Экономические издержки безработицы. Закон Оукена.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, - это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое.

Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественно уровня приводит к 2.5 %-ному увеличению отставания ВНП.

Инфляция, ее причины. Измерение уровня инфляции.

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:

1. устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

2. общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

Причины инфляции

Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

 

• Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса

• Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен

Измерение уровня инфляции

Индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает изменение цен на потребительские товары и услуги, такие как, например, газ, продукты питания, одежда и автомобили.   Индексы промышленных цен, или индексы цен производителей (ИЦП), — это группа индексов, отражающая уровень цен, устанавливаемых отечественными производителями и продавцами товаров и услуг.   Сопоставление уровня цен обычно производится на годовой или квартальной основе, и значение индекса отражает рост цен в текущем году или квартале по сравнению с предыдущим.   Изменения уровня цен, о которых сигнализируют ИЦП, в конечном итоге находят свое отражение в изменении потребительских цен, хотя бывают периоды, когда торговцы и I производители не могут себе позволить повысить цены, что-j бы не вызвать отток покупателей и, следовательно, уменьшение спроса.   Ваша брокерская компания почти гарантированно проинформирует вас по запросу о возможности приобретения муниципальных и корпоративных облигаций с плавающей купонной ставкой, привязанной к ИГЩ или другим инфляционным индикаторам, — чем выше уровень инфляции, тем больший купон по ним выплачивается, при этом пересмотр величины ставки обычно производится с полугодовым или годовым интервалом.   Ассортимент таких кредитных инструментов варьируется от долгосрочных облигаций — купонная ставка по ним корректируется через более длительные промежутки времени — до сверхкраткосрочных нот, ставка по которым пересматривается еженедельно или ежемесячно и продажа которых может осуществляться инвесторами через небольшие регулярные интервалы времени. Рейтинг таких нот зачастую не самый высокий, однако они довольно надежны, а доходность по ним нередко выше, чем на денежном рынке. Некоторые из них выпускаются муниципалитетами или правительственными агентствами, и, следовательно, доход по ним не облагается налогом. 40 Инфляция спроса, механизм ее действия Первая (инфляция спроса) (demand-pull inflation) имеет место в томслучае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реальногообъема товаров и услуг.Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупнымспросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способнапроизводить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этотизбыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что всеимеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточныйспрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции ивызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют однойфразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количествомтоваров."Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MSхV=PхQ Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая даетстоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционируеттаким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возростаниепредложения денег(MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. Сдругой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q,так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объемапроизводства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющейзамедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что ивызывает инфляцию спроса. С учетом занятости можно выделить три ступени развития этихпроцессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, чтос повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производстваувеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, чтоесть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов,которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) придальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, чтосвязано с исчезновением в некоторых отраслях промышленностипроизводственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличенияпредложения на увеличение спроса. Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятостьраспространяется на все секторы экономики. Реальный объем национальногопродукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спросаполностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшейсилы: рост расходов населения, предприятий и государства на потреблениесмещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложениеже остается постоянным.Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины имеханизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятииантиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда. 41 Инфляция предложения, механизм ее действия. Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) илипроизводителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источникаинфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальнойзаработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силойпрофсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологиейпредпринимателей, выбирающих в период подъема некоторое повышение зарплатыи себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенныхфакторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефтив 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляцияиздержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намереныпредложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево.В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опятьвосстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены можетвызвать инфляционную спираль "цены - зарплата". Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к.правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спросдля стимулирования производства, что чревато еще большим обострениеминфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокомуспаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется дляэкономики значительной потерей реального выпуска.Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практикаценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье,действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост центакими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицупродукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данномобъеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затратына ресурсы на количество произведенной продукции, то есть: общие затраты.издержки на единицу продукции = кол-во единиц продукции Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли иобъем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровнецен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всейэкономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровеньцен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены,как это происходит при инфляции спроса.   42 Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Совокупный спрос — — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребителяемый внутри страны при любом уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.     Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, т.е. так же, как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения: когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект:дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения). Но этих объяснений мало, когда мы имеем дело с совокупностями. Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7% . Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12% . Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили. Итак: 1) повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей; 2) более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся. Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги при повышении уровня цен. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе. Неценовые факторы совокупного спроса Изменения в уровне цен приводят к следующим изменениям в реальном объеме национального производства: повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства, и наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняются, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называются неценовыми факторами совокупного спроса. Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен,от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса. К неценовым факторам совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса, относятся: Изменение в потребительских расходах: а) благосостояние потребителя, б) ожидания потребителя, в) задолженность потребителя, г) налоги. Изменения в инвестиционных расходах: а) процентные ставки, б) ожидаемые прибыли от инвестиций Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо Изменения совокупного спроса Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, от AD1 к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD1 к AD3.   43 Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Эффект хроповика. Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:   кейнсианский (горизонтальный) отрезок, классический (вертикальный) отрезок, промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис.3). Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен. Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг. Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.Кроме изменений в реальном объеме национального производства, есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.   ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА- эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой - действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы. 44 Функции денег, предложение денег. Функции денег в рыночной экономике Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро, золото), сами обладающие стоимостью, могут стать мерой стоимости этих товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у владельца товара не обязательно должны быть наличные деньги.Итак, деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Подобно тому как измеряют дистанцию в метрах и километрах или вес в граммах и килограммах и сравнивают их, так же соизмеряют и стоимость благ и услуг в денежном выражении. Это имеет неоспоримые преимущества. Благодаря денежной системе нет необходимости выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов.В современном мире ценность различных благ выражается в однородных денежных единицах - рублях, долларах и т.д., достаточно легко переводимых (конвертируемых) друг в друга. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. В основе цен и их движения лежит закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При несоответствии спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. Отклонение цен вверх и вниз от стоимости товаропроизводителя свидетельствует о том, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. В XX в. наблюдается снижение покупательной способности денег, что выразилось в уменьшении количества золота в денежной единице. Функция денег как средства обращения Деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обращения (или обмена) деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Деньги, повсеместно и легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, которое позволяет платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Предоставляя удобный способ обмена товарами, деньги дают обществу возможность воспользоваться плодами региональной специализации и разделения труда между людьми. В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Особенностью денег как средства обращения является их реальное присутствие в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные. В настоящее время господствующее положение заняли так называемые кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карточки. Функция денег как средства платежа Эта функция возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве. Деньги как средство платежа используются при продаже товаров в кредит, необходимость которой связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, разной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства, а также при выплате заработной платы рабочим ^ служащим.Ускорению платежей, сокращению издержек обращения и повышению рентабельности предприятий способствует введение в платежный оборот электронных денег. Эта система особенно быстрыми темпами внедрялась в механизм платежных отношений в США с 70-х годов. Основными ее элементами являются автоматизированные расчетные палаты, система автоматизированного кассира и система терминалов, установленных в пункте покупки. На базе электронных денег возникли кредитные карточки. Они способствуют сокращению платежей наличными деньгами, служат средством расчетов, замещающим наличные деньги и чеки. Значение кредитных карточек заключается в том, что их применение сужает сферу использования наличных денег, является мощным стимулом в реализации товаров и устранении кризисных явлений в экономике. Функции денег как средства накопления и сбережения Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Получая деньги в оплату за свою продукцию, экономический субъект создает некий "запас чистой ценности". Этот запас может быть краткосрочным (если индивид потратит деньги тут же, приобретя другой товар), а может быть и долгосрочным (если индивид сбережет деньги для совершения покупок или оплаты долгов в будущем).Деньги выполняют функцию средства сбережения, поэтому они позволяют это делать в наиболее удобной форме. Поскольку деньги являются наиболее ликвидным, т.е. который проще всего истратить, товаром, они являются очень удобной формой хранения богатства. Отметим при этом, что при инфляции подобное преимущество в определенной мере утрачивается и возникает необходимость учитывать обесценение денег. Владение деньгами, хранение их не приносит денежного дохода, который извлекается, скажем, при хранении ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы предприятием или в домашнем хозяйстве для удовлетворения любого финансового обязательства.По мере развития товарного производства значение функции денег как средства накопления и сбережения возрастало. Без накоплений и сбережений становилось невозможным осуществлять воспроизводство. Стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвое сокровище, а пускать их в оборот.В условиях металлического денежного обращения центральные эмиссионные банки обязаны были иметь золотые запасы в виде резервов внутреннего денежного обращения, запасы размена банкнот на золото и международных платежей. В настоящее время все эти функции золотого запаса центрального банка отпали в связи с изъятием золота из обращения, прекращением размена банкнот на золото и отменой золотых паритетов, т.е. исключением благородного металла из международного оборота. Вместе с тем золото продолжает храниться в центральных банках как стратегический резерв. Функции мировых денег Внешнеторговые связи, международные займы, оказание слуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг. Они находятся в тесной связи и единстве. Логически и исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих функций.Благодаря выполнению перечисленных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства, особенно в рыночной экономике. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями, а также средством учета общественного труда в товарном хозяйстве. Деньги участвуют в установлении цен на товары.Деньги обслуживают производство общественного продукта, с их помощью происходят образование, распределение, перераспределение и использование национального дохода через государственный бюджет, налоги и займы. Деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, в функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.Велика роль денег в денежно-кредитном регулировании экономики промышленно развитых стран, где это регулирование основано на монетаристской теории денег. В таких странах ежегодно устанавливается денежный ориентир изменения денежной массы и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов центрального банка. В России вследствие неустойчивого развития экономики ориентировочный показатель изменения денежной массы устанавливается на месяц. Цель такого денежно-кредитного регулирования - сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляции, если она допущена, или сдерживание зарождающихся инфляционных процессов, стимулирование роста производства в стране. Предложение денег Деньги в макроэкономическом понятии являются массой, которая может выражаться в наличной и безналичной форме. Следует отметить, что без денежной массы функционирование многих хозяйств потеряет свой смысл. Предложение денег в макроэкономике может быть активным, когда они нужны для функционирования хозяйства, и пассивным, когда они используются в качестве активов и накоплений. Можно выделить и так называемые «квази-деньги», которые находятся на разных счетах. Для осуществления платежей и прочих денежных операций необходимо предложение денег в макроэкономике. Часто макроэкономика личный доход также определяется таким понятием, как предложение денег в макроэкономике.Что такое предложение денег? Это вся денежная масса, которая находится в обороте. Чтобы наладить предложение денег в макроэкономике нужно основываться на четырех источниках. Во-первых, это Центральный банк страны, который имеет прерогативу выпуска и изъятия денег из обращения. Центральный банк может увеличить предложение денег в макроэкономике путем выкупа ценных бумаг. Во-вторых, это коммерческие банки, которые влияют на предложение денег в макроэкономике путем выдачи кредитов. В-третьих, это народные хозяйства, осуществляющие экспортно-импортную деятельность. То есть в этом случае деньги практически равномерно уходят и поступают за и из-за границы. В-четвертых, это ценные бумаги с высокой ликвидностью. Эти деньги можно являются вложением капитала. Обычно такие деньги называют «квази-деньги», то есть деньги, которые в наличии на различных сберегательных счетах.Предложение денег в макроэкономике зависит от скорости их обращения. Если скорость обращения денег является оптимальной, то и предложение автоматически повышается. Обычно скорость обращения денег зависит от того, в каком виде представлены деньги. Если это наличные деньги, то скорость обращения будет предельно высокой. Если же это деньги, которые вложены в ценные бумаги, то скорость будет очень низкой. Говорить о позитивной макроэкономике можно тогда, когда скорость обращения денег высока.Увеличение процентной ставки обычно положительно влияет на предложение денег в макроэкономике. Можно обратить внимание и на положительность динамики, если деньги обращаются на рынке форекс или фондовой бирже.Роль инвестиций в развитии макроэкономики, а также и в повышении предложения денег в макроэкономике также высока. При достаточных инвестициях в тот или иной сектор повышается объем денежной массы и следовательно предложения денег в макроэкономике.     45 Спрос на деньги. Денежный рынок.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги - достаточно сложная категория. Он определяется той массой денег, которая необходима для обеспечения нормальной реализации товаров и услуг, для обеспечения сбережения, созданных резервных фондов и пр. Необходимо различать спрос на реальные деньги (спрос на реальные денежные остатки) и спрос на номинальные деньги. Индивид заинтересован прежде всего в реальной покупательной силе денег с точки зрения количества товаров, которые на эти деньги можно купить, а не в номинальной величине денежных знаков. К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие: 1) спрос на денежные средства, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, авансирования оборотных средств, выплаты заработной платы, для покупки товаров в розничной торговле и т.д. Этот вид спроса, который экономисты называют "спрос на сделки", включает две самостоятельные, но взаимозависимые компоненты - физическое количество товара (на макроэкономическом уровне - ВВП в неизменных ценах) и стоимость товара, выраженная в текущих ценах (на макроуровне -ВВП в текущих ценах); 2) уровень и динамика всех видов цен (потребительских, производительных, закупочных в сельском хозяйстве, сметных цен строительства, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги и т.д.). Цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар, но зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен. Для нашей экономики характерен двукратный спад производства при одновременном росте цен и денежной массы. Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю в книге "Экономикс" обращают внимание на ценовую компоненту денежного спроса и ее эквивалентность физическому объему производства: "Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП.[18, с. 200] 3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами. Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для их приобретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка; 4) процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции цены активов. Современная экономическая теория устанавливает обратную зависимость между спросом на деньги и ростом процентных ставок активов. Более того, высокий уровень процентных ставок на финансовые активы поддерживает высокую конъюнктуру спроса на финансовые активы, снижает спрос на деньги "высокой эффективности" и для реального сектора экономики. Но в момент кризиса фондового рынка финансовые активы сбрасываются, и возникает ажиотажный спрос на наличные рубли и иностранную валюту; [3, c. 310] 5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги; 6) потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота. Это то, что экономисты обычно считают спросом на деньги, необходимые для расширенного воспроизводства.   Денежный рынок Де́нежный ры́нок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила название рынок капитала (англ. Capital market). Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории — финансовый рынок.[1].   Денежный рынок может быть подразделён на: Рынок краткосрочных ценных бумаг Рынок межбанковских кредитов Рынок евровалют[2] Участники денежного рынка   Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников[2]. В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают[1]: Банки Небанковские кредитные организации Предприятия и организации различного типа — юридические лица Физические лица Государство в лице определённых органов и организаций Международные финансовые организации Другие финансово-кредитные учреждения В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают: Банки Профессиональные участники фондового рынка Брокеры Дилеры Управляющие компании Другие финансово-кредитные учреждения Интересы участников денежного рынка состоят в получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторы получают доход в виде процента на переданную сумму. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения или разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств. Инструменты денежного рынка Основная статья: Инструменты денежного рынка Инструментами денежного рынка являются[2]: Различные краткосрочные ценные бумаги: Облигации Казначейские (правительственные) векселя (англ. Treasury bills) Агентские векселя (Агентства, спонсируемые правительством такие как гос.ипотечное учреждение и т. п.) (англ. Agency bills) Муниципальные векселя (Городские, сельские, поселковые) (англ. Municipal bills) Коммерческие векселя (юридических лиц) (англ. Commercial bills) Банковские векселя (англ. Bankers bills) Акцептированный банковский чек (англ. Bankers' acceptance ) Коммерческие бумаги (ноты) (англ. Commercial paper (notes)) Депозитные сертификаты (юр.лиц) (англ. Certificate of deposit) Сберегательные сертификаты (физ.лиц) (англ. Certificate of deposit) Краткосрочные кредиты Межбанковские кредиты Коммерческие кредиты Сделки РЕПО (англ. Repurchase agreements, REPO) — продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа Особенностью инструментов де

Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.