Контрольно-измерительные материалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерные задания контрольных работ:

 

1. На закрытом химическом предприятии, расположенном в черте города и находящемся в близости от государственной границы, в результате аварии произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Городская администрация приняла необходимые меры по эвакуации граждан из зараженных мест и предотвращения утечки нежелательной информации об аварии. При этом она запретила руководству предприятия передавать зарубежным СМИ и специалистам информация о масштабах аварии и сведения, касающиеся жизни населенных пунктов, входящих в зону досягаемости распространения вредных веществ. Одновременно администрация, принимает решение о нераспространении указанной информации, ссылаясь на закрытость производства химического предприятия.

 

2. Региональное информационное агентство, используя возможности контроля телефонных каналов связи, препятствовало негосударственному предприятию «Аргон» в реализации его функций международного информационного обмена и предлагало ему заключить договор на оказание услуг в области эксплуатации каналов связи. Однако условия, на которых предлагалось заключить договор, были для предприятия «Аргон» невыгодны: согласно условиям договора, оно должно было передать региональному агентству за услуги свои имущественные права на 25% акций.

 

3. В конце года по телевидению сообщили, что все долги по заработной плате работникам бюджетной сферы погашены. В то же время в некоторых районах Приморского края учителя объявили забастовку в связи с невыплатой заработной платы за последние четыре месяца. Журналист Воронцов обратился в администрацию Приморского края с просьбой предоставить ему документы, содержащие подробные сведения об использовании бюджетных средств края за прошедший год. Ему в этом отказали, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация является ограниченного доступа. Журналист написал жалобу в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ.

 

4. Химический комбинат г. Снежинска осуществил выброс ядовитых веществ в реку Донбаску. Городские власти, получив от санэпидемслужбы города соответствующую информацию, не оповестила граждан об опасности. В результате купания в реке дети – пять мальчиков и одна девочка – получили серьезные кожные заболевания.

 

5. Правительство Мордовии обратилось в Министерство образования РФ с просьбой направить в республиканский архив копии документов жителей Мордовии, защитивших кандидатские и докторские диссертации за последние десять лет с тем, чтобы сформировать массив информации о научном потенциале республики. В этой просьбе было отказано на том основании, что все массивы документов, хранящихся в банках Министерства являются исключительно федеральными информационными ресурсами и относятся к общероссийскому национальному достоянию. Правительство Мордовии, считая, что массивы документов об ученых степенях и званиях находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, обжаловало это решение Президенту России.

 

6. Сотрудники частной нотариальной конторы «Дело» на одном из своих совещаний приняли решение – создать тайный архив, в котором собрать наиболее интересную информацию о всех своих клиентах и по мере необходимости использовать ее в своей деятельности. На следующий день был назначен руководитель архива и два эксперта и они начали собирать через своих коллег нужные сведения и данные. Однако о факте создания тайного архива в нотариальной конторе стало известно одному из клиентов, и он пожаловался в прокуратуру.

 

Вопросы к зачету

 

Итоговый контроль знаний осуществляется в форме семестровых зачетов.

 

Зачетные вопросы по курсу для студентов очной формы обучения:

1. Государственная политика в сфере обеспечения информационной безопасности.

2. Понятие информационной безопасности. Принципы обеспечения информационной безопасности.

3. Основные информационные права и свободы на доступ к информации и их ограничения.

4. Основные конституционные гарантии права на доступ к информации.

5. Защита права на доступ к информации. Ответственность за нарушение прав и свобод.

6. Право на неприкосновенность частной жизни. Ограничения прав субъектов на неприкосновенность частной жизни.

7. Конституционные гарантии права на неприкосновенность частной жизни.

8. Способы защита неприкосновенности частной жизни.

9. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность частной жизни.

10. Информация с ограниченным доступом: понятие критерии (условия) охраноспособности.

11. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в информационной сфере.

12. Виды информации с ограниченным доступом. Краткая характеристика каждого вида.

13. Государственная тайна. Перечень сведений составляющих государственную тайну. Грифы секретности.

14. Органы защиты государственной тайны.

15. Допуск и доступ должностных лиц и граждан к сведениям, отнесенным к государственной тайне.

16. Лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

17. Способы защиты государственной тайны. Виды юридической ответственности за неправомерные действия.

18. Понятие коммерческой тайны. Критерии (условия) охраноспособности информации, отнесенной к коммерческой тайне.

19. Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

20. Права и обязанности владельца коммерческой тайны.

21. Способы защиты права на коммерческую тайну.

22. Ответственность, установленная за неправомерные действия со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

23. Понятие банковской тайны. Виды информации, отнесенные к банковской тайне. Субъекты права на банковскую тайну.

24. Права и обязанности владельца банковской тайны. Ограничение прав субъектов.

25. Способы защиты права на банковскую тайну. Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.

26. Профессиональная тайна: понятие и виды. Краткая характеристика каждого вида.

27. Особенности правовой охраны и защиты врачебной тайны.

28. Особенности правовой охраны и защиты тайны связи.

29. Особенности правовой охраны и защиты нотариальной тайны.

30. Особенности правовой охраны и защиты адвокатской тайны.

31. Особенности правовой охраны и защиты тайны страхования.

32. Особенности правовой охраны и защиты тайны исповеди и тайны усыновления.

33. Понятие служебной тайны Критерии (условия) охраноспособности. Виды служебных тайн. Права и обязанности субъектов права на служебную тайну. Способы защиты права на служебную тайну. Ответственность за разглашение сведений, составляющих служебную тайну.

34. Правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации. Условия привлечения к дисциплинарной ответственности.

35. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Особенности осуществления информационных процессов.

36. Правовые основы деятельности подразделений защиты информации на предприятии.

37. Частная детективная и охранная деятельность: понятие, субъекты и порядок регулирования.

38. Лицензирование при осуществление деятельности в сфере защиты информации.

 

 


5. Методические рекомендации для преподавателей

Данный курс должен вооружить студентов категориальным аппаратом в сфере регулирования информационных правоотношений. Обучающимся необходимо уяснить причины появления науки Информационного права, ее место в системе научного знания, особенности ее методологии; получить представление о информации как объекте права, видах защищаемой информации и особенностях их защиты.

Существует вечный педагогический вопрос при изучении правовых дисциплин: чему отдать предпочтение в обучении - изложению позитивного информационного материала о содержании правовых норм или изложению концептуальных проблем.

Для преподавателя читающего лекции правильный ответ состоит в том, чтобы гармонично сочетать как в учебниках, так и в учебном процессе информационный и доктринально - дискуссионный аспекты обучения. Простой пересказ действующего законодательства не эффективен, т.к. законодательство изменчиво. Цель же преподавания состоит в том, чтобы выработать у будущего специалиста правового мировоззрения, верного представления о всех основных процессуальных явлениях: сущности отрасли информационного права, т.е. о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует информационное право и практика в данной сфере. Следовательно, предпочтение в процессе обучения должно отдаваться выработке правовых взглядов, способности обучающихся давать самостоятельную оценку различным суждениям по правовым проблемам.

Вузовская лекция – важнейшая форма организации обучения в высшем учебном заведении, т.к. она призвана вскрыть и освятить содержание закономерностей, которым подчиняются процессы возникновения, функционирования, развития некоторой стороны объективной действительности. Лекция (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной темы. Раскрывая содержание закономерностей, лекция, тем самым, позволяет обучаемому овладеть не просто содержанием проблемы, но и проникнуть в ее сущность.

Содержание лекции должно отвечать следующим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практиков и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

Выбор конкретных методик зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений преподавателя, а также от особенностей аудитории. При чтении лекций по «Правовой защите информации» лектор должен опираться на правовые знания полученные студентами при изучении иных отраслей права.

Целесообразно предоставить студентам возможность предварительно ознакомиться с планом лекций, ее тезисами. При чтении лекций желательно использовать раздаточный материал.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного материала.

Так как семинарских (практических) занятий по дисциплине не предусмотрено, большое внимание преподаватель должен уделить организации самостоятельной работы студентов: определить сроки и порядок подготовки рефератов, помочь с выбором научной литературы. При проверке рефератов необходимо оргументировать выставляемую оценку. Следует также дать возможность студенту устранить указанные замечания, продолжив работу над выбранной темой. Поскольку на дневной форму обучения не планируется проведение семинарских занятий, то целесообразно завершить изучение учебного курса проведением конференции, в ходе которой будут заслушиваться и обсуждаться лучшие работы.

Кроме того, большое внимание уделяется тестам по дисциплине. Тест (англ. test - проба, испытание, исследование), в психологии и педагогике - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умении и навыках испытуемого. Тесты по данной дисциплине должны ежегодно совершенствоваться в связи с динамичность развития Информационного права и законодательства Российской Федерации.

Тестирование студентов направлено как на анализ уровня усвоения ими материала, так и на дальнейшее совершенствование качества преподавания дисциплины.

Лучшие студенты, зарекомендовавшие себя в качестве таковых в течении семестра при написании рефератов в связи с бально – рейтинговая система в высших учебных заведениях России находится на этапе первоначального становления, недостаточно апробирована, не творческим подходом к таковым могут быть освобождены как от оппонирования, так и от тестирования.

Важной является работа преподавателя по созданию и дальнейшему совершенствованию бально-рейтинговой системы, так как устоялась и возможны недочеты при ее первоначальном формировании.

Преподаватель должен довести до сведения студентов, что не набравшие необходимого количества баллов, сдают зачет на общих основаниях в виде устного собеседования.


7. Основное оборудование по дисциплине

 

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Примечание (сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)
1. Аудитория, стационарно оборудованная проектором, для проведения лекционных занятий с использованием презентационных материалов. Имеется в наличии
2. Компьютерный класс для проведения текущего тестирования и самостоятельной работы студентов со справочными правовыми системами Имеется в наличии
3. СПС КонсультантПлюс (сетевая версия для локальной сети) Имеется в наличии
4. АИПС Гарант (сетевая версия для локальной сети) Имеется в наличии

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 267.