Может быть, мне не хватает доверчивости?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Желчный пузырь

Желчный пузырь собирает произведенную печенью желчь. Но если желчные пути закупорены (что часто происходит из-за камней), то желчь не может найти дорогу в пищеварение. О том, что желчная жидкость ассоциируется с агрессией, нам хорошо известно из разговорной речи. Мы, например, говорим, что «человек брызжет слюной и желчью». А холерики получили свое название по этой желчной агрессии.

Бросается в глаза, что желчные камни чаще бывают у женщин, а полярные им камни в почках - у мужчин. Кроме того, камни в желчном пузыре чаще бывают у замужних женщин с детьми, а не у одиноких и бездетных. Может быть, эти статистические данные помогут нам правильно истолковать символическое значение желчного пузыря.

Энергия, подобно воде, хочет течь. Если на своем пути она встречает препятствия, то возникает «энергетическая пробка». Если в течение довольно долгого времени эта пробка не рассасывается, то энергия, как правило, начинает уплотняться. Отложения в организме и образование камней - это символ вытекшей энергии. Камни в желчном пузыре - это окаменевшая агрессия. Энергия и агрессия являются почти идентичными понятиями. (Вы должны четко понять, что мы используем слово агрессия не в отрицательном смысле: она нужна человеку не меньше, чем желчь или зубы!) Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что камни бывают в желчном пузыре замужних женщин, обремененных семьей. Такие женщины воспринимают свою семью как структуру, которая мешает течь их энергии и агрессии в соответствии с неким законом. Они относятся к семейной жизни как к тискам, из которых не хватает духу освободиться, - и энергия превращается в камень. При коликах пациент оказывается вынужденным сделать то, на что раньше у него не хватало смелости: он совершает массу движений и громко кричит, поэтому подавленная энергия снова приходит в движение. Болезнь заставляет быть честным!

Анорексия (anorexia nervosa)

Заканчивая главу, посвященную пищеварению, мы хотели бы поговорить о классической психосоматической болезни, которой подвержены исключительно женщины и которая обладает определенным шармом, связанным с ее опасностью и оригинальностью. Итак, поговорим об анорексии. В этом случае юмор и ирония, присутствующие в любой болезни, оказываются особенно явными: пациентка отказывается есть, потому что у нее нет аппетита, и умирает, даже не почувствовав, что серьезно больна.

Вот это величие! Но родственникам и врачам плохо удается демонстрация восхищения подобным подвигом. В первую очередь им приходится думать о другом. Они пытаются убедить больную в преимуществах питания и самой жизни. Приходится прибегать даже к принудительному питанию. (Если вы не видите, насколько комична эта ситуация, значит, вы не тот зритель, на которого рассчитана тонкая режиссура великого театра — нашего мира!) Пациентки, чаще всего девочки-подростки, отказываются принимать пищу, что — частично сознательно, частично нет — основано на желании сохранить стройную фигуру. Но демонстративный отказ от пищи может перейти и в свою противоположность: находясь в одиночестве и будучи уверенными, что их никто не видит, они начинают буквально запихивать себе в рот огромные куски. За ночь юные создания способны опустошить целый холодильник, они глотают подряд все, что только могут найти. Но ведь так они потолстеют! Ни в коем случае нельзя оставлять съеденное в себе! Поэтому делается все возможное, чтобы добиться рвоты. Каких только трюков они ни придумывают, чтобы обмануть всех, кто за них переживает. Очень трудно составить себе достаточно точную картину, что такая пациентка ест на самом деле, а что выкидывает; когда утоляет свой страшный голод, а когда нет.

А уж если они едят, то такое, что и едой-то назвать нельзя: лимоны, зеленые яблоки, кислые салаты - одним словом, продукты, в которых мало питательных веществ и калорий. Кроме того, эти пациентки применяют слабительное, чтобы как можно скорее избавиться от того немногого, что попало в организм. У них повышенная потребность двигаться. Девушки совершают длительные прогулки, стараясь избавиться от несуществующего жира. Учитывая их ослабленное состояние, этому можно только удивляться. Бросается в глаза и альтруизм подобных больных. Венцом такого альтруизма является приготовление обеда для других. Они готовят, обслуживают и умиленно смотрят, как едят другие. Им это несложно до тех пор, пока их не просят «составить компанию». В таком случае девушки тут же уходят и стараются остаться одни. Часто у больных анорексией отмечается отсутствие менструаций или, по крайней мере, проблемы и нарушения в этой сфере.

Если говорить о символике анорексии, налицо завышенный идеал аскетизма. В его основе лежит древний конфликт между духом и материей, чистотой и влечением. Пища создает тело, то есть питает мир форм. Отказ от еды - это, по сути дела, отрицание телесного, всех стремлений и желаний собственного тела. Их истинный идеал выходит далеко за рамки еды: это чистота и уход в мир духовного. Они хотят освободиться от тяжести материи, пытаются бежать от собственной сексуальности и влечений. Их цель - сексуальная невинность и отсутствие половой принадлежности. А для этого необходимо оставаться очень стройной, иначе (о, ужас!) появятся гадкие округлости, свойственные женскому телу.

Они боятся не только женственных форм. Толстый живот напоминает о возможности забеременеть. Поэтому сопротивление собственной женственности и сексуальности находит выражение в отсутствии менструаций. Высший идеал такой больной -дематериализация. Прочь от всего, что напоминает о низменном, о телесном!

Девушка не воспринимает свое состояние как болезнь и вообще не воспринимает никакие терапевтические мероприятия, потому что они поддерживают тело, от которого так хочется избавиться. Больная, страдающая анорексией, умело избегает принудительного питания в больнице. Она использует самые изощренные трюки, чтобы пища исчезла, отвергает любую помощь и, стиснув зубы, продолжает стремиться к своему идеалу. Смерти она не боится. Как может страшить смерть того, кто панически боится жизни?

Она испытывает страх перед всем, что имеет округлую форму, аморфно, женственно, способно к оплодотворению и связано с влечением и сексуальностью. Она боится близости и теплоты. (Отсюда и отказ от совместных трапез.) Сидеть вместе в тесном кругу и вместе принимать пищу - древнейший ритуал любой культуры. Во время совместной трапезы возникают человеческое тепло и близость - и того, и другого больные анорексией боятся.

Страх появляется из тени этих пациенток. В этой тени с нетерпением ждут своего осуществления те темы, которых они так старательно избегают в реальной жизни. Страшно тоскуя по всему живому и теплому, они бегут от тепла, боясь оказаться раздавленными жизнью. Пациентке никак не удается найти золотую середину между жадностью и аскетизмом, неумеренной едой и отказом от пищи, эгоцентризмом и желанием отдавать. За сильно развитым альтруизмом скрывается завышенный эгоцентризм. Это сразу чувствует любой, кто ухаживает за такими пациентками. Больные хотят внимания, но получают его обходным путем. Отказываясь от еды, человек приобретает неожиданную власть над другими людьми, которые, находясь в отчаянии, считают, что обязаны заставить его есть и сохранить жизнь. Этот трюк хорошо осваивают даже маленькие дети, которым удается таким образом держать в ежовых рукавицах всю семью.

Больным анорексией не поможешь принудительным питанием. Лучше попытаться помочь им быть честными с самими собой. Пациентка должна найти в себе и научиться осознавать жадность, потребность в любви и сексе, женственность, эгоцентризм и все свои влечения. Она должна понять, что от земного не избавиться - ни борясь с ним, ни подавляя. Его необходимо осознать и принять. Большинство из нас может многому научиться на примере анорексии. Ведь не только эти больные пытаются с помощью претенциозно звучащих философских теорий подавить в себе вызывающие страх потребности своего тела. Не только эти больные пытаются с помощью такой философии вести чистый и одухотворенный образ жизни. Они не замечают, что аскетизм тоже отбрасывает тень — и тень эта называется жадностью.

Органы чувств

Органы чувств - это ворота восприятия. Они связывают нас с внешним миром. Это окна нашей души, мы смотрим сквозь них, чтобы в конце концов увидеть самих себя. Потому что внешнего мира, который мы познаем с помощью чувств и в незыблемую реальность которого твердо верим, на самом деле не существует.

Давайте попробуем постепенно, шаг за шагом, разобраться во всем, что звучит, на первый взгляд, так ужасно. Итак, каким образом функционирует наше восприятие? Любой акт чувственного восприятия заставляет нас ограничиться информацией, которая возникает при изменении колебания частиц. Например, мы рассматриваем железную палку и видим, что она черного цвета, ощущаем холод металла, специфический запах, на ощупь чувствуем, какая она твердая. Теперь возьмем горелку Бунзена и разогреем эту палку. Мы увидим, как меняется ее цвет, увидим, как по ней проходят красные сполохи, почувствуем исходящий от нее жар, сможем заметить и ее подвижность. Что же произошло? Мы ввели в палку энергию, из-за чего в ней изменилась скорость движения частиц. Повышение скорости привело, в свою очередь, к изменению восприятия, описать которое можно словами «красный», «горячий», «подвижный» и т. д.

Значит, наше восприятие основано на колебании частиц и изменении его частоты. Частицы попадают на специфические рецепторы наших органов восприятия, вызывают раздражение, которое с помощью химико-электрических импульсов через нервную систему попадает в мозг и создает комплексное изображение. Его мы называем «красным», «горячим», «ароматным» и т. д. Частицы входят, а комплексные образы восприятия выходят. Между ними находится процесс обработки. Нам кажется, что комплексные изображения, которые создает наше сознание из полученной от частиц информации, действительно существуют вне нас. Но на самом деле это не так! Снаружи существуют только частицы. Безусловно, наше восприятие основано на частицах, но воспринимать их как таковые мы не в состоянии. Поэтому мы окружены только нашими субъективными образами . Нам, конечно, кажется, что остальные люди (а существуют ли они на самом деле?) воспринимают то же самое, ведь для описания своего восприятия они используют те же слова, что и мы. Но два человека никогда не смогут полностью удостовериться, что они видят одно и то же, хотя оба описывают увиденное словом «зеленый». Мы одиноки в кругу наших собственных образов, но делаем все возможное, чтобы избежать этой правды.

Образы кажутся нам естественными, такими же естественными, как во сне, но только в том случае, если этот сон снится достаточно долго. В один прекрасный день человек очнется от своего сна и удивится: мир, казавшийся таким реальным, превратился в ничто - в иллюзию, майю, дымку, застилающую нам реальность. Если вы внимательно следите за ходом рассуждений, то можете возразить, что, хотя наше окружение и не существует в той форме, которую мы воспринимаем, но внешний мир все равно есть, он состоит из частиц.

Но и это обманчиво. Ведь на уровне частиц нет границ между «Я» и «не-Я», между внешним и внутренним. Частице все равно, по ней не видно, принадлежит она мне или внешней среде. Здесь нет вообще никаких границ. Здесь все едино.

Именно это имеет в виду древний эзотерический принцип: «микрокосмос = макрокосмос». Знак равенства использован здесь с математической точностью. «Я» (Эго) - это иллюзия, существующая в сознании искусственная граница — до тех пор, пока человек не научится приносить свое «Я» в жертву, чтобы, к своему величайшему удивлению, осознать, что одиночество , которого он так боялся, есть на самом деле единство всего во всем . Но путь к этому единству - путь посвященных - долог и труден. Органы чувств связывают нас с иллюзорным миром материи.

В начале этой главы мы говорили, что органы чувств - это окна нашей души, через них мы можем увидеть самих себя. Все, что мы называем внутренним или внешним миром, суть отражения нашей души. Зеркало дает возможность увидеть и лучше узнать самих себя, потому что оно демонстрирует нам и те наши стороны, которые невозможно увидеть самому. Окружающий мир - это грандиозное зеркало самопознания. Поскольку та картина, которую мы там видим, радует нас далеко не всегда, — ведь в нем отражается и наша тень, - нам очень важно отделить от себя внешнее и подчеркнуть, что «мы не имеем с этим абсолютно ничего общего».

Это очень опасно. Мы проецируем то, какие мы есть, на внешний мир и верим в самостоятельность этой проекции. При этом забываем забрать свои проекции назад - и начинается эпоха социальной работы, когда каждый помогает каждому, и никто не помогает самому себе. Для становления сознания необходимо внешнее отражение, но нельзя забывать вбирать его в себя, если, конечно, мы хотим вернуть свою цельность. Давайте вернемся к мифу о создании женщины. У совершенного андрогинного создания, Адама, была взята одна сторона , которой был придан статус формальной самостоятельности. Таким образом, Адаму стало не хватать своей половины, но он находил ее во внешнем мире - в Еве. Адам мог вернуть свою целостность лишь в случае объединения с тем, чего ему не хватает. Произойти это могло только с помощью внешнего.

Если человек не обращает должного внимания на то, что воспринимает в зеркале внешнего мира, если не старается постепенно, шаг за шагом, наполнить смыслом свой жизненный путь и избавиться от заманчивых иллюзий, если считает, что не имеет ничего общего с внешним миром, то судьба постепенно начинает препятствовать его восприятию.

Воспринимать - значит принимать к сведению. Это может произойти только в том случае, если человек во всем будет осознавать самого себя. Если же он об этом забудет, окна души постепенно затуманятся и станут непрозрачными. Когда органы чувств начинают ослаблять свои функции, человек с неизбежностью должен учиться смотреть внутрь себя, прислушиваться к тому, что происходит внутри, то есть - возвращаться к самому себе.

Существует техника медитации, при которой возвращение к самому себе происходит произвольно. Пальцами медитирующий закрывает все «ворота души»: глаза, рот, уши, - а потом обращается к соответствующим внутренним чувственным восприятиям, которые при определенной тренировке проявляются в виде вкуса, цвета и звука.

Глаза

Глаза не только впускают внутрь впечатления, но и выпускают наружу нечто важное: в них видны чувства и настроения человека. Поэтому мы, заглядывая в глаза друг другу, пытаемся научиться «читать» по этому зеркалу души.

Из глаз могут литься слезы, выпуская наружу горе и печаль. Иридодиагностика использует радужную оболочку глаза как зеркало тела. По глазам легко можно определить характер человека. Выражения «злой взгляд» или «волшебный взгляд» дают нам понять, что глаза - это орган, который способен не только вбирать в себя, но и выпускать наружу. Активными глаза становятся, если вы «бросаете на кого-то взгляд». Синонимом слова «полюбить» в разговорной речи является выражение «глаз отвести не может». Еще говорят: «Ослеп от любви».

Самые распространенные недостатки зрения - дальнозоркость и близорукость, причем близорукость характерна для молодости, а дальнозоркость - для старости. И это правильно, потому что молодые люди видят только маленький кусочек жизни вокруг себя, а люди пожилые рассматривают мир с определенного расстояния. Точно так же пожилые люди великолепно помнят события далекого прошлого, но забывают события, которые произошли только что.

Близорукость говорит о ярко выраженной субъективности человека. Про такого человека обычно говорят: «Не видит дальше собственного носа», «смотрит на жизнь сквозь свои очки». Все, о чем бы ни шла речь, он воспринимает так, как будто это задевает его лично. Казалось бы, тот, кто не видит ничего дальше границ собственного тела, должен сосредоточиться на самопознании, но, увы, этого не происходит. Субъективный человек переносит все на себя, но распознать в происходящем себя не решается. Вместо способности к самопознанию у него развиваются обидчивость и целый комплекс защитных реакций.

Это несоответствие компенсирует близорукость. Она вынуждает человека рассматривать предметы с более близкого расстояния и приближает точку максимального зрения ближе к кончику носа. Таким образом, близорукость символизирует эту завышенную, не способствующую самопознанию субъективность на телесном уровне. Если человек плохо видит, то он должен задать самому себе вопрос: «Чего (или кого) я не хочу видеть?» Правдивый ответ всегда будет звучать одинаково: «Самого себя».

Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.