Билль о правах ракового пациента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бэрни Зигель, доктор медицины, основатель ECAP – Общества удивительных раковых пациентов, Инк. – группы поддержки для людей, желающих бороться за свою жизнь, несмотря на любую тяжелую болезнь, составил следующий «Билль о правах»:

Уважаемый доктор,

пожалуйста, не говорите мне, чего у меня нет. Мы с вами оба понимаем, что я пришел к вам узнать, есть ли у меня рак. Если я знаю, что у меня есть, значит, я знаю, с чем борюсь, и тогда у меня меньше страха. Если вы скрываете название и факты, вы лишаете меня возможности помочь самому себе.

Доктор, когда вы задаетесь вопросом, стоит ли говорить мне о том, что у меня рак, я уже знаю. Возможно, вы будете чувствовать себя лучше, если не скажете мне, но ваш обман мне повредит.

Не сообщайте, сколько мне осталось жить. Лишь я один могу решать, как долго я еще проживу. Это будут определять мои желания, мои цели, мои ценности, мои силы и моя воля к жизни.

Объясните мне и моей семье, как и почему это со мной произошло. Научите меня и мою семью, как нам жить сейчас. Расскажите мне о питании и потребностях моего организма. Расскажите мне, как обращаться с этим знанием и что делать, чтобы мой разум и тело могли работать вместе. Исцеление приходит изнутри, но я хочу объединить мои силы с вашими. Если вы и я образуем команду, я буду жить дольше и лучше.

Доктор, не позволяйте вашим негативным убеждениям, вашим страхам и вашим предрассудкам влиять на мое здоровье. Не стойте у меня на пути, когда я начинаю чувствовать себя лучше и превосхожу ваши ожидания. Дайте мне шанс стать исключением из вашей статистики.

Ознакомьте меня с вашими убеждениями и способами лечения и помогите мне объединить их с моими. Однако помните, что самое важное – это мои убеждения; во что я не верю, то мне не поможет.

Вы должны понять, что значит для меня рак – смерть, боль или страх неизвестности. Если моя система убеждений приемлет альтернативную терапию, а не традиционное лечение, не отказывайтесь от меня. Пожалуйста, попытайтесь перестроить мою веру; будьте терпимым и дождитесь, когда я сам изменю свои взгляды. Это может произойти мгновенно только в том случае, когда я безнадежно болен и отчаянно нуждаюсь в вашем лечении.

Доктор, научите меня и мою семью жить с моей проблемой, когда я от вас далеко. Не пожалейте времени, отвечая на наши вопросы, и уделите нам внимание, когда мы в нем нуждаемся. Мне очень важно чувствовать, что я могу свободно поговорить с вами и задать вам вопрос. Я проживу более долгую и осмысленную жизнь, если мы с вами вместе сумеем выстроить значимые взаимоотношения. Вы нужны мне, чтобы я смог достичь новых целей, которые ставит передо мной жизнь.

 

Контроль и надежда

 

Вопрос. Какой наиболее важный вклад может внести врач в восстановление здоровья пациента?

Д-р Сигел. Я думаю, есть два вклада, которые врач способен сделать. Первый, как я уже упоминал, – это передать пациенту контроль над его или ее собственным лечением. Второй – это дать надежду.

Если я чему и научился за все годы моей работы с раковыми пациентами, так это тому, что не существует такого понятия, как ложная надежда. Надежда – вещь реальная и физиологическая. Я убежден, что совершенно необходимо давать людям надежду – независимо от того, каково их положение. Я знаю людей, которые сегодня живут на свете только потому, что я сказал им: «Вам незачем умирать».

Трудность, стоящая перед врачом, – это статистика. Если статистика говорит, что девять из десяти умирают от этой болезни, большинство врачей скажут своим пациентам: «Шансы против вас. Приготовьтесь умереть». Я говорю: «Вы можете быть одним из тех, кто выздоровеет. Давайте учиться, как это сделать». Я не гарантирую бессмертия. Я спрашиваю их, хотят ли они научиться жить.

Люди – не статистические единицы. Они личности. И с ними надо обходиться как с личностями. Если бы доктор заявил мне, что при моей болезни любой человек умирает через шесть месяцев, я бы сказал себе: «Это невозможно. Нет двух одинаковых случаев. То, о чем он говорит, – это средняя величина. Может быть, один человек прожил пять лет, а кто-то другой скоропостижно скончался через три дня».

По-моему, худшее, что может сделать врач, – это сказать больному, что тому предстоит скоро умереть. Во-первых, это обман. Никто и никоим образом не может предсказать хоть с какой-то определенностью, как будет развиваться болезнь у данного конкретного человека. Во-вторых, это быстрейший способ превратить пациента в очередную статистическую единицу.

Надежда действует как плацебо. А плацебо, бесспорно, может воздействовать на иммунную систему. К примеру, в одном исследовании, результаты которого были опубликованы в 1957 году, пациенту давали экспериментальный лекарственный препарат под названием «Кребиозен». Он поверил, что это сильнодействующее лекарство против рака, которое его спасет. Его опухоль рассосалась. Затем в газете появилась статья, в которой говорилось, что «Кребиозен» – неэффективное противораковое средство. У него вновь развился рак. Затем его лечащие врачи сказали ему, что он будет получать сверхчистую форму «Кребиозена», которая эффективна против рака. На самом деле ему раз в неделю делали инъекции воды. Тем не менее его опухоль во второй раз перешла в стадию ремиссии. Затем в газетах напечатали еще одну статью, утверждающую, что Управление по контролю за продуктами и лекарствами сняло это лекарство с испытаний, потому что оно не действует. Пациент скончался через три дня.

Итак, я не обращаю внимания на то, насколько серьезно пациент болен, я предлагаю ему надежду.

Вопрос. Какой самый лучший совет, по-вашему, можно дать раковому пациенту?

Д-р Сигел. Лучший совет, который я могу дать кому бы то ни было, – живите каждый день так, как будто этот день последний. Это не значит, что вы должны тут же отправиться грабить банк или спустить зараз все семейные сбережения. Я говорю с духовной точки зрения. Сделайте себя счастливыми. Разрешите свои конфликты. Облегчите душу. Пусть у вас будет мир в душе, пусть ваша совесть будет чиста. Я гарантирую, что когда вы проснетесь на следующее утро, то будете чувствовать себя настолько хорошо, что не захотите умирать.

Я говорю моим пациентам: «Если бы вы узнали, что сегодня, когда вы выйдете из этого кабинета и пойдете домой, по дороге вас убьют, вы попросили бы позволения позвонить кому-то по моему телефону?» Если они отвечают «нет», значит, они живут правильной жизнью. Если они вскакивают и говорят: «О Господи, дайте мне телефон. Я должна позвонить моему зятю и отругать его, я должен позвонить моей жене и сказать ей «Я тебя люблю», потому что мы сегодня утром поссорились» – и тому подобное, значит, они живут неправильной жизнью. Учитесь, как жить правильно именно сейчас.

 

 

Глава 4

Захотите жить

 

«Воля к жизни», неоспоримая могущественная сила выживания, вероятно, наиболее важный фактор, благодаря которому мы сохраняем здоровье и исцеляемся от болезней. Но каковы эмоции, установки и поведение, которые питают это пламя внутренней энергии? Как нам поддерживать его яркое горение или вновь разжечь, если оно начало тускнеть и гаснуть?

Чтобы это выяснить, мы поговорили со специалистом, изучающим феномен долгожительства, которому область здоровья тела и души ведома до самых глубин. Это доктор философии Кеннет Р. Пеллетьер, доцент клинической медицины на медицинском факультете Калифорнийского университета в Сан– Франциско, автор многочисленных книг, среди которых бестселлер, получивший международную известность, «Разум как целитель, разум как убийца», а также «Долголетие», «Холистическая медицина» и «Здоровые люди в нездоровом окружении». В связи с продолжающимся в настоящее время исследованием долголетия д-р Пеллетьер объездил весь свет, в том числе побывал в СССР.

Мы брали у него интервью в его доме в Беркли, Калифорния. Там мы обсуждали исцеление разума и способы, какими мы можем запрограммировать его на долгую жизнь.

Вопрос. Когда вы идете к доктору с жалобами, а он говорит: «Это все у вас в голове», что это означает?

Кеннет Р. Пеллетьер, доктор философии. Как правило, называя нечто психосоматическим, говоря, что это все у вас в голове, тем самым отрицают наличие самой проблемы. Как будто то, что «в голове», на самом деле не существует здесь и сейчас, да и вообще нигде не существует.

Однако чем дальше, тем больше мы приходим к видению, что вообще любые состояния здоровья и болезни до некоторой степени психосоматические. Опять-таки не в том смысле, что все они воображаемые, но в том смысле, что все они включают психологические и физические факторы.

Вопрос. Как разум может сделать кого-то больным?

Д-р Пеллетьер. Ну, в каждый данный момент существует великое множество сил, влияющих на состояние нашего здоровья. Среди этих факторов питание, физическая тренированность, стресс, генетическая предрасположенность, психологические факторы, чисто медицинские факторы, такие как травма или инфекция. Вопрос в том, не оказывают ли некоторые из них непропорциональное влияние, которое в результате приводит к болезни, или они все поддерживают оптимальный баланс, результатом которого является здоровье?

Происходит, по моему мнению, вот что: все начинается с того, что вы испытываете определенного уровня стресс, который для большинства из нас является повседневным. Длительный, неослабевающий стресс. Затем в вашей жизни происходит «стрессогенное событие». И внезапно весь ваш накопленный за долгое время стресс стремительно ввергает вас из первоначального состояния в реальную болезнь. К примеру, вы можете иметь в семейном анамнезе гипертонию, а на своей работе вы постоянно испытываете один и тот же уровень стресса. Так что ваше кровяное давление постоянно слегка повышено. Внезапно происходит одно или несколько стрессогенных жизненных событий, и ваше кровяное давление может подскочить до угрожающе высокого предела, и в результате вы получите головокружение, головные боли или еще хуже.

Затем вы можете иметь определенный тип личности или строения психики, которое предрасполагает вас к развитию определенного вида расстройств. И опять-таки это не причина, но это важный фактор. Один из многих. И чтобы вылечить человека, мы должны выявить все эти воздействия, пройти весь путь назад и распутать весь клубок.

Вопрос. Не могли бы вы привести пример такого процесса?

Д-р Пеллетьер. Разумеется. Не забывайте, я говорю о том, что в какой-то момент психологическое затруднение действительно начинает влиять на физические системы организма. Стресс вызывает чрезмерную секрецию соляной кислоты и способствует возникновению у человека язвы. Другой вид тревожности может поднимать кровяное давление. В какой– то момент появляются физические симптомы.

В одном очень показательном случае 72-летняя пожилая леди оказалась в состоянии, именуемом «спастическая кривошея», когда ее голова была наклонена вправо и повернута к правому плечу. Это чрезвычайно дезориентирует, это очень болезненно, и она с трудом могла передвигаться. Она перепробовала все: хиропрактику, инъекции кортизона, вытяжение, ошейник. Когда она попала к нам, мы начали с биологической обратной связи. Мы разместили электроды на ее левом грудинно-сосцевидном отростке, то есть мышце, сокращающейся, когда вы поворачиваете голову вправо. Я попросил ее расслабить эту мышцу. Когда она это сделала, ее голова начала поворачиваться и стала опять смотреть вперед. После примерно четырех недель прогресса все просто намертво застряло. Прогресса больше не было.

Я заметил, что на аппарате, который записывал ее нервные импульсы, был небольшой пик, показывающий некоторый избыток мышечной активности. Я сказал ей, что, когда этот пик появляется, нужно открыто выразить все, что приходит ей на ум. Она послушалась и сказала, что чувствует себя неудобно. Я спросил ее, какого рода это неудобство. Она сказала, что чувствует себя виноватой. В чем виноватой? «Я чувствую себя пристыженной», – сказала она. Пристыженной из-за чего?

Она сказала, что ее симптомы появились пять лет назад, с тех пор как она имела отношения с женатым мужчиной моложе ее. Описывая этот случай, она сказала, что, если бы ее соседи хоть что-то об этом узнали, она никогда уже не смогла бы взглянуть им в лицо. Вскоре после того, как она выговорила эти слова, показания прибора вернулись в норму. Это было не лечение, но с этого момента и далее пошел прогресс при терапии биологической обратной связи и психотерапии. Наконец она полностью восстановила боковое движение своей головы. Есть другие случаи, подобные этому, которые демонстрируют тот же принцип, а именно: как индивидуальный образ мышления может повлиять на тело.

Множество пациентов-сердечников бессознательно оформляют своей болезнью тот или иной вариант желания смерти. Они не обязательно хотят исчезнуть физически, но хотят избавиться от ответственности. Пример тому – 53-летний мужчина, отец и брат которого скончались от сердечного приступа в возрасте 54 лет. Этот мужчина поступил в нашу клинику, испытывая сильную загрудинную боль, когда приближалось его 54-летие. У него были совершенно нормальная электрокардиограмма и совершенно нормальное кровяное давление. Казалось бы, не было физической причины, почему у него могли проявиться подобные симптомы. Тем не менее боль упорно продолжалась.

Измеряя его уровень стресса, мы обнаружили, что кровеносные сосуды всей его левой руки и плеча были сужены. Беспокоясь по поводу возможного сердечного приступа, он невольно перекрывал систему кровообращения своей левой руки, чем и была вызвана стенокардия.

 

Запрограммирован умереть

 

Сделал он на самом деле вот что: запрограммировал себя, что в возрасте 54 лет он умрет. И судя по способу, которым он это делал – ограничивал себя в физических упражнениях, становился все менее активным, более подавленным, более инертным, – он, вероятно, справился бы точно по графику. Он действовал как тот, кто собирается умереть.

Вопрос. То есть можно запрограммировать себя на неудачу?

Д-р Пеллетьер. Безусловно. А также на успех. Есть реальность, которая существует независимо. Именно то, как вы видите и воспринимаете эту реальность, как раз и является причиной вашего состояния, будь то здоровье или болезнь.

Вопрос. Давайте поговорим о том, как запрограммировать себя на успех, на здоровье.

Д-р Пеллетьер. Особого рецепта не существует. Есть люди, которые могут пить, курить, крутить романы, питаться всякой дрянью, жить в насыщенной всяческими ядами окружающей среде – и доживать до ста лет. И есть люди, которые строго соблюдают все, о чем я собираюсь рассказать, – и умирают в тридцать от недомогания. Конечно, такие люди являются исключением.

Для большинства из нас физические параметры, которые должны влиять на долголетие и здоровье, – это диета, физические упражнения, некоторые методы минимизации стресса или совладания с ним (какие человек может использовать для того, чтобы прервать течение накопленного стресса) и психологическое окружение (принимающее вас и ваши поступки, активно вовлеченное в вашу жизнь). Если бы мне пришлось выбирать единственное наиболее важное, один главный параметр долголетия и здоровья, я бы выбрал именно последнее, может быть, потому, что оно так глубоко затрагивает сознание личности. Важно оставаться вовлеченным и любознательным, интересоваться собственной жизнью и жизнью вокруг вас. Вы должны чувствовать себя реализованным, знать, что ваша жизнь имеет смысл, что жить важно для вас. Вам требуется желание жить.

Вопрос. Что вы скажете о режиме питания и физических упражнениях?

Д-р Пеллетьер. В данное время мы в течение трех лет отслеживаем в нашей клинике людей, которые действительно движутся в направлении оптимального здоровья. Они стремятся заметно снизить долю очищенных углеводов и белого сахара в своем питании; они увеличивают количество грубой пищи, свежих фруктов и овощей, они переключаются от более обработанной к менее обработанной пище; они снижают потребление темного мяса (баранины, говядины) и переходят к домашней птице, рыбе, цельнозерновым продуктам и бобовым, богатым протеинами; они снижают количество кофеина, которое получают, и увеличивают прием жидкостей.

Что до упражнений, очевидно, что тело создано для физических усилий. Вам не обязательно достигать уровня физической подготовки профессиональных спортсменов. Фактически большая часть всего того, что написано о профессиональных спортсменах, показывает, что они имеют более высокий коэффициент смертности и более высокую склонность к так называемым стрессовым и психосоматическим нарушениям. Так что мы говорим про средний уровень физической нагрузки, упражнения, которые выполняются регулярно, три раза в неделю или около того, что дает должную нагрузку сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Это также должно быть нечто такое, чем вам нравилось бы заниматься. Разница между человеком, который делает упражнения, и тем, который их не делает, огромная. Самый убедительный аргумент – когда вы какое-то время следуете программе упражнений, а затем перестаете, вы чувствуете себя ужасно. Вот когда вы осознаете, как это полезно.

Вопрос. Как люди могут взрастить в себе желание жить?

Д-р Пеллетьер. Вы можете для начала завести привычку просто успокаивать ваш разум до того момента, когда получите возможность отстраниться от вашей жизни, чтобы посмотреть, на самом ли деле она течет так, как вы этого хотели бы. И если ваш ответ на этот вопрос будет «нет», это вовсе еще не означает, что вы непременно навлекаете на себя недомогание. Это просто может означать, что вы еще не достигли определенной цели. На самом деле психологически значимо ставить себе цель крупнее, чем вы можете добиться немедленно. Время от времени встречаются примеры спонтанной ремиссии при смертельных заболеваниях у людей, стремящихся к цели или ожидающих какого-то особого события, вроде завершения книги, рождения ребенка у близкого человека.

Воля к жизни – реальное стремление оставаться активным участником жизни, в работе или в игре. Другая составная часть проявляется в готовности к экспериментированию, освоении нового, нежелании увязать в однообразной деятельности. Еще один фактор – осознание, что есть нечто большее, чем ты сам: вера в духовное. Это не обязательно должно проявляться в виде религиозной догмы. На самом деле она довольно редко принимает именно такую форму. Это просто чувство чего-то большего, чем индивидуальное бытие. Это действительно может быть фактором, способствующим здоровью. Когда людям дано такое чувство или оно приходит во время терапии, они заметно меняются.

 

Живи без суеты

 

Вопрос. Есть ли какой-то смысл в том, чтобы время от времени просто полежать и не заниматься ничем – например, на берегу пруда или под деревом?

Д-р Пеллетьер. Это просто сказка! Я узнал это на собственном опыте. Несколько лет назад я проводил исследования по нейрофизиологическому профилю стресса, и как-то утром случилось так, что я сам подключился к приборам. Я был уничтожен! Я знал, как выглядят патологические профили, и как раз такой был у меня! Это был поучительный опыт. Вся моя жизнь внезапно пролетела передо мной: как я жил, как я обращался с людьми, как относился к себе самому.

И тогда я начал делать в течение дня маленькие перерывы на медитацию, говоря себе, что это здорово – поработать с утра, а затем пару часиков поваляться на солнышке. Мы склонны смотреть на свободное время как на что-то, чего у нас быть не должно. Как будто это время каким-то образом потеряно. Однако вот что я осознал: отдых абсолютно необходим для адекватного функционирования на психическом и физическом уровнях. Тело нуждается в нагрузке; оно также нуждается и в отдыхе. Ваши развлечения, возможно, наиболее важное дело за всю вашу жизнь.

Вопрос. Как можно избавиться от ощущения, что отдых – это пустая трата времени?

Д-р Пеллетьер. Я предлагаю людям принять позу для медитации, и вот, пока они лежат на солнышке, у них в голове пробудится тихий голос и спросит: «Что ты здесь делаешь? Ты сейчас должен был работать». Наша нормальная реакция – сразу же прислушаться и начать беспокоиться, дать этому голосу захватить нас. Но вместо этого вы просто смотрите на это как на некий факт, как на некую мысль. Она может быть о чем угодно, эта мысль. В данном случае она оказалась про то, что вы лежите на солнышке. Так что просто посмотрите на этот факт… и выкиньте его из головы. Потом придет другая мысль. Ваша нога чешется, вы не хотите пошевелиться и почесать ее? Вы говорите – подождите минутку, это всего лишь еще одна мысль, которая выплыла на первый план моего сознания. Дайте ей уйти.

Вы ведете себя по отношению ко всем этим мыслям так, как будто это объекты, каковыми они в действительности и являются. И таких объектов существует ограниченное количество. Я еще не встречал ни одного человека, который мог бы попытаться прокрутить в своем мозгу более чем 15 таких навязчивых мыслей. Есть примерно 15 тем для размышления, которые возникают постоянно. Через некоторое время вы сможете их подсчитать. Да, я знаю, какая мысль мне сейчас пришла. Это номер 12 – чешется пятка. А вот номер 14: мама говорила, что ее сын вырастет бездельником. Очень скоро вы устанете слушать этот негромкий голосок, вам наскучит позволять этой части вашего сознания вмешиваться в вашу жизнь. Вы буквально выкинете это все из головы, так что оно больше не появится, а если вдруг появится, то так же быстро и исчезнет.

Будьте внимательны к себе. Главное – как это все влияет на ваше самочувствие. Когда вы что-то меняете – в вашем режиме питания или в ваших привычных упражнениях, к примеру, – спросите себя, как они заставляют вас чувствовать себя. Как они сказываются на вашем здоровье?

Вы сами – ваше собственное лекарство. Что вы делаете после того, как сложите вместе все ингредиенты, указанные в рецепте? Вы пробуете свое снадобье. Если вкус у него плохой, кто позаботится, чтобы вы следовали рецепту в точности? С другой стороны, вкус у него может быть ужасным.

 

 

Глава 5

Болеутолитель в вашем мозгу

 

Джон, кардиолог 52 лет от роду, жил с постоянной мучительной болью в пояснице после лечения рака прямой кишки. Боль, говорил он, была «невыносимой» и сводила его жизнь к выбору из трех вариантов: успешное лечение где угодно; добровольное переселение в психиатрическую больницу или самоубийство. Он не мог продолжать жить, не получая облегчения. В отчаянии он обратился за помощью к психологу в отделении противоболевой терапии в местной больнице.

Просматривая историю болезни Джона, психолог заметил, что на ранних этапах психологической работы Джон описывал свою боль в пугающе ярких образах. «Как будто собака вгрызается в мою спину», – говорил он. Полагая, что этот образ был больше чем просто колоритной картинкой – что это фактически было чем-то вроде символического послания из кошмарного сна от источника его боли, – психолог постарался убедить Джона установить контакт с собакой, поговорить с ней, выяснить, почему она вгрызается в его спину, и как-то побудить ее перестать это делать.

Имея подготовку в традиционной медицине, Джон поначалу посчитал идею абсурдной, но его боль была настолько сильна, что он решил сделать попытку. За несколько последовательных сеансов психолог научил Джона расслабляться физически и психически и открывать свое сознание образу собаки. Затем Джон начал разговаривать с ней – и собака ответила.

Собака сказала Джону, что, во-первых, он никогда не хотел стать доктором; он хотел стать архитектором, но его мать силой заставила его поступить в медицинскую школу. В результате его злость и возмущение были направлены на его мать, на коллег и пациентов. Они были также направлены внутрь, сказала собака, что и способствовало развитию у него рака, а также боли в нижней части спины.

Собака сказала Джону, что он хороший врач. «Может быть, это не та карьера, о которой ты мечтал, но пора тебе осознать, насколько ты хорош в том, чем занимаешься. Когда ты перестанешь быть таким обиженным и начнешь принимать себя как есть, я перестану вгрызаться в твою спину». Эти инсайты сопровождались немедленным ослаблением боли, и в течение последующих недель она постепенно утихла.

 

«Страна фантазия»

 

Возможно, это выглядит как неортодоксальный – если не сказать «ненормальный» – подход к проблеме хронической боли. «В конце концов, какова была бы ваша первая реакция на врача, который побуждает вас говорить с маленькими зверюшками в вашей голове?» – спрашивает доктор философии Дэвид Э. Бреслер, руководитель Центра нетрадиционной терапии Бреслера в Лос-Анджелесе и автор книги «Освободитесь от боли».

Но д-р Бреслер, который описал в своей книге, как помог Джону использовать технику воображения, дающую контроль над болью, говорит, что этот метод «по существу опирается на разговор с самим собой, что вряд ли является новой идеей». Все же для многих американцев, которые страдают от хронической боли – боли, которая упорствует после того, как средства, предлагаемые традиционной медициной и психиатрией, исчерпаны, – оно может принести благословенное облегчение.

«Показатель количества разводов среди страдающих от хронической боли ужасает, – говорит доктор философии Нил Х. Олшан, частнопрактикующий врач в Скотсдэйле, Аризона, и автор книги «Власть над болью без таблеток». – Как правило, они попадают во что-то вроде замкнутого круга из лекарственных средств и хирургических операций, обращаются то к одному, то к другому специалисту и получают лишь ограниченное облегчение».

Д-р Бреслер не одобряет широко распространенное в современной медицине применение обезболивающих средств как средств подавления. «Боль, – говорит он, – это симптом, который говорит вам, что что-то не так. Симптомы – это способ, которым тело пытается исцелить себя. Боль – это дружеское предупреждение, а не враг, которого надо подавлять».

Но, соглашаются д-ра Бреслер и Олшан, воображение, помогающее управлять болью, – это ключ, позволяющий справиться со страданием до тех пор, пока причина боли будет найдена и устранена.

Как работает воображение? Оно инициирует выделение природных обезболивающих организма. Называемые эндорфинами – буквально «внутренний морфин», – эти сложные вещества воздействуют на тело подобно наркотикам. Вступая в «разговор» с нашим телом, мы можем научиться контролировать выделение эндорфинов, облегчая боль без побочных эффектов мощных искусственных снадобий. Д-р Бреслер объясняет, что этот внутренний диалог также обращается к вегетативной нервной системе, которая контролирует такие не зависящие от воли человека функции, как сердечный ритм, пищеварение, и играет решающую роль в облегчении хронической боли.

Поскольку вегетативная нервная система связана с бессознательной частью нашей психики, той частью, которая переводит информацию в символическую форму, то единственный язык, который она понимает, это язык символов и образов. Мы можем добраться до частей нашего организма, контролируемых сознательной частью психики, с помощью вербальных команд: «Рука, потянись к небу!» или «Язык, высунься!». Но для бессознательного разума эти команды – иностранная речь. Для общения с ним, продолжает д-р Бреслер, нам нужен новый язык, однако «страна воображения по большей части игнорируется, и ее язык часто так же незнаком, как тот, на которых говорят в дальних странах».

Например, попытайтесь приказать вашим слюнным железам выделить слюну. Не получается? Тогда попытайтесь – так живо, как только возможно, – вообразить свежий, сочный, желтый лимон… вообразите брызги светлого кислого сока, когда вы разрезаете его острым ножом… затем берете истекающий соком ломтик и кладете на язык, ощущая его свежую кислую горечь, его остроту, его сочность. Разве это не лучше работает?

Под правильным руководством можно напрактиковаться применять подобные мысленные образы для облегчения боли, вызванной какой угодно причиной, от артрита до ангины. И в центрах противоболевой терапии по всей стране все более распространяется применение техники воображения.

Однако д-р Олшан предупреждает, что эффективность воображения может быть опасна, если оно применяется не должным образом. «Поскольку боль – это предупреждающий сигнал, – говорит он, – нельзя использовать эти техники при недиагностированной боли, поскольку они могут замаскировать симптомы. Вы должны сначала посетить врача».

По существу, техники воображения – это способ восстановить контакт между телом и психикой. Как западной медицине вообще удалось их разделить – это долгая история, но сейчас становится достаточно ясно, что они имеют поразительно сложную и глубокую непрерывную взаимосвязь, как двое влюбленных, ведущих беседу с помощью перемигивания и знаков в толпе народа. Каждая из этих частей, как теперь известно, обладает поразительной способностью управлять другой частью.

 

Удивительный феномен

 

Так называемый «эффект плацебо», к примеру, описывается как «один из самых замечательных медицинских феноменов», хотя он настолько распространен, что является существенным фактором в любом медицинском эксперименте. Дайте группе пациентов некое абсолютно бесполезное лекарство, – это может быть сахарная пилюля или подсоленная вода, – сказав им, что это сильнодействующее средство, и определенный процент их (обычно примерно треть) действительно почувствует себя лучше. Очевидно, что имеет значение не само лекарство, а вера пациента, что оно подействует – образ исцеления, который становится реальностью (то есть физически реализуется) благодаря таинственной трансформации, которую мы только начинаем понимать.

Способность разума включить самоисцеление тела, получив надлежащее внушение, настолько мощна, что известны случаи, когда она изменяла на прямо противоположный эффект сильнейших лекарственных средств. В одном случае беременной женщине, жаловавшейся на тошноту, дали ипекакуану – одно из наиболее широко применяемых известных рвотных средств – и сказали ей, что это смягчит ее плохое самочувствие. Буквально через минуту ее тошнота прошла! Именно этим феноменом руководствовался доктор медицины Ирвинг Ойл, заявив в своей книге «Исцеляющий разум»: «Во что бы вы ни верили, все может стать катализатором вашего исцеления».

Конечно, большинство из нас не может просто «принять» эффект плацебо в любое время, когда только захотим, как таблетку, иначе не существовало бы ни врачей, ни лекарств, ни больниц. Мы бы просто излечивали себя по собственному желанию. Но сила в нем есть, знаем мы, как ею пользоваться, или нет; и усовершенствование методики привлечения этой силы, когда она необходима, – это как раз то, чем занимается современная противоболевая терапия.

Новейшие исследования сути реального механизма, стоящего за плацебо-эффектом, выявили, что эндорфины играют в нем ключевую роль. В одном исследовании, проведенном в Калифорнийском университете (Сан-Франциско), 23 пациентам стоматологов, которым несколькими часами ранее удалили зуб, сделали инъекцию плацебо. Более трети сообщили, что их боль в результате уменьшилась. Но когда им сделали укол второго вещества, которое блокировало действие эндорфинов, боль вернулась ко всем. Очевидно, их вера в то, что плацебо действует, инициировала выделение этих естественных обезболивающих, которые на самом деле обеспечивают «быстрое и надежное облегчение».

Действительно ли противоболевые техники воображения работают с такой же эффективностью? Доктор медицины К. Норман Шили, основатель реабилитационного центра в Ла-Кроссе, штат Висконсин, утверждает, что релаксационные и визуализационные техники – «единственная наиболее значимая терапия, которую мы в силах предложить хроническим больным с самыми разнообразными проблемами».

Д-р Бреслер говорит, что лекарственные средства и хирургия часто являются наименее эффективными методами, когда надо справиться с хронической болью.

А д-р Олшан сообщает, что его коэффициент успешности лечения – то есть число людей, которые научились снижать и контролировать свою боль до уровня, при котором они способны вести плодотворный образ жизни, – это ориентировочно 60 процентов плюс еще многие, которые достигли «по крайней мере значительного облегчения». Кто-нибудь из них избавился от своей боли полностью? «Таких меньшинство, хотя есть люди, у которых это получилось, – говорит он. – Но большинство людей, по их собственной субъективной оценке, научились снижать свою боль на 60–80 процентов».

 

«Он у меня вот где сидит!»

 

Глубокая релаксация – основа всех техник противоболевого воображения, поясняет д-р Олшан. Причина в том, что, когда разум и тело расслаблены, происходят многие психологические изменения, включая возрастание способности организма вырабатывать эндорфины. «Ваше тело находит для себя наилучшее положение, и это способствует его излечению, – говорит он. – Я смотрю на тело как на остойчивое судно: если вы просто расслабитесь и отдадитесь его воле, оно справится само».

Затем, в состоянии глубокой релаксации, пациента проводят через серию разных упражнений, предназначенных для того, чтобы сфокусировать расслабление на источнике боли. Все эти упражнения на самом деле есть форма самогипноза, поясняет д-р Олшан: способ погрузить сознательную часть психики в «сон», чтобы все сообщения просачивались в подсознательную часть психики и вегетативную нервную систему.

Д-р Бреслер использует одно упражнение, именуемое «перчаточная анестезия», в котором пациента сначала обучают вызывать в руке онемение, затем он получает команду перенести онемение на ту часть тела, которая болит. В другом упражнении пациента настраивают на поиск «внутреннего советчика», обычно в виде животного (подобно собаке Джона), который может дать совет насчет того, как снизить уровень стресса и боли, а также помочь страдающему раскрыть «сообщение, скрытое за болью». Иногда такое сообщение говорит о подавленном гневе и фрустрации, как в случае Джона. В другой раз боль может иметь своим источником образ жизни, провоцирующий тревожность или неприятные взаимоотношения.

В вашей жизни вполне реально могут присутствовать люди, которые совершенно буквально «сидят в печенках», являются «вечной головной болью» или «от которых тошнит», – так утверждает доктор медицины Рене Калье, медицинский руководитель отделения физиотерапии и реабилитации в больнице Санта-Моники и автор девяти учебников по болевым синдромам. Д-р Калье говорит, что американцы, возможно, тратят миллиарды долларов и подвергают себя ненужным хирургическим операциям из-за хронических болей, вызванных взаимоотношениями, которые причиняют страдание – и проявляются как боль в спине, мигрени, язвы желудка или даже сердечные приступы.

«Большинство людей не осознают, что причина болезни эмоциональная, – говорит д-р Калье. – Но если бы при боли в спине, которая нынче является одной из наиболее распространенных жалоб у пациентов всей страны, вначале проводили психологическую консультацию, к спинальной хирургии не пришлось бы прибегать так часто».

 

 

Глава 6

Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.