Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, т.к. выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов.

К полномочиям представительных (законодательных) органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, а также принятие законов по финансовым вопросам.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, Правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.

Президент РФ,как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Система финансово-кредитных органов специально создана для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере. К ним отнесены:

1) Министерство финансов РФ. Обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности;

2) Федеральное казначейство. В его состав входят Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам, районам, и районам в городах.

Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Органы федерального казначейства наделены правом производить контрольные функции в т.ч. производить проверки денежных документов и смет в органах управления, организациях и финансово-кредитных учреждениях; получать справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные и внебюджетные средства; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения бюджета и внебюджетных фондов.

Органы федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия в т.ч.: требовать устранения выявленных нарушений; приостановить операции по счетам; налагать штрафы и др.

3) Налоговые органы. В систему органов Министерства РФ по налогам и сборам входят его территориальные органы – это единая централизованная система. Именно на территориальные органы по районам и городам возложено осуществление непосредственно контрольных функций за соблюдением налогового законодательства; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.

4) Государственный таможенный комитет РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию платежей при перемещении товаров через таможенную границу; контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды.

Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.

Финансово-правовые акты – это принятие в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по:

- юридическим свойством (нормативные и индивидуальные). К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах – актах применения норм права.

- по юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов РФ; подзаконные акты всех других государственных органов.

Тема 2.

Бюджетное право РФ и бюджетный процесс в РФ

Бюджетное право регулирует достаточно широкий круг общественных отношений, связанных с функционированием государственных и местных бюджетов.

Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти. Эти отношения возникают в связи с образованием распределением и использованием денежных фондов государства (в т.ч. субъектов Федерации) и муниципальных образований.

Нормы бюджетного права регламентируют:

а) Бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

б) Структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

в) Компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

г) Бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетные права можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов.

Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность следующих бюджетных прав (полномочий):

- осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений; РФ определяет основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующие на всей территории РФ;

- РФ имеет право на самостоятельный федеральный бюджет;

- право установить налоги, сборы и другие источники доходов бюджетной системы;

- право разграничивать бюджетные доходы между бюджетами РФ и субъектов РФ;

- право определять компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов и других бюджетных доходов и их размеров и др.

Бюджетные права субъектов РФ:

- законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ;

- определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления;

- право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет;

- право объединить бюджетные ресурсы субъектов РФ со средствами других бюджетов на договорной основе;

- право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы и другие платежи;

- право распределения доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами соответствующей территории.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образований определяет совокупность следующих прав:

- право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет;

- право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями;

- право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями;

- право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов;

- право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов; и др.

Бюджетные права РФ, ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

- собственный бюджет;

- получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

- судебную защиту бюджетных прав и др.

Бюджетное устройство– это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

В бюджетную систему России, как федерального государства входят бюджеты трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Под бюджетным регулированиемпонимается распределение доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1. Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2. Перераспределение самих бюджетных источников;

3. Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета (дотации, субвенции);

4. Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Установление регулирующих источников доходов бюджета выполняется в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный кодекс к участникам бюджетного процесса относит: Президента РФ; органы законодательной и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия, других получателей бюджетный средств; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают: рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении; последующий контроль за исполнением бюджетов; формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего уровня бюджетной системы, и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и с другими полномочиями.

Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

Главным распорядителем является орган государственной власти РФ или субъекта РФ, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий:

1. Разработка проекта бюджета:

- разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год;

- распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов страны и его получателями бюджетных средств.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета:

- Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в 4-х чтениях. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года. Затем, в течение 5-ти дней, принятый федеральный закон передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. Исполнение бюджета:

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Федеральное казначейство регистрирует все финансовые операции, связанные с поступлением и расходованием средств федерального бюджета в Главной книге Федерального казначейства.

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных отчеты подведомственных им бюджетных учреждений

Ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляет в Государственную Думу. Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов.

В российском законодательстве сейчас предусмотрено создание и деятельность четырех видов государственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фондыденежных средств создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению; правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти и местного самоуправления.

Вышеуказанные фонды могут быть классифицированы по следующим основаниям:

а) по целевому назначению (экономические и социальные);

б) по способу образования (бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; внебюджетные, которые образуются отдельно от бюджета);

в) по уровню управления фондом (федеральные, региональные и муниципальные);

г) по юридической природе (фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов и фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений правительства РФ).

Целевые бюджетные фондысоздаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Эти фонды, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные фонды. Характерной чертой целевых бюджетных фондов , отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.

Целевые фонды Правительства РФотносятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой этих фондов является то, что основным источником, а иногда и единственным, их формирования выступают бюджетные ассигнования. Создаются Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, а также создаются Правительством РФ в силу федеральных законов, указов Президента РФ, а также по собственному усмотрению.

Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фондыобразуются в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФ и используются, как правило, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности. Формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль хозяйства.

Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных законов, указов Президента РФ на основе постановлений Правительства РФ. Создаются также межотраслевые фонды.

 

Тема 3.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 205.