточный объем, обычно составляющий 30% от величины ЖЕЛ.

Максимальная емкость вдоха (Евд.) определяется по формуле

Евд. = ДО + РОвд..

Максимальная емкость вдоха в среднем равна 2500–3000 см3.

Функциональная остаточная емкость (ФОЕ) рассчитывается по формуле

ФОЕ = РОвд. + ОО.

В среднем ФОЕ составляет около 40% ОЕЛ, примерно 2400 см3.

2.2. Сделайте анализ полученных результатов. В выводах отразите физиологическое значение величины ФОЕ.

2.3. Измерьте подвижность грудной клетки.

Ход работы. В положении стоя определяют окружность грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе. При этом испытуемый держит руки свободно опущенными вдоль туловища, сантиметровую ленту проводят сзади под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю сосковых кружочков у мужчин. У женщин ленту накладывают под грудными железами. При измерениях испытуемый во время максимального вдоха не должен напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе – не сутулится. У здоровых молодых мужчин разница между окружностями грудной клетки в положении вдоха и выдоха должна составлять 7-10 см, у женщин 5-8 см.

 

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 295-299.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 105–107, 108–113.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 287–292.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 3 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 196–202, 218–224.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 100.

 

З а н я т и е 3 2

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать структуру дыхательного центра, взаимодействие между отделами дыхательного центра. Изучить механизмы регуляции дыхания.

 

Примерные вопросы по теме

1. Дыхательный центр (ДЦ), его строение и функция. Роль газового состава крови в деятельности ДЦ. Механизм периодической деятельности дыхательного центра.

2. Рефлекторная регуляция дыхания. Собственные и сопряженные рефлексы системы дыхания. Роль хемо-, механо- и других групп рецепторов в регуляции дыхания.

3. Влияние на рабочий отдел ДЦ различных отделов ЦНС. Условно-рефлекторная регуляция дыхания.

4. Особенности дыхания при физической работе.

5. Особенности дыхания при пониженном и повышенном атмосферном давлении.

6. Гипоксия и ее виды.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Как отразится на дыхании двухсторонняя перерезка блуждающих нервов?

ОТВЕТЫ: 1. Дыхание станет поверхностным и частым.

2. Дыхание станет глубоким и редким.

3. Произойдет задержка дыхания

4. Произойдет остановка дыхания.

ВОПРОС 2. Какова основная причина развития гиперпноэ после произвольной задержки дыхания? Какова первоначальная причина развития горной болезни?

ОТВЕТЫ: 1. Понижение содержания О2 в крови. Низкое парциальное давление О2 в атмосферном воздухе.

2. Повышение содержания СО2 в крови. Низкое парциальное давление О2 в атмосферном воздухе.

3. Понижение содержания О2 в крови. Низкое парциальное давление СО2 в атмосферном воздухе.

4. Повышение содержания СО2 в крови. Низкое парциальное давление СО2 в атмосферном воздухе.

ВОПРОС 3. Как повлияет на дыхание перерезка спинного мозга между грудными и шейными сегментами; перерезка спинного мозга под продолговатым мозгом?

ОТВЕТЫ: 1. Дыхание замедляется; дыхание учащается.

2. Прекращается диафрагмальное дыхание; дыхание замедляется.

3. Прекращается реберное дыхание; происходит задержка дыхания.

4. Прекращается реберное дыхание; дыхание полностью прекращается.

ВОПРОС 4. Как влияет на легочную вентиляцию повышение напряжения СО2 и концентрации водородных ионов в крови; повышение напряжения О2 в артериальной крови?

ОТВЕТЫ: 1. Вызывает усиление легочной вентиляции; угнетает легочную вентиляцию.

2. Угнетает легочную вентиляцию; вызывает увеличение легочной вентиляции.

3. Вызывает увеличение легочной вентиляции; вызывает увеличение легочной вентиляции.

4. Угнетает легочную вентиляцию; угнетает легочную вентиляцию.

Самостоятельная работа студентов

1. Все студенты проводят ряд проб по определению времени произвольной задержки дыхания.

1.1. Проба Штанге.

Ход работы. В положение сидя, после 2-3 спокойных дыхательных движений испытуемый делает глубокий вдох и задерживает дыхание. При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами или зажимом. С помощью секундомера измеряется максимальное произвольное время задержки дыхания (секундомер включается в конце вдоха).

Здоровые люди задерживают дыхание на 60-120 с.

1.2. Проба Сообразе.

Ход работы. Методика проведения пробы аналогична методике выполнения пробы Штанге, однако, здесь измеряется максимальное произвольное время задержки дыхания после глубокого выдоха.

Здоровые люди способны задержать дыхание на 30-60 секунд. Если эта проба проводится вслед за пробой Штанге, то необходим отдых 5-7 минут.

1.3. Проба Серкина.

Ход работы.Проба Серкина состоит из трех фаз. Сначала определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем испытуемый делает 20 приседаний в течении 30 секунд и повторяет задержку дыхания, после чего стоя отдыхает 1 минуту и опять повторяет задержку дыхания на вдохе в положении сидя (то есть повторяется первая фаза пробы). Оценку результатов пробы удобно провести по таблице.

Существенное сокращение времени выполнения пробы указывает на ухудшение функций дыхания, а также кровообращения и нервной системы.

1.4. На основании полученных данных сделайте оценку функционального состояния системы дыхания.

 

 

Оценка пробы Серкина, с

 

Контингент обследуемых Фазы пробы
первая вторая третья
Здоровые тренированные 60 и более 30 и более более 60
Здоровые нетренированные 40-55 15-25 35-55
Лица со скрытой недостаточностью кровообращения   20-35   15 и менее   24 и менее

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 304–322.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 119–125.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 298–314.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 3 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 226–257.

 

 

З а н я т и е 3 3

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ

(с е м и н а р )

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения материала по разделу, разобрать неясные вопросы.

 

Примерные вопросы по теме

1. Понятие о дыхании, системе дыхания и системе кислородного обеспечения организма (СКОО). Основные этапы дыхания.

2. Биомеханика внешнего дыхания. Механизм обычного вдоха и выдоха. Модель Дондерса. Значение отрицательного давления в плевральной щели.

3. Особенности механизма глубокого вдоха и выдоха. Статическое и эластическое сопротивления дыханию.

4. Легочные объемы и емкости. Функциональные показатели дыхания и их изменения при различных состояниях организма.

5. Обмен газов между атмосферным и альвеолярным воздухом. Газовый состав альвеолярного воздуха. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью.

6. Перенос газов кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина и ее сдвиги. Транспорт углекислого газа кровью.

7. Обмен газов между кровью и тканями. Тканевое дыхание..

8. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его строение и функция. Роль газового состава крови в деятельности ДЦ. Механизм периодической деятельности ДЦ.

9. Рефлекторная регуляция дыхания. Собственные и сопряженные рефлексы системы дыхания. Роль хемо-, механо- и других групп рецепторов в регуляции дыхания. Условно-рефлекторная регуляция.

10. Особенности дыхания и транспорта газов при физической работе, пониженном и повышенном атмосферном давлении.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 292-322.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 97–125.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 273–314.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 3 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 191–286.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

З а н я т и е 3 4

Дата: 2016-10-02, просмотров: 271.