Включенность клиента в процесс консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит «нагнетать атмосферу», настаивать, пытаться выяснить все «до конца». Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Контрольные вопросы

1. Какие функции в профессиональном консультировании выполняют этические кодексы, почему большинство консультантов добровольно придерживаются их?

2. С какими из приведённых реплик вы согласны, с какими – нет? Ответ аргументируйте.

· Принципы нужны только в теории, на практике вполне можно обойтись без них.

· Консультант в любой момент может отказаться от любого их принципов во благо клиента.

· Принципы придуманы для начинающих консультантов, опытному психологу принципы заменяет интуиция.

· Принципы консультативной работы выполняют функцию ориентиров, опираясь на которые, психолог организует свою работу.

· Принципы – совокупность установок консультанта, основанных на его личном опыте.

· Принципы в консультативной работе есть нечто застывшее, их нужно менять в зависимости от проблемы и характеристик клиента.

· Никоких общих принципов в консультативной работе нет и быть не может. У каждого профессионала свои принципы.

· Принципы функционируют в профессиональном сознании в виде желательных установок, создающих область специфического «предназначения» по отношению к любому обращению клиента.

3. Проведите сравнительный анализ классификаций принципов психологического консультирования, предлагаемых Алёшиной Ю.Е., Флоренской Т.А. и Сапоговой Е.Е..

 

Задания для практической работы

1. Ознакомьтесь с различными кодексами («Кодексом строителя коммунизма», «Кодексом самурая», «Кодексом самурая бусидо», Уголовный кодекс, Семейный кодекс, см. приложение) и ответьте на вопросы:

· Какие сферы жизни и группы людей охватывают описанные в соответствующем кодексе положения?

· Что влечёт за собой нарушение соответствующего кодекса?

· Является ли соблюдение положений кодекса обязательным для соответствующих представителей?

· Как вы можете определить слово «кодекс» и его функции?

2. Решите предложенные этические задачи:

1) Клиент-подросток, работа психолога с которым сфокусирована на суицидальных намерениях, говорит о желании совершить попытку сегодня вечером. Противоречия, толкающие его на такой поступок, связаны с взаимоотношениями в семье, однако клиент отверг предложение психолога пригласить на консультацию родителей или иных родственников. Стоит ли сообщать о намерениях подростка кому-либо? Как поступить консультанту?

2) Директор учебного заведения, в котором работает консультант, обратился с просьбой предоставить образцы протоколов консультаций и анкет клиентов для публикации их в методическом пособии, рассчитанном на коллег-директоров. Как поступить консультанту?

3. Составьте морально-этический кодекс психолога.

4. Определите, какие из приведённых ситуаций содержат ошибки в организации консультативного дискурса и (или) несоблюдение этически норм психолога. Как нужно заменить неэффективные фразы?

1) Консультант А. (36 лет) встречает на приёме клиента Б. (40 лет): «Здравствуйте, давайте знакомиться, как мне Вас называть?» - «Борис Витальевич». – «Очень приятно, а меня Вы можете называть Аня».

2) Консультант В. завершает работу с клиентом Г.: «А еперь давайте посмотрим, чего же Вы добились сегодня в работе на консультации. Итак, Вы с моей помощью стали лучше разбираться в своих отношениях с женой…»

3) Клиент Д. обращается к консультанту Е.: «Скажите, а может быть, есть какие-то другие пути? Я не знаю, смогу ли это сделать… Возможно….» - «Никаких «возможно»! У нас есть чёткий план, и его надо реализовать во что бы то ни стало!»

4) Костультант Ж.: «Ну вот, теперь я вам все окончательно объяснила. Думаю, что я говорила доступно и ВЫ все поняли. Я готова выслушать Ваши вопросы, хотя мне кажется, что все и так ясно. Я считаю, что надо поставить все точки над «i», так для Вас будет лучше»

5) Консультант З. и клиент И. прощаются после нескольких недель совместной работы: «Мы неплохо поработали вместе и сейчас куда лучше понимаем, что происходило в Вашей жизни, чем в начале наших встреч. Давайте вместе подведём итоги. Итак, мы с Вами обсуждали Ваши взаимоотношения с дочерью…»

6) Консультант К. при обсуждении с клиентом Л. его отношений с начальником говорит: «А зачем Вам с ним считаться? Да и вообще с кем бы то ни было! Надо думать о себе и решать свои проблемы! Он же с вами не считается, не думает о ваших чувствах! Так бейте его его же оружием – безразличием, грубостью, наглостью!»

7) Консультант М. (43 года) обращается к клиентке Н. (15 лет), у которой последнее время не складываются отношения с матерью: «Ну разве ты сама не понимаешь, что надо всегда и во всем полагаться на материнские советы, делать, как мать велит. Мать ведь тебе плохого не пожелает. Она любит тебя, хочет, чтобы ты была счастлива, старается уберечь опрометчивых поступков. Она – твой главный друг, и её надо уважать. Она родила тебя на свет, жизнь дала, и ты ей должна быть за это благодарна. Твой дочерний долг – выслушивать её и следовать советам. Помнишь высказывание «чти отца и мать своих», вот это прямо для тебя».

Дата: 2019-11-01, просмотров: 644.