Формы текущего контроля успеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

( наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров)

Направление подготовки

54.03.01 «Дизайн»

 

(код и наименование)

Профиль

Графический дизайн

 

(код и наименование)

Институт

Физико-технологический

 

(краткое и полное наименование)

Форма обучения

очная

 

Программа подготовки

Академический бакалавриат

 

Кафедра

Истории

 

(краткое и полное наименование кафедры, разработавшей РП дисциплины (модуля) и реализующей ее (его))

             

 

Москва 2018

 

                                        

МИНистерство науки и высшего образования РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

« МИРЭА – Российский технологический университет»

РТУ МИРЭА

 

 

 

 

Программа дисциплины  разработана д.и.н. проф. Бодрова Е.В, к.и.н., доц. Даноян В.Л.
  (степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков)

 

Программа дисциплины  рассмотрена и принята

на заседании кафедры «История»
  (название кафедры)

Протокол заседания кафедры от «28» августа 2018 г. № 1

 

Заведующий кафедрой   (Е.В. Бодрова)
  (подпись) (И.О. Фамилия)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Программа дисциплины  разработана д.и.н. проф. Бодрова Е.В, к.и.н., доц. Даноян В.Л.
  (степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков)

 

Программа дисциплины  рассмотрена и принята

на заседании кафедры «История»
  (название кафедры)

Протокол заседания кафедры от «28» августа 2018 г. № 1

 

Заведующий кафедрой   (Е.В. Бодрова)

 


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «История» имеет своей целью способствовать формированию у обучающихся общекультурных компетенций ОК-2 в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 54.03.01 – «Дизайн» с учетом специфики профиля подготовки – «Графический дизайн».

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «История» является дисциплиной базовой части блока «Дисциплины» учебного плана направления подготовки бакалавров 54.03.01 – «Дизайн» с профилем подготовки – «Графический дизайн». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 акад. час.).

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения программы бакалавриата (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции (код и название компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

ОК-2 (способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции)

Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.
Уметь: критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений.
Владеть: навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России.

4. Содержание дисциплины

4.1. Распределение объема и содержания дисциплины (модуля) по разделам, семестрам, видам учебной работы и формам контроля

 

 

№ раздела

(темы)


Объем (в академ. часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа(по видам учебных занятий)

СР

Контроль

Всего ЛК ПР
1 9 4 2 2 5 Устный опрос
2 9 4 2 2 5   Устный опрос
3 9 4 2 2 5   Письменный опрос
4 9 4 2 2 5   Устный опрос
5 9 4 2 2 5   Устный опрос
6 18 8 4 4 10   Устный опрос
7 9 4 2 2 5   Письменный опрос
  72 32 16 16 40 36 Экзамен
Всего: 108 32 40 36  

 

4.2. Наименование и содержание разделов дисциплины

 

раздела

Наименование

раздела

Содержание

раздела

1

Введение в учебный курс «История». Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья.

История – важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшей школе.

Предмет истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Различные подходы к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории.

Проблема места и роли России в мировой истории.

Закономерности и основные этапы исторического развития. Первобытная история: предпосылки формирования государства. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья.

2

Образование Российского государства

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Северо-Восточная Русь в XIV в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Борьба московских князей за доминирование в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы и ее роль в объединении Северо-Восточных русских земель. Специфика формирования единого Российского государства: социально-экономические и политические предпосылки. Изменение политических традиций Киевской Руси во второй половине XIV в.

Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Иван III. Реформы 50-х гг. и складывание форм сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Опричнина: причины и последствия. Западная политика Ивана IV. Ливонская война. Борьба за выход в Прибалтику. Экспансия Московского царства на Востоке. Покорение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Сибири. Значение русской колонизации. Формирование этнически и социально неоднородного общества. Влияние пространства на формирование национального характера, политическую культуру, принципы государственной организации, воспроизводство традиционализма в новых масштабах.

Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России: характер власти, социальная структура, вид собственности, общественное сознание. Русская идея: «Москва – Третий Рим». Развитие русской культуры.

3

«Век Просвещения». Российская империя в ХVШ в.

«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Факторы развития рыночных отношений в странах Запада и их влияние на мировые процессы. Абсолютизм и национальные государства в Европе.

Смутное время в России: историческая обусловленность и значение для пробуждения национального самосознания. Проблема исторического выбора путей развития. Итоги Смутного времени. Усиление централизации государства. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

XVIII век в европейской и мировой истории. Россия в эпоху Петра I. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер взаимосвязи. Индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Новые отрасли и районы размещения промышленности. Особенности российской мануфактуры. Формы и методы государственного регулирования экономики. Протекционизм. Социальная политика. Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие от западно-европейского абсолютизма. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России.

Научные дискуссии о результатах деятельности Петра I, его облике как реформатора.

Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. «Билль о правах», Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция.

Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Усиление крепостной зависимости. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Развитие отечественной промышленности и торговли.

Изменение геополитического положения в Восточной Европе. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю и ее итоги. Европейское Просвещение и культура России.

4

На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории.

 

Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Кризис абсолютистских режимов. Буржуазные революции и антифеодальные движения в Европе. Альтернатива исторического развития России первой четверти XIX века: реформы или стагнация? Ограничение самодержавия и отмена крепостного права как основная социополитическая доминанта XIX века. Правительственные конституционные проекты: М.М. Сперанский и план буржуазных преобразований в стране; Н.Н. Новосильцев и «Уставная грамота Российской империи». Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I. Бюрократизация государственной и общественной жизни. Эволюция общественного движения в России. Россия и Запад – дискуссии о путях развития. Российское государство в системе мировых связей во второй половине XIX в. Крымская катастрофа и ее последствия.

 Личность и историческая роль Александра II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. Утверждение буржуазных отношений в промышленности. Консервация общинного строя в деревне: социополитические и культурные последствия.

Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора во второй половине XIX в. Духовные ценности европейской цивилизации и особенности российского менталитета.

 «Эпоха контрреформ» Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Особенности формирования российского многонационального государства. Экспансия России на Кавказе и в Туркестане. Присоединение мусульманских регионов к России. Цивилизационные различия и социокультурный облик народов, населяющих российскую империю. Национальный вопрос во второй половине XIX в. и политика царского правительства. Русская культура в XIX в.

5

Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти России в начале XX века. Революция 1917 года в России.

 

 

Роль ХХ столетия в мировой истории. Созревание социально-политических и экономических предпосылок для модернизации в различных регионах мира.

Россия на стадии монополистического капитализма. Роль государства в экономике страны. Начало капиталистической индустриализации и ее особенности. Иностранный капитал в России. Экономическая политика правительства. Программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Переходный характер российских экономических и социальных структур. Российская деревня и аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Революция 1905 – 1907 гг. в России: расстановка политических сил. Манифест 17 октября 1905 г. Опыт «думского парламентаризма».

Неравномерность и противоречивость мирового развития на рубеже XIX – ХХ вв. Обострение проблемы разделения сфер влияния и передела мира. Российская империя и Первая Мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы. Роль Восточного фронта в войне. Первая мировая война как кризис мирового общественного развития. Итоги и последствия Первой Мировой войны.

Нарастание революционной ситуации в России в годы Первой Мировой войны и политический кризис самодержавия. Падение самодержавия и проблемы исторического выбора. Особенности формирования властных структур. Временное правительство и выборное местное самоуправление. Советы: социальная база, партийный состав и влияние на общественные процессы.

Позиции и тактика политических сил в период трех кризисов после февраля 1917 г. Установление единовластия. Контрреволюционный заговор и попытка установления военной диктатуры. Демократическое совещание и предпарламент.

Курс большевиков на захват власти. Радикализация народных масс в условиях нарастающего общенационального кризиса. Победа вооруженного восстания в октябре 1917 г. II-ой Всероссийский съезд Советов. Феномен большевизма. Влияние российской революции на развитие революционной ситуации в Европе и мире.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях революции в России в 1917 г. Российская революция как часть общеевропейского кризиса.

Основные этапы гражданской войны и интервенции. Победа сторонников Советской власти в гражданской войне. Экономические, политические и нравственные последствия гражданской войны в России.

6

Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития.

 

Между двумя мировыми войнами: основные тенденции социально-экономического и политического развития мира. Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг.: варианты преодоления. Буржуазно-реформистская модель: «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. Социал-реформистский путь развития: регулирующая роль государства и социализация экономики. «Народные фронты». Тоталитарная модель развития. Эволюция государственного строя и партийно-политический структур. Фашизм. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Советская Россия: модели социалистического строительства. Военный коммунизм. НЭП. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. НЭП. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Социалистическая идея: теоретические постулаты и жизнь.

Советская Россия в системе международных отношений в 1920–1930-е гг. Идеологизация и глобализация внешнеполитических притязаний. Блоковое противостояние. Экспансия нацистко-милитаристского блока в 30-е годы ХХ века. Политика «умиротворения» агрессора. СССР и идея создания системы коллективной безопасности. Противоречивость внешней политики Советского государства.

Вторая мировая война как продолжение кризиса международных отношейний. Характер войны, расстановка сил, основные этапы.

Нападение фашистской Германии на СССР. Цели Германии в войне. Характер войны со стороны Германии и СССР. Советская военная доктрина и ее изменение в ходе войны. Основные этапы военных действий. Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и спасении мировой цивилизации от варварского уничтожения. Нравственные истоки победы. Итоги и уроки Второй мировой войны. Освещение причин и итогов войны в современной литературе.

Геополитические последствия Второй мировой войны. Послевоенное устройство и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира. Создание ООН. Блоковое противостояние. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война» как форма межгосударственного противостояния. Ядерное оружие – новый фактор мировой истории.

 

Вступление мировой цивилизации в эпоху научно-технической революции, ее экономические, социальные и политические последствия. Гонка вооружений; распространение оружия массового поражения и его роль в международных отношениях. Крах колониальной системы. Усиление конфронтации двух мировых систем.

Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Доминирующая роль США в мировой экономике. Трудности послевоенного переустройства в СССР; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Особенности социально-экономического, политического и духовного развития страны со второй половины 50-х – до второй половины 80-х гг. ХХ века. Попытки административно-организационными мерами усовершенствовать политическую систему СССР.

Перерастание индустриальной в постиндустриальную цивилизацию. Глобальные проблемы и поиск альтернатив общественного развития. Экономический подъем и интеграционные процессы в странах Запада и Азии. Технологическое отставание стран Восточного блока. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике СССР. Политический и духовно-нравственный кризис в СССР и странах Восточного блока. Разрядка 70-х гг. и начало Хельсинского процесса. Обострение международной обстановки на рубеже 70-х – 80-х гг. ХХ века. Война в Афганистане и ее последствия.

Объективная необходимость коренных преобразований в социально-экономических и политических отношениях советского общества. На пути «совершенствования» социализма. Противоречивый характер, непродуманность целей и задач перестройки. Начало демократизации общества: гласность, реформы политической системы, новая структура власти в центре и на местах. Просчеты и ошибки в сфере социально-экономической и внешней политики. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ, ОВД и кризис мировой социалистической системы. Новое политическое мышление. Итоги «холодной войны».

Попытка государственного переворота 1991 г. Усиление политической борьбы в Советском Союзе. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Беловежские соглашения, распад СССР и образование СНГ.

7

Россия и мир на новом этапе модернизации

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Отказ от социалистических идеалов и смена модели общественного развития. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Экономические реформы: либерализация цен, приватизация экономики, становление рынка как регулятора общественного производства, включение России в мировую экономическую систему. Изменение социальной структуры общества: формирование новых классов и социальных групп, рост имущественной дифференциации. Сокращение доли национального дохода на душу населения. Общая характеристика демографической ситуации. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Становление парламентаризма и института президента. Конституция 1993 г. Экономический и социальный кризис, конфликты законодательной и исполнительной ветвей власти, нарастание центробежных тенденций как результаты первого этапа реформ. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Наука, культура и образование в рыночных условиях.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Социально-экономическое положение РФ в первое десятилетие ХХI в. Проблемы дальнейшей демократизации политической системы в условиях малочисленности средних слоев. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

 

 

4.3. Лабораторные работы (ЛБ)

Учебным планом не предусмотрено.

 

4.4. Практические занятия (ПР)

 

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий Трудоемкость (в акад. час.)
1 1 Введение в учебный курс «История». Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья 2
2 2 Образование Российского государства. 2
3 3 «Век Просвещения». Российская империя в ХVШ в. 2
4 4 На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории 2
5 5 Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти России в начале XX века. Революция 1917 г. в России 2
6 -7 6 Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития. 4
8 7 Россия на новом этапе модернизации. 2

Всего во 2 семестре:

16

Всего:

16

 

5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок и сроки ее выполнения:

– выполнение письменной работы:

1) Тестовая работа по вариантам по теме история России с древнейших времен до 17 века.;

2) Итоговый тест: Россия 18-20 вв.;

– подготовка к лекциям и практическим занятиям с использованием конспекта лекций, материалов практических занятий и приведенных ниже (п/п.п. 7.1 и 7.2) источников (в течение 2-го семестра в соответствии с расписанием занятий).

 

6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

6.1. Перечень компетенций, на освоение которых направлено изучение дисциплины «История», с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, представлен в п.3 настоящей рабочей программы.

 

6.2 Оценочные материалы или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

 

Типовые вопросы и задания для текущего контроля (оценка сформированности элементов (знаний, умений) компетенций ОК-2 в рамках текущего контроля по дисциплине по разделам дисциплины)

Пример тестовых заданий.

Вариант 1.

1. Как называется основное историческое сочинение Геродота?

   а) «История» б) «Повествование о Пелопоннесской войне» в) «Анналы»

2. На землях какого союза племен восточных славян возник Киев:

а) северян; б) полян; в) кривичей.

3. Кто был первым правителем Киевской Руси:

а) Игорь; б) Святослав; в) Олег.

4. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий

а) поход князя Олега на Киев

б) крещение Руси

в) создание «Русской правды».

5. Первое поражение монголо-татарам было нанесено русскими дружинами:

а) на р.Дон. (Куликовская битва); б) на р.Воже; в) на р.Угре; г) на р.Сити

6. В результате Куликовской битвы:

а) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель

б) была уничтожена Золотая Орда

в) Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды

г) был положен конец зависимости Руси от Золотой орды

7. Новым явлением в хозяйстве России в XVII в. было:

а) возникновение мануфактур;

б) появление государственного сектора экономики; 

в) складывание натурального хозяйства.

8. «Уложенная комиссия» была создана Екатериной II с целью:

а) разработки новой законодательной базы государства

б) подготовки крестьянской реформы

в) подготовки «Жалованной грамоты дворянству»

г) проведения секуляризации церковного землевладения

9. Центральные учреждения, созданные в начале XVIII в., назывались:

а) министерства; б) коллегии; в) приказы.

10. Он «был – не скажем избран, но выкрикнут царем», впервые в российской истории присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. О каком правителе идет речь?

а) Борис Годунов; б) Михаил Романов; в) Василий Шуйский; г) Лжедмитрий I.

11. Какой тип модернизации осуществлял Николай I:

а) консервативный; б) либеральный; в) форсированный.

12. Всесословные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 г. – это…

а) коллегии б) земства в) министерства г) гильдии

13. Для российского капитализма на рубеже XIX-XX вв. был(а,о) характерен(на, но)…

а) огромная роль государства б) низкая концентрация производства

в) слабая роль государства г) высокий процент рабочего класса

д) преобладание городского населения

14. Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии;

г) провозглашение конституционной монархии в России

д) разрешила аграрный и рабочий вопросы

15. Экономическая политика периода гражданской войны получила название…

а) «военный коммунизм» б) НЭП в) приватизация

г) индустриализация д) социализация

16. В чем заключалась сущность нэпа:

а) в воссоздании многоукладной экономики при сохранении «командных высот» в руках партийно-государственного аппарата

б) в запрещении частной торговли в) в создании тяжелой промышленности

г) в создании рыночной экономики, демократизации политической системы

д) в переходе к либеральной экономической модели развития

17. В присутствии советских, английских, американских и французских представителей Германией … был подписан акт о безоговорочной капитуляции.

а) 8 мая 1945 г. б) 2 сентября 1945 г. в) 1 сентября 1939 г. г) 1 мая 1945 г. д) 2 мая 1945 г.

18. Первым секретарем ЦК КПСС после снятия Н.С. Хрущева стал: а) М.А. Суслов б) Л.И. Брежнев в) А.Н. Косыгин г) Ю.В. Андропов д) М.С. Горбачев

19. В. Путин был избран президентом Российской Федерации в … году.

а) 2000 б) 1991 в) 1996 г) 1990 д) 1999

20. Роспуск СССР и создание СНГ произошли в соответствии с Беловежскими соглашениями…

а) 8 декабря 1991г.; б) 19 августа 1991г.; в) 12 декабря 1993г.; г) 11 марта 1985г.; д) 31 декабря 1991 г.

 

Зав. Кафедрой                                              Е.В. Бодрова

 

Вариант 2.

1. Кого принято считать «отцом истории:

а) Полибия; б) Тацита; в) Геродота

2. Название какого восточнославянского племени имеет значение «болотные люди»?

а) древляне б) дреговичи в) дулебы

3. Кто был первым правителем Киевской Руси:

а) Игорь; б) Святослав; в) Олег

4. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий

а) поход князя Олега на Киевб) крещение Руси в) создание «Русской правды».

5. Первое поражение монголо-татарам было нанесено русскими дружинами:

а) на р.Дон. (Куликовская битва) б) на р.Воже в) на р.Угре г) на р.Сити

6. Первый общерусский Судебник был принят в правлении…

а) Ивана Калиты б) Ивана III в) Ивана IV г) Владимира I

7. Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты; б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией;

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

8. В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа?

а) общественное положение определялось не происхождением, а чином; б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения;

в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия; г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство.

9. Политика, направленная на осуществление либеральных реформ во имя сохранения феодального строя, связанная с именем Екатерины П – это…

а) индустриализация б) протекционизм в) просвещенный абсолютизм г) меркантилизм

10. Россия вступила в XIX век:

а) республикой с рыночной экономикой;

б) конституционной монархией со смешанной экономикой;

в) монархией с господством феодально-крепостнических

отношений при наличии мелкотоварного производства.

11. Указ о «вольных хлебопашцах» Александра I (1803 г.):

а) разрешал крестьянам распахивать ранее не освоенные земли;

б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп;

в) закрепощал вольных крестьян.

12. Крестьянская реформа 1861 г. привела к:

а) освобождению крестьян от личной зависимости от помещика и переходу к общинному землепользованию; б) отмене крепостного права с немедленным переходом земельного надела в частную собственность крестьянина;

в) отмене помещичьего землевладения и ликвидацию крестьянской общины

13. Целью столыпинской аграрной реформы являлось(ась)…
а) создание широкого слоя крестьян-собственников б) отмена крепостного права в) восстановление временнообязанного положения крестьян
г) национализация земли д) укрепление крестьянской общины.

14. Внутренняя политика Александра Ш, направленная на пересмотр реформ 1860-1879-х гг., получила название:

а) протекционизм б) просвещенный абсолютизм в) контрреформы г) либерализм

15. «Манифест» Николая II, даровавший политические права и свободы, создание парламента, был принят…

а) 17 октября 1905 г. б) 9 января 1905 г. в) 3 июня 1907 г. г) 1 августа 1914 г. д) 17 октября 1907 г.

16. «Союз 17 октября» (октябристы), Партия народной свободы (кадеты) относились к партиям…

а) либеральным б) социалистическим в) монархическим г) революционным д) социал-демократическим

17. Форсированная индустриализация завершилась …

а) началом научно-технической революции; б) вступлением СССР в постиндустриальный этап развития в) переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства г) обеспечением технико-экономической независимости страны

18. Курс руководства СССР с середины 1980-х гг. на модернизацию советской системы получил название…

а) перестройка б) суверенизация в) «Ново-огаревский процесс» г) десталинизация д) приватизация

19. Началом «холодной войны» считается выступление в Фултоне 5 марта 1946 г. ...

а) У. Черчилля б) И. Сталина в) Ф. Рузвельта г) Г. Трумэн д) Ш. де Голля

20. Попытка выработки нового Союзного договора летом 1991г. получила название…

а) «Ново-огаревский процесс» б) «августовский путч» в) «оттепель»

г) «парад суверенитетов» д) Беловежский процесс

Зав. Кафедрой                                                                            Е.В.    Бодрова



Вариант 3.

  1. Основоположником антинорманизма считается:

а) М.Н. Покровский б) В.О. Ключевский в) В.Н. Татищев

г) М.В. Ломоносов

  1. Какой термин у восточных славян обозначал сбор дани?

а) полюдье б) ясак в) выход

  1. Какое событие принято считать концом Античного мира и началом Средневековья?

а) Падение Рима; б) Падение Византии; в) Создание империи Карла Великого.

  1. Укажите правильное соответствие между понятием, относящимся к истории Киевской Руси и его определением

1) вотчина                а) первый письменный свод законов Древней Руси

2) «Русская Правда» б) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

3) посад                    в) наследственное земельное владение

  1. Первый общерусский Судебник был принят в правлении…

а) Ивана Калиты б) Ивана III в) Ивана IV г) Владимира I

  1. Земский Собор – это:

а) храм, сооруженный на средства земских учреждений;

б) высшее сословно-представительное учреждение;

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

  1. Новым явлением в хозяйстве России в XVII в. было:

а) возникновение мануфактур; б) появление государственного сектора экономики; в) складывание натурального хозяйства.

  1. «Соборное Уложение» было принято в правление

а) Бориса Годунова б) Михаила Романова в) Алексея Михайловича г) Петра I

  1. Центральные учреждения, созданные в начале XVIII в., назывались:

а) министерства; б) коллегии; в) приказы.

  1. В каком документе Екатерины II предусматривалось значительное расширение прав и привилегий дворянства:

а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.; 

б) в учреждении для управления губерний Всероссийской империи в 1775 г.;

в) в «Наказе» Уложенной комиссии.

  1. Он «был – не скажем избран, но выкрикнут царем», впервые в российской истории присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. О каком правителе идет речь?

а) Борис Годунов; б) Михаил Романов; в) Василий Шуйский; г) Лжедмитрий I.

  1. В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа?

а) общественное положение определялось не происхождением, а чином; б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения;

в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия; г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство.

  1. Когда было отменено крепостное право в России:

                 а) 19 февраля 1861 г.; б) 20 марта 1861 г.; в) 1 февраля 1862 г.

  1. Возникшие в конце XIX века объединения предприятий, осуществлявшие контроль над рынками путем концентрации материальных и финансовых ресурсов, назывались…

                  а) торговыми корпорациями б) монополиями в) мануфактурами г) фабриками н

  1. Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии; г) провозглашение конституционной монархии в России

д) разрешила аграрный и рабочий вопросы

  1. Свертывание новой экономической политики (НЭПа) относится к…

а) к концу 1980-х гг. б) началу 1920-х гг. в) началу 1930-х гг.

  1. Переход к новой экономической политике (НЭПу) был вызван…

а) политическим и социально-экономическим кризисом в стране

б) началом гражданской войны в) началом I мировой войны

г) заключением Брестского мирного договора д) приходом к власти прозападных сил

  1. СССР и Германия, подписав 23 августа 1939 г. Договор о ненападении и секретные протоколы к нему договорились о:

а) дате нападения Германии на Англию и Францию б) разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе в) разделе сфер влияния на Балканах и в Азии г) разделе сфер влияния в Тихоокеанском регион

  1. Выберите утверждение, характеризующее развитие СССР в 1964-1985 гг.

а) углубление критики сталинизма б) разрешение частной собственности

в) широкомасштабный переход к рынку г) принятие Конституции «развитого социализма» д) децентрализация управления

  1. Программа радикальных реформ по переходу от плановой экономики к рыночной получила название…

а) «шоковая терапия» б) инфляция в) либерализация цен г) экономическая стабилизация д) монетизация

Зав. Кафедрой                                                                            Е.В.    Бодрова

Вариант 4

1. мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, движущей силой истории является:

а) абсолютная идея; б) отдельная личность; в) классовая борьба.

2. Кого считают автором «Повести временных лет»?

a) инока Евстратия б) монаха Нестора в) игумена Моисея

3. Какое событие произошло ранее других?

а) разгром половцев в начале ХП в. б) крещение Руси; в) походы Олега на Киев

4. Укажите правильное соответствие между методом и его определением

1) идеографический  а) классификация исторических явлений, событий, 

                                           объектов

2) сравнительный      б) описание исторических событий и явлений

3) типологический     в) сопоставление исторических объектов

                                              в пространстве и времени.

5. Под руководством какого русского князя произошел разгром Мамаева войска 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле:

а) Александра Невского; б) Ивана Калиты; в) Дмитрия Ивановича;

6. Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты;

б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией;

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

7. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена…

а) княгини Ольги, Ярослава Мудрого б) Даниила Московского, Ивана Калиты  

в) Василия Темного, Василия III

8. Что такое местничество:

а) система получения должностей боярами по принципу знатности;

б) обычай кровной мести, зафиксированный в «Русской правде»;

в) мещанское сословие.

9. Стоглав – под таким названием в русской истории известен(известны)…

а) общерусский свод законов, принятый при Иване Грозном; б) церковный Собор 1551 г., принявший свод церковных установлений из 100 статей; в)100 наиболее родовитых боярских фамилий, входивших в Боярскую Думу; г) верного ответа нет.

10. Главным итогом внешней политики Ивана IV было:

а) освоение Дальнего Востока; б) присоединение Средней Азии; в) завоевание Поволжья и Западной Сибири.

11. Политика, направленная на осуществление либеральных реформ во имя сохранения феодального строя, связанная с именем Екатерины П – это…

                а) индустриализация б) протекционизм в) просвещенный абсолютизм

12. Какой тип модернизации осуществлял Николай I:

                а) консервативный; б) либеральный; в) форсированный.

13. Всесословные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 г. – это…

а) коллегии б) земства в) министерства г) гильдии

14. Манифест» Николая II, даровавший политические права и свободы, создание парламента, был принят…

а) 17 октября 1905 г. б) 9 января 1905 г. в) 3 июня 1907 г. г) 1 августа 1914 г. д) 17 октября 1907 г.

 

15. Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии; г) провозглашение конституционной монархии в России

д) разрешила аграрный и рабочий вопросы

16. Свертывание новой экономической политики (НЭПа) относится к…

а) к концу 1980-х гг. б) началу 1920-х гг. в) началу 1930-х гг.

17. Форсированная индустриализация началась в СССР в … году.

а) 1921 б) 1928 в) 1933 г) 1924 д) 1935

18. В присутствии советских, английских, американских и французских представителей Германией … был подписан акт о безоговорочной капитуляции.

а) 8 мая 1945 г. б) 2 сентября 1945 г. в) 1 сентября 1939 г. г) 1 мая 1945 г.

д) 2 мая 1945 г.

19. Первым секретарем ЦК КПСС после снятия Н.С. Хрущева стал:

а) М.А. Суслов б) Л.И. Брежнев в) А.Н. Косыгин г) Ю.В. Андропов

д) М.С. Горбачев

20. Либерализация цен и начало приватизации государственной собственности в России связаны с именем…

а) Е.Т. Гайдара б) М.Е. Фрадкова в) С.В. Кириенко г) В.С. Черномырдин д) Е.М. Примакова

 

 

Зав. Кафедрой                                                                            Е.В.    Бодрова

Вариант 5.

1. Наиболее ранним представителем отечественной исторической школы является:

а) В.Н. Татищев; б) Н.М. Карамзин; в) М.В. Ломоносов

2. Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название:

а) эволюционизм б) субъективизм в) теологический г) волюнтаризм

3. Какое событие произошло ранее других?

а) разгром половцев в начале ХП в. б) крещение Руси; в) походы Олега на Киев

4. Укажите правильное соответствие между методом и его определением

4) идеографический  а) классификация исторических явлений, событий, 

                                           объектов

5) сравнительный      б) описание исторических событий и явлений

6) типологический     в) сопоставление исторических объектов

                                              в пространстве и времени.

5. Хронологические рамки монголо-татарского ига на Руси:

а)1237-1380 гг. б)1240-1480 гг. в)1243-1480 гг. г)1243-1380 гг.

6. Когда произошла Куликовская битва

а) 1380г. б) 1398г. в) 1378г.

7. Земский Собор – это:

а) храм, сооруженный на средства земских учреждений;

б) высшее сословно-представительное учреждение;

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

8. «Уложенная комиссия» была создана Екатериной II с целью:

а) разработки новой законодательной базы государства 

б) подготовки крестьянской реформы

в) подготовки «Жалованной грамоты дворянству»

г) проведения секуляризации церковного землевладения

9. Центральные учреждения, созданные в начале XVIII в., назывались:

а) министерства; б) коллегии; в) приказы.

10. В каком документе Екатерины II предусматривалось значительное расширение прав и привилегий дворянства:

а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.; б) в учреждении для управления губерний Всероссийской империи в 1775 г.; в) в «Наказе» Уложенной комиссии.

11. Промышленным переворотом называется:

а) формирование мирового рынка; б) переход от мануфактурного производства к фабричному;     

в) переход от ремесленного производства к мануфактурному.

12. Кто был автором военной реформы от 1 января 1874 г.:

а) Милютин Д.А.; б) Великий князь Константин Николаевич; в) Лорис-Меликов М.Т.

13. В чем суть экономической программы С.Ю. Витте:

а) в осуществлении индустриализации России, в создании и развитии машинного производства, в укреплении кредитно-финансовой системы;

б) в бурном развитии легкой и пищевой промышленности, в повышении благосостояния народа;

в) в ликвидации феодальных пережитков: самодержавия и помещичьего землевладения.

г) в предоставлении гражданам политических прав и свобод;

д) в отказе от иностранных инвестиций, развитие только с опорой на собственные силы.

14. Основное содержание царского манифеста 17 октября 1905 г. состояло:

а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы; б) в провозглашении демократической республики; в) в созыве Учредительного Собрания. г) в провозглашении всеобщего избирательного права; д) в даровании российскому народу Конституции.

15. О нарастании общенационального кризиса в России в годы I мировой войны свидетельствовал (о,а,и)…

а) неспособность правительства справиться с ситуацией в стране

б) роспуск с началом войны Государственной думы

в) установление двоевластия г) события «Кровавого воскресенья»

д) Кронштадтский мятеж

16. Новой экономической политике (НЭПу) предшествовала (о) …

а) политика «военного коммунизма» б) коллективизация

в) индустриализация г) образование СССР д) хрущевская оттепель

17. Экономическая политика периода гражданской войны получила название…

а) «военный коммунизм»; б) НЭП; в) приватизация; г) индустриализация;

д) социализация; е) национализацией; ж) продналогом;

18. Борьба в послевоенный период (1946-1953 гг.) с «низкопоклонством перед Западом» получила название кампании против…

а) космополитизма; б) «антипартийной группы»; в) троцкистско-зиновьевского блока; г) культа личности; д) псевдомарксизма.

19. Курс руководства СССР с середины 1980-х гг. на модернизацию советской системы получил название…

а) перестройка; б) суверенизация; в) «Ново-огаревский процесс»; г) десталинизация; д) приватизация.

20. Роспуск СССР и создание СНГ произошли в соответствии с Беловежскими соглашениями…

а) 8 декабря 1991г.; б) 19 августа 1991г.; в) 12 декабря 1993г.; г) 11 марта 1985г.;

д) 31 декабря 1991 г.

 

Зав. Кафедрой                                                                            Е.В. Бодрова

Образец схемы к теме: «Образование Российского государства».

Схема

Перечень вопросов для подготовки к экзамену (оценка сформированности компетенций ОК-2 в рамках промежуточной аттестации по дисциплине):

1. История как наука. Методы и методология изучения истории.

2. Исторические источники

3. Русская историческая школа.

4. Великое Переселение народов в III – VI веках.

5. Происхождение и становление Древнерусского государства.

6. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.

7. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

8. Значение принятия Русью христианства в православном варианте.

9. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке.

10. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны.

11. Социально-экономические и политические предпосылки формирования единого Российского государства.

12. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении Северо-восточных русских земель. Отличие российской централизации от аналогичных процессов в Западной Европе.

13. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма.

14. Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина. Точки зрения на правление Ивана Грозного.

15. Смутное время в России: историческая обусловленность и пробуждение национального самосознания. Проблема исторического выбора путей развития.

16. Итоги Смутного времени. Усиление централизации государства.

17. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

18. Россия при Петре I: социально-экономическая политика, реформа органов управления и суда, формирование новой армии и создание флота, ломка старых традиций и зарождение новой культуры.

19. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.

20. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма: характер власти, социальная структура, общественное сознание.

21. Значение реформ Петра I для исторического развития Российского государства.

22. Эпоха дворцовых переворотов.

23. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия.

24. Внешнеполитическое и военное могущество России в ХVIII в. Российская имперская модель государственности.

25. Промышленный переворот в России. Особенности развития капиталистических отношений, формирования общероссийского рынка и третьего сословия.

26. Правление Александра I «время упущенных возможностей»?

27. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

28. Консервативная модернизация Николая I.

29.  Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в.

30. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.

31. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора пути развития России во второй половине XIX в.

32. Реформы и контрреформы в правление Александра III.

33. Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России.

34. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации.

35. Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность. Итоги, последствия.

36. Революция 1905 – 1907 гг. Изменения в политической системе. Опыт думского «парламентаризма» в России.

37. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.

38. Роль России в системе международных отношений в начале ХХ века. Первая мировая война: причины, ход, итог, последствия.

39. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и ее противоречия.

40. Общенациональный кризис в России в 1916 – 1917 гг., его истоки.

41. Февральская революция 1917 года. Двоевластие: причины возникновения и сущность.

42. Классы и партии от Февраля к Октябрю 1917 г. Кризисы власти.

43. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Феномен большевизма.

44. Причины, основные этапы, итоги гражданской войны.

45. НЭП: теория, политика, практика.

46. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

47. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, темпы. Итоги.

48. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

49. СССР в системе международных отношений накануне и 1-й период Второй мировой войны.

50. Великая Отечественная война, характер, этапы, основные события. Истоки Победы.

51. Роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма.

52. Послевоенное устройство и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.

53. Научно-техническая революция и формирование нового облика мира.

54. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война», причины, основные этапы, предварительные итоги.

55. «Оттепель», стагнация, перестройка, кризис: алгоритмы развития СССР в послевоенный период.

56. Распад СССР. Причины и последствия. 

57. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия. Итоги либеральной концепции российских реформ.

58. Современная Россия на новом этапе модернизации. 2000 г. – по настоящее время.

 

Комплекты контрольных заданий Фонда оценочных материалов по дисциплине «История» представлены в Приложении 2.

 

6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

Процедуры и средства оценивания элементов компетенций по дисциплине «История»

 

Процедура проведения

Средство оценивания

Текущий контроль

Промежуточный контроль Выполнение устных заданий Выполнение письменных заданий Выполнение практических заданий Экзамен Продолжительность контроля По усмотрению преподавателя По усмотрению преподавателя По усмотрению преподавателя В соответствии с принятыми нормами времени Форма проведения контроля Устный опрос Письменный опрос Письменный опрос В письменной форме Вид проверочного задания Устные вопросы Письменные задания Практические задания тест Форма отчета Устные ответы Ответы в письменной форме Ответы в письменной форме Ответы в письменной форме Раздаточный материал Нет Справочная литература Справочная литература Справочная литература

 

7. Ресурсное обеспечение дисциплины

 

7.1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины

а) основная литература:

1. Беспятова Е.Б., Бодрова Е.В., Даноян В.Л. Захаров В.Ю. и др. История: Электронное издание МГУПИ. Конспект лекций. М., МГУПИ.2015.

2. Зуев М.Н. История России: Рек. НМС МО и науки РФ в кач. учеб. пособия для технических вузов. -4-е изд., перераб. и доп М.: Юрайт-Издат, 2015. - 531 с.

3.  История России: Учебник / А. С. Орлов [и др.]. М.: Проспект, 2013. 528 с.

4. Кириллов В.В. История России: Рек. Минобрнауки РФ и УМО: электронный учебник. М. Юрайт. 2014

5. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. -М.: КноРус, 2015. -536 с.

6. Сёмин В.П. Россия и мир: учебное пособие для бакалавров. М. Кнорус. 2016. -544с.

 

б) дополнительная литература:

1. Бутурлин Д.П. История Смутного времени в России в начале XVII века. М. Кучково поле. 2012.

2. Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. М. Вече. 2014.

3. Бодрова Е.В. Распад СССР: споры о будущем. М., 2016.

4. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики СССР и РФ. М., 2014.

5. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Государственная научно-техническая политика в модернизационной стратегии России: монография. М., 2013.

6. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Эволюция государственной экономической политики: спорные проблемы. М., 2016.

7. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Технологическое отставание как фактор распада СССР и вызов для современной России. М., 2017.

 

в) Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы:

1. «Мир истории» (Российский электронный журнал)  http://www.historia.ru/

2.  «Россия – XXI» (Общественно-политический журнал)  http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

3. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам  http://humanities.edu.ru /

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов  http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

5. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

6. Карамзин Н.М. История государства Российского  http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm

7. История России (Р.Г. Скрынников. У истоков самодержавия; А. Янов. В ее земле закопанные клады; А. Векслер, А. Мельникова. Монеты «господарей всея Руси» – великих князей Московских Ивана III и Василия III; Е.В. Пчелов, В.Т. Чумаков. Иван III Васильевич Великий; Г.В. Вернадский. Внешняя политика Ивана III Внутренняя политика Ивана III; В.С. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...»)  http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm

8. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века – http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm

9. Воронин А.В. История Российской Государственности  http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

10. Интернет-проект «1812 г.»  http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

11. Библиотека «Музея декабристов»  http://decemb.hobby.ru/

12. Вторая мировая война 1939 – 1945  http://1939-1945.net/main.shtml

13. Победители – солдаты Великой войны http://www.pobediteli.ru/

14. http://rushistory.stsland.ru/index.html Российская история. История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история

15. http://www.istorya.ru/ История России и Всемирная история

16. http://www.gumer.info/ представление различных, полярных точек зрения на исторические, культурные, религиозные события

17. http://www.rusempire.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=178

Российская империя. История государства российского. Сайт по истории России с древнейших времен по наши дни

18. http://www.polithistory.ru/ Официальный сайт государственного музея политической истории России

19. http://www.sovr.ru/ Официальный сайт Государственного Центрального Музея Современной Истории России

20. http://www.hrono.ru/index.html ХРОНОС – всемирная история в Интернете. Главным структурообразующим элементом ХРОНОСа стали хронологические таблицы и система указателей (биографических, предметных, географических, этнографических, религиоведческих и пр.).

21. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html Атлас всемирной истории (Atlas of World History).

22. Справочно-информационные системы («Гарант», «Консультант»).

 

7.2. Перечень программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса по дисциплине:

Комплект лицензионного программного обеспечения: MS Windows, MS Office.

a. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине:

- Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации;

- Аудитория для самостоятельной работы, оснащенная компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду;

- Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации.

    Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров54.03.01 – «Дизайн» с учетом специфики профиля подготовки – «Графический дизайн».



Приложение 1

Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «История» имеет своей целью способствовать формированию у обучающихся общекультурных компетенций ОК-2 в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 54.03.01 – «Дизайн» с учетом специфики профиля подготовки – «Графический дизайн».

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России;

- основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.

Уметь:

- критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений.

Владеть:

- навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества;

- навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата

Дисциплина «История» является дисциплиной базовой части блока «Дисциплины»

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

Формы промежуточной аттестации – экзамен.

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История»

Карта компетенций

Контролируемые компетенции Планируемые результаты обучения

ОК-2 (способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции)

Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.
Уметь: критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений.
Владеть: навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России

Оценочные материалы

Раздел 1. Задания для текущего контроля

Целью текущего контроля знаний является установление подробной, реальной картины студенческих достижений и успешности усвоения ими учебной программы на данный момент времени. В условиях рейтинговой системы контроля результаты текущего оценивания, обучающегося используются как показатель его текущего рейтинга.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра, в ходе повседневной учебной работы по индивидуальной инициативе преподавателя. Данный вид контроля стимулирует у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплины.

Формы проведения текущего контроля включают выполнение практических заданий, тестирования, написание эссе, работу над презентациями и проектами.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1 Подготовка информационного сообщения для практического занятия. Информационное сообщение – небольшое по объему дополнение к вопросам, рассматриваемым на семинарских занятиях. Студент излагает подготовленные им материалы в аудитории, принимая участие в дискуссии по тому или иному вопросу. Информационное сообщение должно отвечать следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Целью такого выступления является подготовка студентов к самостоятельному анализу учебной и научной литературы и выработка у них опыта самостоятельного мышления по проблемам курса.

Вопросы для подготовки информационного сообщения содержатся в планах семинарских занятий по дисциплине и другой методической литературе или предлагаются преподавателем после изучения соответствующей темы курса.

Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5-10 мин.

2 Составление краткого конспекта . Конспект – это одна из разновидностей вторичных документов фактографического ряда, краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов. Составление конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Существует две разновидности конспектирования:

· конспектирование письменных текстов (документальных источников, нормативных документов, статей, помещенных в специализированных периодических изданиях);

· конспектирование устных сообщений (например, лекций).

Конспект может быть кратким или подробным.

Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

 Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника. Если речь идет о научной статье, помещенной в специализированных периодических изданиях, то следует указать фамилию автора, наименование статьи, название журнала, а также год и номер данного периодического издания. Если речь идет о конспектировании нормативных документов, то следует обратить внимание на действующую редакцию данного документа.

Отчет о составлении конспекта предоставляется в письменном виде. Кроме того, студент кратко излагает главные положения и выводы в аудитории. Регламент устного сообщения на семинарских занятиях – 3-4 минуты. Преподаватель просматривает предоставленный конспект.

3 Составление словаря терминов по темам курса – вид самостоятельной работы обучающегося, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у работы обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

4 Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.

обучающимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

5 Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Практические задания

1) Вопросы для самостоятельного контроля знаний студентов.

Опрос проводится в устной или письменной форме, он может быть, как фронтальный, так и индивидуальным. Перечень вопросов по дисциплине приведен ниже:

 

- Норманы, варяги и русы: проблемы их участия в образовании Древнего государства.

- Социально-экономический строй Киевской Руси – была ли она классическим феодальным государством.

- Дискуссионные вопросы, связанные с принятием христианства на Руси.

- Золотоордынское иго – было ли оно на самом деле? (анализ концепции Л.Гумилева)

- Особенности создания единого Российского государства (в сравнении со странами Запада)

- Анализ возможных центров объединения русских земель (Литва, Тверь, Москва). Причины победы Москвы.

- Эпоха Ивана Грозного и выбор путей дальнейшего развития страны (реформаторская и деспотическая альтернативы).

- Смутное время и утраченные возможности.

- Алексей Михайлович консерватор или реформатор?

- Создание империи Петра I и проявление имперской политики при Петре и его приемниках в XVIII веке.

- Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Сравнение с такой же политикой Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии, Густава III в Швеции.

- Феномен Павла I.

- Могла ли Россия стать конституционной монархией при Александре I?

- Спорные вопросы Отечественной войне 1812 г.

- Движение декабристов имело ли оно шансы на успех?

- «Великие реформы» Александра II: проблема взаимоотношения власти и общества.

- Попытка модернизации России на рубеже XVIII-XIX вв.: почему не удалось предотвратить революционный взрыв?

- Можно ли считать Николая II святым?

- Можно ли считать В.И. Ленина великим государственным деятелем?

- Витте и Столыпин: сравнительная характеристика.

- Россия в период Двоевластия. Был ли неизбежен приход к власти большевиков?

- Спорные вопросы гражданской войны в России.

- «Военный коммунизм» в чем двойственность этой политики?

- НЭП: причины введения, основные мероприятия и причины отмены.

- Загадки сталинского режима (спорные вопросы биографии Сталина).

- Тоталитарные режимы Сталина и Гитлера: сравнительная характеристика

- Номенклатура в СССР: этапы становления и дальнейшая судьба

- Внешняя политика СССР в 1945-1991 гг.: можно ли ее считать имперской?

- «Перестройка» Горбачева: соотношение целей и результатов.

- Был ли неизбежен распад Советского Союза?

- Пути и перспективы развития современной России в сравнении с передовыми странами Западами и Востока (Япония, Китай)

- «Новая хронология» Фоменко и Носовского: прорыв в науке или фальсификация?

- Причины появления и особенности самозванства на Руси.

- Крестьянские войны в истории России: можно ли их считать гражданскими войнами?

- Альтернативные пути развития российского общества в программных документах политических партий начала ХХ века.

- Почему Николай II не соглашался на конституционную монархию?

- Отказ от НЭПА: историческая неизбежность или проявление субъективизмы?

- Переход к рыночной экономике: причины неэффективности реформ.

Задания для семинарских занятий

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №1

Назовите и охарактеризуйте причины возникновения средневековой государственности в Европе. Назовите и дайте оценку основных теорий происхождения Киевской Руси.

Назовите основные этапы монголо-татарского ига и его влияния на экономическое и политическое развитие страны.

Охарактеризуйте причины и результаты принятия Русью христианства в православном варианте.

 Осуществите сравнительный анализ социально-политического строя Киевской Руси и европейских государств в X-XII вв.

Сформируйте, на основе анализа исторических источников и литературы, схему основных причины и последствия политической раздробленности Руси.

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №2

 Назовите и охарактеризуйте предпосылки, причины, этапы, особенности образование Российского централизованного государства.

Охарактеризуйте положительные и отрицательные итоги царствования Ивана Грозного.

Определите историческую обусловленность и значение Смутного времени в России для пробуждения национального самосознания. Проанализируйте проблему исторического выбора путей развития.

Проанализируйте основные отличия в развитии Европы в начале Нового времени от предшествующей эпохи.

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №3

Назовите и кратко охарактеризуйте основные события Российской и европейской истории в XVIII веке.

Назовите и охарактеризуйте основные направления Внешней политики России в ХVШ веке

Охарактеризуйте причины и итоги модернизация и европеизация России в ходе преобразований Петра I. Дайте оценку личности и деятельности царя-реформатора.

Проанализируйте и оцените основные мероприятия «Просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

Сформируйте схему структуры особенностей российской имперской модели государственности.

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №4

Назовите и кратко охарактеризуйте основные тенденции развития России и европейских государств в XIX веке.

Охарактеризуйте причины и сущность промышленного переворота и его последствий. Определите особенности промышленного переворота в России.

Проведите сравнительный анализ внутренней и внешней политики Александра I и Николай I.

Дайте оценку реформам 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития.

Сформируйте, на основе анализа исторических источников и литературы, схему: «Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке».

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №5

Назовите и охарактеризуйте основные события Российской истории начала XX века.

Проанализируйте и сравните особенности реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Выясните их экономическую, социальную и политическую сущность, итоги, последствия.

Проанализируйте причины, сущность и итоги Революции 1905-1907 гг. в России.

Сформируйте, на основе анализа исторических источников и литературы, схему: «Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика».

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №6

Назовите и охарактеризуйте основные события Российской и мировой истории начала 30-50-х гг. XX века.

 Назовите и охарактеризуйте причины, этапы, противоборствующие силы, итоги, последствия Гражданской войны в России.

Назовите и охарактеризуйте цели, методы, итоги форсированная индустриализации в СССР.

Проанализируйте причины и итоги революционного кризиса в России в 1917 г.

Проанализируйте причины введения большевиками Военного коммунизма. Ответе на вопрос: «Бы ли это их сознательный выбор или необходимость?»

Определите причины перехода большевиков к НЭПу и его «свёртывания» в 1928-29 гг. Выявите характерные черты НЭПа.

Сформируйте схему структуры политической системы СССР в 1929-1953 гг.

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №7

Назовите и охарактеризуйте основные события Российской и мировой истории начала 60-80-х гг. XX века.

Назовите и дайте характеристику основные событиям Первой и Второй мировой войны.

Проанализируйте причины кризиса международных отношений в первой половине ХХ века и его последствия. Первая и Вторая мировые войны.

Проанализируйте формирование новой парадигмы международных отношений во второй половине ХХ века. Выясните причины, сущность, этапы, итоги Холодной войны.

Сформируйте схему: «СССР в 1945-1991 гг.: основные этапы развития, их характеристика».

Вопросы и задания, рассматриваемые на семинаре №8

Назовите и охарактеризуйте основные события Российской и мировой истории начала 90-х гг. XX – начала XXI вв.

Проанализируйте причины и последствия распад СССР.

Сформулируйте основные направления и проблемы становления новой российской государственности.

Сформируйте схему: «Изменения в политической, экономической и социальных сферах России 1990-е и 2000-е годы».

Компетенции

Цифр. Оценка 1 Неуд. Не имеет необходимых представлений о проверяемом материале 2 Удовл. или неуд. (по усмотрению преподавателя)   Знать на уровне ориентирования, представлений. Субъект учения знает основные признаки или термины изучаемого элемента содержания, их отнесенность к определенной науке, отрасли или объектам, узнает их в текстах, изображениях или схемах и знает, к каким источникам нужно обращаться для более детального его усвоения. 3 Удовл. Знать и уметь на репродуктивном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания репродуктивно: произвольно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях. 4 Хор. Знать, уметь, владеть на аналитическом уровне. Зная на репродуктивном уровне, указывать на особенности и взаимосвязи изученных объектов, на их достоинства, ограничения, историю и перспективы развития и особенности для разных объектов усвоения. 5 Отл. Знать, уметь, владеть на системном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания системно, произвольно и доказательно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях, учитывая и указывая связи и зависимости между этим элементом и другими элементами содержания учебной дисциплины, его значимость в содержании учебной дисциплины.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

( наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров)

Направление подготовки

54.03.01 «Дизайн»

 

(код и наименование)

Профиль

Графический дизайн

 

(код и наименование)

Институт

Физико-технологический

 

(краткое и полное наименование)

Форма обучения

очная

 

Программа подготовки

Академический бакалавриат

 

Кафедра

Истории

 

(краткое и полное наименование кафедры, разработавшей РП дисциплины (модуля) и реализующей ее (его))

             

 

Москва 2018

 

                                        

МИНистерство науки и высшего образования РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

« МИРЭА – Российский технологический университет»

РТУ МИРЭА

 

 

 

 

Программа дисциплины  разработана д.и.н. проф. Бодрова Е.В, к.и.н., доц. Даноян В.Л.
  (степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков)

 

Программа дисциплины  рассмотрена и принята

на заседании кафедры «История»
  (название кафедры)

Протокол заседания кафедры от «28» августа 2018 г. № 1

 

Заведующий кафедрой   (Е.В. Бодрова)
  (подпись) (И.О. Фамилия)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Программа дисциплины  разработана д.и.н. проф. Бодрова Е.В, к.и.н., доц. Даноян В.Л.
  (степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков)

 

Программа дисциплины  рассмотрена и принята

на заседании кафедры «История»
  (название кафедры)

Протокол заседания кафедры от «28» августа 2018 г. № 1

 

Заведующий кафедрой   (Е.В. Бодрова)

 


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «История» имеет своей целью способствовать формированию у обучающихся общекультурных компетенций ОК-2 в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 54.03.01 – «Дизайн» с учетом специфики профиля подготовки – «Графический дизайн».

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «История» является дисциплиной базовой части блока «Дисциплины» учебного плана направления подготовки бакалавров 54.03.01 – «Дизайн» с профилем подготовки – «Графический дизайн». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 акад. час.).

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения программы бакалавриата (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции (код и название компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

ОК-2 (способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции)

Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.
Уметь: критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений.
Владеть: навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России.

4. Содержание дисциплины

4.1. Распределение объема и содержания дисциплины (модуля) по разделам, семестрам, видам учебной работы и формам контроля

 

 

№ раздела

(темы)


Объем (в академ. часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.