Этические проблемы эксперимента Милгрема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Милгрема не без оснований подвергли резкой критике за неэтичность использованной в эксперименте процедуры. Ведь участников убеждали в том, что они причиняют боль другому человеку, тогда как на самом деле актер, притворявшийся, что ему больно, просто изображал страдание. В результате многие испытуемые пережили сильный стресс; то, что они причиняли страдания совершенно незнакомому человеку, могло привести к серьезной психологической травме.

Феномен «Тесного мира»
 

Как уже говорилось, больше всего Стэнли Милгрем прославился описанным выше экспериментом, но он участвовал и в ряде других известных опытов и исследований. Например, вам приходилось слышать о шести степенях отдаления и правиле шести рукопожатий? Если да, то благодарите за это Милгрема.

В 1950‑х годах политолога Ифила де Сола Пула и математика Манфреда Кохена заинтересовала пара любопытных вопросов: какова вероятность того, что у двух абсолютно незнакомых друг с другом людей окажется общий друг? А если общего друга нет, то сколько звеньев цепи потребуется, чтобы соединить двух незнакомцев? Спустя десять лет Стэнли Милгрем, вознамерившись ответить на эти вопросы, провел эксперимент, известный сегодня как «эксперимент тесного мира».

Милгрем разослал триста писем с инструкциями людям, живущим в Оттаве (штат Небраска) и Вичите (штат Канзас), а в массачусетском Бостоне установил «цель». Людей попросили отправить письмо другу, который, по их мнению, был близок к этой цели (и которого они действительно хорошо знали). Эти их друзья тоже получили инструкции, в результате чего образовалась своего рода цепочка. Милгрем получил почтовые открытки с указанием каждого адресата и сделал отметки о взаимоотношениях между отправителем и получателем. Проведя анализ, психолог обнаружил, что практически во всех случаях цепочки, соединявшие каждую пару участников исследования, состояли из пяти-шести звеньев.

Следует признать, что Стэнли Милгрем показал людям их самих с удивительной и даже пугающей стороны. Если его в высшей степени полемическое (сегодня ставшее классикой) исследование в области подчинения авторитету продемонстрировало крайне негативный стереотип поведения человека в определенных обстоятельствах, то «тесный мир» показал, насколько мы все близки и взаимосвязаны. Труды Милгрема и по сей день не теряют своей несомненной актуальности и оказывают огромное влияние на развитие психологии, а он по праву пользуется репутацией одного из наиболее обсуждаемых ученых во всей истории психологии.

Альфред Адлер
 (1870–1937)
 Все дело в индивидуальности
 

 

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года в семье еврейского торговца зерном. В детстве мальчик страдал рахитом и научился ходить только в четыре года, а когда Альфреду исполнилось пять лет, он заболел пневмонией и едва не умер. Столь ранее и тесное знакомство с болезнями породило в ребенке интерес к медицине, и впоследствии он стал врачом.

После медицинской школы Адлер работал офтальмологом, но со временем переквалифицировался в терапевта. Он открыл кабинет в районе Вены, заселенном в основном представителями низших слоев общества; через дорогу находились парк развлечений и цирк, поэтому среди его пациентов было много циркачей. Исследуя необычные качества этих людей – как их достоинства, так и недостатки, – Адлер начал развивать теорию неполноценности органов, согласно которой из-за физического дефекта или увечья человек испытывает чувство неполноценности и старается компенсировать свой недостаток. Позже этот жизненный опыт оказал огромное влияние на самые важные труды Альфреда Адлера в области психологии.

Постепенно Адлер все дальше отходил от офтальмологии; его глубоко заинтересовала психология. К 1907 году он получил приглашение присоединиться к дискуссионной группе Зигмунда Фрейда. Со временем эти собрания переросли в Венское психоаналитическое общество, а Зигмунд Фрейд назначил Адлера президентом и соредактором информационного бюллетеня этой организации. Но, несмотря на членство и даже президентство в этом сообществе, Адлер весьма громко заявлял о своем несогласии с некоторыми теориями Фрейда. Спустя некоторое время между сторонниками Фрейда и Адлера разгорелся серьезный конфликт, и Адлер и еще девять членов Венского психоаналитического общества вышли из его состава. В 1911 году они основали Общество свободного психоанализа, через год переименованное в Общество индивидуальной психологии.

Хотя Адлер в немалой мере помогал Фрейду в развитии такого направления психологии, как психоанализ, он одним из первых «откололся» от этой научной школы и создал свою, которую назвал школой индивидуальной психологии. Среди самых важных и значительных идей, предложенных этим научным направлением, была концепция комплекса неполноценности, согласно которой индивидуальность и поведение человека есть результат его действий, предпринимаемых с целью преодоления врожденного чувства неполноценности.

В годы Первой мировой войны Адлер сначала был врачом на русском фронте, а потом работал в детской больнице. С началом Второй мировой войны нацисты закрыли все клиники Адлера из-за его еврейского происхождения, и ученый вынужден был уехать в США, где стал профессором Лонг-Айлендского медицинского колледжа. 28 мая 1937 года во время лекционного турне у Адлера случился серьезный сердечный приступ, и он скоропостижно скончался, однако великий вклад этого ученого в развитие психологии надолго пережил его и во многом определил развитие психологической мысли во второй половине XX столетия.

Индивидуальная психология
 

Если Зигмунд Фрейд считал, что поведение людей основано на универсальных биологических факторах, то, по мнению Альфреда Адлера, поведение человека базируется на его конкретном жизненном опыте, среде, в которой он живет, и ряде факторов социального характера. Иными словами, по Адлеру, личность определяется конфликтом профессиональных, социальных и связанных с близкими взаимоотношениями факторов.

По сути, Адлер считал, что каждый человек уникален и что ни одна из ранее разработанных теорий не применима ко всем и каждому. Именно по этой причине он назвал свою теорию индивидуальной психологией. Эта теория невероятно сложна, поскольку охватывает широкий диапазон психологических тем и аспектов, однако ее основополагающий принцип на удивление прост, потому что базируется на одной-единственной идее – стремлении каждого индивида к успеху и превосходству.

Стремление к успеху и превосходству
 

Адлер утверждал, что действиями и поступками человека руководит его стремление к личной выгоде, которое психолог называл успехом. Поскольку все мы рождаемся с телом маленьким, хрупким и слабым, у нас изначально вырабатывается чувство неполноценности, от которого мы всеми силами стараемся избавиться. Люди, стремящиеся к превосходству, не слишком пекутся об интересах окружающих, фокусируясь исключительно на собственных, – следовательно, их психику нельзя считать здоровой. А вот те, кто стремится к успеху, делают это ради блага всего общества, не теряя при этом своей индивидуальности, – значит, с психологической точки зрения они абсолютно здоровы.

Научные определения

Комплекс неполноценности – это полностью или частично неосознаваемое чувство собственной никчемности, ущербности. Излишнее стремление к компенсации этого чувства может привести к возникновению невротических симптомов.

Комплекс превосходства – убежденность человека в том, что он лучше других, возникающая вследствие глубокого подавления чувства собственной неполноценности.

По Адлеру, личность человека формируется под влиянием следующих внешних факторов:

1. Компенсация – психический феномен, который выражается в том, что человек с явными недостатками, чувствующий себя неполноценным по сравнению с другими, ставит перед собой цель превзойти себя. Люди, которым это удается, добиваются успеха и в личной, и в общественной жизни.

2. Пассивность. Человек сдается, смиряясь со своими недостатками, и не стремится их преодолеть. Такой образ действий характерен для большинства людей.

3. Сверхкомпенсация – излишнее стремление к преодолению собственной слабости заставляет человека слишком сильно стремиться к успеху. По утверждению Адлера, такие люди, как правило, бывают невротиками.

Альфред Адлер предложил миру идеи, резко отличающиеся от идей Зигмунда Фрейда, поскольку, в отличие от основателя психоанализа, он строил свою теорию на концепции уникальности каждой личности, а не на универсальных биологических факторах. Отойдя от научной школы Фрейда и его последователей, Адлер предложил конкурентное видение на развитие психологии – особенно детской – и выработал принципы, которые и по сей день считаются фундаментальными принципами современной психологии.

Основные теории психологии групп
 Что происходит, когда люди собираются вместе
 

 

Группы оказывают на поведение человека огромное и чрезвычайно важное влияние, хотя мы далеко не всегда это осознаем. Человек ведет себя по-разному в зависимости от того, окружен он другими людьми или нет.

Социальная фасилитация
 

Согласно основному положению теории социальной психологии, находясь в одиночестве, мы намного больше расслаблены; нас не беспокоит, как наши поступки и действия выглядят со стороны. Если в это уравнение включается хоть один человек, наше поведение меняется и нас начинает гораздо больше волновать происходящее вокруг. Как показали исследования, в окружении людей мы с большей производительностью выполняем простые или хорошо заученные, знакомые задания. Однако когда мы пытаемся сделать что-то новое и трудное, то присутствие других, напротив, мешает, и производительность, соответственно, снижается. Этот феномен называется в психологии социальной фасилитацией, и суть его заключается в следующем: в присутствии посторонних человеку легче удается решение простых задач, но эффективность решения сложных снижается.

Возьмем, например, спорт. Если вы только начинаете учиться какой-нибудь спортивной игре, вам будет намного комфортнее тренироваться в одиночестве, чем в команде, потому что присутствие других людей заставит вас больше думать о том, что и как вы делаете, из-за чего вы будете чаще ошибаться. Если же вы профессиональный спортсмен, то присутствие зрителей вам только поможет, так как вы будете стараться как можно лучше продемонстрировать свои таланты.

Когда группы принимают решения
 

Как показали исследования, если решение принимается группой, как правило, имеет место одно из двух явлений: групповое мышление либо групповая поляризация.











Групповое мышление

Когда члены группы согласны по большинству вопросов, в ней возникает сильная тенденция на корню подавлять любое несогласие. Такая группа изначально нацелена на гармонию, она ждет ее и предвкушает. Если все со всеми соглашаются и всех все удовлетворяет, никому не хочется слышать противоположное мнение. Этот психологический эффект способен нанести огромный вред, поскольку члены группы отказываются выслушать все точки зрения и рассмотреть аргументы с разных сторон, из-за чего зачастую принимаются односторонние и импульсивные решения. Яркими примерами деструктивной природы группового мышления могут служить массовые беспорядки и суды Линча. Чтобы избежать негативного эффекта группового мышления, группе следует приветствовать в своих членах желание искренне выражать свое несогласие и побуждать их откровенно высказывать противоположную точку зрения.

Групповая поляризация

Этот феномен возникает, когда в ходе групповой дискуссии члены группы, подстегиваемые сами собой, начинают склоняться к крайне противоположным точкам зрения; вне группы такое явление невозможно. Например, в начале обсуждения некоторые люди довольно вяло высказываются против какого-либо решения, но к концу дискуссии уже все решительно и однозначно не согласны друг с другом по этому вопросу, и несогласие достигает критической отметки. Чтобы ограничить деструктивный эффект групповой поляризации, следует избегать однородности группы, принимающей решения.

Эффект свидетеля
 

Психологический феномен под названием эффект свидетеля приводит, пожалуй, к самым трагическим последствиям из всех, какие могут возникнуть в группе. Ученые обнаружили, что по мере расширения группы внутренний мотив помогать тем, кто нуждается в помощи, ослабевает. Это несколько сродни так называемой социальной лености, но эффект свидетеля возникает потому, что люди не проявляют решительность и инициативу, полагая, что кто-то это уже делает. Обратите внимание: это исключительно групповой феномен. Если в ситуации задействованы только два человека, один, скорее всего, подаст нуждающемуся руку помощи.

Один из самых известных страшных примеров эффекта свидетеля

Тринадцатого марта 1964 года в три часа ночи двадцатидевятилетняя Кэтрин (Китти) Дженовезе возвращалась с работы (она работала менеджером в баре). Когда она вышла из машины, к ней приблизился какой-то мужчина. Женщина побежала; но незнакомец погнался за ней и ударил ножом. Китти стала звать на помощь, и сразу в нескольких окнах, выходивших на улицу, зажегся свет. Нападавший сначала было ретировался, но затем, убедившись, что никто не выходит, вернулся к истекавшей кровью жертве. Женщина кричала, но преступник продолжал наносить ей удары до тех пор, пока она не умерла. Позднее выяснилось, что за этой ужасной картиной наблюдали почти сорок человек, но никто из них не пришел на помощь Китти Дженовезе. Звонок в полицию поступил только без десяти четыре, то есть почти через час после нападения.

Групповые нормы
 

Независимо от типа, будь то рабочий коллектив, спортивная команда, оркестр или компания друзей, для всех групп характерны сходные психологические процессы, и все они подчиняются определенным правилам.

1. Группы возникают практически из ничего. Общественная природа человека заставляет его становиться членом группы, поскольку такое членство улучшает его самоощущение.

2. В большинстве групп имеется свой обряд посвящения. Присоединяясь к уже существующей группе, человек, как правило, проходит определенный обряд посвящения: интеллектуальный, денежный, физический или основанный на подобном опыте. Группы хотят протестировать новичка и представить всё так, чтобы членство воспринималось другими как честь.

3. Группы способствуют развитию конформизма. В любой группе действуют определенные нормы и правила, которые соблюдают все члены. Эти нормы могут изменить поведение человека, заставляя его идти против своих убеждений, пусть даже более разумных и правильных (примеры такого поведения описаны в исследованиях социальной конформности Соломона Аша, но об этом мы поговорим позже).

4. Каждый член группы обязан выучить ее правила и нормы. Если вы нарушаете правила, установленные группой, другие ее члены непременно укажут вам на это.

5. Все члены группы играют в ней определенные роли. Хотя в группе действуют нормы, применимые ко всем ее членам, люди также обязательно исполняют в ней определенную роль и следуют правилам, касающимся этой роли.

6. В большинстве случаев лидеры в группе выделяются только со временем, причем нескоро. Хотя лидеры групп могут назначаться или навязываться, в большинстве случаев истинный лидер сначала приспосабливается к группе, а затем, добившись доверия ее членов, становится все более уверенным и со временем начинает вести остальных за собой.

7. Участие в группе способствует повышению эффективности. Как мы уже говорили, в определенных условиях присутствие других людей способствует тому, что человек быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Это особенно характерно для тех случаев, когда задание выполняется отдельно от других членов группы и его итоги будут оцениваться по способностям и достижениям исполнителя, то есть индивидуально.

8. В группах часто ходят слухи, в большинстве случаев правдивые. В 1985 году было проведено одно любопытное исследование в рабочей среде, показавшее, что 80 процентов времени люди обсуждают сплетни и слухи, которые в 80 процентах (!) случаев правдивы. Похожие результаты дали и другие подобные исследования.

9. Группы способствуют конкуренции. В группах люди нередко с подозрением и настороженностью относятся к членам соперничающих с ними групп, что создает настрой «мы против них». В таком случае, даже если отдельные люди из конкурирующей группы считаются готовыми и способными к сотрудничеству, группа-соперник в целом не вызывает доверия или рассматривается как плохая и недостойная внимания.

 

Все это свидетельствует о том, что группы играют в повседневной жизни человека невероятно важную роль и в огромной мере влияют на наши решения. Как уже говорилось, группы бывают разные: это и собрание топ-менеджеров, принимающих важнейшие финансовые решения, и компания друзей, рассуждающая о том, что заказать на обед. Само присутствие других весьма существенно влияет на наше поведение. Группа может возникнуть практически на пустом месте; она повышает эффективность одних ее членов, позволяя бездействовать другим; и в ней существуют определенные нормы и правила, которым следуют все ее члены.

Филип Зимбардо
 (род. в 1933 году)
 Человек, создавший свою тюрьму
 

 

Филип Зимбардо родился в Нью-Йорке 23 марта 1933 года. В 1954 году он окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра сразу по трем специальностям: психология, социология и антропология, а позже поступил в Йельский университет, где в 1955 году получил диплом магистра психологии. В 1959 году он стал доктором психологии.

После непродолжительной работы в Йеле Филип Зимбардо до 1967 года преподавал психологию в Нью-Йоркском университете. После чего он перешел в Колумбийский университет, а в 1968 году стал профессором Стэнфорда, где проработал вплоть до выхода на пенсию в 2003 году. (Впрочем, свою последнюю лекцию профессор прочел только в 2007 году.) Именно в Стэнфордском университете в 1971 году Филип Зимбардо провел свой самый знаменитый, оказавший сильное влияние на развитие психологии Стэнфордский тюремный эксперимент.

Хотя Зимбардо прославился прежде всего этим исследованием, он активно изучал такие поведенческие модели, как героизм, застенчивость и поклонение культу, и в течение своей научной карьеры опубликовал более пятидесяти книг. В 2002 году его избрали президентом Американского психологического общества; он основатель и руководитель образовательного проекта «Вообразить себя героем» (Heroic Imagination Project), который вдохновляет людей на героические поступки и призван объяснить, что заставляет одних творить зло, а других – становиться героями.

Стэнфордский тюремный эксперимент
 

Чтобы изучить причины неправомерного поведения в пенитенциарной системе и влияние обстоятельств на поведение человека, в 1971 году Филип Зимбардо разработал и провел любопытный эксперимент. Исследователя интересовал вопрос: что происходит, когда человека лишают достоинства и индивидуальности? Результатом стал поистине шокирующий Стэнфордский тюремный эксперимент – один из самых красноречивых опытов, когда-либо поставленных в психологии.

Переоборудовав подвал Стэнфордского университета под экспериментальную имитацию тюрьмы, Зимбардо и его команда дали в местной газете объявление о наборе желающих принять участие в двухнедельном исследовании; им предложили за это по 15 долларов в день. Из всех откликнувшихся отобрали двадцать четыре мужчины со здоровой психикой, эмоционально устойчивых, в основном белых представителей среднего класса. Затем участников произвольно поделили на две группы: двенадцати досталась роль надзирателей, а остальным – роль заключенных. Сам Зимбардо играл роль начальника тюрьмы.







Дата: 2019-11-01, просмотров: 276.